СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

             Рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по изобразительному искусству, программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИОНОВО-НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА

(МБОУ «АЛЕКСЕЕВО-ТУЗЛОВСКАЯ СОШ»)



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ____ августа 2019 года протокол № ____

Председатель _______ Лысенко Г.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

уровень образования (класс) 5-7 класс

количество часов 102 часа, (5класс-34ч, 6класс-34, 7класс-34ч)


Учитель Чалабян Татьяна Владимировна.


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд для общеобразовательных учреждений 1-9 классы: основной курс (автор-составитель Б.М. Неменский) М. «Просвещение» 2012г.





2019-2020г.

Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству

5-7 классы

Рабочая программа по предмету составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы по изобразительному искусству, программы по изобразительному искусству Б. М. Неменского.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5,6,7 классах основной школы отводится 102 часов. Согласно действующему в школе учебному плану и расписанию в 2019-2020 учебном году на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5,6,7 классах основной школы отводится 102 часа (уроки проводятся 1 раз в неделю: 5 класс - 34 ч; 6 класс- 34ч; 7класс-34 ч.)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия: умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


5 класс

Выпускник научится:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;

  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

  • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу.

                                                                             

  1. класс

Выпускник научится:

  • понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

  • понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

  • пользоваться основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенностям ритмической организации изображения;

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; научиться общим правилам построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


Выпускник получит возможность научиться:

  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма);

  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное» в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике.

  1. класс

Выпускник научится:

  • анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

  • определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

  • представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

  • использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа;

  • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

  • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.


  1. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 5 класс

Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Древние корни народного искусства

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

коллективные.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения, что декор не только украшение, но и носитель жизненных смыслов, особенности образного языка народной вышивки, образный строй народного праздничного костюма.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре, мудрость устройства традиционной жилой среды, символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы.

Создавать эскизы декоративного убранства избы, самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия, декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы

Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского народа








Связь времен в народном искусстве


Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка

Индивидуальные;

групповые;

индивидуально-групповые;

фронтальные;

коллективные.

Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки, о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

Сравнивать, оценивать форму и декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением декоративной росписью игрушки в традиции одного из промыслов

Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета, передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе, работать сообща над проектом, осуществлять подбор материала и продумывать демонстрационную форму его подачи.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях гжели, соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Создавать работы в конкретном материале (акварель).

Определять характерные особенности произведений городецкого промысла, гжельской и хохломской росписи, жостовского письма.

Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, Гжели, Жостово, Хохломы.

Создавать фрагменты жостовской, гжельской, городецкой ихохломской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их.

Освоить приемы организации выставок и ведения тематических экскурсий по созданной экспозиции.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников в соответствии с критериями заданий.

Декор, человек, общество, время


Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма; символику Древнего Египта, солярные знаки, украшения фараонов. Выявлять связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материала, формы и декора, отличия одежды высших и низших слоев Древнего Египта, Древней Греции. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта и Древней Греции. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Определять стили и сюжеты древнегреческой живописи по керамике. Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина , место и роль античного искусства в мировой художественной культуре, смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Иметь представление о декоративном искусстве в стиле барокко, понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, создавать проекты предметов среды, объединённые единой стилистикой. Выделять особенности средневековой одежды различных слоёв общества. Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока «Бал во дворце», в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Декоративное искусство в современном мир

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

Индивидуальные; групповые; фронтальные

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ. Различать по материалам, технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и называть характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Разрабатывать, создавать эскизы витража. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств, в процессе создания витража. Различать виды ДПИ, называть характерные особенности ДПИ. Определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.



«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

6 класс


Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Индивидуальные; фронтальные.

Называть пространственные и вре­менные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.

Характеризовать три группы про­странственных искусств: изобразитель­ные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни челове­ка, в организации общения людей, в создании среды материального окруже­ния, в развитии культуры и представ­лений человека о самом себе.

Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.

Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.

Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение. Понимать, что восприятие произве­дения искусства — творческая деятель­ность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Иметь представление и высказы­ваться о роли художественного мате­риала в построении художественного образа.

Характеризовать выразительные особенности различных художествен­ных материалов при создании художе­ственного образа.

Называть и давать характеристи­ки основным графическим и живопис­ным материалам.

Приобретать навыки работы гра­фическими и живописными материала­ми в процессе создания творческой ра­боты.

Развивать композиционные навы­ки, чувство ритма, вкус в работе с ху­дожественными материалами.

Иметь представление о ри­сунке как виде художественного твор­чества.

Различать виды рисунка по их це­лям и художественным задачам.

Участвовать в обсуждении вырази­тельности и художественности различ­ных видов рисунков мастеров.

Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Учиться рассматривать, сравни­вать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Мир наших вещей. Натюрморт.

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Индивидуальные

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произ­ведениях.

Объяснять понятия: цветовые от­ношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.

Различать и называть теплые и хо­лодные оттенки цвета.

Объяснять понятие «колорит».

Развивать навык колористического восприятия художественных произведе­ний, умение любоваться красотой цве­та в произведениях искусства и в ре­альной жизни.

Приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. Овладевать навыками живописного изображения.

Формировать представления о раз­личных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.

Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.

Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).

Осваивать простые композиционные умения организации

Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.

Получать навыки художественного изображения способом аппликации. Развивать вкус, эстетические пред­ставления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе соз­дания практической творческой работы. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником

Индивидуальные; фронтальные.

Знакомиться с великими произве­дениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного обра­за человека в искусстве.

Получать представление об из­менчивости образа человека в истории.

Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.

Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сход­ства в художественном портрете

при­сутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.

Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).

Рассказывать о своих художествен­ных впечатлениях.

Приобретать представления о кон­струкции, пластическом строении голо­вы человека и пропорциях лица.

Понимать и объяснять роль про­порций в выражении характера модели и отражении замысла художника.

Овладевать первичными навыками изображения головы человека в про­цессе творческой работы. Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами ап­пликации.

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра

Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.

Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека. Создавать зарисовки объемной кон­струкции головы. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.


Человек и пространство в изобразительном искусстве.


Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива).

Индивидуальные; фронтальные

Знакомиться с творчеством русских художников-пейзажистов, с историей возникновения пейзажа, с анималитическим жанром искусства, понятием линейной и воздушной перспективы с видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников. Приобретать представления о способах передачи пространства в пейзаже. Уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Применять различные художественные материалы и средства художественной выразительности при выполнении творческой работы.

Воспринимать и интерпритировать темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства.

Понимать и объяснять роль и место искусства в жизни человека и общества. Отличать восточный и европейский пейзаж, живопись импрессионистов от традиционной живописи. Формировать навыки анализа художественного произведения, навыки в передаче образа пейзажа. Создавать эскиз пейзажа и передавать повадки животных. Развивать способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.


«ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 7 класс.

Раздел

Основное содержание

Формы организации учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)


«Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры»

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна.

Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные.

Знакомиться с многообразным миром конструктивных искусств. Объяснять понятие «графический дизайн».

Анализировать произведения архитектуры и дизайна.

Приобретать представления о синтезе слова и изображения в искусстве плаката, роли плаката в годы Великой Отечественной войны, о многообразии видов полиграфии; о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, понимать и объяснять их общее начало и специфику, особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал.

Формировать представление об основных этапах развития и истории архитектуры и дизайна, и тенденциях современного конструктивного искусства. Называть работы Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского. Формировать навыки соединения текста и изображения; называть элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Овладевать композиционными основами макетирования и коллажной композиции. Гармонично балансировать композиции из трех прямоугольников.

Создавать композиции с использованием букв и текста. Выполнять образцы плаката и поздравительной открытки, макет книги, журнала.


«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Понимать и объяснять понятия «макет», ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф; выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов), что такое бионика, понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр. Знакомиться с возникновением и историческим развитием главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны); называть несущие и несомые элементы зданий. Объяснять, в чем заключается красота и целесообразность вещей; единство художественного и функционального в вещи; вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени; понятие «инсталяция»; называть имена мастеров инсталляции. Понимать роль и значение материала в конструкции; роль цвета в архитектуре и дизайне. Отличать роль цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.

Рассказывать об эмоциональном и формообразующем значении цвета, влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна; влиянии развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам). Иметь представление об архитектуре Елабуги.

Конструировать объемно-пространственные композиции;

моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции. Цветовое решение макетной композиции.

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Знакомиться с историческими формами планировки городской среды и их связью с образом жизни людей. Понимать и объяснять, что дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера. Иметь представление о проектировании города: архитектурном замысле и его осуществлении.

Создавать силуэтные зарисовки знаменитых построек, фантазийные зарисовки «Архитектура будущего», макетно-рельефное моделирование района, проект парка с городской мебелью, макет сквера с фонтанами, беседками и т. д. Коллективная работа над макетной композицией: проект города.

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир.

Индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; коллективные

Иметь представление о функционально – архитектурной планировке своего дома. Объяснять основные понятия о дизайне современной одежды. Знакомиться с историей костюма и ролью дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика. Создавать рисунок : частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору), компоновку интерьера дома, общий вид сада (рисунок плюс коллаж); проект вечернего платья, костюма; рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект); зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок. Создавать (по группам) имиджмейкерского сценария-проекта с использованием различных визуальных элементов (например, «Иванова – в мэры», «Петров – лучший спортсмен года», «Сидорова – мисс Европы»…). Уметь представить проект в соревновательно-игровой форме.



Формы организации учебных занятий : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная



  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 5класс

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Древние корни народного искусства.

8



1

Древние образы в народном искусстве

1

04.09


2

Декор русской избы

1

11.09


3

Внутренний мир русской избы

1

18.09


4

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

25.09


5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

02.10


6 -7

Р.К. Народный праздничный костюм донских казаков

2

09.10

16.10


8

Р.К. Народные праздничные обряды донских казаков

1

23.10



Связь времен в народном искусстве

8



9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

30.10

13.11


11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

1

20.11


12-13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

2

27.11

04.12


14

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

1

11.12


15

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла

1

18.12


16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

25.12



Декор, человек, общество, время

11



17

Зачем людям украшения

1

15.01


18

Декор и положение человека в обществе

1

22.01


19-23

Одежда говорит о человеке.

Бал в интерьере дворца.

5

29.01

05.02

12.02

19.02

26.02


24-25

О чём рассказывают гербы

2

05.03

12.03


26

О чём рассказывают эмблемы

1

19.03


27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

02.04



Декоративное искусство в современном мире

7



28

Современное выставочное искусство

1

09.04


29

Современное декоративное искусство

1

16.04


30

Древние образы в современном декоративном искусстве

1

23.04


31 -33

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

3

07.05 14.05 21.05


34

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (обобщение темы)

1

28.05












6 КЛАСС

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план


факт



Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8



1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

01.09


2

Рисунок – основа изобразительного творчества

1

08.09


3- 4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

2

15.09 22.09


5

Цвет. Основы цветоведения

1

29.09


6

Цвет в произведениях живописи

1

06.10


7

Объёмные изображения в скульптуре

1

13.10


8

Основы языка изображения

1

20.10



Мир наших вещей. Натюрморт

9



9

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

27.10


10-11

Изображение предметного мира – натюрморт

2

10.11

17.11


12

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

24.11


13

Изображение предметов на плоскости и линейная перспектива

1

01.12


14

Освещение. Свет и тень

1

08.12


15

Натюрморт в графике

1

15.12


16

Цвет в натюрморте

1

22.12


17

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

1

29.12



Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

12



18

Образ человека – главная тема искусства

1

12.01


19

Конструкция головы человека и её пропорции

1

19.01


20

Изображение головы человека в пространстве

1

26.01


21-22

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

02.02

09.02


23

Портрет в скульптуре

1

16.02


24

Сатирические образы человека

1

02.03


25

Образные возможности освещения в портрете

1

09.03


26-27

Портрет в живописи

2

16.03

23.03


28

Роль цвета в портрете

1

06.04


29

Великие портретисты (обобщение темы)

1

13.04



Человек и пространство в изобразительном искусстве.

6



30

Жанры в изобразительном искусстве

1

20.04


31

Изображение пространства

1

27.04


32

Правила линейной и воздушной перспективы

1

04.05


33

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

1

11.05


34

Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.

1

18.05


35

Обобщение темы четверти и года

1

25.05
























7 КЛАСС

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

п\п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план


факт



«Художник – дизайн - архитектура». Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8



1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

1

01.09


2

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

08.09


3

Прямые линии и организация пространства.

1

15.09


4

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна.

1

22.09


5

Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

1

29.09


6

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

1

06.10


7-8

В бесконечном мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

2

13.10

20.10



«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

9



9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

27.10


10

Архитектура – композиционная организация пространства

1

10.11


11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

17.11


12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

1

24.11


13

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

01.12


14

Вещь: Красота и целесообразность.

1

08.12


15

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

1

15.12


16

Форма и материал

1

22.12


17

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1

29.12



«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

9



18

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

12.01


19

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

19.01


20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

26.01


21

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды.

1

02.02


22

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

09.02


23

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

16.02

02.03


25

26

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

2

09.03

16.03



«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

9



27

Мой дом – мой образ жизни

1

23.03


28

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

06.04


29

Дизайн и архитектура моего сада

1

13.04


30

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

20.04


31

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

27.04


32

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

04.05


33

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1

11.05


34

Моделируя себя – моделируешь мир.

1

18.05


35

Итоговый урок (обобщение темы)

1

25.05



Литература для учащихся

1.Грибовская А.А. «Ознакомление школьников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.

2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

3. Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.

4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

8.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.

9.Шалаева Г.П. «Учимся  рисовать», Москва «Слово», 2004 г.

10.Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.11.Гульянц Э. К.,

11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

12. Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»

13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.

14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.

15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

Литература для учителя

1.Гетман И. В. Средства художественно-творческого развития // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 3. - С. 56-58. 2.Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – М. : Мир : Академический Проект, 2007. - 191 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2288378-КХ 3. Косминская В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей : лабораторный практикум : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М. : Просвещение, 1987. - 128 с.
Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.1; Авторский знак К713; Инв. номер 2025981-ЕФ 4.Кулакова О. В. Иллюстрирование в общеобразовательной школе // Изобразительное искусство в школе. – 2006. - N 5. - С. 64-69. 5.Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности подростков средствами творческих проектов // Омский научный вестник. - 2008. - № 4. - С. 136-140. 6.Орлова О. Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства // Изобразительное искусство в школе. - 2008. - N 4. - С. 49-58. 7.Якушкина А. А. Создание мультипликационных фильмов в рамках проектной деятельности в начальной школе // Информатика и образование. - 2010. - N 1. - С. 12-16.


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания заместитель директора по УВР Районного МО учителей ИЗО _____________ Ю.А.Филюшина от « » августа 2019 № 1 « » ____________2019г. _______________ Н.И.Сафонова






35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!