СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 9-х классов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа ориентирована на УМК  «Искусство 9 класс» под редакцией Г.И.Даниловой.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ ДЛЯ 9-х классов»

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского

Липецкой Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСКУССТВУ

ДЛЯ 9 –х КЛАССОВ






УЧИТЕЛЯ: АПАРИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА















Количество учебных недель – 34











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Искусство» в 9 классе основной школы ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.

Изучение искусства в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Искусство. Среднее (полное) общее образование (9 класс). (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

  2. Примерная программа основного общего образования по искусству для базового уровня 9 класс. «Искусство 9 класс» Г. И. Данилова. Москва, «Дрофа», 2010 г.

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.


Программа ориентирована на УМК «Искусство 9 класс» под редакцией Г.И.Даниловой.

Для обучения используются учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Искусство 9 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2010 год. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.


Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.


В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь: - применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства,

- узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


Материал изучается на базовом уровне.

Целью учебного предмета «Искусство» в 9 классе основной школы является раскрытие воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влияния на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров.

Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты являются важнейшими задачами курса «Искусство». Знакомство с памятниками мирового художественного наследия ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к Отечеству и родной природе, ответственности за культурное наследие. Кроме того, особое значение имеет формирование устойчивого интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и преумножению.

При изучении курса «Искусство» большое внимание должно уделяться культурной самоидентификации личности учащегося. Школьники научатся понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира, рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства, анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего.

Общие представления учащихся об искусстве, сложившиеся в начальной школе, в основной школе дополняются, расширяются и углубляются за счет знакомства с новыми для них видами искусства, понимания их взаимосвязи, усвоения характерных особенностей и основных выразительных средств. Школьники также узнают о многообразии жанров искусства, специфике художественного языка, размышляют о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека.

Приоритетным направлением при изучении курса является развитие индивидуальных творческих способностей школьников, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Овладевая разнообразными приемами

художественного творчества, они учатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов, выработанных человечеством. При этом основные акценты ставятся на эмоциональное восприятие духовного наследия, личное и коллективное участие в создании произведений в разных видах художественного творчества. Особое значение имеет аргументированное отстаивание собственного мнения о сущности различных явлений культуры, художественных достоинствах произведений искусства. Благодаря такому подходу учащиеся включаются в процесс активного познания и творческого освоения мира.

В процессе обучения школьники активно осваивают образовательное пространство сети Интернет, самостоятельно осуществляют поиск информации о событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Развитие умений ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать способствует формированию навыков использования инновационных технологий, воплощению своих творческих планов и замыслов. В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты изучения искусства подразумевают:

      • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;

      • развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;

      • накопление опыта эстетического переживания;

      • формирование творческого отношения к проблемам;

      • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

      • интеллектуального и эмоционального развития личности;

      • подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные результаты изучения искусства отражают:

  • формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • поиск аналогов в искусстве;

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

  • применение методов познания через художественный образ;

  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

  • определение целей и задач учебной деятельности;

  • выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;

  • самостоятельную оценку достигнутых результатов.

Предметные результаты изучения искусства включают:

  • наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

  • восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

  • представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • представление системы общечеловеческих ценностей;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;

  • различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

  • классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;

  • осознание ценности и места отечественного искусства;

  • проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

  • уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

  • формирование коммуникативной, информационной компетентности;

  • описание явлений искусства с использованием специальной терминологии;

  • высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства;

  • овладение культурой устной и письменной речи;

  • развитие индивидуального художественного вкуса;

  • расширение эстетического кругозора;

  • умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

  • реализацию творческого потенциала;

  • применение различных художественных материалов;

  • использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.

При планировании уроков искусства в 9 классе учтен региональный компонент в рамках 50 % учебного времени.

Включение регионального модуля ставит следующие цели:

  • изучение творчества художников Липецка и Липецкой области;

  • ознакомление учащихся с прошлым нашего города, его архитектурой, жизнью и судьбами наших земляков;

  • формирование представлений учащихся о том, что региональная культура есть часть всероссийской и мировой культуры;

  • приобщение учащихся к ценностям культуры местной, российской, мировой;

  • воспитание любви к отечеству, к родному краю, давшего миру выдающихся деятелей науки и культуры.

Содержание учебного курса «Искусство» в 9 классе «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявлении специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса. Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.


Учебно-тематический план курса «Искусство» для 9 класса

«Содружество искусств».


Тема

9 класс

1

В мире синтетических искусств

28

2

Искусство кино

12

3

Искусство театра

12

4

Искусство оперы

8

5

Искусство балета

6

6

Заключительный урок «Содружество искусств».

1

7

Резерв

1

Итого

68

Ресурсное обеспечение программы:

ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебнику «Искусство» для 9 класса и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий», «Дрофа», 2003).







Календарно-тематический план «Искусство» для 9 «А» и 9 «Б» классов

рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели)

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Контрольные мероприятия

Пространственно-

временные виды

искусства

1

1-4.09


Калейдоскоп

Липецкой культуры

1

1-4.09

Сообщение по теме

Азбука театра

1

7-11.09


Разные жанры театрального искусства на Липецкой сцене

1

7-11.09

Самостоятельная работа

Актёр и режиссер

1

14-18.09


История возникновения

Липецкого драматического театра

1

14-18.09

Подготовка рефератов

Искусство оперы

1

21-25.09

Самостоятельная работа

Опера на главной площади города Липецка

1

21-25.09


Оперное творчество

Т.Н. Хренникова

1

28-2.10

Сообщение по теме

В мире танца

1

28-2.10

Самостоятельная работа

Танцевальные

коллективы Липецка

1

5-9.10

Сообщение по теме

Страна волшебная-балет

1

5-9.10


Искусство кинематографа

1

12-16.10

Самостоятельная работа

Музыка Т.Н. Хренникова

к кинофильмам

1

12-16.10


Искусство фотографии

1

19-23.10

Подготовка рефератов

Творчество липецких

фотографов

1

19-23.10


Фильмы разные нужны

1

26-30.10


Кинематографический

фестиваль

''Липецкий выбор''

“Aтлант”

1

26-30.10

Сообщение по теме

Экранные виды искусств: телевидение и видео

1

2-6.11

Самостоятельная работа

Экранные виды искусств: телевидение и видео

1

2-6.11


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Контрольные мероприятия

История возникновения телевидения в Липецке

1

9-13.11

Сообщение по теме

Мультимедийные

искусства

1

9-13.11

Самостоятельная работа

Компьютер – помощник

в учёбе

1

16-20.11


Зрелищные искусства:

эстрада и цирк

1

16-20.11

Подготовка рефератов

Цирковой коллектив

города Липецка

1

23-27.11

Сообщение по теме

Эстрадные коллективы

Липецка

1

23-27.11

Подготовка рефератов

Изобразительные

искусство в семье муз

1

30-4.12


Липецкий

“”Союз художников””

1

30-4.12

Сообщение по теме

Изобразительное

искусство в семье муз

1

7-11.12

Самостоятельная работа

Живописный портрет или фотография?

(на примере творчества

липецких живописцев и фотографов)

1

7-11.12


Мировое искусство в

гостях у липецких музеев

1

14-18.12

Сообщение по теме

Художник в

театре и кино

1

14-18.12

Самостоятельная работа

Лицо спектакля

(работы художников в

липецких театрах)

1

21-25.12


Архитектура среди

других искусств

1

21-25.12


Архитектура среди

других искусств

1

28-1.01.16

Самостоятельная работа

Архитектура православных храмов

Липецка

1

28-1.01.16

Сообщение по теме

Сообщество искусств

и литература

1

4-8.01


Музыка

в семье муз

1

4-8.01

Самостоятельная работа

Музыкальные коллективы города Липецка

1

18-24.01

Сообщение по теме

Музыка в семье муз

1

18-24.01


п/п

Тема урока

Количес

тво часов

Дата

Контрольные мероприятия

Петербуржские

музыканты на

концертной сцене

Липецка

1

25-29.01

Подготовка рефератов

Композитор в театре и кино

1

25-29.01

Самостоятельная работа

Музыка в спектаклях липецкого драмтеатра

1

1-5.02


Композитор в театре и кино

1

1-5.02

Подготовка рефератов

Когда опера превращается в спектакль

1

8-12.02


“”Сказание о граде Ельце””- опера в исторических декорациях

1

8-12.02

Сообщение по теме

Когда опера превращается в спектакль

1

15-19.02


Творчество Н. Обуховой

1

15-19.02

Подготовка рефератов

В чудесном мире балетного спектакля

1

22-26.02


Балет на липецких подмостках

1

22-26.02

Сообщение по теме

В чудесном мире балетного спектакля

1

29-4.03

Самостоятельная работа

На премьере в драм театре

1

29-4.03


Актёры и их роли на липецкой сцене

1

7-11.03


На премьере в драм театре

1

7-11.03

Самостоятельная работа

Театральные режиссёры на липецкой сцене

1

14-18.03


Творческий портрет любимого режиссёра

1

14-18.03

Подготовка рефератов

Как рождается кинофильм

1

21-25.03


Киностудия Липецкой Епархии

1

21-25.03

Сообщение по теме

Как рождается кинофильм


1

4-8.04

Самостоятельная работа

Взаимодействие искусств в будущем


1

4-8.04


61-68

Уроки повторения

9

11.04-13.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!