СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИСКУССТВО 8 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 (общеобразовательного) класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования 2004 г. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ по искусству,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на два года; Авторской программы «Искусство 8-9 классы»  Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и учебника для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская  Москва: Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа ИСКУССТВО 8 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



Рассмотрена на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

от 29 августа 2016г

Протокол № 1

Руководитель МО _______Ванюкова Г. М.


Согласована

зам. директора по УВР

_________ Кузьминова М. В.

29.08.2016г.


Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области

от 31 августа 2016г.

Протокол №1


Утверждена

приказом директора

от 31 августа 2016г.

Директор _____________Т.А.Ракитина








Рабочая программа

по искусству

для 8 (общеобразовательного) класса

на 2016-2017 уч.год








Учитель I квалификационной категории: Караулова С. В.













д. Седмиховка

Август 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Искусство» для 8 (общеобразовательного) класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования 2004 г. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ по искусству,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на два года; Авторской программы «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год и учебника для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Москва: Просвещение, 2011.


Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Цель программы – развитие опыта эмоционально - ценностного отношения к искусству как социально – культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.


Задачи данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно – познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально- эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.


Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.

Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники основной школы научатся:

•   воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•   описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

     Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

      Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные   связи

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.    

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

•  ориентироваться в культурном многообразии окружаю­щей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

•  организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

•  мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.





Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

 Выпускники научатся:

•  аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою со­причастность окружающему миру;

• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих це­лей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

•  участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной за­дачей.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

-обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

-совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

-формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

-овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;

  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;

  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;

  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной. Коммуникативной, эстетической, ценностно – ориентирующей);

  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) видов искусств, музыки, литературы, театра и кино;

  • использовать опыт художественно – творческой деятельности на роках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.


Место предмета в учебном плане.

В учебном плане на изучение предмета искусство в 8 (общеобразовательном) классе отводится 1 час в неделю из Федерального компонента. Программа рассчитана на 35 часов.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

 Исследовательский проект.




УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название раздела

Кол-во часов


1


ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА



3


2


ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГРАНИ МИРА



9


3


ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ



10


4


КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ



8


5


ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ



5


Всего


35

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата

год

чет

план

факт

I четверть

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

3


1

1

Искусство вокруг нас.

1

03.09


2

2

Художественный образ – стиль – язык.

1

10.09


3

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.

1

17.09



ИСКУССТВО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ГРАНИ МИРА

9


4

4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы.

1

24.09


5

5

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

1

01.10


6

6

Зримая музыка.

1

08.10


7

7

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

15.10


8

8

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

22.10


9

9

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

1

29.10


II

четверть



10

1

Как начиналась галерея.

1

19.11


11

2

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

26.11


12

3

Портрет композитора в литературе и кино.

1

03.12



ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

10


13

4

Мир в зеркале искусства.

1

10.12


14

5

Роль искусства в сближении народов.

1

17.12


15

6

Искусство художественного перевода – искусство общения.

1

24.12


III четверть


16

1

Искусство -  проводник духовной энергии.

1

14.01


17

2

Как происходит передача сообщений в искусстве?

1

21.01


18

3

Знаки и символы искусства.

1

28.01


19

4

Художественные послания предков.

1

04.02


20

5

Разговор с современником.

1

11.02


21

6

Символы в жизни и искусстве.

1

18.02


22

7

Звучащий цвет и зримый звук.

Музыкально-поэтическая символика огня.

1

25.02



КРАСОТА В ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ

8


23

8

Что есть красота?

1

04.03


24

9

Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.

1

11.03


25

10

Есть ли у красоты свои законы.

1

18.03


IV четверть


26

1

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1

08.04


27

2

Всегда ли люди одинаково понимали красоту

1

08.04


28

3

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

15.04


29

4

Как соотноситься красота и польза.

1

22.04


30

5

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.

1

29.04



ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ

5


31

6

Преобразующая сила искусства.

1

29.04


32

7

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

06.05


33

8

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

13.05


34

9

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

20.05


35

10

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».

1

27.05














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9» Г. П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская Искусство 8-9 класс Москва «Просвещение», 2011.

  2. Авторская программа «Искусство 8-9 » Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнаукой РФ (М.: Просвещение, 2010) Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, Москва, Просвещение, 2010 год.

  3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  4. Аксенов Ю. Г. Цвет и линия ./ Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. – М., 1986.

  5. Бореев Ю. Б. Эстетка / Ю. Б. Борев.-М.,2005.

  6. Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М.,2000

  7. Киященко Н. И. Эстетика - философская наука Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2005.

  8. Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский .- М.,2003.

  9. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств / Избранные труды по искусству П. А. Флоренский. - М., 1996.

  10. Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. – М., 2002.


























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

учителя Карауловой С. В. по искусству в 8 классе


Название тем уроков, требующих корректировки

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!