Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»
Кизлярского района Республики Дагестан
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики, информатики и технологии Руководитель МО ___________/Похилько А.Н. «_____»__________2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Аскеров Ш.А./ «_____»____________2019г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Красновосходская СОШ» ______________/Завзанов С.З./ «_____»______________2019г. |
Рабочая программа
по алгебре для 9 класса
на 2019-2020 учебный год,
ориентированная на УМК под ред. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, и др;
3 часа в неделю, всего в год-102 ч.
Составил:
учитель математики
Исмаилов Амрах Джумаевич
Красный Восход
2019 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Программы по алгебре» Г.В. Дорофеева и др.: Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2014;
5. УМК по математике под редакцией Г.В. Дорофеев.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты обучения
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Основное содержание курса Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения, Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.
Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.
Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных неравенств. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств.
Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.
Cложные проценты.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.
Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост; числовые функции, описывающие эти процессы.
Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем
Элементы логики, комбинаторики,статистики и теории вероятностей
Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.
Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Понятие и примеры случайных событий.
Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Темы, выделенные курсивом, контролю не подлежат.
Календарно тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол ч-в | Домашнее задание | Дата проведения урока |
Глава 1. | Неравенства | 16 | | По плану | Фактически |
1. | Числовые множества | 1 | П 1.1 №5, 7, 16(а) | 1 нед. | |
2. | Действительные числа | 1 | П 1.1 № 8, 12, 14(б, г, д) | 1 нед. | |
3. | Действительные числа на координатной прямой | 1 | П 1.1 №18, 20,22(а,г) | 1 нед. | |
4. | Общие свойства неравенств | 1 | П 1.2 №44, 47, 52 | 2 нед. | |
5. | Практическое применение свойств неравенств. Оценка выражений | 1 | П 1.2 №59, 63, 60 | 2 нед. | |
6. | Линейные неравенства | 1 | П 1.3 №74(б, г), 77(2 стр), 78(а, в, д) | 2 нед. | |
7. | Решение линейных неравенств. Числовые промежутки | 1 | П 1.3 №80(б, г, е), 82(2стр), 83(а, д) | 3 нед. | |
8. | Решение задач с помощью линейных неравенств. Составление неравенства по условию задачи | 1 | П 1.3 №88(б), 87(2 стр), 82(3стр) | 3 нед. | |
9. | Решение систем линейных неравенств | 1 | П 1.4 №101(а, г, е), 102(1стр), 103(2стр) | 3 нед. | |
10. | Решение задач с помощью систем линейных неравенств. Составление системы неравенств по условию задачи | 1 | П 1.4 №105(б, е), 109(б), 110(а) | 4 нед. | |
11. | Доказательство линейных неравенств. Алгебраические приёмы | 1 | П 1.5 №121, 124(2стр) | 4 нед. | |
12. | Доказательство линейных неравенств | 1 | П 1.5 №125, 128 | 4 нед. | |
13. | Доказательство линейных неравенств с радикалами | 1 | П 1.5 №129, 130, 126 | 5 нед. | |
14. | Что означают слова «с точностью до…» | 1 | П 1.6 №147, 149(б), 151(б, в) | 5 нед. | |
15. | Что означают слова «с точностью до…» Относительная точность | 1 | П 1.6 №149(б), 150(2стр), 153 | 5 нед. | |
16. | Контрольная работа №1 | 1 | Гл. 1 зад стр 57-59 | 6 нед. | |
Глава 2. | Квадратичная функция | 17 | | 6 нед. | |
17. | Определение квадратичной функции | 1 | П 2.1 №175, 178, 174 | 6 нед. | |
18. | График квадратичной функции | 1 | П 2.1 №177, 180, 184 | 7 нед. | |
19 | Исследование квадратичной функции. Нули функции, область определения | 1 | П 2.1 №181, 185, 186 | 7 нед. | |
20 | Исследование квадратичной функции. Промежутки возрастания и убывания | 1 | П 2.1 №183, 181, 187 | 7 нед. | |
21. | График функции у=ах2 | 1 | П 2.2№195, 199, 202(а) | 8 нед. | |
22. | Свойства функции у=ах2 при а больше 0и при а меньше 0 | 1 | П 2.2№196, 199, 201(б,г) | 8 нед. | |
23. | Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль оси у | 1 | П 2.3№212(б, в), 214(1 ст), 216(в) | 8 нед. | |
24. | Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль оси х | 1 | П 2.3№222(а, в), 224, 225(г) | 9 нед. | |
25. | Сдвиг графика функции у=ах2 вдоль осей координат | 1 | П 2.3№217(в), 229(г), 230(в) | 9 нед. | |
26. | График функции у=ах2+вх+с. Вычисление координат вершины | 1 | П 2.4№243(б, г), 244(д), 242(2стр) | 9 нед. | |
27. | График функции у= ах2+вх+с и его исследование | 1 | П 2.4№245(г), 246(а), 248(б) | 10 нед. | |
28. | Схематическое изображение графика функции у=ах2+вх+с | 1 | П 2.4№252, 251(б), 250(в) | 10 нед. | |
29. | Квадратные неравенства | 1 | П 2.5№268(б), 269(б), 271(2 стр) | 10 нед. | |
30. | Решение квадратных неравенств | 1 | П 2.5№273(2стр), 271(а, б), 274(в, г, д) | 11 нед. | |
31. | Решение неполных квадратных неравенств | 1 | П 2.5№270(б, в), 271(г, д), 275(1ст) | 11 нед. | |
32. | Квадратные неравенства и их свойства | 1 | П 2.5№271(в, е), 273(3стр), 275(3ст) | 11 нед. | |
33. | Контрольная работа №2 | 1 | Гл. 2 зад стр 114- 116 | 12 нед. | |
Глава 3. | Уравнения и системы уравнений | 23 | | | |
34. | Рациональные и иррациональные выражения Область определения выражения | 1 | П 3.1№306(2стр), 307(в), 314(а, г) | 12 нед. | |
35. | Тождественные преобразования | 1 | П 3.1№316(б, в), 318(а, в), 315(в, д) | 12 нед. | |
36. | Доказательство тождеств | 1 | П 3.1№321(б), 324(в), 319(б) | 13 нед. | |
37. | Целые уравнения | 1 | П 3.2№351(б, д), 352(в, д), 353 | 13 нед. | |
38. | Решение биквадратных уравнений и уравнений 3 степени | 1 | П 3.2№356(2стр), 357(2стр), 359 | 13 нед. | |
39. | Дробные уравнения | 1 | П 3.3№376, 377(2стр), 379(в, ж) | 14 нед. | |
40. | Решение дробных уравнений. Алгоритм | 1 | П 3.3№382(2с), 383(3стр), 378(а, в) | 14 нед. | |
41. | Решение дробных уравнений | 1 | П 3.3№384(2стр), 386 | 14 нед. | |
42. | Решение задач с помощью дробных выражений. Составление дробного уравнения по условию задачи | 1 | П 3.4№402(б), 406 | 15 нед. | |
43. | Решение задач с помощью дробных выражений. Корни, не удовлетворяющие условию задачи | 1 | П 3.4№403(а), 407 | 15 нед. | |
44. | Решение задач с помощью дробных выражений | 1 | П 3.4№409(а), 410(а) | 15 нед. | |
45. | Решение задач с помощью дробных выражений | 1 | П 3.4№404(а), 401(б) | 16 нед. | |
46. | Контрольная работа №3 | 1 | П 3.1 -3.4 зад стр 180(1-7) | 16 нед. | |
47. | Системы уравнений с 2 переменными | 1 | П 3.5№429(б), 430(б), 433(2стр) | 16 нед. | |
48. | Графический способ решения систем | 1 | П 3.5№432(в), 435(2стр) | 17 нед. | |
49. | Способ сложения и способ подстановки | 1 | П 3.5№437(1стр),439(а) | 17 нед. | |
50. | Системы уравнений с 2 переменными | 1 | П 3.5№436(2стр), 437(в,г), 432(а) | 17 нед. | |
51. | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | П 3.6№458(б), 461(б), 438(а) | 18 нед. | |
52. | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | П 3.6№459(а), 460(б), 440(а) | 18 нед. | |
53. | Графическое исследование уравнений. Алгоритм | 1 | П 3.7№479, 481(б), 483(б) | 18 нед. | |
54. | Графическое исследование уравнений. Уточнение значений корня | 1 | П 3.7№480, 482(б, в), 440(б) | 19 нед. | |
55. | Графическое исследование уравнений | 1 | П 3.7№8-12 стр 181 | 19 нед. | |
56. | Контрольная работа №4 | 1 | Гл. 3 зад стр 180-181 | 19 нед. | |
Глава 4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 19 | | | |
57. | Числовые последовательности | 1 | П 4.1 №511(2,3), 517(а, в), 513(б, г) | 20 нед. | |
58. | Числовые последовательности. Реккурентная формула | 1 | П 4.1 №515, 518, 520 | 20 нед. | |
59. | Арифметическая прогрессия. Разность арифм. Прогрессии. Формула п-го члена | 1 | П 4.2 №528, 531, 536 | 20 нед. | |
60. | Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена. Нахождение n-го члена | 1 | П 4.2 №531, 534, 539(в) | 21 нед. | |
61. | Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена | 1 | П 4.2 №542, 535, 543 | 21 нед. | |
62 | Арифметическая прогрессия.Нахождение п-х членов прогрессии | 1 | П.4.2.№553,555 | 21 нед. | |
63. | Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Вывод формулы | 1 | П 4.3 №557(б), 559, 566 | 22 нед. | |
64. | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. Вычисления по формуле | 1 | П 4.3 №560, 562(б), 565 | 22 нед. | |
65. | Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 1 | П 4.3 №568, 561, 563 | 22 нед. | |
66. | Геометрическая прогрессия. Знаменатель. Формула n-го члена | 1 | П 4.4 №589, 592, 594(в) | 23 нед. | |
67. | Геометрическая прогрессия. Нахождение n-го члена геом.прогрессии | 1 | П 4.4 №591, 593, 595 | 23 нед. | |
68. | Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена | 1 | П 4.4 №598, 599, 601 | 23 нед. | |
69 | Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена | 1 | П 4.4 №598, 599, 601 | 24 нед. | |
70. | Вывод формулы суммы первых n членов геометрической прогрессии | 1 | П 4.5 №615(б), 617, 620 | 24 нед. | |
71. | Сумма первых n членов геометрической прогрессии | 1 | П 4.5 №619, 623, 618(а) | 24 нед. | |
72. | Простые и сложные проценты, примеры их применения | 1 | П 4.6 №638, 642, 644 | 25 нед. | |
73. | Простые и сложные проценты. Расчёт процентов по банковскому вкладу | 1 | П 4.6 №639, 645, 648 | 25 нед. | |
74. | Простые и сложные проценты | 1 | П 4.6 №650, 652 | 25 нед. | |
75. | Контрольная работа №5 | 1 | Гл. 4 зад стр 239-240 | 26 нед. | |
Глава 5. | Статистические исследования | 6 | | | |
76. | Статистические исследования Как исследуют качество знаний школьников | 1 | П 5.1 № 675, 677 | 26 нед. | |
77. | Как исследуют качество знаний школьников. Графическое представление результатов. Полигоны. | 1 | П 5.1 №676, 678 | 26 нед. | |
78. | Удобно ли расположена школа. Интервальный ряд | 1 | П 5.2 №685 | 27 нед. | |
79. | Удобно ли расположена школа. Гистограмма | 1 | П 5.2 №686 | 27 нед. | |
80. | Куда пойти работать. Рассеивание данных. Дисперсия | 1 | П 5.3 №690 | 27 нед. | |
81. | Куда пойти работать. Среднее квадратичное отклонение | 1 | П 5.3 №691 | 28 нед. | |
| Итоговое повторение | 21 | | | |
82. | Целые и дробные выражения. Доказательство тождеств | 1 | №1, 2, 6 стр 264 | 28 нед. | |
83. | Степени. Корни. Упрощение выражений Решение уравнений и неравенств | 1 | № 7(б) стр 264, №5(а), 6(б) стр 265 | 28 нед. | |
84. | Степени. Корни. Упрощение выражений Решение уравнений и неравенств | 1 | №3 стр 264, №2,3 стр 265, | 29 нед. | |
85. | Решение неравенств и их систем | 1 | №1(б), 3(б)стр 268, № 6 стр 267 | 29 нед. | |
86. | Решение квадратных уравнений и неравенств | 1 | №1стр 267, №2, 4 стр 268 | 29 нед. | |
87. | Квадратный трехчлен | 1 | №1, 2 стр 268, №4 стр 269 | 30 нед. | |
88. | Дробные уравнения. Целые уравнения со степенью больше 2 | 1 | №2 стр 269, №1, 2, стр 270 | 30 нед. | |
89. | Графическое решение уравнений | 1 | № 4 из задания 7 и №4 из задания 8стр270, №5 стр 271 | 30 нед. | |
90. | Решение систем уравнений | 1 | Зад 9 стр 271 | 31 нед. | |
91. | Графики. Их построение и исследование | 1 | Зад 11 стр 272 | 31 нед. | |
92. | Графики. Их построение и исследование | 1 | Зад 12 стр274 | 31 нед. | |
93 | Действия с числами | 1 | Дидактический м. стр.22 | 32 нед. | |
94 | Действия с числами | 1 | Дидактический м стр.23 | 32 нед. | |
95 | Выражения и их преобразования | 1 | Дидактический м стр.26-27 | | |
96 | Выражения и их преобразования | 1 | Дидактический м стр.27-28 | 32 нед. | |
97 | Арифметическая прогрессия | 1 | Дидактический м стр.52-53 | 33 нед. | |
98 | Геометрическая прогрессия | 1 | Дидактический м стр.54-55 | 33 нед. | |
99. | Числовые последовательности | 1 | Дидактический м стр.55-56 | 33 нед. | |
100. | Статистические исследования | 1 | Дидактический м стр. 51-52 | 34 нед. | |
101. | Статистические исследования | 1 | Дидактический м стр.52-53 | 34 нед. | |
102. | Заключительный урок | 1 | | 34 нед. | |