СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х классов обучения разработана в соответствии с ФГОС ООО.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х  классов обучения разработана в соответствии с ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х классов обучения разработана в соответствии с ФГОС ООО.»


Преамбула.


Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х классов обучения разработана в соответствии с ФГОС ООО.

При разработке программы использовались материалы авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений (М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов, под ред. Ю.Л.Воробьёва, 2-е изд., исп. доп.-М.:АСТ:Астрел,2016.).

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основы

безопасности жизнедеятельности» в течение 35часов учебного времени.

Количество учебных часов в неделю – 1.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса «ОБЖ», которая заключается в следующем:

  • учёт основных закономерностей теории безопасности;

  • интегративность (проблематика курса «ОБЖ» охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

  • направленность на формирование у воспитанников современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства (воспитание безопасной личности).


Структура программы.

Рабочая программа состоит из трех разделов:

1).«Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения»;

2). «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека»;

3). «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;

4). «Дорожно-транспортная безопасность».


При разработке структуры и содержания программы были учтены

педагогические принципыорганизации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

  • непрерывность обучения с использованием возможностей федерального и регионального компонентов;

  • постепенное наращивание информационно - воспитательной нагрузки на воспитанников в области безопасности жизнедеятельности, с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам;

  • разделение учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами: федеральный - обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный - обеспечивает практическую направленность обучающихся в области безопасности с учётом региональных особенностей.




Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение знаний об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • о государственной системе обеспечений защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • иметь понятия и знаний о возможных нарушение экологического равновесия в местах проживания, предельно-допустимых концентрациях загрязняющих веществ в окружающей среде и продуктах;

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.


Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:


  • формирование у воспитанников научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у воспитанников модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.


В ходе изложения учебного материала используются активные

методы обучения:


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

формы  обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  • Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, проектов, материальной базы);

  • Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

  • Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических, практических задач, выполнение проектов.


При обучении используются элементы личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий.


При реализации данной программы используются механизмы формирования основных ключевых компетенций воспитанников: умение работать с книгой как основным источником знаний, пользоваться справочной литературой, переносить полученные знания в нестандартные ситуации. Обеспечить необходимый уровень их общего развития, а не только вооружить воспитанников предусмотренной программой основой знаний, умений и навыков.



Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Типология ключевых компетенций


Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные

организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности.

Информационные

получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.;
умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач

Коммуникативные

Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Ценностно-смысловые

Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.).
Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Общекультурные

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя,

Социально-трудовые

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,).

Личностное самосовершенствование

Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д.





Виды контроля и формы его организации

На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический и итоговый.

Предварительный контрольнаправлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников по предмету или разделу, которые будут изучаться.

В VIII классы приходят воспитанники с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, преподаватель должен индивидуально подойти к каждому воспитаннику и выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить: на чем следует акцентировать внимание воспитанников; какие вопросы требуют больше времени; а на чем следует только остановиться.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях воспитанников. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения преподавателя за работой класса в целом и каждого в отдельности воспитанника на всех этапах обучения.

Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний воспитанников. Этот контроль проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.

Периодический контроль проводится в конце четверти и полугодия.

Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля воспитанников.

Основными формами контроля являются: опрос, взаимоконтроль в парах и группах, зачёт по пройденной теме, самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тестирование воспитанников.


3. Место учебного предмета ОБЖ в базисном учебном плане.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным

учебным планом основного общего образования изучается в лицее в 8 классе,

как федеральный компонент из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год согласно ФГОС ООО второго поколения.



В результате изучения программного материала по основам безопасности жизнедеятельности воспитанник должен

знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;

  • виды опасностей природного и социального характера способные своим проявлением вызвать ЧС техногенного характера;

  • специальные службы, обеспечивающие защиту населения;

  • порядок оповещения об угрозе ЧС;

  • способы эвакуации при угрозе ЧС и ее проявлении;

  • средства пожаротушения и правила пользования ими;

  • опасные газы и вещества, меры безопасности при пользовании ими;

  • правила дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира и водителя;

  • причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;

  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях исключающие возникновение ЧС техногенного характера;

  • меры безопасности на автомобильном, железнодорожном, водном и авиационном транспорте исключающие возникновение ЧС техногенного характера;

  • виды криминальные ситуации и террористических актов в общественных местах и быту способные вызвать ЧС техногенного характера;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их причины, последствия и классификацию;

  • причины нарушения экологического равновесия и виды загрязнителей окружающей среды;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

  • способы и средства защиты от поражающих факторов ЧС;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;


уметь:

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, водителя и пассажира;

  • грамотно действовать при возникновении пожара и угрозе взрыва в жилище, общественных местах и на улице;

  • использовать подручные и специальные средства для ликвидации очага возгорания;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях, в местах массового скопления людей и угрозе террористического акта;

  • последовательно действовать при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время ее проявления;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.


Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера;

  • безопасного пользования бытовыми приборами, опасными газами и веществами в повседневной жизни;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • исключения дорожно-транспортных происшествий в качестве пешехода, пассажира и водителя;

  • проявления бдительности и безопасного поведения в криминальных ситуациях, при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и ЧС;

  • соблюдения здорового образа жизни и невосприимчивости к вредным привычкам.



Для реализации данной программы используется учебник:

Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений /М.П.Фролов,М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др.

под ред..Ю.Л. Воробьва, М.:АСТ:Астрел,2016.


Универсальные учебные действия:

а) «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта»;

б) «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную

идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого

процесса». (= «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ»)


Личностные УУД

самоопределение – осознанное определение человеком своего места в обществе и в жизни в целом, выбор жизненных ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальных компетенций, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, своего безопасного способа жизнедеятельности;

  • смыслообразование - установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом, которая определяется готовностью и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению на основе целенаправленной жизнедеятельности, то есть ради чего она осуществляется в жизни;


  • нравственно-этическая ориентация - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками необходимо уметь организовывать это сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, а также находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  • постановка вопросов;

  • разрешение конфликтов на основе развития умения выражать свои мысли и требования, способности слушать собеседника, понимать его точку зрения и требования, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации, грамотного психологического поведения и волевых качеств;

  • управление поведением партнера;

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации.


Познавательные УУД - общеучебные

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

  • смысловое чтение;

  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

  • определение основной и второстепенной информации;

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной и письменной речи;

  • постановка и формулирование проблемы,

  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении

творческих и поисковых проблем;

  • действие со знаково-символическими средствами замещение,

кодирование, декодирование, моделирование.


Познавательные УУД - логические

-выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов по видам опасности и безопасности;

-анализ и синтез как составление целого из частей: умение самостоятельно достраивать таблицы, схемы, кроссворды, тексты; восполнять в памяти недостающие компоненты возможных явлений, событий, опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций; определят признаки, причины их возникновения и поражающие факторы, возможные последствия и умение последовательно выходить из опасны ситуаций;

-подведение под понятия опасность и безопасность, ЧС, катастрофа, травма, рана, отравление, ожог, первая медпомощь;

-распознавание объектов несущих угрозу для человека на основе знаний об опасностях и умением их предвидеть;

-установление причинно-следственных связей между нарушением правил безопаснос-ти и угрозой возникновения той или иной опасности,

-построение логической цепи рассуждений, доказательство по выходу из опасных ситуаций и последовательностью оказания первой медпомощи;

-выявление родовидовых и существенных с точки зрения той или иной конкретной ситуации признаков опасности;

-выдвижение гипотез и их доказательство о возможности возникновения опасностей природного, техногенного и социального характера и их угрозы для человека.


Регулятивные УУД


Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соответствия известного и неизвестного.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Прогнозирование – предвосхищение результата, уровня м временных характеристик условия.

Контроль – сличение способа и результата действий с заданным эталоном.

Коррекция действия

Оценка – осознание полноты, качества, уровня усвоения.

Волевая – саморегуляция – способность мобилизации сил, энергии, волевому усилию, преодолению препятствий.

Содержание рабочей программы


Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.


п/п

Наименование раздела, глав и тем программы


Содержания раздела

Требования к уровню подготовки воспитанников

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения







Инструктаж-беседа» Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни» Безопасность в быту и в природе, противопожарная, дорожно-

транспортная, экологическая, криминальная и террористическая безопасность.

Человек, среда его обитания, безопасность человека. Опасные ситуации техногенного и социального характера.

Проблемы безопасного движения пешеходов. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Организация дорожного движения.

Общие положения ПДД.

Общие права и обязанности пешеходов, пассажиров и водителей.

Безопасности движения транспортных средств.

ЧС в быту, причины возникновения и последствия. Средства пожаротушения и их использование для локализации и тушения возгораний. Эвакуация при пожаре и взрыве; правила поведения при угрозе пожара и взрыва.




Знать: потенциальные опасности, причины и признаки их возникновения, правила поведения и меры безопасности при их угрозе и в период проявления.

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность.

Знать: признаки и причины возникновения пожара, его поражающие факторы; средства пожаротушения и правила пользования ими; способы и правила эвакуации при пожаре

Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность.


2

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Безопасность и защита человека



Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера




Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины возникновения и их последствия. Загрязнение окружающей среды. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций с нарушением экологического характера

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и возможные последствия. Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий.

Аварии на пожаровзрывоопасных объектах, химически опасных объектах и радиационно-опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия.

Рекомендации населению по правилам поведения при авариях на радиационно, химически и пожаровзрывоопасных объектах. Эвакуация при пожаре, угрозе взрыва и других ЧС, правила поведения при их угрозе и в период проявления.

Аварии на гидродинамических объектах, их возможные причины и последствия. Мероприятия, проводимые по уменьшению последствий аварий на опасных гидродинамических объектах. Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на гидродинамическом объекте.

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Мероприятия по защите здоровья человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.


Знать: ЧС техногенного характера создающие угрозу загрязнения окружающей среды АХОВ, радиоактивными веществами. Признаки и причину возникновения ЧС и их последствия; правила поведения и меры безопасности при нарушении экологического равновесия.

Уметь: Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность,

организовать безопасный процесс жизнедеятельности на территории с нарушением экологического равновесия.


Владеть навыками: выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций техногенного характера..


3

Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения





Глава 8. Основы здорового образа жизни


Проблемы безопасного движения пешеходов. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.

Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.

Организация дорожного движения.

Общие положения ПДД.

Общие права и обязанности пешеходов, пассажиров и водителей.

Общие права и обязанности водителей.

Безопасности движения транспортных средств.

Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.


Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье подростка и факторы на него влияющие.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - основа профилактики инфекционных заболевания.Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления.


Знать: Правила дорожного движения, организации дорожного движения в городе, населенном пункте, вне населенного пункта; виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Уметь: грамотно осуществлять взаимодействие с транспортными средствами;

действовать в ситуациях при дорожно- транспортных происшествиях.

Владеть навыками:

безопасного поведения на улицах и дорогах; оказанию помощи пострадавшим при ДТП.


Знать: иметь понятия о здоровье и здоровом образе жизни и их составляющих.

Владеть: навыками ведения здорового образа жизни





















График проведения контрольных работ

по ОБЖ в 8 классах


№ п/п

Виды контроля

Форма контроля

Форма организации контроля

Дата провения

План.

Факт.

1

Предварительный

Тестирование

Индивидуальная



2

Текущий

Тестирование

Фронтальная



3

Тематический

Тестирование

Фронтальная



4

Периодический

Зачет (тестирование)

Индивидуальная



5

Периодический

Зачет (тестирование)

Индивидуальная



6

Периодический

Зачет (тестирование)

Индивидуальная



7

Периодический

Зачет (тестирование)

Индивидуальная



8

Итоговый

Зачет (тестирование)

Индивидуальная







Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование раздела программы

Количество часов


1.


Инструктаж-беседа «Правила поведения и меры безопасности в

повседневной жизни»



1



2






3









4







5







6





7






Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Безопасность и защита человека

Глава1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

1.1 Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и их классификация.

1.2. Источники ЧС техногенного характера и их последствия

1.3 Причины и стадии развития техногенных происшествий


Глава 2. Пожары и взрывы

2.1. Пожары

2.2. Взрывы

2.3.Условия и причина возникновения пожаров, взрывов и их последствия

2.4 Последствия пожаров и взрывов

2.5. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

2.6. Правила поведения при угрозе террористического акта

2.7. Оказание первой помощи пострадавшему


Глава 3.Аварии с выбросом опасных химических веществ

3.1. Опасные химические вещества и объекты

2.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

3.3. Причины и последствия аварий на ХОО

3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ


Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

4.1. Радиоактивность и радиационно опасные объекты

4.2. Ионизирующее излучение

4.3. Характеристика очагов поражения при авариях и принципы защиты от

ионизирующего излучения

4.4. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях


Глава 5. Гидродинамические аварии

5.1. Гидродинамические аварии и их причины

5.2. Последствия гидродинамических аварий

5.3. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий


Глава 6. Нарушение экологического равновесия

6.1. Экология и экологическая безопасность.

6.2. Загрязнение атмосферы

6.3. Загрязнение почв

6.4. Загрязнение природных вод

6.5. Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке



28

3

1

1

1


7

1

1

1

1

1

1

1


5

1

1

1

2

1


4

1

1

1


1


3

1

1

1


5

1

1

1

1

1




8

Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах

7.1. Правила для велосипедистов

7.2. Правила для водителей

7.3. Проезд перекрестков


4



3

1

1

1


9

Глава 8. Основы здорового образа жизни

8.1. Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления

здоровья.

8.2. Основные составляющие здорового образа жизни

1

1


1


Итоговая аттестация - зачет.Повторение по курсу ОБЖ в 8 классе.

2


Итого:

35



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 8 классе учащиеся должны

Знать:

  • права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;

  • рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде;

  • потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и организацию защиты населения;

  • значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека;

  • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;

  • методику организации дорожного движения в городе, виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.


Владеть навыками:

  • оказания помощи терпящим бедствие на воде;

  • выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций;

  • оказания первой медицинской помощи при отравлении АХОВ, травмах, при утоплении.


Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные и специальные средства для локализации и ликвидации очага возгорания;

  • оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде;

  • перечислять последовательность действий при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации;

  • доступно объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;

  • оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ, различных видах травм;

  • грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.


Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс учебник для общеобразовательных учреждений (М.П.Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Ь.И. Мишин, под ред. Ю.Л.Воробьва-М.:АСТ:Астрел,2016.)

. Организация преподавания курса ОБЖ в школе. Сборник нормативно - правовых и

учебно - методических материалов. Под ред. Мишина Б.И.; М. «Вентана-Граф» 2016

.Сборник нормативных документов. ОБЖ / сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев

-5-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2009.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Методика.

Под ред. Антоновой Л.Н.; М. «Айрис-Пресс» 2006

Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных

учреждениях. Методическое пособие. Хромов Н.И.; М. «Айрис-Пресс» 2008

Катастрофы и человек / Ю. Л. Воробьёв, Н. И. Локтионов, М. И. Фалеев и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.

Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./ А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

. Правила дорожного движения 2014

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.

Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.

Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).

Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.

«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).

Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).

Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).

УМК «Безопасность дорожного движения»:

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.

Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под.ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

).

Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.

.

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.

Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.

Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. Нормативные

документы и акты. Под ред. Павлова О.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006г.

ЦвилюкА.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.

Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации: Краткая характеристика. – М.:ООО

«Ред. журнала Военные знания» 2000



Интернет – ресурсы:

Министерство образования РФ:

http://www.informika.ru/;

http://www.ed.gov.ru/;

http://www.edu.ru/

Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

Сайты «Энциклопедий»,например:

http://www.rubricon.ru/;

http://www.encyclopedia.ru/




















СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий


Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)


http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det




Календарно – тематическое планирование программного материала по ОБЖ в 8 классе


п/п

Наименование темы

Раздел, глава, тема, страница


Количество часов

Вид контроля

Дата проведения



план

факт

Раздел 1.Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека

Планируемы результаты (по разделу)

Личностные

Метапредметные.

Предметные

развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих защищенность

жизненно важных интересов от  внешних и внутренних  угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно

выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,

личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности,

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, грамотного экологического поведения, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку: его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

к истории: культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности  ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и безопасного коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 

• формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизни;


овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и ЧС; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде, выбирать средства реализации поставленных целей, 

оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях в природной среде;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающи-ми людьми, выполнять различные

социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации.



овладение базовыми знаниями об опасностях, а также представлениями о причинах и признаках их развития;

-объяснять смысл основных понятий (опасность, опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, катастрофа и безопасность);

- умение предвидеть и определять возможность возникновения опасностей, опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, катастроф различного характера в повседневной жизнедеятельности (в быту, социуме, природе, на транспорте) и их последствия;

-использовать полученные знания об опасности, как источник информации для анализа и выработке системы безопасности;

- проводить поиск необходимой информации об опасностях, причинах и признаках их возникновения, проявления возникающих поражающих факторах и воздействии их на человека и окружающую среду и возможных последствиях с научной точки зрения;

- использовать добытую информацию в целях получения новых знаний в области безопасности для использования в учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности;

-описыватьусловия жизнеде-ятельности людей в различных местах проживания с соблюдением правил поведения и мер безопасности;

-видеть проявления влияния поражающих факторов опасностей на окружающую среду;

- раскрывать характерные черты различных видов опасностей, особенности их проявления и воздействия на людей, умение строить безопасный режим жизнедеятельности;

-давать оценку происшедшим явлениям, событиям и ситуациям, анализировать их и делать соответствующие выводы по минимизации травм и ранений;

-объяснять,в чем заключается назначение главных правил ОБЖ и системы безопасности человека в повседневной жизнедеятельности;

-способность определять  и аргументировать  своё  отношение к опасностям их источникам и нарушителям правил жизнедеятельности;

-воспитание уважения к правилам ОБЖ.



1

Введение. Инструктаж-беседа. «Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни»

рассказ-беседа


1

-

Предварительный



Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

2

Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера

§1


1

-

Периодичес-

кий



3

Источники ЧС техногенного характера и их последствия

§2


1

-

Текущий



4

Причины и стадии развития техногенных происшествий

§3


1

-

Текущий




Глава 2. Пожары и взрывы

5

Пожары

§4


1

-

Текущий



6

Взрывы

§5


1

-

Текущий



7

Условия и причина возникновения пожаров, взрывов

§6


1

-

Текущий



8

Последствия пожаров и взрывов

§7


1

-

Периодичес-

кий



9

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

§8


1

-

Текущий



10

Правила поведения при угрозе террористического акта

стр.165


1

-

Текущий



11

Оказание первой помощи пострадавшему

стр.172


1

-

Текущий




Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических вещест

12

Опасные химические вещества и объекты

§9


1

-

Текущий



13

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

§10


1

-

Текущий



14

Причины и последствия аварий на ХОО

§11


1

-

Текущий



15

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

§12


1

-

Периодичес-

кий



16

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

§12


-

1

Текущий



17

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

§13


1

-

Текущий




Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

18

Радиоактивность и радиационно опасные объекты

§14


1

-

Текущий



19

Ионизирующее излучение

§15


1

-

Текущий



20

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты

§16


1

-

Текущий



21

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях

§17


1

-

Текущий



Глава 5. Гидродинамические аварии


22

Гидродинамические аварии и их причины

§18-§19


1

-

Текущий



23

Последствия гидродинамических аварий

§20


1

-

Текущий



24

Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий

§21


1

-

Текущий




Глава 6. Нарушение экологического равновесия

25

Экология и экологическая безопасность

§22-23


1

-

Текущий



26

Загрязнение атмосферы

§24


1

-

Периодический



27

Загрязнение почв

§25


1

-

Текущий



28

Загрязнение природных вод

§26


1

-

Текущий



29

Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке

§27


1

-

Текущий



Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения.

Личностные

Метапредметные.

Предметные

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих защищенность

жизненно важных интересов от  внешних и внутренних  угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно

выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,

личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности,

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности  ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и безопасного коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 


- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях,

оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни,

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающими людьми, выполнять различные

социальные роли  во время и при ликвидации опасностей,

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной

ориентации.



- овладение базовыми знаниями об опасностях на дорогах и улицах, а также представлениями о причинах и признаках их развития;

-объяснять смысл основных понятий (опасность, опасные, экстремальные , катастрофа и безопасность);

- умение предвидеть и определять возможность возникновения опасностей, опасных, экстремальных ситуаций, катастроф различного характера в повседневной жизнедеятельности (в быту, социуме, природе, на транспорте) и их последствия;

-использовать полученные знания об опасности, как источник информации для анализа и выработке системы безопасности;

- проводить поиск необходимой информации об опасностях, причинах и признаках их возникновения, проявления возникающих поражающих факторах и воздействии их на человека и окружающую среду и возможных последствиях с научной точки зрения;

- использовать добытую информацию в целях получения новых знаний в области безопасности для использования в учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности;

-описывать условия жизнеде-ятельности людей в различных местах проживания с соблюдением правил поведения и мер безопасности;

-видеть проявления влияния поражающих факторов опасностей на окружающую среду;

- раскрывать характерные черты различных видов опасностей, особенности их проявления и воздействия на людей, умение строить безопасный режим жизнедеятельности;

-давать оценку происшедшим явлениям, событиям и ситуациям, анализировать их и делать соответствующие выводы по минимизации травм и ранений;

-объяснять,в чем заключается назначение главных правил ОБЖ и системы безопасности человека в повседневной жизнедеятельности;

-способность определять  и аргументировать  своё  отношение к опасностям их источникам и нарушителям правил жизнедеятельности;

-воспитание уважения к правилам ОБЖ.


Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах

30

Правила для велосипедистов


§28


1

-

Текущий



31

Правила для водителей

§29-30


1

-

Текущий



32

Проезд перекрестков

§31


-

1

Текущий



Глава 8. Основы здорового образа жизни

33

Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни.



1

-

Периодический




34

Итоговая аттестация – зачет (тестирование)



1

-

Периодический



35

Повторение по курсу ОБЖ В 8 классе.



1





Итого:

34

1


Всего:

35























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!