Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области |
Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла от 29 августа 2016г Протокол № 1 Руководитель МО _______Ванюкова Г. М. Согласована зам. директора по УВР _________ Кузьминова М. В. 29.08.2016г. | Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области от 31 августа 2016г. Протокол №1 Утверждена приказом директора от 31 августа 2016г. Директор _____________Т.А.Ракитина |
Рабочая программа
по искусству
для 8 (общеобразовательного) класса
на 2016-2017 уч.год
Учитель I квалификационной категории: Караулова С. В.
д. Седмиховка
Август 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 (общеобразовательного) класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования 2004 г. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ по искусству, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на два года; Авторской программы «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и учебника для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Москва: Просвещение, 2011.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.
Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Цель программы – развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально – культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи данного курса:
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
углубление художественно – познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
воспитание художественного вкуса;
приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально- эстетической компетентности;
формирование умений и навыков художественного самообразования.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
-обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
-совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
-формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
-овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
иметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной. Коммуникативной, эстетической, ценностно – ориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) видов искусств, музыки, литературы, театра и кино;
использовать опыт художественно – творческой деятельности на роках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Место предмета в учебном плане.
В учебном плане на изучение предмета искусство в 8 (общеобразовательном) классе отводится 1 час в неделю из Федерального компонента. Программа рассчитана на 35 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. |
Исследовательский проект.
УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА | 3 |
2 | ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГРАНИ МИРА | 9 |
3 | ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ | 10 |
4 | КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ | 8 |
5 | ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ | 5 |
Всего | | 35 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата |
год | чет | план | факт |
I четверть | ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА | 3 | |
1 | 1 | Искусство вокруг нас. | 1 | 03.09 | |
2 | 2 | Художественный образ – стиль – язык. | 1 | 10.09 | |
3 | 3 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 | 17.09 | |
| ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГРАНИ МИРА | 9 | |
4 | 4 | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. | 1 | 24.09 | |
5 | 5 | Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 | 01.10 | |
6 | 6 | Зримая музыка. | 1 | 08.10 | |
7 | 7 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | 15.10 | |
8 | 8 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | 22.10 | |
9 | 9 | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников | 1 | 29.10 | |
II четверть | |
10 | 1 | Как начиналась галерея. | 1 | 19.11 | |
11 | 2 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | 1 | 26.11 | |
12 | 3 | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 | 03.12 | |
| ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ | 10 | |
13 | 4 | Мир в зеркале искусства. | 1 | 10.12 | |
14 | 5 | Роль искусства в сближении народов. | 1 | 17.12 | |
15 | 6 | Искусство художественного перевода – искусство общения. | 1 | 24.12 | |
III четверть | |
16 | 1 | Искусство - проводник духовной энергии. | 1 | 14.01 | |
17 | 2 | Как происходит передача сообщений в искусстве? | 1 | 21.01 | |
18 | 3 | Знаки и символы искусства. | 1 | 28.01 | |
19 | 4 | Художественные послания предков. | 1 | 04.02 | |
20 | 5 | Разговор с современником. | 1 | 11.02 | |
21 | 6 | Символы в жизни и искусстве. | 1 | 18.02 | |
22 | 7 | Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально-поэтическая символика огня. | 1 | 25.02 | |
| КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ | 8 | |
23 | 8 | Что есть красота? | 1 | 04.03 | |
24 | 9 | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | 1 | 11.03 | |
25 | 10 | Есть ли у красоты свои законы. | 1 | 18.03 | |
IV четверть | |
26 | 1 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту | 1 | 08.04 | |
27 | 2 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту | 1 | 08.04 | |
28 | 3 | Великий дар творчества: радость и красота созидания | 1 | 15.04 | |
29 | 4 | Как соотноситься красота и польза. | 1 | 22.04 | |
30 | 5 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 1 | 29.04 | |
| ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ | 5 | |
31 | 6 | Преобразующая сила искусства. | 1 | 29.04 | |
32 | 7 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | 06.05 | |
33 | 8 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | 13.05 | |
34 | 9 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | 20.05 | |
35 | 10 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | 1 | 27.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебник для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9» Г. П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Искусство 8-9 класс Москва «Просвещение», 2011.
Авторская программа «Искусство 8-9 » Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнаукой РФ (М.: Просвещение, 2010) Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, Москва, Просвещение, 2010 год.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия ./ Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. – М., 1986.
Бореев Ю. Б. Эстетка / Ю. Б. Борев.-М.,2005.
Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М.,2000
Киященко Н. И. Эстетика - философская наука Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский .- М.,2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств / Избранные труды по искусству П. А. Флоренский. - М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. – М., 2002.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя Карауловой С. В. по искусству в 8 классе
Название тем уроков, требующих корректировки | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |