Преамбула.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-х классов обучения разработана в соответствии с ФГОС ООО.
При разработке программы использовались материалы авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных учреждений (М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов, под ред. Ю.Л.Воробьёва, 2-е изд., исп. доп.-М.:АСТ:Астрел,2016.).
Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» в течение 35часов учебного времени.
Количество учебных часов в неделю – 1.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса «ОБЖ», которая заключается в следующем:
учёт основных закономерностей теории безопасности;
интегративность (проблематика курса «ОБЖ» охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у воспитанников современной культуры безопасности жизнедеятельности;
снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства (воспитание безопасной личности).
Структура программы.
Рабочая программа состоит из трех разделов:
1).«Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения»;
2). «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека»;
3). «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»;
4). «Дорожно-транспортная безопасность».
При разработке структуры и содержания программы были учтены
педагогические принципыорганизации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с использованием возможностей федерального и регионального компонентов;
постепенное наращивание информационно - воспитательной нагрузки на воспитанников в области безопасности жизнедеятельности, с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам;
разделение учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами: федеральный - обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный - обеспечивает практическую направленность обучающихся в области безопасности с учётом региональных особенностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
усвоение знаний об опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечений защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
иметь понятия и знаний о возможных нарушение экологического равновесия в местах проживания, предельно-допустимых концентрациях загрязняющих веществ в окружающей среде и продуктах;
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у воспитанников научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у воспитанников модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
В ходе изложения учебного материала используются активные
методы обучения:
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
формы обучения учащихся на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, проектов, материальной базы);
Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических, практических задач, выполнение проектов.
При обучении используются элементы личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий.
При реализации данной программы используются механизмы формирования основных ключевых компетенций воспитанников: умение работать с книгой как основным источником знаний, пользоваться справочной литературой, переносить полученные знания в нестандартные ситуации. Обеспечить необходимый уровень их общего развития, а не только вооружить воспитанников предусмотренной программой основой знаний, умений и навыков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Типология ключевых компетенций | Формирование ключевых компетенций |
Учебно-познавательные | организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. |
Информационные | получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.; умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач |
Коммуникативные | Работа в группе, коллективе. Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). |
Ценностно-смысловые | Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.). Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. |
Общекультурные | Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, |
Социально-трудовые | Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,). |
Личностное самосовершенствование | Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. |
Виды контроля и формы его организации
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, периодический и итоговый.
Предварительный контрольнаправлен на выявление знаний, умений и навыков воспитанников по предмету или разделу, которые будут изучаться.
В VIII классы приходят воспитанники с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, преподаватель должен индивидуально подойти к каждому воспитаннику и выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить: на чем следует акцентировать внимание воспитанников; какие вопросы требуют больше времени; а на чем следует только остановиться.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях воспитанников. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения преподавателя за работой класса в целом и каждого в отдельности воспитанника на всех этапах обучения.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний воспитанников. Этот контроль проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.
Периодический контроль проводится в конце четверти и полугодия.
Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года.
По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля воспитанников.
Основными формами контроля являются: опрос, взаимоконтроль в парах и группах, зачёт по пройденной теме, самостоятельные, проверочные и контрольные работы, тестирование воспитанников.
3. Место учебного предмета ОБЖ в базисном учебном плане.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным
учебным планом основного общего образования изучается в лицее в 8 классе,
как федеральный компонент из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год согласно ФГОС ООО второго поколения.
В результате изучения программного материала по основам безопасности жизнедеятельности воспитанник должен
знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их последствия и правила личной безопасности;
виды опасностей природного и социального характера способные своим проявлением вызвать ЧС техногенного характера;
специальные службы, обеспечивающие защиту населения;
порядок оповещения об угрозе ЧС;
способы эвакуации при угрозе ЧС и ее проявлении;
средства пожаротушения и правила пользования ими;
опасные газы и вещества, меры безопасности при пользовании ими;
правила дорожного движения, обязанности пешехода, пассажира и водителя;
причины возникновения дорожно-транспортных происшествий;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
меры безопасности на автомобильном, железнодорожном, водном и авиационном транспорте исключающие возникновение ЧС техногенного характера;
виды криминальные ситуации и террористических актов в общественных местах и быту способные вызвать ЧС техногенного характера;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их причины, последствия и классификацию;
причины нарушения экологического равновесия и виды загрязнителей окружающей среды;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;
способы и средства защиты от поражающих факторов ЧС;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах;
уметь:
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, водителя и пассажира;
грамотно действовать при возникновении пожара и угрозе взрыва в жилище, общественных местах и на улице;
использовать подручные и специальные средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминальных ситуациях, в местах массового скопления людей и угрозе террористического акта;
последовательно действовать при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время ее проявления;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
безопасного пользования бытовыми приборами, опасными газами и веществами в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
исключения дорожно-транспортных происшествий в качестве пешехода, пассажира и водителя;
проявления бдительности и безопасного поведения в криминальных ситуациях, при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и ЧС;
соблюдения здорового образа жизни и невосприимчивости к вредным привычкам.
Для реализации данной программы используется учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений /М.П.Фролов,М.В. Юрьева, В.П. Шолох и др.
под ред..Ю.Л. Воробьва, М.:АСТ:Астрел,2016.
Универсальные учебные действия:
а) «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта»;
б) «совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса». (= «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ»)
Личностные УУД
самоопределение – осознанное определение человеком своего места в обществе и в жизни в целом, выбор жизненных ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальных компетенций, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, своего безопасного способа жизнедеятельности;
и ее мотивом, которая определяется готовностью и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению на основе целенаправленной жизнедеятельности, то есть ради чего она осуществляется в жизни;
нравственно-этическая ориентация - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками необходимо уметь организовывать это сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, а также находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
постановка вопросов;
разрешение конфликтов на основе развития умения выражать свои мысли и требования, способности слушать собеседника, понимать его точку зрения и требования, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации, грамотного психологического поведения и волевых качеств;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Познавательные УУД - общеучебные
выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
смысловое чтение;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
определение основной и второстепенной информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной и письменной речи;
постановка и формулирование проблемы,
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
творческих и поисковых проблем;
действие со знаково-символическими средствами замещение,
кодирование, декодирование, моделирование.
Познавательные УУД - логические
-выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов по видам опасности и безопасности;
-анализ и синтез как составление целого из частей: умение самостоятельно достраивать таблицы, схемы, кроссворды, тексты; восполнять в памяти недостающие компоненты возможных явлений, событий, опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций; определят признаки, причины их возникновения и поражающие факторы, возможные последствия и умение последовательно выходить из опасны ситуаций;
-подведение под понятия опасность и безопасность, ЧС, катастрофа, травма, рана, отравление, ожог, первая медпомощь;
-распознавание объектов несущих угрозу для человека на основе знаний об опасностях и умением их предвидеть;
-установление причинно-следственных связей между нарушением правил безопаснос-ти и угрозой возникновения той или иной опасности,
-построение логической цепи рассуждений, доказательство по выходу из опасных ситуаций и последовательностью оказания первой медпомощи;
-выявление родовидовых и существенных с точки зрения той или иной конкретной ситуации признаков опасности;
-выдвижение гипотез и их доказательство о возможности возникновения опасностей природного, техногенного и социального характера и их угрозы для человека.
Регулятивные УУД
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соответствия известного и неизвестного.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Прогнозирование – предвосхищение результата, уровня м временных характеристик условия.
Контроль – сличение способа и результата действий с заданным эталоном.
Коррекция действия
Оценка – осознание полноты, качества, уровня усвоения.
Волевая – саморегуляция – способность мобилизации сил, энергии, волевому усилию, преодолению препятствий.
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
№ п/п | Наименование раздела, глав и тем программы | Содержания раздела | Требования к уровню подготовки воспитанников |
1 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения | Инструктаж-беседа» Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни» Безопасность в быту и в природе, противопожарная, дорожно- транспортная, экологическая, криминальная и террористическая безопасность. Человек, среда его обитания, безопасность человека. Опасные ситуации техногенного и социального характера. Проблемы безопасного движения пешеходов. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части. Организация дорожного движения. Общие положения ПДД. Общие права и обязанности пешеходов, пассажиров и водителей. Безопасности движения транспортных средств. ЧС в быту, причины возникновения и последствия. Средства пожаротушения и их использование для локализации и тушения возгораний. Эвакуация при пожаре и взрыве; правила поведения при угрозе пожара и взрыва. | Знать: потенциальные опасности, причины и признаки их возникновения, правила поведения и меры безопасности при их угрозе и в период проявления. Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность. Знать: признаки и причины возникновения пожара, его поражающие факторы; средства пожаротушения и правила пользования ими; способы и правила эвакуации при пожаре Уметь: предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность. |
2 | Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины возникновения и их последствия. Загрязнение окружающей среды. Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций с нарушением экологического характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и возможные последствия. Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Аварии на пожаровзрывоопасных объектах, химически опасных объектах и радиационно-опасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам поведения при авариях на радиационно, химически и пожаровзрывоопасных объектах. Эвакуация при пожаре, угрозе взрыва и других ЧС, правила поведения при их угрозе и в период проявления. Аварии на гидродинамических объектах, их возможные причины и последствия. Мероприятия, проводимые по уменьшению последствий аварий на опасных гидродинамических объектах. Рекомендации по поведению населения при угрозе аварии на гидродинамическом объекте. Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия по защите здоровья человека в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. | Знать: ЧС техногенного характера создающие угрозу загрязнения окружающей среды АХОВ, радиоактивными веществами. Признаки и причину возникновения ЧС и их последствия; правила поведения и меры безопасности при нарушении экологического равновесия. Уметь: Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную и общественную безопасность, организовать безопасный процесс жизнедеятельности на территории с нарушением экологического равновесия. Владеть навыками: выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.. |
3 | Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения Глава 8. Основы здорового образа жизни | Проблемы безопасного движения пешеходов. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда. Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части. Организация дорожного движения. Общие положения ПДД. Общие права и обязанности пешеходов, пассажиров и водителей. Общие права и обязанности водителей. Безопасности движения транспортных средств. Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье подростка и факторы на него влияющие. Здоровый образ жизни и его составляющие. Формирование навыков здорового образа жизни. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - основа профилактики инфекционных заболевания.Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления. | Знать: Правила дорожного движения, организации дорожного движения в городе, населенном пункте, вне населенного пункта; виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии. Уметь: грамотно осуществлять взаимодействие с транспортными средствами; действовать в ситуациях при дорожно- транспортных происшествиях. Владеть навыками: безопасного поведения на улицах и дорогах; оказанию помощи пострадавшим при ДТП. Знать: иметь понятия о здоровье и здоровом образе жизни и их составляющих. Владеть: навыками ведения здорового образа жизни |
График проведения контрольных работ
по ОБЖ в 8 классах
№ п/п | Виды контроля | Форма контроля | Форма организации контроля | Дата провения |
План. | Факт. |
1 | Предварительный | Тестирование | Индивидуальная | | |
2 | Текущий | Тестирование | Фронтальная | | |
3 | Тематический | Тестирование | Фронтальная | | |
4 | Периодический | Зачет (тестирование) | Индивидуальная | | |
5 | Периодический | Зачет (тестирование) | Индивидуальная | | |
6 | Периодический | Зачет (тестирование) | Индивидуальная | | |
7 | Периодический | Зачет (тестирование) | Индивидуальная | | |
8 | Итоговый | Зачет (тестирование) | Индивидуальная | | |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы | Количество часов |
1. | Инструктаж-беседа «Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни» | 1 |
2 3 4 5 6 7 | Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека Глава1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера 1.1 Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера и их классификация. 1.2. Источники ЧС техногенного характера и их последствия 1.3 Причины и стадии развития техногенных происшествий Глава 2. Пожары и взрывы 2.1. Пожары 2.2. Взрывы 2.3.Условия и причина возникновения пожаров, взрывов и их последствия 2.4 Последствия пожаров и взрывов 2.5. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов 2.6. Правила поведения при угрозе террористического акта 2.7. Оказание первой помощи пострадавшему Глава 3.Аварии с выбросом опасных химических веществ 3.1. Опасные химические вещества и объекты 2.2. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов 3.3. Причины и последствия аварий на ХОО 3.4. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО 3.5. Первая помощь пострадавшим от АХОВ Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 4.1. Радиоактивность и радиационно опасные объекты 4.2. Ионизирующее излучение 4.3. Характеристика очагов поражения при авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения 4.4. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях Глава 5. Гидродинамические аварии 5.1. Гидродинамические аварии и их причины 5.2. Последствия гидродинамических аварий 5.3. Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий Глава 6. Нарушение экологического равновесия 6.1. Экология и экологическая безопасность. 6.2. Загрязнение атмосферы 6.3. Загрязнение почв 6.4. Загрязнение природных вод 6.5. Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке | 28 3 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 2 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 5 1 1 1 1 1 |
8 | Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах 7.1. Правила для велосипедистов 7.2. Правила для водителей 7.3. Проезд перекрестков | 4 3 1 1 1 |
9 | Глава 8. Основы здорового образа жизни 8.1. Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. 8.2. Основные составляющие здорового образа жизни | 1 1 1 |
| Итоговая аттестация - зачет.Повторение по курсу ОБЖ в 8 классе. | 2 |
| Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения обязательного минимума содержания программы ОБЖ в 8 классе учащиеся должны
Знать:
права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказания помощи терпящим бедствие на воде;
потенциальные опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и организацию защиты населения;
значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека;
приёмы и правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
методику организации дорожного движения в городе, виды, причины и правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.
Владеть навыками:
выполнения мероприятий ГО по защите от чрезвычайных ситуаций;
оказания первой медицинской помощи при отравлении АХОВ, травмах, при утоплении.
Уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные и специальные средства для локализации и ликвидации очага возгорания;
оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде;
перечислять последовательность действий при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации техногенного характера и во время данной ситуации;
доступно объяснять значение здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства;
оказывать первую медицинскую помощь при отравлении АХОВ, различных видах травм;
грамотно действовать в ситуациях при дорожно-транспортных происшествиях.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс учебник для общеобразовательных учреждений (М.П.Фролов, М.В. Юрьева, В.П. Шолох, Ю.Ю. Корнейчук, Ь.И. Мишин, под ред. Ю.Л.Воробьва-М.:АСТ:Астрел,2016.)
. Организация преподавания курса ОБЖ в школе. Сборник нормативно - правовых и
учебно - методических материалов. Под ред. Мишина Б.И.; М. «Вентана-Граф» 2016
.Сборник нормативных документов. ОБЖ / сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев
-5-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2009.
Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Методика.
Под ред. Антоновой Л.Н.; М. «Айрис-Пресс» 2006
Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных
учреждениях. Методическое пособие. Хромов Н.И.; М. «Айрис-Пресс» 2008
Катастрофы и человек / Ю. Л. Воробьёв, Н. И. Локтионов, М. И. Фалеев и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл./ А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
. Правила дорожного движения 2014
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).
Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.
Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование).
УМК «Безопасность дорожного движения»:
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под ред. Смирнова А.Т. Обучение правилам дорожного движения. Методическое пособие. 5-9 кл.
Рыбин А.Л., Маслов М.В. Под.ред. Смирнова А.Т. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
).
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2008.
.
Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285.
Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / С.С. Соловьев. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях. Нормативные
документы и акты. Под ред. Павлова О.В. Волгоград, изд. «Учитель» 2006г.
ЦвилюкА.Г. Азы личной безопасности. – М.: Просвещение, 1997.
Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации: Краткая характеристика. – М.:ООО
«Ред. журнала Военные знания» 2000
Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ:
http://www.informika.ru/;
http://www.ed.gov.ru/;
http://www.edu.ru/
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты «Энциклопедий»,например:
http://www.rubricon.ru/;
http://www.encyclopedia.ru/
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Календарно – тематическое планирование программного материала по ОБЖ в 8 классе
№ п/п | Наименование темы | Раздел, глава, тема, страница | | Количество часов | Вид контроля | Дата проведения |
| | план | факт |
Раздел 1.Опасные и ЧС техногенного характера. Безопасность и защита человека |
Планируемы результаты (по разделу) |
Личностные | Метапредметные. | Предметные |
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности, • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, грамотного экологического поведения, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку: его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории: культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и безопасного коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизни; | овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и ЧС; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях в природной среде; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающи-ми людьми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | овладение базовыми знаниями об опасностях, а также представлениями о причинах и признаках их развития; -объяснять смысл основных понятий (опасность, опасные, экстремальные и чрезвычайные ситуации, катастрофа и безопасность); - умение предвидеть и определять возможность возникновения опасностей, опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, катастроф различного характера в повседневной жизнедеятельности (в быту, социуме, природе, на транспорте) и их последствия; -использовать полученные знания об опасности, как источник информации для анализа и выработке системы безопасности; - проводить поиск необходимой информации об опасностях, причинах и признаках их возникновения, проявления возникающих поражающих факторах и воздействии их на человека и окружающую среду и возможных последствиях с научной точки зрения; - использовать добытую информацию в целях получения новых знаний в области безопасности для использования в учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности; -описыватьусловия жизнеде-ятельности людей в различных местах проживания с соблюдением правил поведения и мер безопасности; -видеть проявления влияния поражающих факторов опасностей на окружающую среду; - раскрывать характерные черты различных видов опасностей, особенности их проявления и воздействия на людей, умение строить безопасный режим жизнедеятельности; -давать оценку происшедшим явлениям, событиям и ситуациям, анализировать их и делать соответствующие выводы по минимизации травм и ранений; -объяснять,в чем заключается назначение главных правил ОБЖ и системы безопасности человека в повседневной жизнедеятельности; -способность определять и аргументировать своё отношение к опасностям их источникам и нарушителям правил жизнедеятельности; -воспитание уважения к правилам ОБЖ. |
|
1 | Введение. Инструктаж-беседа. «Правила поведения и меры безопасности в повседневной жизни» | рассказ-беседа | | 1 | - | Предварительный | | |
Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера |
2 | Аварии, катастрофы, ЧС техногенного характера | §1 | | 1 | - | Периодичес- кий | | |
3 | Источники ЧС техногенного характера и их последствия | §2 | | 1 | - | Текущий | | |
4 | Причины и стадии развития техногенных происшествий | §3 | | 1 | - | Текущий | | |
Глава 2. Пожары и взрывы |
5 | Пожары | §4 | | 1 | - | Текущий | | |
6 | Взрывы | §5 | | 1 | - | Текущий | | |
7 | Условия и причина возникновения пожаров, взрывов | §6 | | 1 | - | Текущий | | |
8 | Последствия пожаров и взрывов | §7 | | 1 | - | Периодичес- кий | | |
9 | Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | §8 | | 1 | - | Текущий | | |
10 | Правила поведения при угрозе террористического акта | стр.165 | | 1 | - | Текущий | | |
11 | Оказание первой помощи пострадавшему | стр.172 | | 1 | - | Текущий | | |
Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических вещест |
12 | Опасные химические вещества и объекты | §9 | | 1 | - | Текущий | | |
13 | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов | §10 | | 1 | - | Текущий | | |
14 | Причины и последствия аварий на ХОО | §11 | | 1 | - | Текущий | | |
15 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | §12 | | 1 | - | Периодичес- кий | | |
16 | Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | §12 | | - | 1 | Текущий | | |
17 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ | §13 | | 1 | - | Текущий | | |
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ |
18 | Радиоактивность и радиационно опасные объекты | §14 | | 1 | - | Текущий | | |
19 | Ионизирующее излучение | §15 | | 1 | - | Текущий | | |
20 | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты | §16 | | 1 | - | Текущий | | |
21 | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях | §17 | | 1 | - | Текущий | | |
Глава 5. Гидродинамические аварии |
22 | Гидродинамические аварии и их причины | §18-§19 | | 1 | - | Текущий | | |
23 | Последствия гидродинамических аварий | §20 | | 1 | - | Текущий | | |
24 | Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий | §21 | | 1 | - | Текущий | | |
Глава 6. Нарушение экологического равновесия |
25 | Экология и экологическая безопасность | §22-23 | | 1 | - | Текущий | | |
26 | Загрязнение атмосферы | §24 | | 1 | - | Периодический | | |
27 | Загрязнение почв | §25 | | 1 | - | Текущий | | |
28 | Загрязнение природных вод | §26 | | 1 | - | Текущий | | |
29 | Правила поведения при неблагоприятной экологической обстановке | §27 | | 1 | - | Текущий | | |
Раздел ӀӀ. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. |
Личностные | Метапредметные. | Предметные |
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; - развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности, • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности ЗОЖ, усвоение правил индивидуального и безопасного коллективного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; | - овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение в обычной и экстремальной ситуации; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими людьми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации опасностей, • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | - овладение базовыми знаниями об опасностях на дорогах и улицах, а также представлениями о причинах и признаках их развития; -объяснять смысл основных понятий (опасность, опасные, экстремальные , катастрофа и безопасность); - умение предвидеть и определять возможность возникновения опасностей, опасных, экстремальных ситуаций, катастроф различного характера в повседневной жизнедеятельности (в быту, социуме, природе, на транспорте) и их последствия; -использовать полученные знания об опасности, как источник информации для анализа и выработке системы безопасности; - проводить поиск необходимой информации об опасностях, причинах и признаках их возникновения, проявления возникающих поражающих факторах и воздействии их на человека и окружающую среду и возможных последствиях с научной точки зрения; - использовать добытую информацию в целях получения новых знаний в области безопасности для использования в учебной, учебно-проектной и социально-проектной деятельности; -описывать условия жизнеде-ятельности людей в различных местах проживания с соблюдением правил поведения и мер безопасности; -видеть проявления влияния поражающих факторов опасностей на окружающую среду; - раскрывать характерные черты различных видов опасностей, особенности их проявления и воздействия на людей, умение строить безопасный режим жизнедеятельности; -давать оценку происшедшим явлениям, событиям и ситуациям, анализировать их и делать соответствующие выводы по минимизации травм и ранений; -объяснять,в чем заключается назначение главных правил ОБЖ и системы безопасности человека в повседневной жизнедеятельности; -способность определять и аргументировать своё отношение к опасностям их источникам и нарушителям правил жизнедеятельности; -воспитание уважения к правилам ОБЖ. |
Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах |
30 | Правила для велосипедистов | §28 | | 1 | - | Текущий | | |
31 | Правила для водителей | §29-30 | | 1 | - | Текущий | | |
32 | Проезд перекрестков | §31 | | - | 1 | Текущий | | |
Глава 8. Основы здорового образа жизни |
33 | Здоровый образ жизни, как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. Основные составляющие здорового образа жизни. | | | 1 | - | Периодический | | |
34 | Итоговая аттестация – зачет (тестирование) | | | 1 | - | Периодический | | |
35 | Повторение по курсу ОБЖ В 8 классе. | | | 1 | | | | |
Итого: | 34 | 1 | |
Всего: | 35 | |