Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании Согласована МГ учителей ОБЖ Заместитель и физкультуры директора по УВР от 25. 08. 2019 г. _________/Стоянова О.Ф./ Протокол № 1 от 28.08. 2019 г. Руководитель МГ ________/Шуличенко А. Н./ | Принята Утверждаю на заседании Директор школы педагогического ___________ /Иванов Е.А./ совета Приказ от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г. Протокол № 1 № 1-29 |
Рабочая программа
по основам безопасности
жизнедеятельности
6 класс
(ФГОС ООО)
2019 - 2020 уч. год
Учитель:
Шуличенко Александр Николаевич
с. Свердликово
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для обучающихся
6 класса составлена в соответствии с требованиями:
- ФГОС основного общего образования второго поколения;
- примерной образовательной программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08. 04. 2015. Протокол № 1/15);
- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому данная программа рассчитана на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе из расчёта 1 час в неделю (35 ч. в год)
Рабочая программа ориентирована на учебник:
1.Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М. П. Фролов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьева. М.: Дрофа: Астрель, 2015.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
в познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
в ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
в коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
в эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
в трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций,
связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
в сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в
6 классе ученик должен знать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты ( респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой);
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённые знания в реальной жизни.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) |
1. | Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях. | 21 | |
2. | Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё. Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. | 4 | Совершенствовать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли Понимать необходимость сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия Познакомить с опасными и экстремальными ситуациями. Что к ним приводит? Подготовить обучающихся к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. Ознакомить с причинами, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. |
3. | Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях. Влияние климата на человека. Общие правила успешной акклиматизации. | 3 | Ознакомить с влиянием климата на человека, акклиматизацией, с общими правилами успешной акклиматизации. |
4. | Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного пребывания в природной среде. Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий. Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Повторный инструктаж по ТБ. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. | 14 | Ознакомить обучающихся со способами выживания человека в условиях автономного пребывания в природной среде. |
5. | Раздел II.Основы медицинских знаний. | 12 | |
6. | Глава 4.Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях. Общие принципы оказания самопомощи. Практическая работа № 1 «Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему». Аптечка, природные лекарственные средства Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Опасные животные. Отравления. Первая помощь утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации. Тепловые и солнечные удары, обморожения. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа. Практическая работа № 2 «Способы переноски пострадавшего». | 12 | Формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. Уметь оказывать первую помощь пострадавшим; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, творческой и других видов деятельности. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства. Познакомить с основами медицинских знаний, научить оказывать первую помощь в экстремальных ситуациях. |
7. | Резерв | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов по разделам, темам | Дата |
План | Факт |
| Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях | 21 | | |
| Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё | 4 | | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | 1 | | |
2 | Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. | 1 | | |
3 | Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. | 1 | | |
4 | Контрольная работа №1 «Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека». | 1 | | |
| Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях. | 3 | | |
5 | Влияние климата на человека | 1 | | |
6 | Общие правила успешной акклиматизации. Тест | 1 | | |
7 | Контрольная работа №2 «Пребывание человека в различных климатических условиях». | 1 | | |
| Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. | 14 | | |
8 | Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. | 1 | | |
9 | Авария транспортного средства в безлюдной местности. | 1 | | |
10 | Способы подачи сигналов бедствия. | 1 | | |
11 | Ориентирование по компасу | 1 | | |
12 | Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам | 1 | | |
13 | Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Тест | 1 | | |
14 | Устройство временных укрытий | 1 | | |
15 | Добывание огня, разведение костра | 1 | | |
16 | Обеспечение бытовых потребностей. | 1 | | |
17 | Повторный инструктаж по ТБ. Обеспечение водой | 1 | | |
18 | Организация питания | 1 | | |
19 | Личная гигиена, уход за одеждой и обувью. | 1 | | |
20 | Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению | 1 | | |
21 | Контрольная работа №3 «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде». | 1 | | |
| Раздел II. Основы медицинских знаний | 14 | | |
| Глава 4 Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях | 12 | | |
22 | Общие принципы оказания самопомощи | 1 | | |
23 | Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему | 1 | | |
24 | Аптечка, природные лекарственные средства | 1 | | |
25 | Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. | 1 | | |
26 | Закрытые травмы | 1 | | |
27 | Опасные животные | 1 | | |
28 | Отравления. | 1 | | |
29 | Первая помощь утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации. | 1 | | |
30 | Тепловые и солнечные удары, обморожения | 1 | | |
31 | Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа | 1 | | |
32 | Способы переноски пострадавшего | 1 | | |
33 | Контрольная работа №4 «Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях». | 1 | | |
34 | Резерв | 1 | | |
35 | Резерв | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Из них (кол-во часов) |
по плану | по факту | Прак- тичес-кие работы | Контрольные работы |
| | | Раздел I. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях | 21 | - | 1 |
| | | Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё | 4 | | |
1 | | | Вводный инструктаж по ТБ. Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? | 1 | | |
2 | | | Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций. | 1 | | |
3 | | | Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией. | 1 | | |
4 | | | Контрольная работа № 1 «Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека». | 1 | | 1 |
| | | Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях. | 3 | - | 1 |
5 | | | Влияние климата на человека | 1 | | |
6 | | | Общие правила успешной акклиматизации. Тест | 1 | | |
7 | | | Контрольная работа № 2 «Пребывание человека в различных климатических условиях». | 1 | | 1 |
| | | Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. | 14 | - | 1 |
8 | | | Если ты отстал от группы или заблудился в лесу. | 1 | | |
9 | | | Авария транспортного средства в безлюдной местности. | 1 | | |
10 | | | Способы подачи сигналов бедствия. | 1 | | |
11 | | | Ориентирование по компасу | 1 | | |
12 | | | Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам | 1 | | |
13 | | | Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Тест | 1 | | |
14 | | | Устройство временных укрытий | 1 | | |
15 | | | Добывание огня, разведение костра | 1 | | |
16 | | | Обеспечение бытовых потребностей. | 1 | | |
17 | | | Повторный инструктаж по ТБ. Обеспечение водой | 1 | | |
18 | | | Организация питания | 1 | | |
19 | | | Личная гигиена, уход за одеждой и обувью. | 1 | | |
20 | | | Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению | 1 | | |
21 | | | Контрольная работа № 3 «Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде». | 1 | | 1 |
| | | Раздел II. Основы медицинских знаний | 12 | 2 | 1 |
| | | Глава 4. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях | 12 | 2 | 1 |
22 | | | Общие принципы оказания самопомощи | 1 | | |
23 | | | Практическая работа № 1 «Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему» | 1 | 1 | |
24 | | | Аптечка, природные лекарственные средства | 1 | | |
25 | | | Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. | 1 | | |
26 | | | Закрытые травмы | 1 | | |
27 | | | Опасные животные | 1 | | |
28 | | | Отравления. | 1 | | |
29 | | | Первая помощь утопающему. Основные приёмы оживления — реанимации. | 1 | | |
30 | | | Тепловые и солнечные удары, обморожения | 1 | | |
31 | | | Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа | 1 | | |
32 | | | Практическая работа № 2 «Способы переноски пострадавшего» | 1 | 1 | |
33 | | | Контрольная работа № 4 «Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях». | 1 | | 1 |
34-35 | | | Резерв | 2 | | |