СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса (ФГОС ООО)

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса (ФГОС ООО)»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области



Рассмотрена на заседании Согласована

МГ учителей ОБЖ Заместитель

и физкультуры директора по УВР

от 25. 08. 2019 г. _________/Стоянова О.Ф./

Протокол № 1 от 28.08. 2019 г.

Руководитель МГ

________/Шуличенко А. Н./


Принята Утверждаю

на заседании Директор школы

педагогического ___________ /Иванов Е.А./

совета Приказ

от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г.

Протокол № 1 № 1-29




Рабочая программа

по основам безопасности

жизнедеятельности

9 класс

(ФГОС ООО)

2019 - 2020 уч. год


Учитель:

Шуличенко Александр Николаевич





с. Свердликово

2019 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся

9 класса составлена в соответствии с требованиями:

- ФГОС основного общего образования второго поколения;

- примерной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015. Протокол № 1/15);

- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому данная программа рассчитана на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе из расчёта 1 час в неделю (35 ч. в год)


Рабочая программа ориентирована на учебник:


1.Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. П. Фролов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: Дрофа: Астрель, 2014.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).



Метапредметные результаты:

Условием формирования метапредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

4.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

  • использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

  • использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • безопасно использовать бытовые приборы;

  • безопасно использовать средства бытовой химии;

  • безопасно использовать средства коммуникации;

  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

  • готовиться к туристическим походам;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

  • адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

  • добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

  • добывать и очищать воду в автономных условиях;

  • добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

  • предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

  • характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

  • предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

  • классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

  • безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

  • классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

  • классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

  • характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

  • классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

  • планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

  • адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

  • выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

  • безопасно использовать ресурсы интернета;

  • анализировать состояние своего здоровья;

  • определять состояния оказания неотложной помощи;

  • использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

  • классифицировать средства оказания первой помощи;

  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

  • извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

  • оказывать первую помощь при ушибах;

  • оказывать первую помощь при растяжениях;

  • оказывать первую помощь при вывихах;

  • оказывать первую помощь при переломах;

  • оказывать первую помощь при ожогах;

  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

  • оказывать первую помощь при отравлениях;

  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

  • классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

  • готовиться к туристическим поездкам;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

  • безопасно вести и применять права покупателя;

  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;


  • характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

  • классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

  • оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

  • оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

  • оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

  • оказывать первую помощь при коме;

  • оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

  • использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.























Содержание учебного предмета

урока

Наименование раздела программы, тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Тема 1. Основы комплексной безопасности (6 ч)

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Изучение ПДД. Безопасный маршрут в школу.

Инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Изучение схемы безопасного маршрута с. Свердликово с опасными участками и направлениями безопасного маршрута. Актуализировать знания о роли человеческого фактора в возникновении опасных ЧС.

2

Россия в мировом сообществе и национальная безопасность России в современном мире.

Показать роль государства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

3

Национальные интересы России.

Дать представления о национальных интересах РФ, о путях ее обеспечения.

4

Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности.

Актуализировать знания о международной обстановке. Дать представления о вопросах национальной обороне РФ.

5

Организация обороны Российской Федерации.

Знать основные положения Федерального закона «Об обороне». Знать роль Вооруженных Сил РФ.

6

Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.

Актуализировать знания о законах РФ, направленных на обеспечение личной и общественной безопасности. Показать важность обеспечения личной и общественной безопасности. Знать порядок призыва на военную службу.

Тема 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (9 ч)

7

МЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Знать основные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территории от ЧС. Знать ФЗ РФ, направленные на защиту населения и территорий от ЧС. Знать сущность организационной работы МЧС. Научить работать с дополнительными источниками информации.

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Актуализировать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях. Дать представления о структуре и задачах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Актуализировать знания о предупредительных мероприятиях по защите населения от ЧС различного характера.

9

Законодательные, нормативные правовые основы обеспечения безопасности.

Объяснить, почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно. Научить работать с дополнительными источниками информации.

10

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны

Показать задачи ГО. Научить работать с дополнительными источниками информации.

11

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Знать современные средства поражения и мероприятия по защите населения. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности.

12

Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Знать понятие «национальные интересы». Знать стратегические цели обеспечения национальной безопасности государства. Понимать задачи национальной обороны, государственной и общественной безопасности.

13

Защитные сооружения ГО.

Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Знать принципы организации обороны РФ.

14

Чрезвычайные ситуации мирного времени.

Знать структуру и задачи РСЧС. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Актуализировать знания о ЧС природного и техногенного характера. Представлять причины техногенных аварий и катастроф в РФ.

15

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Знать, что такое мониторинг и мониторинг ЧС техногенного и природного характера. Знать принцип мониторинга. Знать средства мониторинга. Научить работать с дополнительными источниками информации. Уметь анализировать и сопоставлять, делать выводы. Уметь моделировать процессы.

Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

16

Терроризм и безопасность человека.

Знать сущность терроризма и понимать его опасность. Представлять существующие направления терроризма и экстремизма. Знать как защитить себя при угрозе террористического акта.

17

Международный терроризм и безопасность России.

Терроризм и безопасность России.

Знать опасность международного терроризма и его особенности. Понимать опасность международного терроризма для национальной безопасности России. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека.

18

Контрольная работа № 1 по темам «Защита населения РФ от ЧС», «Противодействие терроризму и экстремизму в РФ».

Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Тема 4. Основы здорового образа жизни (12 ч)

19

Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Изучение ПДД. Изучение знаков дорожного движения.

Знать правила дорожного движения. Знать правила поведения на транспорте. Знать возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни. Понимать необходимость обеспечения личной безопасности, понимать ценность жизни человека.

20

Понятие о здоровье.

Знать сущность определения понятия «здоровье». Знать критерии оценки состояния здоровья.

21

Табакокурение и его вред.

Знать о вреде курения — токсичности дыма. Знать о последствиях табакокурения. Знать правила оказания первой помощи при отравлении табаком. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. Понимать ценность жизни человека.

22

Алкоголь и его вред.

Знать о вреде алкоголя. Знать о последствиях приема алкогольных напитков. Знать правила оказания первой помощи при алкогольном отравлении. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. Понимать ценность жизни человека.

23

Наркотики и их вред.

Знать о вреде наркотиков. Знать о последствиях приема наркотиков. Знать правила оказания первой помощи при отравлении наркотиками. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. Понимать ценность жизни человека.

24

Рациональное питание.

Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания. Получить знания и первичные навыки в составлении и соблюдении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

25

Основы подбора продуктов питания.

Актуализировать знания о роли белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

26

Советы, как выбрать безопасные продукты.

Актуализировать знания о безопасности продуктов питания. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

27

Гигиена одежды.

Знать гигиенические свойства одежды. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

28

Занятия физической культурой.

Знать зависимость физической культуры и состояния здоровья человека. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

29

Туризм, как вид активного отдыха

Знать роль туризма в формировании здорового образа жизни. Познакомить с принципами активного отдыха. Знать правила поведения и безопасности в туристском походе по дикой природе. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

30

Контрольная работа № 2 по темам «Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Тема 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

31

Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС.

Актуализировать знания при угрозе и проявлении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Уметь применять полученные знания и навыки на практике. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека

32

Правила оказания первой помощи.

Знать и уметь оказывать первую помощь при ранах, кровотечении, переломах, ожогах. Уметь делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

33

Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса.

Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

34

Резерв


35

Резерв





























Содержание учебного предмета

урока

Наименование раздела программы, тема

Кол-

во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Тема 1. Основы комплексной безопасности

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Изучение ПДД. Безопасный маршрут в школу. Россия в мировом сообществе и национальная безопасность России в современном мире.

Национальные интересы России. Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности. Организация обороны Российской Федерации.

Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.

6

Инструктаж с учащимися по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте. Изучение схемы безопасного маршрута с. Свердликово с опасными участками и направлениями безопасного маршрута. Актуализировать знания о роли человеческого фактора в возникновении опасных ЧС. Показать роль государства в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. Дать представления о национальных интересах РФ, о путях ее обеспечения. Актуализировать знания о международной обстановке. Дать представления о вопросах национальной обороне РФ. Знать основные положения Федерального закона «Об обороне». Знать роль Вооруженных Сил РФ.

Актуализировать знания о законах РФ, направленных на обеспечение личной и общественной безопасности. Показать важность обеспечения личной и общественной безопасности. Знать порядок призыва на военную службу.

2

Тема 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

МЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Законодательные, нормативные правовые основы обеспечения безопасности.

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

Защитные сооружения ГО.

Чрезвычайные ситуации мирного времени.

9

Знать основные направления государственной политики в области ГО и защиты населения и территории от ЧС. Знать ФЗ РФ, направленные на защиту населения и территорий от ЧС. Знать сущность организационной работы МЧС. Научить работать с дополнительными источниками информации. Актуализировать знания об опасных и чрезвычайных ситуациях. Дать представления о структуре и задачах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Актуализировать знания о предупредительных мероприятиях по защите населения от ЧС различного характера. Объяснить, почему вопросы безопасности жизнедеятельности закреплены законодательно. Научить работать с дополнительными источниками информации. Показать задачи ГО. Научить работать с дополнительными источниками информации. Знать современные средства поражения и мероприятия по защите населения. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Знать понятие «национальные интересы». Знать стратегические цели обеспечения национальной безопасности государства. Понимать задачи национальной обороны, государственной и общественной безопасности. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности. Знать принципы организации обороны РФ.

Знать структуру и задачи РСЧС. Актуализировать знания о ЧС природного и техногенного характера. Представлять причины техногенных аварий и катастроф в РФ. Знать, что такое мониторинг и мониторинг ЧС техногенного и природного характера. Знать принцип мониторинга. Знать средства мониторинга. Научить работать с дополнительными источниками информации. Уметь анализировать и сопоставлять, делать выводы. Уметь моделировать процессы.

3

Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Терроризм и безопасность человека.

Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Международный терроризм и безопасность России.

3

Знать сущность терроризма и понимать его опасность. Представлять существующие направления терроризма и экстремизма. Знать как защитить себя при угрозе террористического акта. Терроризм и безопасность России. Знать опасность международного терроризма и его особенности. Понимать опасность международного терроризма для национальной безопасности России. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека.

Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности

4

Тема 4. Основы здорового образа жизни

Изучение ПДД. Изучение знаков дорожного движения.

Понятие о здоровье.

Табакокурение и его вред.

Алкоголь и его вред.

Наркотики и их вред.

Рациональное питание.

Основы подбора продуктов питания.

Советы, как выбрать безопасные продукты.

Гигиена одежды.

Занятия физической культурой.

Туризм, как вид активного отдыха.

12

Знать правила дорожного движения. Знать правила поведения на транспорте. Знать возможные экстремальные ситуации аварийного характера в повседневной жизни. Понимать необходимость обеспечения личной безопасности, понимать ценность жизни человека. Знать сущность определения понятия «здоровье». Знать критерии оценки состояния здоровья.

Знать о вреде курения — токсичности дыма. Знать о последствиях табакокурения. Знать правила оказания первой помощи при отравлении табаком. Знать о вреде алкоголя. Знать о последствиях приема алкогольных напитков. Знать правила оказания первой помощи при алкогольном отравлении.

Знать о вреде наркотиков. Знать о последствиях приема наркотиков. Знать правила оказания первой помощи при отравлении наркотиками. Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания. Получить знания и первичные навыки в составлении и соблюдении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий. Выработать у обучающихся мотивацию на здоровый образ жизни. Актуализировать знания о роли белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. Актуализировать знания о безопасности продуктов питания. Выработать у обучающихся мотивацию на здоровый образ жизни. Знать гигиенические свойства одежды. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. Знать зависимость физической культуры и состояния здоровья человека. Выработать у обучаю- щихся мотивацию на здоровый образ жизни. Знать роль туризма в формировании здорового образа жизни. Познакомить с принципами активного отдыха. Знать правила поведения и безопасности в туристском походе по дикой природе. Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

5

Тема 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС.

Правила оказания первой помощи.

3

Актуализировать знания при угрозе и проявлении опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Уметь применять полученные знания и навыки на практике. Понимать необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека

Знать и уметь оказывать первую помощь при ранах, кровотечении, переломах, ожогах. Уметь делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. Уметь применять знания, полученные при изучении тем. Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

6

Резерв

2


7

Итого

35









































Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Дата проведе

ния

Дата фактичес

кого проведения

Тема урока

Тема 1. Основы комплексной безопасности (6 ч)

1



Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Изучение ПДД. Безопасный маршрут в школу.

2



Россия в мировом сообществе и национальная безопасность России в современном мире.

3



Национальные интересы России.

4



Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности.

5



Организация обороны Российской Федерации.

6



Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.

Тема 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (9 ч)

7



МЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

8



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

9



Законодательные, нормативные правовые основы обеспечения безопасности.

10



Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

11



Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

12



Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

13



Защитные сооружения ГО.

14



Чрезвычайные ситуации мирного времени.

15



Административная контрольная работа.

Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

16



Терроризм и безопасность человека.

17



Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Международный терроризм и безопасность России.

18



Контрольная работа №1 «Основы комплексной безопасности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций».

Тема 4. Основы здорового образа жизни (12 ч)

19



Изучение ПДД. Изучение знаков дорожного движения.

20



Понятие о здоровье.

21



Табакокурение и его вред.

22



Алкоголь и его вред.

23



Наркотики и их вред.

24



Рациональное питание.

25



Основы подбора продуктов питания.

26



Советы, как выбрать безопасные продукты.

27



Гигиена одежды.

28



Занятия физической культурой.

29



Туризм, как вид активного отдыха.

30



Контрольная работа № 2 «Основы здорового образа жизни»

Тема 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5 ч)

31



Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС.

32



Правила оказания первой помощи.

33



Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса.

34



Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы.

35



Резерв.








































Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Из них (кол-во часов)

по

плану

по

факту

Прак-

тичес-кие

работы

Контрольные работы




Тема 1. Основы комплексной безопасности

6

-

-

1



Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Изучение ПДД. Безопасный маршрут в школу.

1



2



Россия в мировом сообществе и национальная безопасность России в современном мире.

1



3



Национальные интересы России.

1



4



Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности.

1



5



Организация обороны Российской Федерации.

1



6



Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан.

1






Тема 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

9

-

1

7



МЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

1



8



Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1



9



Законодательные, нормативные правовые основы обеспечения безопасности.

1



10



Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

1



11



Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

1



12



Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

1



13



Защитные сооружения ГО.

1



14



Чрезвычайные ситуации мирного времени.

1



15



Административная контрольная работа.

1


1




Тема 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации

3

-

1

16



Терроризм и безопасность человека.




17



Повторный инструктаж по ОТ и ТБ. Международный терроризм и безопасность России.

1



18



Контрольная работа №1 «Основы комплексной безопасности. Защита населения от чрезвычайных ситуаций».

1


1




Тема 4. Основы здорового образа жизни

12

-

1

19



Изучение ПДД. Изучение знаков дорожного движения.

1



20



Понятие о здоровье.

1



21



Табакокурение и его вред.

1



22



Алкоголь и его вред.

1



23



Наркотики и их вред.

1



24



Рациональное питание.

1



25



Основы подбора продуктов питания.

1



26



Советы, как выбрать безопасные продукты.

1



27



Гигиена одежды.

1



28



Занятия физической культурой.

1



29



Туризм, как вид активного отдыха.

1



30



Контрольная работа № 2 «Основы здорового образа жизни»

1


1




Тема 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

5

-

-

31



Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС.

1



32



Итоговая контрольная работа

1



33



Правила оказания первой помощи.

1



34



Резерв

1



35



Резерв

1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!