Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ) (в действующей редакции);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577;
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №30, г. Тюмень, 2015 г.,
А также в соответствии с учётом методических рекомендаций «Основы финансовой грамотности» под редакцией Чумаченко В.В., Горяева А.П., Москва «Просвещение» 2017 год.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ СОШ №30 города Тюмени на 2019-2020 учебный год на изучение курса «Дружи с финансами» отведено 0,5 часа в неделю, 34 часа в год (8-9 класс).
Для реализации учебной программы по курсу «Дружи с финансами» используется методическая литература:
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации с примером рабочих программ: учеб. пособие для общеобразоват. орг.— М.: «Просвещение», 2017.
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие для общеобразоват. орг.— М.: «Просвещение», 2018.
Особенности преподавания предмета
Программа составлена в соответствии с примерной авторской с разбивкой по 0,5 часа на 8 и 9 классы.
Планируемые результаты
Изучение курса «Дружи с финансами» в 8-9 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные:
Метапредметные:
формирование навыков принятия решений.
Предметные:
формирование знаний о базовых финансовых инструментах и основных типах финансовых посредников;
формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учетом преимуществ и недостатков;
формирование навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях;
получение мотивации к самостоятельному изучению личных финансов на более глубоком уровне.
Обучающийся научится:
разбираться в своих активах и пассивах;
планировать свои доходы и расходы;
формулировать личные финансовые цели;
понимать основные риски, угрожающие финансовому благополучию семьи;
видеть предназначение базовых финансовых услуг: банковских депозитов и кредитов, платёжных карт, дистанционного банковского обслуживания, страховых программ и т. д.;
представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
подбирать финансовые инструменты для управления расходами, защиты от рисков и получения инвестиционного дохода;
критически оценивать и сравнивать финансовые предложения с учётом их преимуществ и недостатков;
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,
страховых и инвестиционных услуг;
разбираться в основных видах налогов и налоговых вычетов;
представлять суть работы государственной пенсионной системы и корпоративных
пенсионных программ;
понимать основные виды махинаций с банковскими картами, кредитами, инвестициями и способы защиты от них.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
оценивать различные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал;
вести учёт личных расходов и доходов;
рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и инвестиционных продуктов;
находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг;
рассчитывать доход от инвестирования и сравнивать с инфляцией;
сравнивать различные виды инвестиций по критериям доходности, надежности и ликвидности;
рассчитывать личный доход с учётом налогов и налоговых вычетов;
подбирать инвестиционные инструменты для формирования частной пенсии;
сравнивать и выбирать финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг;
знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.
Содержание учебного курса
«Дружи с финансами» 8-9 класс (34ч)
Курс финансовой грамотности в 8—9 классах состоит из пяти модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий.
Каждый модуль имеет определённую логическую завершённость, целостное, законченное содержание: изучается конкретная сфера финансовых отношений и характерный для неё ряд финансовых задач, с которыми сталкивается человек в практической жизни.
Для обобщения и закрепления усвоенного материала в конце каждого блока предлагается провести контроль знаний в форме проверочной работы, тестового контроля, презентации учебных достижений и т. д.
В тематическом плане указаны темы занятий и формы их проведения, а также количество часов, планируемых для изучения конкретной темы. Курс повышения финансовой грамотности построен на основе системно-деятельностного подхода. Для реализации практико-ориентированных методов обучения предлагаются занятия развивающего и текущего контроля знаний. Материалы для подобных занятий представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ).
Тематическое планирование
«Дружи с финансами» 8-9 класс (34 ч)
№ темы/главы | Наименование темы/главы | Количество часов |
Глава 1. | Личное финансовое планирование | 6 |
Глава 2. | Депозит | 4 |
Глава 3. | Кредит | 7 |
Глава 4. | Рассчетно-кассовые операции | 2 |
Глава 5. | Страхование | 4 |
Глава 6. | Инвестиции | 4 |
Глава 7. | Пенсии | 2 |
Глава 8. | Налоги | 2 |
Глава 9. | Финансовые махинации | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Дружи с финансами» 8 класс (17 ч)
на 2019-2020 уч. год
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Глава 1. Управление денежными средствами семьи (6ч) |
1 | | | Личное финансовое планирование. Введение в предмет | 1 | Знать понятия: человеческий капитал, конвертация капитала. | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.) | • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг; • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям; • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. |
2 | | | Человеческий капитал | 1 |
3 | | | Принятие решений | 1 | Знать: основные этапы принятия решения, краткосрочные и долгосрочные цели, SWOT-анализ | Познавательные: умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков. Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов; | Сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов |
4 | | | Использование SWOT-анализа для выбора карьеры | 1 |
5 | | | Домашняя бухгалтерия | 1 | Знать понятия:, структура доходов семьи, структура личных доходов, активы и пассивы, личный финансовый план. | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.) | Понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям |
6 | | | Составление личного финансового плана | 1 |
Глава 2. Депозит (4ч) |
7 | | | Накопления и инфляция | | Знать понятия: инфляция, депозит, банк, процентная ставка, депозитный договор, ликвидность, реальная ставка по депозиту | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: Составлять целое из частей, работая в группах Регулятивные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.) | Осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи. |
8 | | | Что такое депозит и какова его природа | 1 |
9 | | | Условия депозита | 1 |
10 | | | Преимущества и недостатки депозита | 1 |
Глава 3. Кредит (7ч) |
11 | | | Кредит. Как работает кредит | 1 | Знать понятия: банк, кредит, срок кредита, полная стоимость кредита, дифференцированный кредит, коллектор, микрофинансирование, кредитный договор | Регулятивные: проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов; Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем Коммуникативные: формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.) | • понимание принципа хранения денег на банковском счёте; • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании. |
12 | | | Характеристики кредита | 1 |
13 | | | Практикум. Принятие решения о взятии кредита | 1 |
14 | | | Как выбрать наиболее подходящий кредит | 1 |
15 | | | Как сэкономить при использовании кредита | 1 |
16 | | | Итоговое повторение за курс 8 класса | 1 | | | |
17 | | | Резерв | 1 | | | |
Итого: 17 часов |
Календарно-тематическое планирование
«Дружи с финансами» 9 класс (17 ч)
на 2019-2020 уч. год
№ | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Глава 3. Рассчетно-кассовые операции (2ч) |
1 | | | Рассчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег | 1 | Определять понятия: банковская ячейка, валютный курс, денежный перевод, дорожный чек, банковская карта, мобильный и онлайн банкинг | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | понимание того, что при рождении детей структура расходов семьи существенно изменяется; • осознание необходимости иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; • понимание возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками |
2 | | | Платежные средства. Электронные деньги и дистанционное банковское обслуживание | 1 |
Тема 4. Страхование (3ч) |
3 | | | Способы защиты от рисков | 1 | Определять понятия: страхование, страховщик, страховая сумма, страховая премия, страховой случай, страхователь | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | • понимание причин финансовых рисков; • осознание необходимости быть осторожным в финансовой сфере, проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений) |
4 | | | Виды страхования. Как использовать страхование в повседневной жизни | 1 |
5 | | | Практикум. Принятие решения о покупке страховки | 1 | | | |
Тема 5. Инвестиции (4ч) |
6 | | | Что такое инвестиции | | Определять понятия: инвестирование, акция, облигация, дивиденд, акционер, фондовый рынок и т.д. | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | • понимание основных принципов устройства банковской системы; • понимание того, что вступление в отношения с банком должно осуществляться не спонтанно, под воздействием рекламы, а возникать в силу необходимости со знанием способов взаимодействия |
7 | | | Основы инвестирования | 1 |
8 | | | Процесс инвестирования | 1 |
9 | | | Практикум по инвестициям | 1 |
Глава 7. Пенсии(2ч) |
10 | | | Пенсионная система | 1 | Определять понятия: пенсия, НПФ, солидарная пенсионная система и т.п. | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | Понимание причин изменения и колебания курсов валют, а также при каких условиях семья может выиграть от размещения семейных сбережений в валюте |
11 | | | Частная пенсия | 1 |
Тема 8. Налоги (2ч) |
12 | | | Как работает налоговая система | 1 | Определять понятия: налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | • представление об ответственности налогоплательщика; • понимание неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и осознание негативного влияния штрафов на семейный бюджет |
13 | | | Какие налоги мы платим. Правила расчета налогов на физических лиц в РФ | 1 |
Тема 9. Финансовые махинации (4ч) |
14 | | | Махинации с банковскими картами и кредитами | 1 | Определять понятия: ГОЗНАК, махинация, финансовая пирамида, схема Понци и т.д. | Познавательные: нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем; Коммуникативные: умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению | Понимание того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои варианты по программам накопления средств в банках и негосударственных пенсионных фондах |
15 | | | Финансовые пирамиды | 1 |
16 | | | Представление проектов | 1 |
17 | | | Итоговое повторение за курс 9 класса | 1 | | | |
Итого: 17 часов |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |