СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа литературное чтение на родном языке 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа литературное чтение на родном языке за 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа литературное чтение на родном языке 4 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету литературное чтение на родном языке


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 4


Количество часов: 16


Учитель: Балабина Людмила Николаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение на родном языке» 1-4 классы «Мой край (Составители Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. и др.)»


Программа: Программа вариативного курса «Литература Дона» (2 - 4 классы) авт. Т.А.Бутенко, заслуженный учитель РФ, Т.Ф.Пожидаева, к.п.н., 2018

Учебник: Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов-на-Дону. Изд. Баро-Пресс, 2003.





РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Примерных программ начального общего образования;

- Программы вариативного курса «Литература Дона» (2 - 4 классы) авторы Т.А. Бутенко, заслуженный учитель РФ, Т.Ф. Пожидаева, к.п.н.

Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.

Цель данной программы:

воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне.

Основные задачи программы:

- знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры;

- формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором;

- создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;

- воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;

- создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;

- введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента;

- формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;

- расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях;

- обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества.


В отбор содержания программы положены следующие принципы:

Эстетический принцип, который означает:

- отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;

- в содержание образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения;

- основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями.

Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Формирование основ гражданской идентичности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества, воспитание мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

- Развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, формирование умения учиться и способности организации своей деятельности;

- Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.


Место учебного предмета в учебном плане.


Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение предмета литературное чтение на родном языке в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий

на 2019-2020

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

4

0,5 часа в неделю – 17 часов в год

16 часов

(пятница)

1 час

Праздничные дни –

01.05.2020 г.




РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания


Личностные:

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего фольклора, как курса, необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- адекватное понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности;

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.


Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учеб­ной деятельности:

- планировать свои действия;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи;

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия по­становки и решения проблем:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие, устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.


Коммуникативные универсальные учебные действи­я, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Предметные результаты:


Выпускник начальной школы научится:

- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами;

- способствовать совершенствованию читательского опыта;

- развивать интерес к фольклору;

- узнавать народные традиции, обычаи и культурное наследие народов родного края;

- сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской и мировой литературы;

- обогащать жизненный опыт для решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, сбора материала культурно-исторического наследия родного края;

- выполнять изученные правила и нормы поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа;

- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

- удовлетворять познавательные интересы, в результате поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом.


Выпускник начальной школы получит возможность научится:

-получать знания о донском казачьем фольклоре;

- формировать систему универсальных учебных действий;

- формировать навыки работы с информацией;

- овладевать элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умению использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог);

- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

- развивать навыки характеристики текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать и понимать:

- названия изученных произведений и их авторов;

- содержание изученных произведений литературы Дона и о Доне, устанавливать последовательность событий произведений и их взаимосвязи, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением;

- произведение казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки), особенности жанров и понимать их художественное своеобразие;

- знать наизусть поэтические произведения донских авторов (5-6 названий) 2-3 отрывка из прозы.


Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

- находить сходство и различие фольклорной сказки от авторской, определять место сказок народов мира в устном творчестве донских казаков, понимать тематическую, идейную основу сказок;

- читать осознанно детские произведения литературы Дона и о Доне (вслух и про себя);

- приводить примеры произведений фольклорного жанра;

- самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий;

- высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях;

  • составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, например, «Истории названия города», «Улица, на которой я живу», «Наш юбиляр», «Фольклорные праздники на Дону», «Моя семья», «Семейные традиции», «Игры моего детства и детства моей бабушки» и др.;

  • - самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона; составлять отзыв о прочитанных книгах;

  • находить в словаре значения диалектных слов и выражений.


Система оценки


Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание.

Оценка «5» ставится, если ученик:

- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;

- самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

- показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

- материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не грубую ошибку или не более двух недочётов, может их исправить самостоятельно;

- делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий.

Оценка «3» ставится, если ученик:

- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса


Отличительной особенностью программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира.

Содержание программы сконцентрировано в трёх блоках:

– Устное народное творчество.

– Люби и знай свой край. Природа и история.

– Литература Дона и о Доне.


Дон былинный и легендарный

Мифы и легенды Дона: «Дюк Степанович и три разбойника», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня-Дончак гуляет по полю Куликовскому».

Природа Донского края

А. Ганакерьян, А. Софронов, Н. Доризо, Б. Куликов

Литература Дона и о Доне

А.П. Чехов, М. Шолохов, Г. Аматуни, А. Калинин, В. Закруткин, И. Василенко, М. Андриасов, А. Агафонов.

Проект на тему: «Моя малая Родина»


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Мифы и легенды Дона.

1

06.09.


2.

Мифы и легенды Дона.

1

20.09.


3.

Устное творчество донских армян.

1

04.10.


4.

Казачий дух - не грим актерский (А. Гарнакер, А.Софронов о родном крае).

1

18.10.


5.

Казачий дух - не грим актерский (Н.Доризо, Б. Куликов о родном крае).

1

08.11.


6.

Дон, богатый богатырской славой. Человек без Родины, что соловей без песни.

1

22.11.


7.

Почему Ростов назван Ростовом. Много милого, простого есть у города Ростова.

1

06.12.


8.

«Потому и не пала Россия, что сыны ее пали в бою».

1

20.12.


9.

На Дону войсками юга противник в бегство обращен.

1

17.01.


10.

А.П.Чехов и мир детства.

1

31.01.


11.

Читательская конференция «Таганрог в творчестве А.П.Чехова».

1

14.02.


12.

«Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казачий быт, в природу» (о творчестве М. Шолохова).

1

28.02.


13.

Донские писатели - детям. Г. Аматуни, А.Калинин, В.Закруткин.

1

13.03.


14.

Донские писатели - детям. В.Закруткин, И.Василенко.


1

03.04.


15.

Донские писатели о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны -

М. Андриасов , А. Агафонов.

1

17.04.


16.

Читательская конференция «Пусть мала моя малая родина, но с нее начинается Русь».

1

15.05.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!