МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21» г. БРЯНСКА
РАССМОТРЕНО На заседании МО Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО На заседании МС ШКОЛЫ Протокол №_____ от «___» августа 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ СОШ №21г. Брянска №_______ от «____» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ
7 А КЛАСС
УЧИТЕЛЬ:
ТРИЗНА ИРАИДА ВИКТОРОВНА
2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 7 А класса составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;
2.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №21 г. Брянска;
3. Учебный план МБОУ СОШ №21 г. Брянска на 2020-2021 учебный год;
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
5.Авторская программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Учебно-методический комплект:
Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова, Л.Г.Савенкова; [под ред. Л.Г.Савенковой].- М.: Вентана-Граф, 2017.
Программа Л.Г.Савенковой / Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8(9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М. : «Вентана-Граф», 2014.
Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства. 7 класс. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2015.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе отведено 35 часов в год –1 час в неделю. С учетом учебного плана МБОУ СОШ №21 г. Брянска данная рабочая программа составлена на 35 часов.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол- во часов по рабочей программе |
1 | Глава 1. Природа в изобразительном искусстве. | 4 | 4 |
2 | Глава 2. Природа и творчество. | 3 | 3 |
3 | Глава 3. Художественное творчество и его истоки. | 3 | 3 |
4 | Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве. | 3 | 3 |
5 | Глава 5. Искусство театра. | 6 | 6 |
6 | Глава 6. Композиция и её роль в искусстве. | 3 | 3 |
7 | Глава 7. Мироздание и искусство | 6 | 4 |
8 | Глава 8. История и искусство | 4 | 5 |
9 | Глава 9. Проекты. | 2 | 2 |
10 | Глава 10. Великие имена в искусстве | 1 | 2 |
| Итого: | 35 | 35 |
Форма промежуточной аттестации: контрольное тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
1) социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
3) развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
6) развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
7) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
8) воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
9) развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
10) бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
3) развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
4) развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
5) развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
6) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
7) развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
8) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
9) воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
10) овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
11) развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
12) освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
13) формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2) сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
3) развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
4) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
5) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
6) проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
7) развитие фантазии и воображения детей;
8) использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
9) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
10) умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
11) использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
12) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета изобразительное искусство
Содержание программы 7 класса позволяет учащимся рассмотреть связи изобразительного искусства с наукой. Тема «Наука и искусство» раскрывает процесс художественного творчества, помогает осмыслить и понять символику изобразительного искусства и мифологию. Практическая часть ориентирована на освоение художественного языка разных видов изобразительной деятельности (графической грамоты).
Глава «Природа и творчество» посвящена биоархитектуре: мотивам природы в застывших формах, природной форме и стилизации, связи природы и дизайна. Большое внимание уделено развитию заинтересованного отношения к природе, природным объектам и функциональности их формы, пространственному расположению объектов в реальной и природной среде. Работа на уроках направлена на понимание функциональной значимости каждого звена природной структуры. Важной частью этого раздела является рисование с натуры объектов природы, создание зарисовок и этюдов фигуры человека в движении и в статике.
Значительное количество времени выделено на изучение изобразительного искусства в театре: сценографию, создание костюма, грима, оформление афиши, пригласительного билета.
Завершают курс коллективные творческие проекты, ориентированные на изучение достопримечательностей родного города.
Раздел восприятия представлен именами художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Ж.Пьера, К.С. Петрова-Водкина, Андрея Рублева, П.Пикассо.
Тематическое планирование
Название раздела (количество часов) | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
план | факт |
Глава 1. Природа в изобразительном искусстве – 4 ч. | 1 | Природная среда как источник художественного вдохновения. | 1 | 03.09 | |
2 | Использование растительных мотивов в художественном творчестве. | 1 | 10.09 | |
3 | Мир живой природы глазами художника. | 1 | 17.09 | |
4 | Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве. | 1 | 24.09 | |
Глава 2. Природа и творчество – 3 ч. | 5 | Отражение природных форм в архитектуре. | 1 | 01.10 | |
6 | Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан). | 1 | 08.10 | |
7 | Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней. | 1 | 15.10 | |
Глава 3. Художественное творчество и его истоки- 3 ч. | 8 | Наука и искусство. | 1 | 22.10 | |
9 | Роль фантазии и воображения в искусстве. | 1 | 29.10 | |
10 | Художник и творческий процесс. | 1 | 12.11 | |
Глава 4. Краткость и выразитель- ность в искусстве – 3 ч. | 11 | Коллаж — особая форма искусства. | 1 | 19.11 | |
12 | Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках. | 1 | 26.11 | |
13 | Плакат и законы его построения. Плакатная графика. | 1 | 03.12 | |
Глава 5. Искусство театра – 6 ч. | 14 | Театр — содружество всех искусств. | 1 | 10.12 | |
15 | Оформление спектакля. Художник в театре | 1 | 17.12 | |
16 | Театральный костюм | 1 | 24.12 | |
17 | Лицо, грим, маска | 1 | 14.01 | |
18 | Театральная афиша | 1 | 21.01 | |
19 | Пригласительный билет на спектакль. | 1 | 28.01 | |
Глава 6. Композиция и её роль в искусстве – 3 ч. | 20 | Архитектурная композиция | 1 | 04.02 | |
21 | Архитектурная композиция | 1 | 11.02 | |
22 | Композиция художественного произведения. | 1 | 18.02 | |
Глава 7. Мироздание и искусство – 4 ч. | 23 | Западная и восточная модели в культуре человечества. | 1 | 25.02 | |
24 | Миф (мифология) как образ мира. | 1 | 04.03 | |
25 | Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни. | 1 | 11.03 | |
26 | Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания. | 1 | 18.03 | |
Глава 8. История и искусство – 5 ч. | 27 | Восприятие истории посредством искусства. | 1 | 01.04 | |
28 | Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики. | 1 | 08.04 | |
29 | Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве | 1 | 15.04 | |
30 | Контрольное тестирование. | 1 | 22.04 | |
31 | Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы». | 1 | 29.04 | |
Глава 9. Проекты – 2 ч. | 32 | Культурные достопримечательности города. | 1 | 06.05 | |
33 | Проектная работа «Знаковые образы в искусстве». | 1 | 13.05 | |
Глава 10. Великие имена в искусстве -2 ч. | 34 | Великие имена в искусстве. | 1 | 20.05 | |
35 | Великие имена в искусстве. | 1 | 27.05 | |
Итого: | | | 35 ч. | | |