СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Кизильская школа №1"


Рассмотрено и рекомендовано на заседании ШМО: ___________________________

Протокол № _______________

руководитель ШМО ________

(подпись)

____________________________

(Ф.И.О.)

Согласовано: заместитель директора по УВР

Кожевникова Л.В. _________________

Утверждаю:

директор школы ___________________

Невгод И.П. ___________________












Рабочая программа курса внеурочной деятельности

"Основы финансовой грамотности"

Направление: ____ социальное ___

Класс(ы): _________8-9 класс____

Срок реализации: 2 года (68 часов)






Автор-составитель:

Истомина Светлана Владимировна

учитель истории и обществознания







с.Кизильское, 2021 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»


Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана на базе и в соответствии с образовательной программой школы и в соответствии с реализацией ФГОС ООО.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»;

4. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.

5. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных организациях Центрального Банка Российской Федерации.



Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:

Основы финансовой грамотности: учебное пособие / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018.

Основы финансовой грамотности: методические рекомендации для учителя. / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018/

Основы финансовой грамотности: рабочая тетрадь. / В. В. Чумаченко, А. П. Горяев — М.: Просвещение, 2018.

Финансовая грамотность играет важнейшую роль в образовании для устойчивого развития. Поэтому велика потребность в выпускниках общеобразовательных школ, способных принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовать принятые решения.

Актуальность данного курса продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения.

Решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.

Задачи:

- актуализировать знания обучающихся в сфере финансовой грамотности;

- развить способности сравнивать и анализировать, познавательный интерес к предмету, самостоятельность в принятии решений;

- воспитать ответственность за экономические решения;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- разработка методов адаптации последних достижений экономической науки к возрастным особенностям учащихся основной школы с целью формирования у них научного типа мышления.


Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление – естественно-научное «Основы финансовой грамотности». Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. Согласно учебному плану на 2020-2021 год, на изучение курса в 8 и 9 классе отводится по 1 часу в неделю: в 8классе -34 часа, в 9классе -34 часа.

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. В качестве основных образовательных технологий применяются игровая и проектная, а также учебная исследовательская деятельность. В процессе игры обучающиеся приобретают опыт практической деятельности в современных условиях финансового рынка, на основе которого достигаются планируемые результаты, предусмотренные программой курса. Игровая технология позволяет организовать изучение процесса управления личными финансами, погружая обучающихся в реальную среду финансового рынка, адресовать к текущим данным о процентных ставках, уровне доходности финансовых активов, об условиях страхования и налогообложения, которые публикуются в открытых источниках. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках. Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем. Помимо этого в программу внеурочной деятельности включены практические занятия, деловые игры, экскурсии и другие активные формы образовательной деятельности.

Содержание деятельности по данной программе предполагает проведение дискуссий, практических работ, познавательных бесед, интерактивных бесед, мини-проектов, мини-исследований, круглого стола, творческих работ, викторин, ролевых игр, выступлений учащихся с показом презентаций, игр-путешествий, тренингов, работ с документами, аналитических работ, решений практических и проблемных ситуаций, решений практических и экономических задач.

Изучение экономики в школе направлено на изучение экономической сферы жизнедеятельности общества, понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии, формирование грамотного экономического мышления. С этой целью к обучению привлекаются специалисты банковской сферы, страховые компании, налоговая инспекция, пенсионный фонд РФ, служба судебных приставов. Привлечение узкопрофильных и квалифицированных специалистов – практиков способствует более глубокому и целостному пониманию темы.

Знания, полученные выпускниками по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» позволят им эффективно выполнять социально-экономические функции потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты изучения курса:

• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Метапредметные результаты изучения курса:

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;

• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Предметные результаты изучения курса:

Выпускник научится:

• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

• различать экономические явления и процессы общественной жизни;

• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;

• применять способы анализа индекса потребительских цен;

• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

• знать и конкретизировать примерами виды налогов;

• различать сферы применения различных форм денег;

• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

• различать виды ценных бумаг;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

• различать виды кредитов и сферу их использования;

• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

• разумному и безопасному финансовому поведению;

• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

• применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;

• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;

• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.

По мнению ведущих экспертов ВШЭ, методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают следующие подходы: компетентностный подход выступает в качестве основы для определения сущности финансовой грамотности, в том числе структуры и содержания, а также места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.

Личностно-деятельностный подход к формированию финансовой грамотности предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.

Контекстный подход обеспечивает сближение учебного процесса с реальной жизнью и ориентирует на использование финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и способов деятельности из других предметных областей.

Практико-ориентированный подход к обучению финансовой грамотности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания, а также приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем;

Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, представителей предпринимательского сообщества, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

Субъектный подход подразумевает, в процессе формирования финансовой грамотности учащихся будут созданы условия для их личностного развития, выражающееся способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, их потребности в проявлении активности и самостоятельности осознании ими ответственности за свое развитие.


Содержание учебного курса

с указанием форм организации и видов деятельности


Раздел 1. «Личное финансовое планирование» 6 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; проекты; дискуссия, семинар.

Вводная часть. Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.

Основные понятия:

Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;

• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;

• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

Раздел 2. «Депозит» 8 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; проекты.

Депозит. Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.

Основные понятия:

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;

• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);

• Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

Раздел 3. «Кредит» 5 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; проекты.

Финансы и кредит. Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Основные понятия:

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;

• Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;

• Мини-исследование. «Для чего нужны финансовые организации?».

Раздел 4. «Расчетно-кассовые операции» 5 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; круглый стол, проекты.

Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный банкинг.

Основные понятия:

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»;

• Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Раздел 5. «Страхование» 6 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; тренинги, проекты.

Понятие страхование. Участники страхования. Виды страхования. Использование страхования в повседневной жизни. Страховой полис.

Основные понятия:

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;

• Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Раздел 6. «Инвестиции» 7 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая, познавательная.

Формы деятельности: беседы; тренинги, проекты, ролевые игры.

Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.

Основные понятия:

• Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.);

• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

• Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

• Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;

• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Раздел 7. «Пенсии» 6 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; тренинги, проекты.

Пенсии. Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение пенсий.

Основные понятия:

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практикумы и тренинги:

• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;

• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

Раздел 8. «Налоги» 4 часа

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.

Формы деятельности: беседы; тренинги, дискуссии.

Налоги. Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.

Основные понятия:

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практикумы и тренинги:

• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;

• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

Раздел 9. «Пирамиды и финансовое мошенничество» 6 часов

Виды деятельности: проблемно-ценностное общение.

Формы деятельности: беседы; тренинги.

Финансовые махинации на финансовом рынке. Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды.

Основные понятия:

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практикумы и тренинги:

  • Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

  • Практикум "Финансовые махинации"

















Тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика


8 класс





Глава 1. Личное финансовое планирование

14

4

10

Введение в предмет "Личные финансы"

1

1


Дискуссия "Роль денег в нашей жизни"

1


1

Человеческий капитал

1

1


Семинар "Истории из жизни успешных людей"

1


1

Практическая работа "Сетка принятия решения"

1


1

Кейс "Использование SWOT-анализа для выбора карьеры"

1


1

Разбор примеров SWOT-анализа для выбора карьеры

1


1

Домашняя бухгалтерия: активы и пассивы

1

1


Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?»

1


1

Домашняя бухгалтерия: доходы и расходы

1

1


Аналитическая работа "Статьи доходов и расходов"

1


1

Дискуссия "Разумные расходы - статья доходов"

1


1

Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия»

1


1

Проект "Личный финансовый план"

1


1


Глава 2. Депозит

8

3

5

Решение проблемной ситуации "Как спасти деньги от инфляции"

1


1

Как рассчитывать инфляцию

1


1

Выступления учащихся "Депозиты и их виды"

1


1

Преимущества и недостатки депозита

1

1


Заполняем депозитный договор

1


1

Как выбрать нужные условия депозита

1

1


Управление рисками по депозиту

1

1


Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

1


1


Глава 3. Кредит

12

5

7

Что такое кредит.Основные характеристики кредита

1

1


Примеры расчета стоимости кредита

1


1

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»

1


1

Как учитывать кредит в личном финансовом плане

1

1


Как выбрать наиболее подходящий кредит

1

1


Как сравнивать кредитные предложения

1


1

Как сэкономить при использовании кредита

1

1


Решение экономических задач «Арифметика ипотеки»

1


1

Кейс. Покупка машины

1


1

Типичные ошибки при использовании кредита

1

1


Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов».

1


1

Решение экономических задач «Арифметика кредитов».

1


1







9 класс




Количество часов

Всего

Теория

Практика


Глава 4. Расчетно-кассовые операции

5

2

3

Хранение, обмен и перевод денег

1

1


Интерактивная беседа "Драгоценные металлы. Монеты. Купюры"

1


1

Банковская ячейка и банковский перевод

1

1


Электронные деньги и дистанционное банковское обслуживание

1


1

Круглый стол "Банковские карты: риски и управление ими"

1


1


Глава 5. Страхование

6

1

5

Творческая работа «Участники страхового рынка»

1


1

Решение практических задач "Особые жизненные ситуации и как с ними справиться"

1


1

Виды страхования. Практикум

1


1

Аналитическая работа "Личное страхование"

1


1

Как использовать страхование в повседневной жизни

1

1


Кейс. Страхование жизни

1


1


Глава 6. Инвестиции

7

4

3

Основы инвестирования

1

1


Как выбирать активы для инвестирования

1

1


Как делать инвестиции

1

1


Решение экономических задач "Инвестиции в драгоценные металлы"

1


1

Кейс. Куда вложить деньги

1


1

Процесс инвестирования

1

1


Ролевая игра "Управляющие"

1


1


Глава 7. Пенсии

6

3

3

Пенсионная система Российской Федерации

1

1


Работа корпоративных пенсионных программ

1

1


Частная пенсия

1

1


Решение экономических задач "Что такое пенсия и как сделать ее достойной?"

1


1

Практическая работа "Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?"

1


1

Осуществление проектной работы

1


1


Глава 8. Налоги

4

1

3

Как работает налоговая система

1

1


Работа с документами "Какие налоги мы платим?"

1


1

Правила расчёта налогов на физ. лиц в России

1


1

Дискуссия "Что такое налоги и зачем их платить?"

1


1


Глава 9. Махинации

6

3

3

Махинации с банковскими картами

1

1


Махинации с кредитами

1

1


Махинации с инвестициями

1

1


Практикум "Финансовые махинации"

1


1

Тренинг "Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке"

1


1

Кейс. Заманчивое предложение

1


1


Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию рабочей программы:

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 19.12.2016);

• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577;

• Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578;

• Примерная основная образовательная программа основного общего образования www.fgosreestr.ru;

• Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342.


Учебно-методическое обеспечение

1. Горяев, А. П. Основы финансовой грамотности: учебное пособие / А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. - М.: Просвещение, 2019.

2. Горяев, А. П. Основы финансовой грамотности: методические рекомендации / А. П. Горяев, В. В. Чумаченко. – М.: Просвещение, 2019.


Литература:

А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010;

А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010;

Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010;

Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010;

Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011;

Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», М. Интеллект-центр, 2011;

Н.И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011.


Электронные образовательные ресурсы

1. https://www.cbr.ru – сайт Центрального банка Российской Федерации.

2. https://www.minfin.ru –сайт Министерства финансов Российской Федерации.

3. https://www.nalog.ru –сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

4. https://www.gov.ru –сайт Правительства Российской Федерации.

5. https://www.gks.ru –сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

6. https://www.economy.gov.ru–сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.

7. https://www.fas.gov.ru –сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

8. https://www.minpromtorg.gov.ru –сайт Министерства торговли и промышленности Российской Федерации.

9. https://www.fincult.info –информационно-просветительский ресурс по финансовой грамотности, созданный Центральным банком Российской Федерации.

10. https://www.dnifg.ru –сайт Всероссийской программы «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях».

11. https://www.dni-fg.ru –онлайн-уроки финансовой грамотности при поддержке Центрального банка Российской Федерации.

12. https://www.fingramota.org –образовательный портал о финансах и финансовых услугах.

13. https://www.pfrf.ru - Пенсионный фонд РФ.

14. https://www.rospotrebnadzor.ru - Роспотребнадзор РФ

15. https://drofa-ventana.ru/material/sbornik-obshchestvo-8/ –сборник специальных модулей для УМК по обществознанию 8 класса от издательства Вентана-граф.

16. https://drofa-ventana.ru/material/sbornik-obshchestvo-9/ –сборник специальных модулей для УМК по обществознанию 9 класса от издательства Вентана-граф.







Скачать

© 2024, 58 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!