основное общее образование 8 класс.
Программа разработана на основе примерной программы, созданной на основе компонента федерального государственного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М.М. Разумовская,
А также примерной программы, созданной на основе компонента федерального государственного стандарта: «Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А. Лекант. Программно-методические материалы. Русский язык 5 – 9 классы./ Сост. М.М. Разумовская, М.; Дрофа,2014 год.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику под ред. д.п.н. М.М.Разумовской, д.ф.н. П.А.Леканта «Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» (13-е изд. - М.: Дрофа, 2015).
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.
2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.
3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.
4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.
5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Курс русского языка в 8 классе в учебном плане школы рассчитан на 140 учебных часов (35 недель, 4 часа в неделю). В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Индустриальной СОШ на 2018 – 2019 учебный год и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год на реализацию программы отводится 136 часов
Повторение изученного в 5-7 классах .
Синтаксис .
Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как среде гва связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).
Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Оборудование,ЦОР,ЭОР | Домашнее задание | Дата проведения |
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД |
план | факт |
О языке (1ч.) |
1 | Русский язык в семье славянских языков | 1 | Комбинированный урок | Лекция, составление тезисного плана, работа с книгой | Составление тезисного плана | Значение русского языка как государственного языка, его место в группе восточных языков; владение монологической и диалогической речью | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Р: самостоятельно формулировать проблему , способность к целеполаганию; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству | | § 1 упр.4 | 03. 09 | |
Язык и речь.Правописание и культура речи. (Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах) 11 ч (6 +5р/р) |
2 | Р/Р. Разновидности речи | 1 | Повторительно – обобщающий урок | работа с текстом | | Знать понятие речь; разновидности речи; уметь указывать разновидности речи, используемые в тексте | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, совершенствование собственной речи | Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью; П: извлекать информацию, представленную в тексте; К: оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации; | | § 2 упр.8 | 04. 09 | |
3. | Р/Р. Стили речи | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Тема, основная мысль, план текста; стиль и тип речи. Структура текста, авторский стиль | Устное монологическое высказывание научного стиля | Знать стили речи и их признаки; уметь правильно и доказательно определять стилистическую принадлежность текста | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: при необходимости отстаивают свою точку зрения. | | § 3 упр.11 (3) | 05. 09 | |
4. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Работа с таблицей | объяснительный диктант | Знать условия выбора н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях; уметь различать прилагательные, причастия и наречия и определять их состав | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической речи. | Презентация к уроку | § 4 упр.16 | 06. 09 | |
5-6. | Слитное –раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Работа с таблицами и схемами | тест | Знать правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи; уметь различать части речи и объяснять правописание с ними частиц НЕ и НИ. | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи. | | § 5 упр.26,28 | 10-11 .09 | |
7-8. | Р/Р. Изложение на тему «Как я покупал собаку» Анализ изложения. | 2 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста; стиль и тип речи. Структура текста, авторский стиль | изложение | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Дописать изложение | 12-13. 09 | |
9. | Употребление дефиса | 1 | Комбинированный урок | Дефис как орфографический знак, условия написания дефиса в разных частях речи, состав слов. | Работа с таблицами и схемами; объяснительный диктант | Знать условия написания дефиса в разных частях речи; уметь различать части речи, определять их состав; правильно и доказательно употреблять дефис в словах. | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи; К: отстаивают свою точку зрения, аргументируя её. | | § 6 5упр.32(2) | 17. 09 | |
10. | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и других словоформ | 1 | Комбинированный урок | Условия написания слитно-раздельно-дефисного написания; наречия и омонимичные части речи | Предупредитель-ный диктант | Знать условия написания наречий им соотносимых с ними словоформ других частей речи; уметь отличать наречия от омонимичных частей речи и правильно их писать | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р:самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П:устанавливают аналогии и причинно – следственные связи; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения. | | § 7 упр.35 | 18. 09 | |
11. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Урок контроля | Урок контроля, орфография, пунктуация, грамматические разборы | Диктант с грамматическим заданием | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Ищут свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций | Р:самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: выполняют универсальные логические действия К: оформляют свои мысли в письменной форме | | Повторить орфограммы | 19. 09 | |
12. | Р/Р. Типы речи | 1 | Урок развития речи | Типы речи, их признаки | Анализ текста | Знать типы, их признаки; уметь определять тип речи предложенного текста | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р:самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | | § 8 упр.36 | 20. 09 | |
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 11 (7+2р\р) |
13. | Словосочетания, их строение и грамматическое значение | 1 | Урок комбинированный | Повторение сведений о словосочетании, полученных в предшествующие годы обучения: отличие от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация; словарный диктант | Формировать навык вычленения словосочетания из предложения, подбор синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее; уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; использование для решения познавательных задач различных источников информации | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи. | Электронный тренажёр | § 10 упр.46 | 24. 09 | |
14-16. | Связь слов в словосочетании | 3 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о видах связи в словосочетании; формирование умений: 1) определять способ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; | Исследование; проблемные задачи; работа со схемами, проверочный тест | Закрепить умения делать схемы словосочетаний; уметь определять способ подчинительной связи по вопросу, опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; учить предупреждать ошибки, связанные с образованием словосочетаний | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | § 10 упр.48, 54,56 | 25-26 27. 09 | |
17-19. | Предложение и его типы | 3 | Комбинированный урок | Предложение как основная единица языка, единица общения, средства выражения мысли, чувства, переживаний. основные типы предложений,грамматическая основа предложения,интонация | Распределительный диктант, редактирование текста | Знать понятие предложение; основные типы предложений; уметь распознавать и употреблять в речи предложения, разные по цели, интонации; находить грамматическую основу предложений | Прогнозируют оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений; К: отстаивают свою точку зрения, аргументируя её. | Презентация к уроку | § 11 упр.58, 60,62 | 01-02-03. 10 | |
20. | Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | Комбинированный урок | Способы связи предложений в тексте; средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | Знать способы и средства связи предложений в тексте; уметь выполнять комплексный анализ текста | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: выполняют универсальгние логические действия – анализ (выделение признаков); К: учатся критично относиться к собственному мнению. | | § 9 упр.42 | 04. 10 | |
21. | Р/Р.Подготовка к контрольному изложению по теме «Цените время» | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи, структура текста, авторский стиль | изложение | Уметь определять темы и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развёрнутом виде; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Дописать изложение | 08. 10 | |
22. | Р/Р. Контрольное изложение по теме «Цените время» | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи, структура текста, авторский стиль | изложение | Уметь определять темы и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: учатся критично относиться к собственному мнению. | | Дописать изложение | 09. 10 | |
23. | Простое предложение. Интонация простого предложения | 1 | Комбинированный урок | Простое предложение, его строение, грамматическая основа, схема простого предложения. Интонация, ее основные элементы | Объяснительный диктант | Знать строение простого предложения; понятие интонация, основные элементы и виды интонации; уметь находить грамматическую основу простых предложений и составлять их схемы | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. | | § 12 упр.65 | 10. 10 | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения( 7 часов) | |
24. | Подлежащее и способы его выражения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения | Опорные схемы; лекция; беседа; работа с книгой; текущий контроль | Знать основные единицы языка, их признаки, уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым; уметь работать с текстом изучаемого произведения; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | Электронный тренажёр | § 13 упр.70 | 11-10 | |
25-27. | Сказуемое и способы его выражения | 3 | Урок усвоения новых знаний | Расширить представление о сказуемом, его признаках, дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения; знать основные признаки выражения сказуемого | Комментированное письмо; упражнения, тренинг, работа с книгой; тест | Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении и выписывать предложения с различными типами сказуемых | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | Электронный тренажёр | § 14 упр.71,75,81 | 15, 16 17. 10 | |
28-29. | Тире между подлежащим и сказуемым | 2 | Урок усвоения новых знаний | Формирование пунктуационных навыков. Определение способов выражения подлежащего и сказуемого. Анализ условия постановки (или отсутствия) тире между подлежащим и сказуемым. | Конструирова-ние предложений; объяснительный диктант | Знать основные нормы русского литературного языка; уметь писать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием: использование тире; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Замечают и признают расхождения своих поступков с заявленными позициями, взглядами; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: учатся критично относиться к собственному мнению. | Презентация к уроку | § 15 упр.88,92 | 18-22. 10 | |
30. | Правила согласования главных членов предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы выражения подлежащего и сказуемого; правила согласования главных членов предложения | Комплексный анализ текста | Знать правила согласования главных членов предложения; уметь употреблять подлежащее и сказуемое в предложениях | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выводы. | | § 13 упр.94 | 23. 10 | |
Второстепенные члены предложении 13 (11+1 р\р) |
31-32. | Определение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Второстепенные члены предложения, определение, способы выражения определений; смысловая и художественная функция определений | беседа; конструиро-вание, словосочетаний и предложений; работа с книгой; словарный диктант; тест | Знать понятия второстепенные члены предложения, способы выражения определения; уметь распознавать в предложении определения, подчеркивать их как члены предложения и указывать способ выражения | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: учитывать разные мнения и стремиться к кординации различных позиций в сотрудничестве. | Электронный тренажёр | § 17 упр.100,104 | 24-25. 10 | |
33. | Виды определений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Виды определений(согласованные и несогласованные); приложение как особый вид определения. Условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом | Словарная работа, работа над речевыми нормами; объяснительный диктант | Знать виды определений, понятие приложения; условия употребления дефиса между приложением и определяемым словом; уметь распознавать согласованные и несогласованные определения; объяснять наличие или отсутствие дефиса между приложением и определяемым словом | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи. | | § 17 упр.105 | 06. 11 | |
34-36. | Дополнение | 3 | Урок усвоения новых знаний | Второстепенные члены предложения, дополнение. Способы выражения дополнений. Прямое и косвенное дополнение. Синтаксический разбор предложений, употребление дополнений | Лекция, тренировочные; работа с книгой; упражнения; составление плана; комплексный анализ текста | Знать понятия дополнение, приглагольное дополнение, прямое и косвенное, способы выражения дополнений; уметь выделять дополнения вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к дополнениям. | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: учатся критично относиться к собственному мнению. | Электронный тренажёр | § 18 упр.108, 111,113 | 07 08-12. 11 | |
37-39. | Обстоятельство | 3 | Урок усвоения новых знаний | Второстепенные члены предложения, обстоятельство; способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств. Синтаксический разбор предложений. | Тренировоч-ные; лекция; упражнения, словарная работа; работа с книгой | Знать понятие обстоятельство, способы выражения обстоятельств, разряды обстоятельств по значению; уметь выделять обстоятельства вместе с теми словами, к которым они относятся; правильно ставить вопросы к обстоятельствам, определять их значение и способ выражения | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Электронный тренажёр | § 19 упр.114,117,118 | 13-14- 15. 11 | |
40. | Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | 1 | Урок контроля | Проверить знания темы «Главные и второстепенные члены предложения» | диктант | Уметь письменно излагать свои мысли, проверить знания темы «Главные и второстепенные члены предложения» | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: умение формулировать собственное мнение и позицию. | | Повторить § 17-19 | 19. 11 | |
41. | Анализ контрольного диктанта | 1 | Комбинированный урок | Проверить знания темы «Главные и второстепенные члены предложения» | Анализ диктанта | Уметь письменно излагать свои мысли, проверить знания темы «Главные и второстепенные члены предложения» | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: учатся критически относиться к собственному мнению. | | Упр.119 | 20. 11 | |
42. | Порядок слов в предложении | 1 | Комбинированный урок | Порядок слов в предложении, синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов. Прямой и обратный порядок слов | Тренировочные упражнения, самостоятель-ная работа | Знать понятия порядок слов в предложении (прямой и обратный); синтаксическое значение и стилистическая роль порядка слов; уметь с помощью порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении, выразительно читать и анализировать текст | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: учатся критически относиться к собственному мнению. | | § 20 упр.125 | 21. 11 | |
43. | Р/Р. Репортаж как жанр публицистики | 1 | Урок развития речи | Дать представление о репортаже как о жанре; формировать умения отличать репортаж от других жанров письменных работ | словарная работа, изложение с творческим заданием | Формировать умения сжатия текста | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | § 21 упр.130 | 22. 11 | |
Односоставные предложения 21 (13+6р\р) | |
44. | Основные виды односоставных предложений | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расширить представления учеников о предложении, дать понятие об односоставных предложениях; уметь различать виды односоставных предложений | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация | Знать понятия односоставные/двусоставные предложения; виды односоставных предложений; уметь различать односоставные и двусоставные предложения | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи. | Презентация к уроку | § 22 упр.139 | 26. 11 | |
45-46. | Определенно-личные предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать определение определенно- личных предложений; значение и структурные особенности, формы глагола-сказуемого | Работа с конспектом, тренировочные упражнения; деловая игра; тест | Знать понятие определенно-личные предложения, значение и структурные особенности; уметь распознавать определенно-личные предложения и использовать их в речи | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Электронный тренажёр | § 23 упр.144,145 | 27-28. 11 | |
47. | Р/Р.Подготовка к сочинению в жанре репортажа | 1 | Урок развития речи | Репортаж как жанр публицистики, особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства | сочинение | Знать особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства; уметь писать сочинение в жанре репортажа | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | Дописать сочинение | 29. 11 | |
48. | Р/Р. Сочинение в жанре репортажа | 1 | Урок развития речи | Репортаж как жанр публицистики, особенности репортажа, правила построения, характерные языковые средства | сочинение | Знать особенности репортажа, правила его построения, характерные языковые средства; уметь писать сочинение в жанре репортажа | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | Дописать сочинение | 03. 12 | |
49-50. | Неопределенно - личные предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о неопределенно- личных предложениях, научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений; формировать умения находить неопределенно-личные предложений по их значению и структурным особенностям | Тренировочные упражнения, работа с конспектом, словарная работа; творческая работа; проблемные задачи | Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений; извлечение информации из источников, созданных в различных знаковых системах; владение монологической и диалогической речью | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Электронный тренажёр | § 24 упр.150, 151 | 04-05. 12 | |
51- 52. | Обобщенно-личные предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Обобщенно-личные предложения, значение, структурные особенности, сфера употребления; обобщенно-личные предложения в разных стилях речи | Сочинение-миниатюра с использованием обобщенно-личных предложений | Знать понятие обобщенно-личные предложения, значение, структуру предложений; уметь распознавать эти предложения и использовать их в речи | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи. | | § 25 упр.153 154 | 06.- 10. 12 | |
53. | Р/Р. Контрольное изложение на тему «Царскосельский лицей» | 1 | Урок контроля | Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи | изложение | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру и авторский стиль | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | Дописать изложение | 11. 12 | |
54. | Р\Р. Анализ контрольного изложения. | 1 | Комбинированный урок | Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи | Анализ изложения | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя структуру и авторский стиль | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | | Упр.155 | 12. 12 | |
55-56. | Безличные предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников; знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения | Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; проблемные задачи | Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными; выбор и использование выразительных средств языка с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Электронный тренажёр | § 26 упр.159, 161 | 13-17. 12 | |
57-58. | Назывные предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие назывного предложения; показать их значение, сферу употребления, развивать речевую культуру учеников; формировать умения:1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях | Работа с поэтическим текстом, составление плана; объяснительный диктант | Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений; уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться в описании для обозначения места и времени | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Презентация к уроку | § 27 упр.164, 168 | 18-19. 12 | |
59. | Р/Р. Подготовка к сочинению по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | Урок развития речи | Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать односоставные предложения в творческих работах | сочинение | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | | Дописать сочинение | 20. 12 | |
60. | Р/Р. Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | Урок развития речи | Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать односоставные предложения в творческих работах | сочинение | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | | Дописать сочинение | 24. 12 | |
61. | Неполные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения; формировать умения: 1) синонимической замены неполных предложений полными; 2) различать назывные и неполные двусоставные предложения; 3) определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения. | Конструирова-ние предложений, контрольный словарный диктант; организация совм6естной учебной деятельности | Знать особенности и функции неполных предложений; уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными; различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности неполных предложений; уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Электронный тренажёр | § 28 упр.172 | 25. 12 | |
62. | Комплексный анализ текста | 1 | Комбинированный урок | Урок практикум, текст как основная дидактическая единица | Комплексный анализ текста | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Электронный тренажёр | Упр.169 | 26. 12 | |
63. | Обучающий тест по теме «Простое предложение» | 1 | Урок контроля | Простое предложение, грамматическая основа, второстепенные члены предложения, виды простых предложений | тест | Знать теоретический материал по теме «Простое предложение» | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Презентация к уроку | повторить§ 25 - 28 | 27. 12 | |
64. | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Урок контроля | Повторение всех изученных понятий в теме «Простое предложение» | Диктант с грамматическим заданием | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал,; К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | | повторить§ 12 - 28 | 14. 01 | |
Однородные члены предложения 13 (10+3 р\р) |
65-66. | Понятие об однородных членах | 2 | Урок усвоения новых знаний | Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представления учеников об однородных членах,; формировать умения: 1) опознавать однородные члены;2) правильно ставить знаки препинания; | Лекция, беседа, работа с книгой, со схемами, демонстрация; тест | Знать основные единицы языка, их признаки; уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию; уметь «видеть» однородные члены предложения в текстах художественных произведений; | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Презентация к уроку | § 30 упр.193,199 | 15-16. 01 | |
67-68. | Как связаны между собой однородные члены предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Интонация перечисления и сочинительные союзы как способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов по значению | Объяснитель-ный диктант; тест | Знать способы выражения сочинительной связи между однородными членами предложения; группы сочинительных союзов; уметь распознавать однородные члены предложения и указывать средства сочинительной связи между ними | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Электронный тренажёр | § 31 упр.202,208 | 17-21. 01 | |
69. | Р/Р. Статья в газету | 1 | Урок развития речи | Статья в газету – один из жанров публицистики; задача статьи в газету, ее строение, особенности, характерные языковые средства | Творческая работа | Знать понятие статья в газету; задачу статьи, ее строение и особенности; уметь анализировать и редактировать тексты газетных статей, работать над созданием статьи в газету | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | | § 29 упр.177 | 22. 01 | |
70-71. | Однородные и неоднородные определения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения, научить различать однородные и неоднородные определения | Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения | Формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их; уметь «видеть» однородные члены предложения в текстах художественных произведе-ний; уметь извлекать информацию из различных источников; | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Презентация к уроку | § 32 упр.212,215 | 23-24. 01 | |
72-73. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Урок усвоения новых знаний | Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубить и расширить знания по теме; формировать умения: 1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 2) составлять схемы предложений с обобщающими словами | Лекция, беседа, демонстрация, работа со схемами, таблицами, контрольный словарный диктант | Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми; уметь раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены; | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Электронный тренажёр | § 33 упр.223,225 | 28-29. 01 | |
74. | Р/Р. Изложение – рассуждение на тему «Байкал» | 1 | Урок развития речи | Учить приемами такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста | изложение | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | | Дописать изложение | 30. 01 | |
75. | Р/Р. Анализ изложения - рассуждения на тему «Байкал» | 1 | Урок развития речи | Учить приемами такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста | изложение | Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | | Упр.226 | 31. 01 | |
76. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Урок контроля | Проверить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах, закрепить навыки постановки знаков препинания | Диктант, грамматическое задание | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; уметь находить в собственных текстах грамматические ошибки | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | Повторить § 30-33 | 04. 02 | |
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями 18 (15+3р\р) |
77-79. | Обращение и знаки препинания при нем | 3 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие об обращении и его роли в предложении, его стилистическими особенностями; формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест | Знать основные единицы языка, их признаки, порядок синтаксического разбора,уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации; правильно ставить знаки препинания; уметь находить обращение в худ.текстах | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию,. | Электронный тренажёр | § 34 упр.231,236,242 | 05-06, 07. 02 | |
80. | Р/Р. Портретный очерк. Общее представление о жанре | 1 | Урок развития речи | Очерк как один из жанров публицистики, портретный очерк, его особенности | Творческая работа | Знать понятия очерк, портретный очерк, особенности портретного очерка; уметь отличать портретный очерк от текстов других жанров | Объясняют отдельные ближайшие цели саморазвития, свои наиболее заметные достижения | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию | | § 42 упр.375 | 11. 02 | |
81-84. | Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них. | 4 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания; формировать умения выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов или вводных предложений; | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест | Знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания; уметь выражать определенные отношения к высказываниям с помощью вводных конструкций; уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их делать синтаксический и пунктуационный разборы | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: учатся критично относиться к собственному мнению. | Электронный тренажёр | § 35 упр.251,253,255,265 | 12, 13, 14,-18. 02 | |
85. | Р/Р. Контрольное сочинение на тему « Портрет Ф.И.Шаляпина» | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста, авторский стиль | сочинение | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя авторский стиль | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации. | | Дописать изложение | 19. 02 | |
86. | Р/Р. Анализ сочинения на тему « Портрет Ф.И.Шаляпина» | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста, авторский стиль | Анализ сочинения | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать изложение, сохраняя авторский стиль | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Упр.268 | 20-. 02 | |
87-88. | Предложения со вставными конструкциями | 2 | Урок усвоения новых знаний | Вставные конструкции, интонация предложений со вставными конструкциями, выделение данных конструкций на письме | Комментированное письмо | Знать понятие вставные конструкции, уметь читать предложения со вставными конструкциями. соблюдая их интонационную особенность | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Презентация к уроку | § 36 упр.272,273 | 21-25. 02 | |
89-90. | Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ | 2 | Урок усвоения новых знаний | Междометия, знаки препинания в предложениях с междометиями и словами ДА,НЕТ. Интонационное выделение междометий | Объяснитель-ный диктант | Знать понятие междометие, правила пунктуации в предложениях с междометиями и словами ДА,НЕТ; уметь правильно расставлять знаки препинания в указанных предложениях | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, | | § 37 упр.280,281 | 26- 27 02 | |
91. | Урок повторения и обобщения знаний по теме « Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Простое осложненное предложение, пунктуация в таких предложениях | тест | Знать теоретический материал по теме»Простое осложненное предложение»; уметь применять полученные знания, умения, навыки на практике | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | Электронный тренажёр | Повторить § 34 - 37 | 28. 02 | |
92. | Контрольный диктант или контрольный урок | 1 | Урок контроля | Проверить знания об обращениях, вводных словах и вставных конструкциях | Диктант с грамматическим заданием | Формировать умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | Повторить § 34 - 37 | 04 .03 | |
93-94. | Анализ контрольного диктанта, комплексный анализ текста | 2 | Комбинированный урок | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, грамматические разборы | Тренировочные упражнения, конспект | Уметь выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | Упр,206,416 | 05 06-. 03 | |
Предложения с обособленными членами 18 (14+4 р\р) |
95. | Обособление второстепенных членов предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие обособленияформировать умения: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах. | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; тренинг; тест | Знать основные единицы языка, их признаки; уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; выделять интонационно обособленные члены; уметь находить примеры обособлений в изучаемом художественном произв. | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и « могу» | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения. | Презентация к уроку | § 37 упр.288 | 07. 03 | |
96-99. | Обособленные определения и приложения | 4 | Урок усвоения новых знаний | Усвоить общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; формировать умения: 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами,; 2)интонационно правильно произносить их | Работа над интонацией, объяснительный диктант, тренировочные упражнения; беседа; демонстрация; тест | Знать правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений; уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов; уметь составлять плана параграфа; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранные конкретные примеры | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и « могу» | Р: самостоятельно формулировать тему, цели урока; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения. | Электронный тренажёр | § 39 упр.292,296,300,301,309,315 | 11, 12, 13, 14, 03 | |
100-101 | Р/Р. Сочинение в жанре портретного очерка . Анализ сочинения. | 2 | Урок развития речи | Жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства. Материал для сочинения | сочинение | Знать жанровые признаки и правила построения портретного очерка, характерные языковые средства; уметь подбирать материал для сочинения в жанре портретного очерка | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, стремление к совершенствованию собственной речи | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, электронные диски; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Дописать сочинение, упр.323 | 18. 03-19. 03 | |
102-104 | Обособленные обстоятельства | 3 | Урок усвоения новых знаний | Способы выражения обстоятельств; условия обособления обстоятельств; синтаксический разбор предложений, интонационное выделение; знаки препинания при них. | Объяснительный диктант; тест | Знать способы выражения обстоятельств; условия обособления; уметь разграничивать обособленные и необособленные обстоятельства; при чтении предложений выделять обособленные обстоятельства интонацией | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической речи. | | § 40 упр.331,333,336,342,350 | 20, 21, 03 01. 04 | |
105-108. | Уточняющие члены предложения | 4 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении; формировать умения находить уточняющие члены предложения; отработать умения: 1) находить уточняющие члены предложения; 2)правильно ставить знаки препинания при них. | Анализ предложений, составление плана работа с таблицей, лекция, беседа, демонстрация | Знать правила обособления уточняющих членов предложения; уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами; уметь находить обособленные члены предложения в тексте; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логичекую церь рассуждений, относят объекты к известным понятиям; К: доносят свою позицию, владея приёмами монологической речи. | Электронный тренажёр | § 41 упр.358,361,364,366 | 02, 03, 04, 08. 04 | |
109. | Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения» | 1 | Урок контроля | Проверить знания учеников по теме; обобщить изученное, формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Диктант с грамматическим заданием | Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | повторить§ 38-41 | 09. 04 | |
110. | Анализ контрольного диктанта | 1 | Комбинированный урок | Проверить знания учеников по теме; обобщить изученное, формировать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами | Анализ диктанта с грамматическим заданием | Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | Упр.369 | 10. 04 | |
111-112. | Р/Р. Применение публицистического стиля на практике. Деловая игра «Мы выпускаем газету» | 2 | Урок развития речи | Жанровые особенности статьи в газету и репортажа; стиль и тип речи текстов; предложения с обособленными членами | Редактирование текста, творческая работа | Знать жанровые особенности статьи в газету и репортажа; уметь работать над созданием газету по разделам русского языка «Предложения с обособленными членами» | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде,чем принимать решения и делать выборы. | | Статьи для газеты | 11. 15. 04 | |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. 12 (10+2р\р) |
113-114. | Оформление прямой речи на письме | 2 | Урок усвоения новых знаний | Обобщить сведения о предложениях с прямой речью; углубить понятие «прямая речь»; формировать умения выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку | Объяснительный диктант; работа со схемами и таблицами | Знать способы передачи чужой речи в письменном тексте; структуру предложений с прямой и косвенной речью; уметь различать прямую и косвенную речь; правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать с позицией партнёров. | Презентация к уроку | § 43 упр.385,387 | 16-17. 04 | |
115-116. | Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них | 2 | Урок усвоения новых знаний | Прямая речь как способ передачи чужой речи в письменном тексте; структура предложений, место слов автора по отношению к прямой речи; глаголы говорения, которые вводят прямую речь в предложение | Объяснительный диктант; текущий контроль | Повторить пунктуацию при прямой речи, стоящей после слов автора и перед словами автора, дать представление о типе предложений с прямой речью, разорванной словами автора, выработать навык расстановки знаков препинания; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: Составляют план выполнения задачи, решения проблем творческого и поискового характера; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать с позицией партнёров. | Электронный тренажёр | § 43 упр.389, 390 | 18-22 04 | |
117. | Р/Р. Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» | 1 | Урок развития речи | Биографические сведения о художнике; творческая история картины; стиль и тип речи; Языковой материал для сочинения по картине; | сочинение | Знать биографические сведения о художнике; уметь самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Дописать сочинение | 23. 04 | |
118. | Р/Р Анализ сочинения. | 1 | Урок развития речи | Биографические сведения о художнике; творческая история картины; стиль и тип речи; Языковой материал для сочинения по картине; | Выразительное чтение, тренажёр | Знать биографические сведения о художнике; уметь самостоятельно писать сочинение по картине, употребляя в нем разные виды односоставных предложений | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Упр.350 | 24. 04 | |
119-120. | Диалог | 2 | Урок усвоения новых знаний | Диалог, структура диалога, реплика, правила оформления диалогов | Творческие задания | Знать понятия диалог, реплика, структуру диалога, правила оформления диалога; уметь определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и пунктуационно оформлять реплики диалога | Осознание ответственности за произнесённыие и написанные слова, осуществляют поиск своей позиции,эстетических и культурных предпочтений | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов. | | § 44 упр.393,395 | 25- 04. 29. 04 | |
121-122. | Косвенная речь | 2 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие «косвенная речь»; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью ; формировать умения различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь на косвенную. | Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант | Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту | Осуществляют поиск своей позиции,эстетических и культурных предпочтений | Р: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства её осуществления; П: выполняют универсальные логические действия – выполняют анализ (выделение признаков); К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Электронный тренажёр | § 45 упр.397,400 | 30-04 06. 05 | |
123-125. | Цитаты и их оформление на письме | 3 | Урок усвоения новых знаний | Дать понятие цитаты как разновидности прямой речи; формировать умения вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки препинания | Беседа, работа с книгой, тренинг; объяснительный диктант | Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту; сформировать навык правильного цитирования и оформления цитат | Осваивание социальной роли обучающих, приобретение мотивов учебной деятельности; | Р: самостоятельно составлять план решения учебной задачи; П: самостоятельно отбирают для решения учебных задач необходимый материал, словари, энциклопедии, электронные диски; К: учатся критично относиться к собственному мнению. | | § 4 упр.402,404 | 07- 08, 13 05 | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе ( 11 часов) |
126-127. | Повторение и обобщение изученного в 8 классе | 4 | Повторительно – обобщающий урок | Повторение и закрепление пройденного по темам; отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении. | Лингвистичес-кий разбор, тренировочные упражнения; словарно-орфографическая работа | Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; свободная работа по тексту; | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Упр.412-413 | 14 25. 05 | |
128-129. | Синтаксис и пунктуация | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложени. | Взаимо диктант | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Упр.415 416 | 16 20, 05 | |
130-131 | Синтаксис и орфография | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Синтаксис и орфография как разделы грамматики | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения | Объяснительный диктант | Анализируя текст, учатся объяснять себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что хочу» и «что могу» | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы; П: выполняют универсальные логические действия – анализ (выделение признаков); К: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами. | | Повторить орфограммы, упр.417 | 21. 22. 05 | |
132-133 | Синтаксис и культура речи | 2 | Повторительно – обобщающий урок | Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические , грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. | Тест | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | | упр. 418.,420 | 23-27. 05 | |
134. | Итоговый контрольный тест | 1 | Урок контроля | Урок контроля знаний по орфографии, пунктуации. | тест | Уметь отвечать на вопросы тестовых заданий | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | | Повторить орфограммы, | 28. 05 | |
135. | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок контроля | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | Работа над ошибками | Уметь выполнять работу над ошибками, допущенными в тестовых заданиях | Оценивают важность исполнения роли «хорошего ученика», осознают важность учёбы и познания нового; | Р: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; П: ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | | Упр.363 | 29. 05 | |
136. | Подведение итогов года | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Обобщающий урок по темам | тест | | | | | | 30. 05 | |
ИТОГО: 136 часов |