Негосударственное общеобразовательное учреждение
Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского
Липецкой Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСКУССТВУ
ДЛЯ 9 –х КЛАССОВ
УЧИТЕЛЯ: АПАРИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
Количество учебных недель – 34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс «Искусство» в 9 классе основной школы ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Изучение искусства в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство. Среднее (полное) общее образование (9 класс). (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Примерная программа основного общего образования по искусству для базового уровня 9 класс. «Искусство 9 класс» Г. И. Данилова. Москва, «Дрофа», 2010 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Программа ориентирована на УМК «Искусство 9 класс» под редакцией Г.И.Даниловой.
Для обучения используются учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Искусство 9 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2010 год. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;
уметь: - применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,
- узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Материал изучается на базовом уровне.
Целью учебного предмета «Искусство» в 9 классе основной школы является раскрытие воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влияния на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров.
Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты являются важнейшими задачами курса «Искусство». Знакомство с памятниками мирового художественного наследия ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к Отечеству и родной природе, ответственности за культурное наследие. Кроме того, особое значение имеет формирование устойчивого интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и преумножению.
При изучении курса «Искусство» большое внимание должно уделяться культурной самоидентификации личности учащегося. Школьники научатся понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира, рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства, анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего.
Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся в начальной школе, в основной школе дополняются, расширяются и углубляются за счет знакомства с новыми для них видами искусства, понимания их взаимосвязи, усвоения характерных особенностей и основных выразительных средств. Школьники также узнают о многообразии жанров искусства, специфике художественного языка, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.
Приоритетным направлением при изучении курса является развитие индивидуальных творческих способностей школьников, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Овладевая разнообразными приемами
художественного творчества, они учатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов, выработанных человечеством. При этом основные акценты ставятся на эмоциональное восприятие духовного наследия, личное и коллективное участие в создании произведений в разных видах художественного творчества. Особое значение имеет аргументированное отстаивание собственного мнения о сущности различных явлений культуры, художественных достоинствах произведений искусства. Благодаря такому подходу учащиеся включаются в процесс активного познания и творческого освоения мира.
В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать способствует формированию навыков использования инновационных технологий, воплощению своих творческих планов и замыслов. В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
накопление опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в искусстве;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
представление системы общечеловеческих ценностей;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства;
проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности;
описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;
высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;
овладение культурой устной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса;
расширение эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализацию творческого потенциала;
применение различных художественных материалов;
использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
При планировании уроков искусства в 9 классе учтен региональный компонент в рамках 50 % учебного времени.
Включение регионального модуля ставит следующие цели:
изучение творчества художников Липецка и Липецкой области;
ознакомление учащихся с прошлым нашего города, его архитектурой, жизнью и судьбами наших земляков;
формирование представлений учащихся о том, что региональная культура есть часть всероссийской и мировой культуры;
приобщение учащихся к ценностям культуры местной, российской, мировой;
воспитание любви к отечеству, к родному краю, давшего миру выдающихся деятелей науки и культуры.
Содержание учебного курса «Искусство» в 9 классе «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса. Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.
Учебно-тематический план курса «Искусство» для 9 класса
«Содружество искусств».
№ | Тема | 9 класс |
1 | В мире синтетических искусств | 28 |
2 | Искусство кино | 12 |
3 | Искусство театра | 12 |
4 | Искусство оперы | 8 |
5 | Искусство балета | 6 |
6 | Заключительный урок «Содружество искусств». | 1 |
7 | Резерв | 1 |
Итого | 68 |
Ресурсное обеспечение программы:
ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебнику «Искусство» для 9 класса и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003).
Календарно-тематический план «Искусство» для 9 «А» и 9 «Б» классов
рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Контрольные мероприятия |
-
| Пространственно- временные виды искусства | 1 | 1-4.09 | |
-
| Калейдоскоп Липецкой культуры | 1 | 1-4.09 | Сообщение по теме |
-
| Азбука театра | 1 | 7-11.09 | |
-
| Разные жанры театрального искусства на Липецкой сцене | 1 | 7-11.09 | Самостоятельная работа |
-
| Актёр и режиссер | 1 | 14-18.09 | |
-
| История возникновения Липецкого драматического театра | 1 | 14-18.09 | Подготовка рефератов |
-
| Искусство оперы | 1 | 21-25.09 | Самостоятельная работа |
-
| Опера на главной площади города Липецка | 1 | 21-25.09 | |
-
| Оперное творчество Т.Н. Хренникова | 1 | 28-2.10 | Сообщение по теме |
-
| В мире танца | 1 | 28-2.10 | Самостоятельная работа |
-
| Танцевальные коллективы Липецка | 1 | 5-9.10 | Сообщение по теме |
-
| Страна волшебная-балет | 1 | 5-9.10 | |
-
| Искусство кинематографа | 1 | 12-16.10 | Самостоятельная работа |
-
| Музыка Т.Н. Хренникова к кинофильмам | 1 | 12-16.10 | |
-
| Искусство фотографии | 1 | 19-23.10 | Подготовка рефератов |
-
| Творчество липецких фотографов | 1 | 19-23.10 | |
-
| Фильмы разные нужны | 1 | 26-30.10 | |
-
| Кинематографический фестиваль ''Липецкий выбор'' “Aтлант” | 1 | 26-30.10 | Сообщение по теме |
-
| Экранные виды искусств: телевидение и видео | 1 | 2-6.11 | Самостоятельная работа |
-
| Экранные виды искусств: телевидение и видео | 1 | 2-6.11 | |
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Контрольные мероприятия |
-
| История возникновения телевидения в Липецке | 1 | 9-13.11 | Сообщение по теме |
-
| Мультимедийные искусства | 1 | 9-13.11 | Самостоятельная работа |
-
| Компьютер – помощник в учёбе | 1 | 16-20.11 | |
-
| Зрелищные искусства: эстрада и цирк | 1 | 16-20.11 | Подготовка рефератов |
-
| Цирковой коллектив города Липецка | 1 | 23-27.11 | Сообщение по теме |
-
| Эстрадные коллективы Липецка | 1 | 23-27.11 | Подготовка рефератов |
-
| Изобразительные искусство в семье муз | 1 | 30-4.12 | |
-
| Липецкий “”Союз художников”” | 1 | 30-4.12 | Сообщение по теме |
-
| Изобразительное искусство в семье муз | 1 | 7-11.12 | Самостоятельная работа |
-
| Живописный портрет или фотография? (на примере творчества липецких живописцев и фотографов) | 1 | 7-11.12 | |
-
| Мировое искусство в гостях у липецких музеев | 1 | 14-18.12 | Сообщение по теме |
-
| Художник в театре и кино | 1 | 14-18.12 | Самостоятельная работа |
-
| Лицо спектакля (работы художников в липецких театрах) | 1 | 21-25.12 | |
-
| Архитектура среди других искусств | 1 | 21-25.12 | |
-
| Архитектура среди других искусств | 1 | 28-1.01.16 | Самостоятельная работа |
-
| Архитектура православных храмов Липецка | 1 | 28-1.01.16 | Сообщение по теме |
-
| Сообщество искусств и литература | 1 | 4-8.01 | |
-
| Музыка в семье муз | 1 | 4-8.01 | Самостоятельная работа |
-
| Музыкальные коллективы города Липецка | 1 | 18-24.01 | Сообщение по теме |
-
| Музыка в семье муз | 1 | 18-24.01 | |
№ п/п | Тема урока | Количес тво часов | Дата | Контрольные мероприятия |
-
| Петербуржские музыканты на концертной сцене Липецка | 1 | 25-29.01 | Подготовка рефератов |
-
| Композитор в театре и кино | 1 | 25-29.01 | Самостоятельная работа |
-
| Музыка в спектаклях липецкого драмтеатра | 1 | 1-5.02 | |
-
| Композитор в театре и кино | 1 | 1-5.02 | Подготовка рефератов |
-
| Когда опера превращается в спектакль | 1 | 8-12.02 | |
-
| “”Сказание о граде Ельце””- опера в исторических декорациях | 1 | 8-12.02 | Сообщение по теме |
-
| Когда опера превращается в спектакль | 1 | 15-19.02 | |
-
| Творчество Н. Обуховой | 1 | 15-19.02 | Подготовка рефератов |
-
| В чудесном мире балетного спектакля | 1 | 22-26.02 | |
-
| Балет на липецких подмостках | 1 | 22-26.02 | Сообщение по теме |
-
| В чудесном мире балетного спектакля | 1 | 29-4.03 | Самостоятельная работа |
-
| На премьере в драм театре | 1 | 29-4.03 | |
-
| Актёры и их роли на липецкой сцене | 1 | 7-11.03 | |
-
| На премьере в драм театре | 1 | 7-11.03 | Самостоятельная работа |
-
| Театральные режиссёры на липецкой сцене | 1 | 14-18.03 | |
-
| Творческий портрет любимого режиссёра | 1 | 14-18.03 | Подготовка рефератов |
-
| Как рождается кинофильм | 1 | 21-25.03 | |
-
| Киностудия Липецкой Епархии | 1 | 21-25.03 | Сообщение по теме |
-
| Как рождается кинофильм | 1 | 4-8.04 | Самостоятельная работа |
-
| Взаимодействие искусств в будущем | 1 | 4-8.04 | |
61-68 | Уроки повторения | 9 | 11.04-13.05 | |