СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС на 2020-2021 учебный год

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная     программа     по     учебному     предмету

«Искусство».  9  класс  / сост.  Минасян Н. Г.   – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Искусство» составлена на основании:

  • Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,

в соответствии с требованиями

Примерная     программа     по     учебному     предмету

«Искусство».  9  класс  / сост.  Минасян Н. Г.   – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Искусство» составлена на основании:

  • Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);
  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,

в соответствии с требованиями

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО» 9 КЛАСС на 2020-2021 учебный год»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ШКОЛА МАРЬИНСКОГО РАЙОНА»

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №2 от .08.2020

руководитель ШМО

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_____________ Л.В.Знова

.08.2020

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________Е.В. Бурыкина

.08.2020

_________С.В. Кириченко _____________ Л.В.Знова

.01.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ИСКУССТВО»

9 КЛАСС

на 2020-2021 учебный год





Составитель

учитель русского языка и литературы Кононенко Т.П.


РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета школы

протокол № от .08.2020г.





ДОНЕЦК 2020

Примерная программа по учебному предмету

«Искусство». 9 класс / сост. Минасян Н. Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 50 с.

    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Искусство» составлена на основании:

  • Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС);

  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП,

в соответствии с требованиями

  1. Общая характеристика предмета «Искусство»

Учебный предмет «Искусство» в цикле социально-гуманитарных дисциплин занимает особое место. В период повышенного общественного интереса к гуманистическим ценностям (в противовес ценностям технократическим) актуализируется духовно- личностная сфера жизнедеятельности человека, в которой художественная культура является моделью и выразителем творческого потенциала личности. Художественная культура и ее вершина искусство содержат в себе систему ценностей, выработанных (или заимствованных) этносом на всем пути его социально-культурного развития. В этой связи социальная роль искусства в целом, и художественного образования, в частности, требует глубокого понимания.

В социальном аспекте искусство является транслятором ценностей, норм, опыта отношений, этических и эстетических идеалов, культурных традиций, исторических эпох. В педагогическом – основой «для сбалансированного, творческого, эстетического и социального развития» обучающихся (ЮНЕСКО) и механизмом творческого освоения мира и достижения социального благополучия. То есть, художественное образование имеет приоритетное значение в развитии и реализации как культурного, духовно-нравственного потенциала отдельной личности, так и общества в целом.

Мировоззренческая направленность учебного предмета «Искусство» выражена в понимании культуры как естественной среды образования, в которой происходит становление личности и, которая, «растит и питает» личность (В. П. Борисенков). В этой связи изучение искусства, единственно возможной формы предъявления и трансляции художественных текстов имеет стратегическую цель – воспитание человека культуры, то есть человека с высоким духовно-нравственным, творческим и адаптивно-деятельностным потенциалом самоопределения, самореализации. Создание примерной программы курса вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Ее содержание обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Данная примерная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательных учреждений в рамках интегрированной содержательной линии, основанной на учебных предметах: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Художественный труд»,

«Искусство», «Мировая художественная культура» и предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений. В основной школе обучающиеся знакомятся с изобразительным искусством и музыкой. Сформированные ранее навыки активного диалога с искусством становятся основой процесса обобщения и рефлексии. В рамках учебного курса

«Искусство» происходит переосмысление итогов изучения музыки и изобразительного искусства. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

На первый план при изучении предмета «Искусство» выносится задача восприятия обучающимися произведений искусства, раскрытия перед ними закономерностей исторического развития, особенностей образного языка искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.

Особое место отводится изучению отечественного искусства, в котором звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления соотечественников. Это позволяет создать условия для диалога между культурами не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи (отечественное и зарубежное искусство); помогает выявить то общее и своеобразное, что обусловлено исторической судьбой, психологическим складом, традициями, своеобразием духовной жизни каждого народа; способствует достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества.

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности обучающихся. Три раздела, из которых состоит Программа последовательно раскрывают эти взаимосвязи.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Борев Ю. Б., Киященко Н. И., Столович Л. Н., Эренгросс Б. А); культурологии (Арнольдов А. И., Бахтин М. М., Библер В. С., Лотман Ю. М., Лосев А. Ф.); психологии художественного творчества (Выготский Л. С., Кирнарская Д. К., Мелик-Пашаев А. А.); развивающего обучения (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.); художественного образования (Кабалевский Д. Б, Неменский Б. М., Предтеченская Л. М., Юсов Б. П.).

Теоретико-методологической основой построения содержания учебного предмета

«Искусство)» являются компетентностный, культурологический, системно-деятельностный и компаративистский подходы. Синтез подходов обеспечивает понимание, с одной стороны, специфики учебного предмета, с другой – особенностей реализации потребностей населения Донецкой Народной Республики в художественном образовании и духовно-нравственном развитии подрастающего поколения на материале художественной культуры.

Компетентностный подход в концепции «Искусство» выделяется в качестве системообразующего, т.к. построение содержания образования на компетентностной основе обусловлено необходимостью обеспечения его соответствия запросам и возможностям общества. С позиций компетентностного подхода построение содержания учебного предмета

«Искусство» отличается большей интегрированностью, ценностно-смысловой и практико - ориентированной направленностью. Знания, умения и навыки остаются в составе этих требований, но из цели образования они превращаются в средство развития растущего человека.

Культурологический подход является методологической основой образования, ориентированного на человека. Реализация этого подхода в построении содержания программы предполагает понимание места растущего человека как субъекта жизни, социально-личностные потребности которого определяют направление художественного образования.

Системно-деятельностный подход определяет приоритетное положение процесса освоения отечественного и мирового искусства – над его результатом; развития художественно-творческой деятельности обучающихся в различных видах – над изучением образцов художественной культуры в понятийно-терминологической форме.

Компаративистский подход позволяет рассматривать искусство как целостный процесс, наполненный глубокими обобщенными сквозными связями межвидового, межжанрового синтеза, взаимодействия и взаимодополнения средств выразительности и образно-тематических предпочтений. Основой данного подхода является родство структурных и языковых элементов в разных жанрах и видах искусства, определяющих разработку новых методов и приемов анализа художественных произведений.

В качестве основных выступают следующие принципы построения содержания учебного предмета «Искусство»:

    • Принцип поликультурности.

Реализация принципа поликультурности приобретает в учреждениях общего среднего образования все большее значение. Понимание растущего человека как субъекта жизни и как части (микрокосма) культуры предполагает включение в пределы его сознания и деятельности многообразия культур в их внешнем и внутреннем развитии, переходящим в процессе художественного образования в пространство личности. Сама личность в контексте поликультурного образования становится субъектом многообразия художественных образцов различных культурных традиций, исторических эпох и участником их диалога в рамках конкретного пространственно-временного измерения.

    • Принцип культуросообразности.

Культура как метауровень художественного образования является основой соотнесения образования с особенностями культуры. Адекватность художественного образования состоянию и требованиям современной культуры, с одной стороны, и уровню личностной культуры, возрастным особенностям и возможностям отдельного ребенка, с другой, ориентируют художественное образование на «социальное реконструирование и организацию новых культурных форм, а не на трансляцию только норм и ценностей», обеспечивая тем самым успешность культурной идентификации обучающихся, свободный выбор

и осуществление культуросообразного образа жизни, выражаемого в моделях эмоционального и интеллектуального социального поведения.

    • Принцип целостности.

В процессе построения содержания учебного предмета «Искусство» процессы реализации перечисленных принципов подчинены принципу целостности. В контексте рассматриваемого учебного предмета принцип целостности трактуется в нескольких аспектах:

  • целостность личности учащегося как части культуры и как части художественного образования;

  • целостность художественного и педагогического компонентов художественного образования;

  • целостность содержательной, процессуальной и коммуникативно-деятельностной составляющих художественного образования;

  • целостность интеллектуальных и духовно-нравственных приращений личности.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, технологии, информатики. Знания обучающихся об основных видах и о жанрах музыки, визуальных, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства раз- ных искусств в своем творчестве.

Художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно- воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театра, кино и др.) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе- цифика каждого из них.

Основной методологической характеристикой программы является

комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов:

    • междисциплинарных взаимодействий;

    • проблемного обучения;

    • художественного, нравственно-эстетического познания искусства;

    • эмоциональной драматургии;

    • художественного контекста;

    • создания «композиций»;

    • перспективных и ретроспективных связей;

    • игры;

    • стилевой подход;

    • системный подход.

В процессе освоения курса рекомендуется использование следующих педагогических технологий:

  1. По организационным формам:

    • индивидуальные;

    • групповые.

  2. По подходу к учащемуся:

    • личностно-ориентированные;

    • технологии сотрудничества, сотворчества;

    • игровые технологии, творческое проектирование.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии.

В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

    • уроки введения в тему;

    • уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;

    • уроки обобщения темы;

    • уроки контроля усвоения темы.

Следование принципу «обучение искусству в формах самого искусства», определяет приоритет организационных форм, присущих педагогике искусства. Совокупность таких форм включает нестандартные формы уроков: уроки-концерты, уроки-игры, уроки- мастерские, уроки-театрализации, уроки-клипы и т.д.

Программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно- психических перегрузок обучающихся.

Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа, творческая работа, конкурсы, викторины.

Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя.

Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тест.

Специфика современной ситуации обусловливает особое внимание к размыканию урочного пространства в культурное пространство общеобразовательного учреждения и ещё шире – в социокультурный контекст. В этом случае урок искусства органично вплетается в систему внеурочной, внешкольной деятельности, получая извне мощный импульс для собственного развития и одновременно обогащая культурную палитру школы и социума.

В процессе изучения предмета «Искусство» создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;

  • для развития художественных способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;

  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;

  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

  1. Цели и задачи обучения

Основной целью обучения учебному предмету «Искусство» в учреждениях общего среднего образования выступает формирование художественной культуры личности в процессе творческого освоения мира художественных ценностей.

Основными задачами изучения предмета являются:

  • развитие эмоционально-ценностной и нравственно-этической сфер личности;

  • формирование художественного вкуса и потребности в общении с произведениями искусства;

  • формирование знаний о многообразии явлений культуры, умений и навыков восприятия и оценки художественных произведений;

  • приобщение к художественно-творческой деятельности по интерпретации и созданию художественных образов;

  • развитие художественного восприятия, художественного мышления, творческих способностей обучающихся.

В соответствии вышеуказанной целью в результате компетентностного обучения учебному предмету «Искусство» обучающиеся должны овладеть следующими группами компетенций:

Личностные:

- способность ориентироваться в современном поликультурном мире и адаптироваться к его условиям;

  • готовность к общению с явлениями культуры и созданию новых художественных образов;

- умение выбирать целевые, эстетические и ценностно-смысловые ориентиры в процессе освоения и оценки явлений художественной культуры;

  • способность узнавать, осваивать и транслировать традиции и достижения мирового

искусства, Отечественного искусства контексте мирового;

-готовность к реализации своей культурной, национальной идентичности;

  • способность и готовность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и конструированию индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные:

а) познавательные:

  • способность к самостоятельной познавательной деятельности (целеполагание, анализ, организация, планирование, самооценка, рефлексия) в процессе освоения, присвоения и создания художественных ценностей;

  • умение выделять художественное явление из культурного контекста и рассматривать его на основе интегративных знаний и умений как в учебной, так и в реальной жизненной ситуации.

б) коммуникативные:

  • способность и готовность коммуникацировать с окружающими людьми;

  • умение вступать в диалог (полилог) с культурными явлениями, художественными произведениями;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою внутреннюю позицию по отношению к различным художественным и внехудожественным явлениям.

в) информационные –

  • способность и готовность к поиску, анализу, отбору, преобразованию, сохранению и обработке учебной информации с помощью современных информационных технологий;

  • способность использовать информационные технологии в процессе художественно творческой деятельности.

г) регулятивные –

  • способность эмоциональной саморегуляции, самооценки и самоконтроля в образовательной и реальной жизненной ситуации;

  • готовность осознанного управления своим поведением и деятельностью в образовательной и реальной жизненной ситуации;

  • овладение опытом самостоятельных решений в художественно-творческой деятельности.

Предметные компетенции:
  • знание произведений искусства мировой и отечественной культуры;

  • знание специальной терминологии и ключевых понятий, выразительных средств искусств;

  • овладение опытом освоения мира художественной культуры в многообразии видов, жанров и стилей;

  • способность и готовность к узнаванию, различению, анализу интерпретации художественного образа;

  • способность к творческому воплощению художественного образа в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Освоение предмета «Искусство» направлено на:

  • приобщение школьников к искусству как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через искусство жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • расширение общего культурного кругозора школьников; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному художественному наследию;

  • развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах художественной деятельности;

  • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

  • овладение основами художественной грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия искусства как живого образного аспекта во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия искусства.


  1. Место предмета «Искусство» в учебном плане

Изучение учебного предмета «Искусство» рассчитано на один год обучения в 9 классе. В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).


    1. СОДЕРЖАНИЕ школьного курса искусство в 9 классе


Программа учебного предмета «Искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях мирового и русского искусства. Программа обеспечивает формирование основ художественной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры школьников, развитие художественных способностей обучающихся, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды художественной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественно-творческой деятельности.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет

«Искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

    • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;

    • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств;

    • приобщение школьников к искусству как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознание через произведения искусства жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;

    • расширение художественного, искусствоведческого и общего культурного кругозора школьников; воспитание их художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному художественному наследию;

    • развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах художественной деятельности;

    • развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;

    • овладение основами искусствоведческой грамотности в опоре на способность эмоционального восприятия искусства как живого образного феномена во взаимосвязи с жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия искусства.

Связующим звеном предмета «Искусство» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение предмета «Искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История», «Литература»,

«Обществознание», «География».

Содержание курса основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мирового искусства, которое предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени».

Содержание курса обеспечивает художественно-образное познание мира, формирование эмоционально-ценностных отношений, накопление опыта творческой деятельности. Искусство интенсивно воздействует на процессы формирования гражданской, художественной, нравственно-эстетической, психологической культуры обучающихся. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной системы, оно выступает в качестве уникального средства коммуникации.

Темы каждого из трех разделов учебной программы «Искусство» являются примерными. В соответствии с логикой построения учебного материала учитель имеет возможность самостоятельно определять ключевые содержательные линии раздела; выбирать художественные произведения, соответствующие избранной стратегии; устанавливать последовательность их изучения.

Каждая тема учебной программы обеспечена художественным материалом в широком диапазоне. Рекомендуемый список художественных произведений является примерным. Учитель имеет право: корректировать список произведений искусства на основании художественных предпочтений обучающихся, технических и методических возможностей учреждения образования; определять и варьировать последовательность и количество рассматриваемых видов искусства, художественных произведений; выбирать методику обучения; устанавливать художественно-педагогические акценты, глубину и широту постижения художественного образа.

В содержании учебного предмета выделены следующие разделы:

  • Раздел І. Искусство вокруг нас. Художественный образ. Язык искусства. /17 часов/.
  • Раздел II. Искусство – опыт духовной жизни человечества. Познание искусства – познание жизни человека. /10 часов/.
  • Раздел III. Искусство как универсальный способ общения. /8 часов/.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА.

В содержании первого раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 1. Виды и язык искусства. Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления. Понятие «вид искусства»;

«художественный образ». Суть искусства. Синтез искусств. Особенности языка различных видов искусства.

Тема 2. Визуальные искусства. Архитектура и изобразительные искусства. Сближение архитектуры с монументальной живописью. Виды архитектуры. Художественно- выразительный язык архитектуры. Скульптура как конструктивный архитектурный элемент. Объемно-пространственный пластический язык скульптуры (круглая скульптура, рельеф). Художественные возможности и применение в культуре художественной фотографии и компьютерной графики. Живопись. Художественные средства выразительности живописи; виды: монументальная, станковая. Жанры живописи: пейзаж (сельский, архитектурный, марина), портрет, бытовой, натюрморт, анималистический, исторический, мифологический, библейский, батальный. Виды декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткачество, ковроткачество, игрушка, гончарство, художественная обработка металла, дерева, кожи, изделия из бисера. Костюмы народов мира. Живопись и графика. Изобразительные искусства и художественная фотография, их сходство и различия. Изобразительные искусства и танец, общее и различия. Пластика как объединяющее начало этих искусств.

Тема 3. Жанровая палитра музыкального искусства. Музыкальные жанры и формы: вокальные (песня, романс, гимн); хоровые (кантата, оратория). Камерно- инструментальная музыка (соната, сюита, квартет и т.п.); симфоническая (симфония, увертюра, концерт) музыка. Музыкально-театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл). Направления музыки массовых жанров (джаз, диско, поп, рок).

Тема 4. Театр как синтез искусств. Законы театрального искусства. Театр как один из древнейших видов искусства. Условный характер театрального искусства. Проблема правды и правдоподобия в театральном искусстве. Средства художественной выразительности театрального искусства. Театр среди других искусств. Синтетический характер театрального искусства. Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики. Мастерство актера, понятие об актерском амплуа. Профессия актера: от древности до современности. К. С. Станиславский об основных принципах актерской игры. Режиссер — профессия XX в., его задачи и роль в создании театрального спектакля. Выдающиеся режиссеры прошлого и современности.

Тема 5. Экранные искусства. Кинофильм — результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Продюсер и его роль в создании кинофильма. Роль сценариста и режиссера в создании кинофильма. Рабочий сценарий, отражение в нем характеров и взаимоотношений героев, общей атмосферы и настроения фильма. Выбор натуры для съемок, подбор актеров и проведение кинопроб. На съемочной площадке. Кинорежиссер — создатель и организатор единого художественного процесса. Создание режиссерского сценария. Мастерство кинооператора в создании фильма. Живописные основы создания кадра. Художественные средства выразительности. Слагаемые актерского мастерства. Специфика работы актера в кино. Роль каскадеров в трюковых сценах. Использование спецэффектов. «Звезды» мирового кинематографа

Тема 6. Синтез искусств. Органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств, воплощающий универсальную способность человека эстетически осваивать мир. Искусство «видеть» музыку и «слышать» живопись. Музыка, звучащая с полотен художников. «Музыкальность» живописи. Архитектура — «застывшая музыка». Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Музыка — «невидимый танец», танец — «немая музыка». Созерцательность живописи и драматизм скульптуры.

«Музыкальность» живописи. Союз живописи и скульптуры с декоративно-прикладным искусством.

Тема 7. Полихудожественный образ мира. Суть понятия «полихудожественный образ мира». Отражение многообразия и единство искусства. Динамичное развитие полихудожественных явлений одновременно с эволюцией художественной культуры. Полихудожественные акции – театрализованные формы художественной деятельности: инсталляции, перфомансы, хепенинги. Поликультурность Донецкого края: художественная культура народов, проживающих на территории республики (греков, поляков и т.д.).


ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

В содержании второго раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 8. Через искусство к «портрету» эпохи. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Исторические закономерности развития искусства.

Тема 9. Искусство и мир человека. Искусство и человек в современном мире. Отображение эмоций и чувств, мыслей и мечтаний человека в искусстве. Искусство как способ самопознания и творческой самореализации личности.

Тема 10. Художественные направления и стили в искусстве. Возникновение и развитие художественной культуры в древности. Культура древних цивилизаций. Искусство Античности. Искусство западноевропейского Средневековья. Культура восточных славян дохристианского и раннехристианского периодов. Искусство западноевропейского Возрождения. Русская культура XIV – XVII веков. Западноевропейское искусство XVII века. Искусство западноевропейского Просвещения. Искусство конца XIX – начала XXI вв.

ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

В содержании третьего раздела выделены следующие темы с содержательным наполнением:

Тема 11. Особенности культур Запада и Востока. Особенности культуры Запада и Востока. Причины, обусловившие особенности культур Запада и Востока, связанные с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах. Определенный параллелизм в культурном развитии Востока и Запада. Преемственность в развитии искусства Запада и Востока. Влияние преемственности в развитии искусства Запада и Востока. на формирование мировоззрения человечества.

Тема 12. Искусство и окружающая среда. Влияние различных видов искусства на формирование окружающей среды. Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Формы сохранения культурного наследия: библиотеки, музеи, театры, галереи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты и пр. Дизайн и реклама – составные художественной культуры. Роль СМИ в распространении ценностей искусства.

Тема 13. Искусство родного края. Непреходящее значение искусства родного края в формировании и воспитании патриотизма, любви к малой Родине. Памятники культуры и искусства Донецкого края. Культурно-художественные заведения: театры, музеи, концертные залы и т.д. Региональные центры народных промыслов и ремесел. Этно- региональный фольклор (музыкальный, танцевальный). Памятные места Донбасса, связанные с жизнью и творчеством известных людей.

Тема 14. Поликультурность современного общества Суть понятия

«поликультурность современного общества» и его значение в развитии мировой художественной культуры. Поликультурность как одна из базовых характеристик современного сообщества. Поликультурность в создании особых условий, в которых разворачиваются формирование каждой отдельной личности и национально-культурных групп, проживающих в многообразном мире. Поликультурная среда как совокупность условий жизнедеятельности человека, которые определены творческим, паритетным взаимодействием в одном комплексе (территориальном, институциональном, культурно- историческом) культур (этнических, религиозных и т.д.), целью которого является взаимообогащение и дальнейшее развитие каждой из культур.

    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы

Название темы

Кол-во часов

Государственные требования к уровню подготовки обучающихся

Раздел І ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА

/17 часов/

Тема 1

Виды и язык искусства

1

знать/понимать:

  • понятие «вид искусства»;

  • «художественный образ»;

  • виды искусства.;

  • суть искусства.;

  • синтез искусств;

  • особенности языка различных видов искусства, средства выразительности архитектуры, скульптуры, графики, художественной фотографии и компьютерной графики, живописи, декоративно-прикладного искусства вокального искусства музыкально- театрального жанра;

  • направления музыки массовых жанров;

  • суть понятия полихудожественный

образ мира

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные музеи мира, своего народа

Тема 2

Визуальные искусства

5

Тема 3

Жанровая палитра музыкального искусства

3

Тема 4

Театр как синтез искусств

2

Тема 5

Экранные искусства

2



Тема 6

Синтез искусств – органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств, воплощающий универсальную способность человека эстетически осваивать мир



2



Тема 7



Полихудожественный образ мира



2

Темы

Название темы

Кол-во часов

Государственные требования к уровню подготовки обучающихся




и края.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;

  • дать самостоятельную оценку

различных произведений искусства, характерных для различных эпох и народов;

  • объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека.

Раздел II

ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

/10 часов/

Тема 8

Через искусство к «портрету» эпохи

1

знать/понимать:

  • исторические закономерности развития художественной культуры и названия его главных этапов;

  • имена и названия выдающихся памятников отечественной и мировой художественной культуры, их место в исторической ленте времени;

  • главные идеи эпохи, формы познания, модель поведения человека в различных типах культуры;

  • названия стилей, творческих методов, направлений и течений, их существенные признаки и отличия;

  • культурологическую основу мировой художественной культуры (мифологические и религиозные сюжеты, вечные темы и образы, историческую и сюжетную основу главных произведений);

уметь:

  • ориентироваться в основных явлениях отечественного и мирового искусства, узнавать изученные произведения, соотносить их с эпохой и стилем;

  • анализировать содержание, образный язык разных видов и жанров искусства, выражать собственное отношение к воспринятому художественному образу и

Тема 9

Искусство и мир человека

1











Тема 10









Художественные направления и стили в искусстве










8











Темы

Название темы

Кол-во часов

Государственные требования к уровню подготовки обучающихся




аргументированно выстраивать свое суждение;

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально- эстетическом восприятии художественных произведений разных эпох и народов и понимание заключенных в них духовно- нравственных ценностей и идеалов;

  • устанавливать сюжетные и стилевые связи между произведениями разных видов искусства и национальных школ;

  • пользоваться различными источниками информации, включая Internet, об отечественной и мировой художественной культуре;

  • выполнять творческие задания, работая индивидуально или в творческих группах, проявляя культуру общения, вести поисковую, исследовательскую и проектную деятельность при решении творческих задач;

  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, быть активным проводником идей экологии природы и культуры, а также культуры межнационального общения посредством искусства через изучение традиций народов России и мира.

Раздел III

ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ

/8 часов/

Тема 11

Особенности культур Запада и Востока

1

знать/понимать:

  • особенности культуры Запада и Востока, преемственность в их развитии и влияние на формирование мировоззрения человечества;

  • влияние различных видов искусства на формирование окружающей среды;

  • непреходящее значение искусства родного края в формировании и воспитании патриотизма, любви к малой Родине;

  • суть понятия «поликультурность современного общества» и его значение в развитии мировой художественной культуры.

уметь:

  • анализировать произведение искусства;

  • оценивать художественные

Тема 12

Искусство и окружающая среда


2

Тема 13

Искусство родного края

4







Тема 14






Поликультурность современного общества






1














Темы

Название темы

Кол-во часов

Государственные требования к уровню подготовки обучающихся




особенности произведений различных видов искусства;

  • высказывать собственное суждение о ценности произведений искусства;

  • грамотно использовать искусствоведческие и культурологические термины при анализе художественного произведения;

  • толерантно относиться к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку произведениям различных видов искусства, представленных на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным явлениям.

ИТОГО

35

часов


Примерный художественно-иллюстративный материал


Искусство Древнего Египта. Плита (палетка) фараона Нармера. Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Ломаная пирамида Снофру в Дашуре. Пирамида Снофру в Медуме. 27 в. до н.э. Ансамбль пирамид в Гизе. Великая пирамида Хеопса. Обелиски - «Каменные иглы». Древний Восток. Таблички с клинописью. Цилиндрические печати. Зиккураты. Настольная игра Ура. Бронзовая маска из Ниневии. Стела с законами Хаммурапи. Крылатые быки и львы с человеческими головами. Дворцовые рельефы со сценами войны и мира. Ворота богини Иштар .

Античность. По усмотрению учителя.

Средневековье. Гробница Теодориха в Равенне. Капелла кающихся грешников. Больё-сюр- Дордонь. Вормсский собор Святого Петра. Аббатство Мария Лаах, Германия. Либмургский собор, Германия. Бамбергский собор. Собор в Страсбурге. Конец XII–XV вв. Франция . Собор в Реймсе. Собор Парижской Богоматери. Собор в Кёльне.

Возрождение. По усмотрению учителя.

Барокко. Архитекторы барокко: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой.

Живопись. Художники: Рубенса и Караваджо

Архитектура (классицизм): Ж.-Ф. Шальгрен и др. Большая Триумфальная арка на площадиШарля де Голля (Звезды) в Париже; К. Ф. Шинкель. Старый музей в Берлине; А. Д. Захаров. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге; К. И. Росси. Здание Главного штаба в Санкт- Петербурге; Я. Н. Алексеев, К. Бланк, Дж. Кларк и др. Дворец Румянцевых — Паскевичей в Гомеле; Дж. Кларк. Петропавловский собор в Гомеле.

Живопись (классицизм): Ж. О. Д. Энгр. Портрет Наполеона на троне; «Обет Людовика ХIII»; И. Олешкевич. «Портрет молодой женщины»; «Портрет князя А. А. Чарторыйского»;

«Антиох и Стратоника»; И. Хруцкий. Портреты и натюрморты (по выбору).

Скульптура (классицизм): Б. Торвальдсен. «Зевс и Ганимед»; И. П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому.

Живопись (романтизм): Э. Делакруа. «Свобода, ведущая народ»; «Резня на Хиосе»; «Ладья Данте»; «Охота на львов в Марокко»; Т. Жерико. «Плот “Медузы”»; «Офицер конных егерей, идущий в атаку»; «Скачки в Эпсоме»; Ф. Гойя. «Портрет Исабель де Порсель»,

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»; «Колосс (Паника)»; К. Брюллов.

«Последний день Помпеи»; «Всадница»; В. Ванькович. Портрет А. Мицкевича на скале Аю- Даг; «Портрет Кароля Липинского»; И. Айвазовский. «Девятый вал» (или др.); Я. Дамель.

«Павел І освобождает Тадеуша Костюшко»; Я. Суходольский. «Ночной штурм крепости Ахалцих».

Музыка: Ф. Шуберт. Симфония № 8 си минор «Неоконченная» (1-я ч.); Серенада из сборника «Лебединая песня»; «Музыкальный момент» (оп. 94 № 3 фа минор); «Ave Maria» (Третья песня Эллен из цикла песен на стихи В. Скотта); Р. Шуман. Цикл «Карнавал» (пьесы по выбору); Ф. Шопен. Прелюдии (№ 4 ми минор, № 20 до минор); Ноктюрны (оп. 9 № 2 Ми бемоль мажор, оп. 48 № 1 до минор); Полонез (оп. 40 № 1 Ля мажор); Вальсы (оп. 69 № 1 Ля бемоль мажор, оп. 64 № 2 до диез минор); Баллада № 1 соль минор; Баллада № 2 Фа мажор; Ф. Мендельсон. «Песни без слов» (по выбору); А. А. Алябьев, А. Л. Гурилёв, А. Е. Варламов. Романсы (по выбору); А. И. Абрамович. Фортепианная поэма «Белорусская свадьба»; С. Монюшко. Романс «Золотая рыбка»; Опера «Селянка» («Идиллия») (либретто В. И. Дунина- Марцинкевича).

Изобразительное искусство (реализм): Г. Курбе. «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки в Орнане»; О. Домье. «Прачка»; Ж.-Ф. Милле. «Анжелюс (Вечерний благовест)»;

«Сеятель»; Т. Руссо. «Вид в окрестностях Гранвиля»; В. Лейбль. «Три женщины в церкви»; В. Г. Перов. «Чаепитие в Мытищах»; «Охотники на привале»; «Птицелов»; И. Е. Репин.

«Бурлаки на Волге»; «Крестный ход в Курской губернии»; И. И. Шишкин. «Рожь» (или др.); В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни»; «Боярыня Морозова»; К. И. Русецкий. «Жнея»;

«Вербное воскресение»; Н. Ю. Силиванович. «Дети во дворе»; «Солдат с мальчиком»;

«Пастух со Свентянщины».

Музыка: Дж. Верди. Опера «Травиата» (застольная песня «Высоко поднимем все кубок веселья» из I д.; ария Виолетты «Прощайте 271 вы навеки» из III д.); Ж. Бизе. Опера

«Кармен» (хабанера Кармен «У любви, как у пташки, крылья» из I д.; сегидилья Кармен

«Там, близ Севильи» из I д.; ариозо Хозе из II д.; сцена гадания из III д.); М. П. Мусоргский. Цикл «Детская» (по выбору); «Песнь о блохе»; Опера «Борис Годунов» (сцена у собора Василия Блаженного из IV д.); А. П. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» (ч. 1); Опера

«Князь Игорь» (Половецкие пляски из II д.); А. С. Даргомыжский. Романс «Старый капрал»; П. И. Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая» (ч. 4); Опера «Пиковая дама» (ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из III д.).

Живопись (импрессионизм): Э. Мане. «Бар в Фоли-Бержер»; К. О. Моне. Серия «Руанский собор»; «Впечатление. Восход солнца»; «Бульвар Капуцинок в Париже»; «Улица Монторгёй, праздник 30 июня 1878 г.»; «Прогулка по скалам»; серия пейзажей «Японский мостик» (по выбору); П. О. Ренуар. «Две сестры (На террасе)»; «Портрет актрисы Жанны Самари»,

«Девушка с веером»; Э. Дега. «Голубые танцовщицы»; «Танцовщицы на репетиции»;

«Звезда (Танцовщица на сцене)»; А. Сислей. «Мороз в Лувесьенне»; К. Писсарро. «Бульвар Монмартр в Париже»; «Оперный проезд в Париже». Музыка: К. Дебюсси. Цикл

«Ноктюрны» (по выбору); Симфонический эскиз «Море»; Прелюдии (по выбору); М. Равель. Фортепианный цикл «Отражения» (по выбору); «Болеро».

Модерн. Архитектура: Й. Ольбрих. Дом Сецессиона в Вене; Ж. Лавиротт. Дом Лавиротта в Париже; А. Гауди. Дом Батльо; Дом Мила; Собор Святого Семейства; Парк Гуэль в Барселоне; В. Орта. Дом профессора Тасселя в Брюсселе; Гостиная отеля ван Этвелле; Ч. Р. Макинтош. Художественная школа в Глазго; Ф. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского в Москве.

Живопись: Г. Климт. Панно «Древо жизни».

Графика: А. Муха. Серия «Времена года»; «Искусство» («Танец», «Поэзия»); О. Бёрдсли.

Иллюстрации и обложки к печатным изданиям (по выбору).

Декоративно-прикладное искусство: Г. Обрист. Панно «Удар бича»; Мозаика базилики Сакре-Кёр в Париже; У. Моррис. Дизайн гобеленов, обоев; Ч. Р. Макинтош.

Витражи; Л. К. Тиффани. Витражи, лампы; Р. Лалик. Ювелирные украшения.

Музыка: А. Н. Скрябин. «Поэма экстаза» (фрагмент); Цикл «24 прелюдии для фортепиано» (прелюдии № 5 Ре мажор, № 10 до-диез минор, № 14 ми бемоль минор).

Символизм. Живопись: В. А. Серов. «Девочка с персиками»; «Похищение Европы»; М. А. Врубель. «Демон сидящий»; «Микула Селянинович»; «Шестикрылый серафим»; «Пан»; А. Н. Бенуа. «Прогулка короля»; Л. С. Бакст. «Древний ужас»; К. А. Сомов. «Язычок Коломбины»; К. А. Коровин. «Цветы и фрукты»; «Пристань в Гурзуфе».

Графика: Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин.

Иллюстрации к печатным изданиям (по выбору); А. Н. Бенуа. Иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

Декоративно-прикладное искусство: М. А. Врубель. Декоративная майолика.

Сценография: Л. С. Бакст.

Эскизы костюмов и декораций к балетам «Спящая красавица», «Жар-птица»; А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов и декораций к балету «Петрушка»; А. Я. Головин.

Эскизы декораций к балету «Жар-птица».

Музыка: С. В. Рахманинов (по выбору); И. Ф. Стравинский. Балеты «Жар-птица»,

«Петрушка» (фрагменты).

Живопись (кубизм): Р. Делоне. «Эйфелева башня»; Ж. Брак. «Стеклянный графин и газета»; Ф. Леже. «Ключи»; П. Пикассо. «Три музыканта»; «Портрет Амбруаза Воллара»;

«Скрипка и виноград»; «Кларнет и скрипка».

Декоративно-прикладное искусство (кубизм): П. Пикассо. «Сова»; «Голова Фавна». Графика (кубизм): П. Пикассо. Плакат 1-го Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.

Скульптура (кубизм): О. Цадкин. «Рождение форм».

Абстракционизм в живописи: В. В. Кандинский. «Композиция VIII»; «Импровизация. Мечтательное»; П. Мондриан. «Композиция с красным, черным, синим, желтым и серым»; К. С. Малевич. «Черный квадрат»; «Супрематизм»; «Черный крест».

Абстракционизм в скульптуре: Г. Мур. «Овал с точками».

Экспрессионизм в живописи: Э. Л. Кирхнер. «Улица Берлина»; Э. Нольде. «Сад цветов»; Ф. Марк. «Синяя лошадь»; «Судьбы животных»; П. Клее. «Вращающийся дом»; О. Кокошка.

«Сладкий сон». Экспрессионизм в графике: Э. Мунк. «Крик»; К. Кольвиц. Цикл

«Крестьянская война» (по выбору). Экспрессионизм в скульптуре: Э. Барлах. Памятник погибшим «Смилуйтесь!».

Экспрессионизм в музыке (фрагменты): А. Шёнберг. Монодрама «Ожидание»; Б. Барток. Фортепианный цикл «Микрокосмос» (миниатюры по выбору); «Варварское аллегро» («Allegro barbaro»).

Сюрреализм в живописи: С. Дали. «Галатея сфер»; «Постоянство памяти (Мягкие часы)»;

«Увертюра обманки»; «Слоны»; Н. М. Селещук. «Праздничные забавы»; «Рождественское утро».

Сюрреализм в скульптуре: А. Джакометти. «Голова».

Сюрреализм в искусстве дизайна: М. Оппенгейм. Меховой чайный сервиз; С. Дали. Диван в форме губ.

Джаз: Л. Армстронг. Композиции (по выбору); Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» («Голубая рапсодия»); Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары «Summertime» в исполнении Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд).

Рок-музыка: «The Beatles».Композиции«Michelle»; «Yesterday».

Экранные искусства (фрагменты): В. де Сика. «Похитители велосипедов»; Ф. Капра. «Эта прекрасная жизнь»; Ж. Деми. «Шербурские зонтики».

Киномузыка: фрагменты (по выбору).

Советская эпоха. Архитектура: В. Г. Шухов. Башня радиостанции имени Коминтерна; В. Е. Татлин. Башня III Интернационала; К. С. Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова в Москве; И. В. Жолтовский. Жилой дом на ул. Моховой в Москве; Бр. Веснины. Проект Дворца труда. Живопись: Б. М. Кустодиев. «Большевик»; М. З. Шагал. «Мир хижинам, война дворцам»; Е. М. Чепцов. «Заседание сельской ячейки»; А. М. Родченко (по выбору).

Графика: Плакаты (по выбору).

Скульптура: В. И. Мухина. «Крестьянка»; «Рабочий и колхозница»; «Строитель»; И. Д. Шадр. «Сеятель»; «Рабочий»; «Красноармеец»; «Крестьянин».

Декоративно-прикладное искусство: Революционный фарфор (по выбору).

Музыка (фрагменты): А. М. Авраамов. «Симфония гудков»; А. В. Мосолóв. Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» (из балета «Сталь»);

Песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, Д. Д. Шостаковича, Н. В. Богословского и др. (по выбору).

Экранные искусства (фрагменты): Г. В. Александров. «Цирк»; «Светлый путь»; С. М. Эйзенштейн. «Броненосец “Потемкин”»; Дзига Вертов. «Человек с киноаппаратом».

Искусство о войне: музы не молчали. Живопись: А. А. Пластов. «Фашист пролетел»; А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; «Окраина Москвы»; К. Ф. Юон. «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; С. В. Герасимов. «Мать партизана»; Б. М. Неменский. «Мать»; А. Д. Шибнёв. «Пленных 280 ведут»; А. И. Лактионов. «Письмо с фронта»; Ю. М. Непринцев. «Отдых после боя»; Б. С. Угаров. «Ленинградка (В сорок первом)»; В. В. Волков.

«Освобождение Минска. 3 июля 1944 года»; П. А. Кривоногов. «Защитники Брестской крепости»; И. О. Ахремчик. «Защитники Брестской крепости»; Л. Д. Щемелев. «Мое рождение»; М. А. Савицкий. Серия «Цифры на сердце».

Графика: Плакаты (по выбору).

Скульптура: Мемориальный комплекс «Брестская крепостьгерой»; Мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачском р-не Витебской обл.; Мемориал жертвам гитлеровского геноцида «Яма» в Минске; Ф. Д. Фивейский. «Сильнее смерти».

Музыка: Д. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» (ч. 1, эпизод нашествия); С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (ч. 4 «Вставайте, люди русские»); Музыкальные композиции на тему войны в исполнении Л. М. Гурченко (композиция «Песни войны»), ансамбля «Песняры» (композиция «Через войну»), вокальной группы «Чистый голос» (композиция «На войне как на войне») и др.; Д. Б. Кабалевский. Реквием на стихи Р. Рождественского (Вступление «Помните», «Наши дети»).

Экранные искусства (фрагменты): Л. Д. Луков. «Два бойца»; С. Ф. Бондарчук. «Судьба человека»; Г. Н. Чухрай. «Баллада о солдате»; А. А. Тарковский. «Иваново детство»; В. Т. Туров. «Я родом из детства»; И. М. Добролюбов. «Иван Макарович».

Современное искусство — искусство будущего. Архитектура: П. Блом. Кубические дома в Роттердаме; Ф. Гери. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе; К. Кума. Здание шоу-рума М2 в Токио; Примеры экоархитектуры (по выбору); Медиафасады (по выбору) и/или др.

Изобразительное искусство: Э. Уорхол. «Мэрилин Монро»; «Банки с супом Кэмпбелл»; В. Вазарели. «Вега-200»; «Зеленая и оранжевая композиция» и/или др. Скульптура: Э. Григорску. Памятник поэту Михаю Эминеску в Онешти; Б. Каталано. «Большой Ван Гог» из серии «Странники (Путешественники)» и/или др.

Перформанс, инсталляции, арт-объекты: Й. Бойс. 7000 дубов (акция 1982 года); Т. Гайтон. Хайдельбергский проект в Детройте; К. Ольденбург. «Ложка-мост и вишня»; Дж. Кейдж. Композиция «4´33´´» («Четыре минуты тридцать три секунды тишины»); Ж. Пленса.

Скульптура «Дом знаний»; Т. Янсен. Серия «Пляжные звери»; С. Кнапп. Световые картины и/или др.

.

    1. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ
Выпускник научится:
  • определять специфику образного языка различных видов искусства;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений – шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях живописи;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники, посвященные ВОв;

  • анализировать выразительные средства произведений изобразительного искусства;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • иметь общее представление об особенностях архитектурных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля;

  • характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII-XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в искусстве от эпохи Древнего Египта до искусства XX- XXI веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства выразительности различных видов искусства;

  • определять характер художественных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических) в произведениях разных видов искусства;

  • понимать жизненно-образное содержание художественных произведений разных жанров;

  • характеризовать приемы взаимодействия и развития образов художественных произведений;

  • различать многообразие художественных образов и способов их развития в произведениях искусства;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания образов искусства;

  • размышлять о знакомых произведениях искусства, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, особенностях, жанрах;

  • понимать значение декоративно-прикладного искусства в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать взаимосвязь профессионального и народного в искусстве;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классического и современного искусства, особенности их художественного языка;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русском искусстве;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейском искусстве;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, архитекторов, скульпторов, театральных деятелей;

  • выявлять общее и особенное при сравнении художественных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • владеть искусствоведческими терминами в пределах изучаемой темы;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать художественные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся мастеров прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных художественных образах;

  • творчески интерпретировать содержание художественных произведений разных искусств;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных авторов;

  • выявлять особенности взаимодействия разных видов искусства;

  • находить жанровые параллели между разными видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • размышлять о знакомых произведениях искусства, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои художественные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в художественно-эстетической деятельности;

  • понимать специфику разных видов искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в художественных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных художественных исполнителей, и исполнительских коллективов, мастеров Донетчины;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии в процессе восприятия произведений искусства;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся художественных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения разных видов искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения искусства различных эпох;

  • называть имена великих мастеров XVIII – XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • понимать особенности разных жанров, определять произведения живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно- творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.

Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • активно использовать язык искусства для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).


    1. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

В результате освоения содержания обучающиеся должны:

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

    • о видах искусства, их художественно-образном языке;

    • об особенностях развития искусства от Древнейших времен до начала XXI века;

    • об особенностях развития национальной культуры XIX — начала XXI веков;

з н а т ь:

    • содержание понятий Древний Египет и Древний Восток, Античность, Средневековье, Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, модерн, постмодернизм;

    • основные средства художественной выразительности в различных видах искусства и особенности их воплощения в рамках изучаемого временного периода;

    • основные произведения искусства в рамках изучаемого временного периода;

у м е т ь:

    • соотносить художественные произведения с изучаемым историческим периодом;

    • сравнивать художественные произведения разных видов (стилей, направлений) искусства;

    • высказывать и обосновывать свое отношение к произведению искусства;

    • выявлять ассоциативные связи художественного произведения с жизнедеятельностью человека, окружающим миром;

    • воплощать художественный образ в различных видах художественно-творческой деятельности;

в л а д е т ь:

    • навыками поиска и критического отбора искусствоведческой информации в источниках различного типа;

минимальными навыками анализа и интерпретации произведения искусства: для ориентации в культурном наследии прошлого и настоящего; организации своего досуга; самостоятельного художественного творчества.

    1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по искусству являются:

- способность ориентироваться в современном поликультурном мире и адаптироваться к его условиям;

  • готовность к общению с явлениями культуры и созданию новых художественных образов;

- умение выбирать целевые, эстетические и ценностно-смысловые ориентиры в процессе освоения и оценки явлений художественной культуры;

  • способность узнавать, осваивать и транслировать традиции и достижения мирового

искусства, Отечественного искусства контексте мирового;

-готовность к реализации своей культурной, национальной идентичности;

  • способность и готовность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению и конструированию индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по искусству являются:

а) познавательные:

  • способность к самостоятельной познавательной деятельности (целеполагание, анализ, организация, планирование, самооценка, рефлексия) в процессе освоения, присвоения и создания художественных ценностей;

  • умение выделять художественное явление из культурного контекста и рассматривать его на основе интегративных знаний и умений как в учебной, так и в реальной жизненной ситуации.

б) коммуникативные:

  • способность и готовность коммуникацировать с окружающими людьми;

  • умение вступать в диалог (полилог) с культурными явлениями, художественными произведениями;

  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою внутреннюю позицию по отношению к различным художественным и внехудожественным явлениям.

в) информационные –

  • способность и готовность к поиску, анализу, отбору, преобразованию, сохранению и обработке учебной информации с помощью современных информационных технологий;

  • способность использовать информационные технологии в процессе художественно творческой деятельности.

г) регулятивные –

  • способность эмоциональной саморегуляции, самооценки и самоконтроля в образовательной и реальной жизненной ситуации;

  • готовность осознанного управления своим поведением и деятельностью в образовательной и реальной жизненной ситуации;

  • овладение опытом самостоятельных решений в художественно-творческой деятельности.

Предметные результатами освоения выпускниками основной школы программы по искусству являются:

  • знание произведений искусства мировой и отечественной культуры;

  • знание специальной терминологии и ключевых понятий, выразительных средств искусств;

  • овладение опытом освоения мира художественной культуры в многообразии видов, жанров и стилей;

  • способность и готовность к узнаванию, различению, анализу интерпретации художественного образа;

  • способность к творческому воплощению художественного образа в самостоятельной художественно-творческой деятельности.


    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить обучающимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка различных видов искусства;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку произведению, воспринимаемому на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным художественным явлениям;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания об искусстве музыкантах, художниках, скульпторах и пр., художественно-исторических эпохах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки, организации художественной выставки в школе, проведении недели учебного предмета «Искусство» и пр.;

  • обучение искусству в основной школе должно вывести обучающихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.






ур

Дата



Название раздела, темы занятия


Примечания

План

Факт

Раздел І

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЯЗЫК ИСКУССТВА /17 часов/

Тема 1.Виды и язык искусства (1 час) + Тема 2. Визуальные искусства (5 часов) = 6 часов

1



Виды искусства.


2



Архитектура – каменная летопись столетий.


3



Всякий сможет колоть камень и только единицы – его оживить. Искусство скульптуры.


4



Ритмы линий. Искусство графики.


5



Художественная фотография. Компьютерная графика. Живопись – философия в красках.


6



Искусство рук человеческих. Декоративно- прикладное искусство.


Тема 3. Жанровая палитра музыкального искусства. Вокальная музыка (3 часа) + Тема 4. Театр как синтез искусств (2 часа) = 5 часов

7



Камерно- инструментальная и симфоническая музыка.


8



Музыкально- театральные направления музыки.


9



Музыка массовых жанров.


10



Театральное искусство.


11



Хореография - вид сценического искусства.


Тема 5. Экранные искусства (2 часа) + Тема 6. Синтез искусств – органическое единство художественных средств и образных элементов различных искусств, в котором воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир (2 часа) + Тема 7. Полихудожественный образ мира (2 часа) = 6 часов

12



Телевидение как искусство и средство коммуникации.


13



Методы кинематографа. Виды кино Жанры кинематографа. Видеоклип.


14



Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.


15



Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.


16



Полихудожественный образ мира.


17



Обобщение.


Раздел II

ИСКУССТВО – ОПЫТ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

ПОЗНАНИЕ ИСКУССТВА – ПОЗНАНИЕ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА /10 часов/

Тема 8. Через искусство к «портрету» эпохи (1 час) + Тема 9. Искусство и мир человека (1 час) + Тема 10. Художественные направления и стили в искусстве (8 часов) = 10 часов

18



Через искусство к «портрету» эпохи.


19



Искусство и мир человека.


20



Понятия: «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль художника». Периодизация развития художественной культуры.


21



Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток.


22



Колыбель европейской цивилизации. Искусство Древней Греции и Древнего Рима.


23



Искусство Средневековья. Романский, готический стили.


24



Искусство Ренессанса и барокко.


25



Искусство классицизма и романтизма.


26



Искусство реализма и импрессионизма.


27



Художественные направления искусства ХХ и ХХІ в.в.: от модернизма к постмодернизму.


Раздел III ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ /8 часов/

Тема 11. Особенности культур Запада и Востока (1 час) + Тема 12. Искусство и окружающая среда (2 часа) + Тема 13.

Искусство родного края (5 часа) = 8 часов

28



Особенности культур Запада и Востока.


29



Формы сохранения произведений искусства.


30



Распространение художественных ценностей через дизайн и рекламу.


31



Памятники культуры и искусства.


32



Культурно- художественные заведения.


33



Памятные места края, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей искусства и культуры.


34



Региональные центры народных ремесел и промыслов. Этнорегиональный фольклор.


35



Поликультурность современного общества Обобщение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!