СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Русский язык. 9 класс. ФГОС. По учебно -методическому комплекту авторов Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой и др.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. Русский язык. 9 класс. По учебно -методическому комплекту авторов Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой и др. РП составлена согласно требованиям ФГОС на 2021-2022 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Русский язык. 9 класс. ФГОС. По учебно -методическому комплекту авторов Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой и др.»


Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Старобрянская СОШ»



«Утверждаю» «Согласовано» Программа рассмотрена и

директор заместитель по УВР одобрена на заседании МО

протокол №___от «__»_____20_ г.
___________ _____________ Руководитель МО_________

Владимирова М.А. Бурлакова О.Ю. Тютрина Н.М.








Рабочая программа

по русскому языку

для учащихся 9 класса.


Учителя Тютриной Татьяны Александровны






















с. Старая Брянь

2021 г











Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 9 классе составлена по учебно -методическому комплекту авторов Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой и др. ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта 2019 г.

2. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-2022 учебный год.

8.Учебный план МБОУ «Старобрянская СОШ» на 2021-2022 учебный год

Раздел I.

Цели изучения учебного предмета

Основные цели изучения русского языка в школе:

  • формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

  • формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

  • дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • проводить библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Раздел II. Содержание тем учебного курса и планируемые результаты изучения учебного
предмета
«Русский язык»


Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» в 9 классе

Общие сведения о языке. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа, говорящего на нём. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения. Использование лингвистических словарей (толковых, фразеологических, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов).

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон (повторение). Исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами: появление новых слов, изменение значений слов, перераспределение между активным и пассивным словарным составом. Использование лингвистических словарей (толковых, словарей устаревшей лексики, словарей иностранных слов, словарей русского языка начала XXI в.)

Выпускник получит возможность научиться:

― опознавать лексические и фразеологические единицы языка, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова с национальнокультурным компонентом значения; объяснять их значение с помощью лингвистических словарей;

― комментировать исторические изменения в словарном составе русского языка, обусловленные внешними факторами; оценивать уместность употребления современных неологизмов и иноязычных слов

Язык и речь, речевое общение

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая (повторение). Речевое общение и факторы, влияющие на его эффективность. Виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо. Аудирование с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации (повторение). Правила эффективного слушания
















Чтение и его виды: изучающее, ознакомительное, просмотровое (повторение). Приёмы работы с учебной книгой. строение и способы конструирования информационных запросов




































Говорение. Основные особенности устного высказывания. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сжатый, выборочный, развёрнутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с ситуацией общения; коммуникативные цели говорящего и их реализация в соответствии с темой и условиями общения в собственном высказывании (повторение)


















Письмо.

Основные особенности письменного высказывания. Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром.

Сочинения различных видов (сочинение-описание, сочинениерассуждение, сочинение-миниатюра и др.).

Особенности написания тезисов, плана, конспекта, аннотации, реферата (повторение), расписки, заявления, объявления, резюме.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) русского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний




Аудирование Выпускник научится:

- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передавать содержание прослушанного текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и уметь формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебнонаучного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

- передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться: ― понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического. (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится

- владеть практическими умениями ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических

(информационного, аналитического, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- владеть навыками работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- конструировать информационные запросы;

- отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), публично высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Выпускник научится:

Говорение

- участвовать в диалоге и полилоге, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения, в том числе с опорой на иллюстрации, фотографии и др., с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения

соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться:

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её,

- убеждать, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения; понимать и комментировать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Письмо.

Выпускник научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности, в том числе с опорой на произведения изобразительного искусства, с учётом целей и ситуации общения (сочинениеописание, сочинение-рассуждение, сочинениеминиатюра, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, расписка, заявление, объявление);

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; ʊ соблюдать в практике письменного общения основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: ― создавать рецензии, рефераты; ― составлять резюме, деловые письма, текст электронной презентации с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности современного русского языка:

разговорный язык, функциональные стили: научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы (повторение, обобщение).


























Официально-деловой стиль. сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официальноделового стиля.

Основные жанры официально-делового стиля: объявление, расписка, доверенность, заявление, резюме; их особенности. формы построения текстов официально-делового стиля речи.




















Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.) и их использование в речи (повторение).

Выпускник научится:

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научно-учебного стиля; устный ответ, объяснение, выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебнонаучную тему;

- различать, анализировать, создавать тексты официально-делового стиля (объявление, расписка, доверенность, заявление); соблюдать нормы построения текстов официально-делового стиля.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (рецензия, реферат, тезисы как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебнонаучные темы; резюме, деловое письмо как жанры официально-делового стиля; комментарий к электронной презентации, информационная заметка, интервью, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле); создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; ― выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Выпускник научится:

- выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка; ʊ анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительновыразительных средств.

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять в художественном тексте фактуальную и концептуальную, явную и скрытую информацию; ― различать тексты художественнопублицистического подстиля

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация типов сложных предложений. Сложносочинённое предложение.

Понятие о сложносочинённом предложении, его строении.

Виды сложносочинённых предложений.

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

Нормы построения сложносочинённого предложения.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

Повторение темы «Сложносочинённое предложение»

Выпускник научится:

- выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

- распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые);

- характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

- выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями;

- понимать особенности употребления сложносочинённых предложений в речи;

- выделять основные нормы построения сложносочинённого предложения;

- выявлять грамматическую синонимию сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами;

- проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения;

- применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать грамматическую синонимию сложносочинённых предложений и простых предложений с однородными членами в процессе создания и редактирование собственного текста

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение

Понятие о сложноподчинённом предложении. Союзы и союзные слова.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Классификация сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, цели и следствия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки.

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Нормы построения сложноподчинённого предложения; место придаточного определительного в сложноподчинённом предложении; построение сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным, присоединённым к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который».

Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение».

Выпускник научится:

- распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчинённого предложения,

- различать подчинительные союзы и союзные слова;

- различать виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения;

- выявлять сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

- выявлять однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей;

- выявлять грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами;

- понимать основные нормы построения сложноподчинённого предложения, особенности употребления сложноподчинённых предложений в речи;

- проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчинённого предложения.

- применять нормы построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков препинания в них. Выпускник получит возможность научиться:

анализировать и корректировать собственные высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм построения сложноподчинённого предложения;

использовать грамматическую синонимию сложноподчинённых предложений и простых предложений с обособленными членами в процессе создания и редактирования собственного текста;

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Виды бессоюзных сложных предложений. бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.

Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

Выпускник научится:

- характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;

- понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;

- проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзного сложного предложения;

- выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений; применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать грамматическую синонимию бессоюзных и союзных сложных предложений в собственной речевой практике;

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Выпускник научится:

- распознавать типы сложных предложений с разными видами связи;

- понимать основные нормы построения сложных предложений с разными видами связи;

- употреблять сложные предложения с разными видами связи в речи;

- применять нормы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;

- проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами связи.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства синтаксиса;

опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; ― объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи





Раздел III. Учебно - тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Введение

1 ч.

2.

Язык и речь, речевое общение

4 ч.

3.

Повторение изученного в 8 классе

6 ч.

4.

Функциональные разновидности языка

8 ч.

5.

Культура речи. Сложное предложение (4 ч)

4 ч.

56

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Сложное бессоюзное предложение

Сложное предложение с разными видами связи.


12 ч.

33 ч.

16 ч.

7 ч.

7.

Систематизация и обобщение изученного.

7 ч


8.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

5 ч.


ИТОГО

102 ч.

















Тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

(102 ч.)


Тема урока

Материал учебника

Всего часов

Дата

план

Дата

проведено


Введение. Язык. Речь. (5ч.)

1-2

Введение.

Язык как зеркало национальной культур

§ 1

2




3-4

Русский язык как развивающееся явление

§ 2

2




5

Развитие речи (аудирование, чтение)

§ 2

1




Повторение изученного в 8 классе (6 ч.)

6

7

Повторение изученного в 8 классе

§ 3

2




8

9

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение.

§ 4

2




10

11

Контрольный диктант и работа над ошибками


2




Функциональные разновидности современного русского языка (8 ч)


12

13

Функциональные разновидности современного русского языка. Официально-деловой стиль

§ 5

2




14

15

Русский язык - язык русской художественной литературы

§ 6

2




16

17

Р/Р. Сочинение-рассуждение

§ 6

2




18

19

Изложение. Контрольная работа по стилистике

§ 6

2




Культура речи. Сложное предложение (4 ч)


20

21

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

§ 7

2




22

23

Сочинение-рассуждение

§ 7

2




Сложносочинённое предложение (12 ч)

24

25

Понятие о сложносочинённом предложении, его строении

§ 8

2




26

27

Виды сложносочинённых предложений. Смысловые отношения между частями ССП

§ 9

2




28

Р. Р. Подробное изложение

§ 9

1




29

30

Знаки препинания в ССП предложениях

§ 10

2




31

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП предложения

§ 11

1




32

33

Повторение темы «Сложносочинённое предложение»

§ 12

2




34

35

Контрольная работа. Работа над ошибкам


2




Сложноподчинённое предложение (33 ч.)

36

Понятие о СПП

§ 13

1




37

38

39

Союзы и союзные слова в СПП. Знаки препинания в СПП

§ 14

3




40

41

Развитие речи. Сочинениерассуждение

§ 14

2




42

43

Классификация сложноподчинённых предложений

§ 15

2




44

45

СПП с придаточными определительными

§ 16

2




46

47

Р.Р. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

§ 16

2




48

49

СПП с придаточными изъяснительными

§ 17

2




50

51

Группы СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени

§ 18

2




52

СПП с придаточными места

§ 19

1




53

54

Р.Р. Составление плана текста

§ 19

2




55

56

57

СПП с придаточными причины, цели и следствия

§ 20

3




58

59

60

СПП с придаточными условия, уступки

§ 21

3




61

62

СПП с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными

§ 22

2




63

64

СПП с несколькими придаточными.

§ 23

2




65

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения

§ 24

1




66

67

Повторение темы «Сложноподчинённое предложение»

§ 25

2




68


Контрольный диктант./ Тестовая работа по теме «СПП»


1




Сложное бессоюзное предложение (16ч.)

69

70

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП)

§ 26

2




71

72

Виды бессоюзных сложных предложений

§ 27

2




73

74

БСП со значением перечисления.

Запятая и точка с запятой в БСП

§ 28

2




75

76

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Двоеточие в БСП.

§ 29

2




77

78

Р.Р. Дебаты

§ 29

2




79

80

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в БСП.

§ 30

2




81

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП

§ 31

1




82

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

§ 32

1




83

Тестовая работа по теме «БСП»


1




Сложное предложение с разными видами связи (7ч.)

84

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

§ 33

1




85

86

Развитие речи. Сочинение- рассуждение

§ 33

2




87

88

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

§ 34

2




89

90

Контрольная работа.

Работа над ошибками


2




Повторение и систематизация изученного (7 ч)


91

92

Повторение изученного в 5-9 классах

§ 35

2




93

94

Сочинение-рассуждение

§ 35

2




95

96

97

Контрольная работа в формате итоговой аттестации.

Работа над ошибками


3




Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (5ч.)

98

99

100

101

102

Повторение пунктуации.

Предложения с прямой речью.

Предложения с косвенной речью.

Знаки препинания в предложениях с косвенной речью.








Специфика контроля

Информация о ходе усвоения учебного материала получается в процессе следующих видов контроля:

  • Предварительный. Проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется в начале учебного года или перед изучением новой темы.

  • Текущий. Осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках.

  • Периодический. Подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце полугодия с учетом данных текущего контроля.

  • Тематический. Осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

  • Комбинированный (уплотненный). Сочетание устного и письменного опроса.

  • Итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие

  • формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный

  • методы контроля: устный, письменный (различные виды диктантов, тестовых работ, проверочные, срезовые самостоятельные работы, сочинение, изложение, контрольное списывание, взаимоконтроль, самоконтроль)



Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

для учителя и учеников:

  1. Список интернет-ресурсов для учителя и учащихся http://www.gramota.ru/

  2. Справочно-информационный портал «грамота.ру». http://www.gramota.ru/spravka/

  3. Справочная служба русского языка. http://www.gramma.ru

  4. Портал «Культура письменной речи». http://rusgram.narod.ru

  5. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка http://www.ruscorpora.ru

  6. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система. http://www.ets.ru/livelang/rus.htm

  7. Новое в русском языке. http://www.rusyaz.ru/

  8. Справочная служба русского языка. http://www.gramota.ru/slovari/

  9. Словари русского языка. http://www.slovari.ru/

  10. Русские словари. http://dic.academic.ru/

  11. Словари и энциклопедии на Академике. http://supercook.ru/spr-01-encyclopaedia.html

  12. Энциклопедии и словари. http://www.slovopedia.com/

  13. Эловопедия. http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm

  14. Словари русского языка онлайн. http://enc-dic.com/

  15. Энциклопедии и словари. http://www.slovari.ru/

  16. Электронная библиотека словарей русского языка. http://www.speakrus.ru/dict/

  17. Словари русского языка для скачивания. http://www.rubricon.com/





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!