Рабочая программа составлена на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС основного общего образования – ФГОС ООО);
Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство», под редакцией Б.М. Неменского. 5—8 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — ISBN 978-5-09-035917-7.
Учебник. 7 класс: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Гуров Г. Е., Питерских А. С. / Под ред. Неменского Б. М. 2017.
Рабочая программа составлена с учетом изучения ИЗО в объеме 1 часа в неделю (35 недель, 35 часов).
ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения учебного материала
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью;
– формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Содержание учебного предмета
На основе ранее приобретенных знаний в 7 классе обучающиеся более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.
Дизайн и архитектура в жизни человека
Тема «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Архитектура и дизайн- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек.
Художник- дизайн- архитектура.
Основы композиции в конструктивных искусствах
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет- элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква- строка- текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объёмному макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объёмов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурно- ландшафтного пространства.
Ты- архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом- мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.
Проект «Дизайн интерьера кухни»
Мода, культура и ты
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке.
Автопортрет на каждый день.
Моделируешь себя- моделируешь мир.
Проект «Дизайн- искусство нового облика вещей»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 12 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 7 |
Итого | 35 |
Календарно – тематическое планирование по ИЗО в 7 классе
№ | п/п | Тема урока | Дата |
Художник – дизайн архитектура. Искусство композиции-основа дизайна и архитектуры |
| 1 | Основы композиции в конструктивных искусствах. | |
| 2 | Прямые линии и организация пространства. | |
| 3 | Р.К. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна | |
| 4 | Буква — строка — текст. Искусство шрифта | |
| 5 | Буква — строка — текст. Искусство шрифта | |
| 6 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | |
| 7 | Многообразие форм графического дизайна | |
| 8 | Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы). | |
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств |
| 1 | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. | |
| 2 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | |
| 3 | Конструкция: часть и целое. Понятие модуля. | |
| 4 | Важнейшие архитектурные элементы здания. | |
| 5 | Р.К. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.. | |
| 6 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени.. | |
| 7 | Форма и материал. | |
| 8 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве (обобщение темы) | |
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. |
| 1 | Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого. | |
| 2 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | |
| 3 | Р.К. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | |
| 4 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. | |
| 5 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | |
| 6 | Вещь в городе и дома. Городской дизайн. | |
| 7 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещевой среды интерьера | |
| 8 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещевой среды интерьера | |
| 9 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |
| 10 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | |
| 11 | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | |
| 12 | Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление. | |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. |
| 1 | Мой дом – мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу какой у тебя дом! | |
| 2 | Интерьер который мы создаем | |
| 3 | Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй | |
| 4 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | |
| 5 | Встречают по одежке. Дизайн современной одежды | |
| 6 | Автопортрет на каждый день. Грим и прическа в практике дизайна | |
| 7 | Моделируя себя-моделируешь мир | |