Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 26»
городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
«Рассмотрена и рекомендована» Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Идрисова Ф.Х. _______________ | «Утверждена» Педагогическим советом Протокол от ______ № _____ _____________________ | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 26 Басов А.В. ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 1-4-х классов
на 2018-2022 учебный год
Составитель:
учитель изобразительного искусства
Сметанина Ольга Витальевна
Уфа – 2018
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании Примерных программ по учебным предметам. Изобразительное искусство 1-4 классы. Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство 1-4 классы» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 26» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» реализуется с использованием учебно-методического комплекта авторского коллектива Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой.
Учебные пособия:
Искусство вокруг нас: Учебник для 1 класса начальной школы/ Н.А.Горяева, Л.А.Неменская.. – Просвещение.
Искусство вокруг нас: Учебник для 2 класса начальной школы/ Н.А.Горяева, Л.А.Неменская – Просвещение.
Искусство вокруг нас: Учебник для 3 класса начальной школы/ Н.А.Горяева, Л.А.Неменская – Просвещение.
Искусство вокруг нас: Учебник для 4 класса начальной школы/ Н.А.Горяева, Л.А.Неменская – Просвещение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностными результатами изучения изобразительному искусству являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
При изучении курса «Изобразительное искусство» достигаются следующие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
- формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-понимание образной природы искусства;
-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
-овладение навыками моделирования из бумаги, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметными результатами изучения изобразительному искусству является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение курса «Изобразительное искусство» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, где обучающиеся научатся:
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использовать различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- видеть и воспринимать проявления художественной культуры
в окружающей жизни;
- общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
-использовать языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
-формировать мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность;
- уметь выбирать средства для реализации художественного замысла;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
При изучении курса «Изобразительное искусство» достигаются
следующие предметные результаты:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ.
1 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
-осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные
Обучающийся научится:
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- видеть и воспринимать проявления художественной культуры
в окружающей жизни;
-формировать мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность;
- формировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др..
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании);
- различать жанры пластических искусств;
- понимать значения искусства в жизни человека и общества;
- использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
-проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего и других народов;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и отношение к природе, человеку, обществу;
-уметь создавать изображение на заданную тему.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев
-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках, могут быть полезны в жизни;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие художественных произведений, архитектурных сооружений и достопримечательностей нашей страны, разных стран и республики ;
- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- мотивация сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
-планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
-контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде рисунков;
- общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях искусства;
- организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность,
- выбирать средства для реализации художественного замысла;
-овладевать умением сравнивать, анализировать, выделять главное;
-овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознавать стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
-высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
-поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные, прикладные виды искусства);
-определять основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;
-понимать образной язык природы искусства;
-применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-знать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
-передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
-компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-применять умения в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование положительного отношения к учению;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества;
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
-планировать свои действия в течение урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
-контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
-проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- различать основные виды и жанры изобразительных искусств;
- овладевать основами изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- знакомиться с именами выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- различать названия наиболее крупных художественных музеев России и
своей республики;
- различать названия известных центров народных художественных ремесел России;
- узнавать изделия декоративно-прикладного творчества;
- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию;
- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;
-использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; -организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; -обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
-эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
-толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
-способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- сформируются навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
-сформируются основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
-разовьется образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
- появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
-сохранять учебную задачу в течение всего урока;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
-видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- принимать традиции, формы культурного - исторической, социальной и духовной жизни родного края, страны и мира;
- использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); - организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-аргументировать свою позицию;
-признавать свои ошибки, озвучивать их;
-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать значение искусства в жизни человека и общества;
-воспринимать характеристику художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
-узнавать о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
-различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности;
- оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);
-проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего и других народов;
-рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
-использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
-изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
-воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
-объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
-высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; - обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики.
Содержание учебного предмета
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1-4 классов начальной школы с учетом индивидуальных способностей ребенка.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка (карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.). Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно
прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской
и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые и другие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических стран. Творчество художников (А.К.Саврасов, И.И. Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов - персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно прикладной и художественно конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе, с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, компьютерная анимация, натурная мультипликация, фотография, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
С учётом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан при изучении некоторых тем используется материал по истории и культуре Республики Башкортостан. Школьники знакомятся с произведениями башкирских художников, скульпторов, архитекторов, мастеров народного творчества, узнают о самобытной культуре башкирского народа, декоративно-прикладном искусстве (орнамент, костюм, украшения, предметы быта и др.), фольклоре, познают азы музейного искусства.
1 КЛАСС
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Учить видеть и изображать, рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту владения доступными их возрасту материалами.
Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверюшки. (Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе» — рисунок или последовательность рисунков.
Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает каждый цвет? Игровое изображение красочного многоцветного коврика.
Изобразить радость и грусть. Рисуем музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений. Украшение крыльев бабочки. Бабочка дается в виде вырезанной учителем заготовки или может быть нарисована (крупно на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.
Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Неброская и «неожиданная» красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д. Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Изображение, например, спинки ящерицы или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Какие у них украшения, как они помогают нам узнавать героев? Изображения выбранных сказочных героев и их украшений.
Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно «Новогодняя елка».
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки
«Придумай себе дом» — изображение придуманного для себя дома. Разные дома у разных сказочных персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие воображения.
Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
«Сказочный город» — создание на бумаге образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Сделать образы разных зверей — зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разные образы собак делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм, заранее заготовленных.
Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и игрушек.
Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у него прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна?
Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по впечатлению после экскурсии.
Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Цель темы — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться.
Обобщением здесь является первый урок.
Создание коллективного панно и индивидуальных изображений к сказке.
Наблюдение живой природы . Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.
2 КЛАСС
ТЫ И ИСКУССТВО
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для данной концепции. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, здесь и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроено в особой последовательности.
Задача всех этих тем — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Чем и как работают художники
Основная задача — знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты и характера материала.
Три основные краски создают многоцветье мира.
Основные и составные цвета. "Умение смешивать краски. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана; изображение дождя, тумана, солнечного дня.
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью и акварелью.
Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) (по памяти и впечатлению).
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на листах бумаги (по впечатлению и по памяти).
Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.
Углубление освоения приемов сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению.
Понимание красоты художественных материалов и их различий: гуаши, акварели, мелков, пастели, графических материалов, пластилина и бумаги, «неожиданных» материалов.
Изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т. д. на фоне темной бумаги.
Мы изображаем, украшаем, строим
Развитие умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома.
Развитие умения фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц; соединение воедино элементов разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги).
Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Мастер Постройки показывает возможности фанта: человека в создании предметов.
Создание макетов фантастических зданий, «Фантастический город». Индивидуальная групповая работа по воображению.
Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) и украшение.
О чем говорит искусство
Это центральная и важнейшая тема года. Основной задачей является освоение того, что искусство выражает человеческие чувства и мысли. Это должно перейти на уровень осознания и стать важнейшим открытием для детей. Все задания должны иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного.
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина дает богатые возможности образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна-Лебедь и баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых персонажей, другие — злых.
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером: Царевна-Лебедь, баба Бабариха, Баба-яга, богатырь, Кощей Бессмертный и т. д.
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д.); индивидуальная работа.
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников (индивидуально).
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Панно. Аппликация.
Созданные образы раскрываются через характер постройки, одежду, форму фигур, деревьев, на фоне которых стоит дом.
Как говорит искусство
Начиная с этой темы на выразительность средств нужно обращать особое внимание постоянно. Важнейшими являются вопросы: «Ты хочешь это выразить? А как? Чем?»
Изображение угасающего костра — борьба тепла и холода.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)
Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (работа по памяти и впечатлению).
Изображение весенних ручьев.
Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека; по впечатлению и по памяти) — нежные, могучие ветки и т. д. При этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц; аппликация. Работа индивидуальная или коллективная.
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка, большой клюв и т. д.
Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года.
3 КЛАСС
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы являются носителями духовной культуры. Надо помочь ребёнку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства.
В итоге этого года обучения дети должны почувствовать, что они ежедневно связаны с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей.
Искусство в твоем доме
Рисование с натуры и по памяти осеннего пейзажа.
Учатся создавать игрушки из пластилина, глины и других материалов.
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись, украшение посуды, изображения в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. При этом обязательно подчеркивается назначение посуды (для кого она, для какого случая).
Эскизы платков для девочки, для бабушки. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная и т. д. Работу молено выполнить и в технике набойки.
Декоративное рисование цветочной росписи по схеме переноса узора.
Художник и книга. Образ книги: иллюстрации, форма, шрифт, буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Коллективная работа – выполнение аппликации.
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши Мастера Изображения, Украшения, Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.
На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ детей. Ведут беседу три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом урока и одновременно открытием.
Искусство на улицах твоего города
Все начинается «с порога родного дома». Данная тема и посвящена этому «порогу». И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «улица» твоего дома, исхоженная ногами.
Изучение и изображение архитектурного памятника родных мест.
Архитектура; постройка парков. Образ парка: парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера (возможен коллаж).
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе. Резные украшения сельских и городских деревянных домов. Проект ажурной решетки или ворот; вырезание их из сложенной цветной бумаги и вклеивание в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».
Какими бывают фонари. Форму фонарей тоже создает художник. Образы фонарей: праздничный, торжественный, лирический и т. д. Фонари на улицах городов как украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Роль художника в создании витрин, рекламы. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.
В создании форм машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно: это может быть панорама улицы, района — из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Художник и зрелище
По усмотрению педагога можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце, на обобщающем уроке, можно устроить театрализованное представление.
Маски разных времен и народов. Древние народные маски, театральные маски, маски на празднике.
Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Вымысел и правда театра. Праздник в театре. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные, тростевые куклы, куклы-марионетки. Работа художника над куклой, разнообразие персонажей. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Создание эскиза занавеса к спектаклю (коллективная работа 2—4 человек).
Значение афиши. Образ спектакля и его выражение в афише. Шрифт, изображение в афише. Создание эскиза плаката-афиши к спектаклю.
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Праздник в городе. Выполнение эскиза украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.
Художник и музей
Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, произведения которого хранятся в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений русского и мирового искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться родной культурой, тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей, святыня для русской культуры,— Третьяковская галерея, и о ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж, Русский музей — центры международных художественных связей. И есть много малых, но интересных музеев и выставочных залов.
Однако тема «Музеи» шире. Бывают не только музеи искусства, но и музеи других сторон человеческой культуры. Бывают и домашние музой в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи просто личных памятных вещей. Они тоже часть нашей культуры.
Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города.
Что такое картина. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Знакомство со знаменитыми пейзажами И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети должны вспомнить, какое настроение можно выразить холодными и теплыми, глухими и звонкими цветами, что может получиться при их смешении.
Знакомство с жанром портрета. Изображение портрета по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Скульптуры-памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанров. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории Средневековья) или изображение своей повседневной жизни (завтрак в семье, игра и т. д.).
«Экскурсия» по выставке лучших работ за год. Праздник искусств по своему собственному сценарию. Подведение итогов на тему «Какова роль художника в жизни каждого человека».
4 КЛАСС
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник ВеликихПанафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — этостремление выразить его внутренний мир.
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов. Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
3.Тематическое планирование
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс - 120ч.
Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-3 классах — по 35 ч в год (при 1 ч в неделю). 4 класс- 17 ч в год (при 0,5 ч в неделю).
Учебно-тематический план - 1 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 |
2 | Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения | 9 |
3 | Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки | 9 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 |
Итого | | 33 |
Учебно-тематический план - 2 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Чем и как работают художники. | 9 |
2 | Мы изображаем, украшаем, строим | 8 |
3 | О чем говорит искусство. | 9 |
4 | Как говорит искусство. | 9 |
Итого | | 35 |
Учебно-тематический план - 3 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме. | 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города. | 7 |
3 | Художник и зрелище. | 11 |
4 | Художник и музей. | 9 |
Итого | | 35 |
Учебно-тематический план - 4 класс
№ п\п | Название тем | Кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства. | 4 |
2 | Древние города нашей земли. | 4 |
3 | Каждый народ – художник. | 4 |
4 | Искусство объединяет народы. | 5 |
Итого | | 17 |
26