СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 1-4 классы»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов:

Рабочая программа «Финансовая грамотность» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

  2. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

  3. Положение об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО и ОООМКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» в соответствии с ФГОС НОО и ООО, утвержденное 31.08.2015г.


Цель:
Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Задачи:

- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;

- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;

- формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;

- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.











  1. Планируемые результаты изучения финансовой грамотности

Личностные результаты:
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
 овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные:

Ученик 1 класса научиться:

Давать понятие потребностям.

Различать виды потребностей.

Находить источники удовлетворения потребностей.

Правильно выбирать место для приобретения товаров.


Получит возможность научиться:

 Выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
Пользоваться деньгами;
Классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;

Определять цену товара.


Ученик 2 класса научиться:

Определять, как и где производятся товары.

Узнавать потребности, которые нельзя удовлетворить.

Оперировать понятием цена товара.

Распределять обязанности в семье.

Правильно выбирать место для приобретения товаров.

Получит возможность научиться:

 Определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
Чертить элементарные графики доходов и расходов;

Решать простейшие экономические задачи.


Ученик 3 класса научиться:

Объяснять причины появления монет.

Описывать купюры и монеты.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Описывать современные деньги.

Решать задачи с элементарными денежными расчетами.

Объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта.

Приводить примеры иностранных валют.

Получит возможность научиться:

Отличать настоящие купюры от подделок.

Составлять план доходов и расходов семьи, не имея наличных денег, помогая родителям избежать финансовых проблем.

Делать сбережения.


Ученик 4 класса научиться:

Объяснять причины появления бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Описывать современные деньги.

Решать задачи с элементарными денежными расчетами.

Объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта.

Приводить примеры иностранных валют.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Получит возможность научиться:

Отличать настоящие купюры от подделок.

Составлять план доходов и расходов семьи, не имея наличных денег, помогая родителям избежать финансовых проблем.

Изучить принцип работы пластиковой карты


















  1. Содержание программы «Финансовая грамотность»

1 класс 0, 25 часа в неделю (7 часов)

Тема 1. Введение в экономику (1 час)

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности (3 часа)

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности;

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 3. Домашнее хозяйство (1 час):

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 4. Товары и услуги (2 часа):

Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно
приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.



2 класс 0,25 часа (8 часов)

Тема 1. Потребности (1 час)

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Форма: групповая, индивидуальная, практикум


Тема 2. Торговля (5 часов)

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

 

Тема 3. Графики (2 часа)

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

 



3 класс 0, 25 часа в неделю (8 часов)

Тема 1. Обмен и деньги (4 часа)

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Современные деньги России. Современные деньги мира.

Основные понятия. Товар. Деньги. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Гурт. Аверс. Реверс. «Орел». «Решка». Номинал. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. «Меховые деньги». Куны. Копейка. Гривна. Рубль. Гривенник. Полтинник.

Тема 2. Семейный бюджет (4 часа)

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти как клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Деньги тратятся на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Бюджет- план доходов и расходов. Как избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия. Доход. Клад. Лотерея. Наследство. Товар. Услуга. Заработная плата. Профессия. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Кредиты. Расходы. Коммунальные платежи. Счет. Одежда. Долги. Хобби. Вредные привычки. Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.




4 класс 0, 25 часа в неделю (8 часов)

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (4ч)

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. История появления бумажных денег. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Валюта разных стран.

Основные понятия. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Доллар. Евро.

Тема 2. Из чего складываются доходы и расходы семьи(2ч)

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти как клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Деньги тратятся на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия: доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жилье. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы.

Тема 3. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (2ч)

Бюджет- план доходов и расходов. Как избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придется брать кредит и платить проценты.

Основные понятия: семейный бюджет. Бюджет РФ. Сбережения. Долг.


  1. Календарно-тематическое планирование

1класс.

№ п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности учащегося



Тема 1. Введение в экономику (1 час)

1

Введение. Что изучает наука «экономика».

Участвуют в беседе


Тема 2. Потребности (3 часа)

2

Какие бывают потребности?

Участвуют в беседе


3

Источники удовлетворения потребностей.

Беседа, практические занятия, исследования


4

Почему все потребности нельзя удовлетворить?

Беседа, практические занятия, мини-исследование


Тема 3. Домашнее хозяйство (1 час)

5

Домохозяйство и домашний труд. Домашние обязанности в семье.

Выполняют творческую работу


Тема 4. Товары и услуги (2 часа)

6

Как товар попадает в магазин?

Принимают участие в деловой игре


7

Где можно приобрести товары?

Принимают участие в деловой игре



Итого: 7 часов






2 класс

№ п/п 

Тема занятия

Основные виды деятельности учащегося



Тема 1. Потребности (1 час)

1

Труд и удовлетворение потребностей.

Участвуют в беседе


Тема 2. Торговля (5 часов)

2

Когда и где возникла торговля?

Участвуют в беседе


3

Зачем современному обществу нужна торговля?

Дискутируют на заданную тему


4

Как и где производятся товары?

Участвуют в беседе


5

Что такое цена товара? Почему цены на товары разные? От чего зависит цена товара?

Дискутируют на заданную тему


6

Отношения покупателя и продавца. Этикет.

Дискутируют на заданную тему


Тема 3. Графики (2 часа)

7

Что такое график? Виды графиков.

Участвуют в беседе


8

Графики доходов и расходов.

Проводят мини-исследование


 


3 класс

Тема занятия

Кол-во ча-сов

Основные виды деятельности

Тема 1. Обмен и деньги (4ч)

1

Что такое деньги и от куда они взялись.

1

Беседуют, играют

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1

Беседа, практические занятия

3

Какие деньги были раньше в России

1

Беседа, практические занятия

4

Современные деньги России и других стран.

1

Беседа, практические занятия, сюжетно-ролевая игра

Тема 2. Семейный бюджет (4ч)

5

Откуда в семье деньги.

1

Беседа, практические занятия, исследования

6

На что тратятся деньги.

1

Беседа, практические занятия, мини-исследование

7

Как умно управлять своими деньгами.

1

Беседа, практические занятия

8

Итоговый урок.

1

Тест, творческая работа

Итого часов: 8





4 класс

Тема занятия

Кол-во ча-сов

Основные виды деятельности

Тема.1 Что такое деньги и какими они бывают (4ч)

1

Как появились деньги. История монет

1

Беседа, сюжетная игра

2

Бумажные деньги

1

Беседа, практическое занятие

3

Безналичные деньги

1

Беседе, сюжетно-ролевая игра

4

Валюты

1

Беседа, практическое занятие

Тема 2. Из чего складываются доходы и расходы семьи(2ч)

5

Откуда в семье берутся деньги

1

Беседа, практическое занятие

6

На что семьи тратят деньги

1

Беседа, практические занятия

Тема 3. Деньги счет любят или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (2ч)

7

Как правильно планировать семейный бюджет

1

Беседа, практические занятия

8

Итоговая работа

1

Экскурсия, тест

Итого: 8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!