РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету литературное чтение на родном языке Уровень общего образования (класс): начальное общее, 4 Количество часов: 16 Учитель: Балабина Людмила Николаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Литературное чтение на родном языке» 1-4 классы «Мой край (Составители Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. и др.)» Программа: Программа вариативного курса «Литература Дона» (2 - 4 классы) авт. Т.А.Бутенко, заслуженный учитель РФ, Т.Ф.Пожидаева, к.п.н., 2018 Учебник: Край родной. Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). Составители ТА Бутенко, ВБ Небратенко. – Ростов-на-Дону. Изд. Баро-Пресс, 2003. РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - Примерных программ начального общего образования; - Программы вариативного курса «Литература Дона» (2 - 4 классы) авторы Т.А. Бутенко, заслуженный учитель РФ, Т.Ф. Пожидаева, к.п.н. Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год. Цель данной программы: воспитание интереса к чтению и книге, формирование читателя, полноценно воспринимающего художественное произведение через познание лучших образцов искусства слова Дона и о Доне. Основные задачи программы: - знакомство учащихся с лучшими региональными образцами литературы, музыки, изобразительного искусства, способствующих формированию мировоззрения, этических и эстетических качеств личности и общей культуры; - формирование представлений о многообразии жанров, стилей, тематики донской литературы, раскрытие связи авторской литературы с донским фольклором; - создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе; - воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию; - создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края; - введение учащихся в пропедевтический курс литературоведческих понятий на основе содержания произведений регионального компонента; - формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи; - расширение представления учащихся об особенностях лексики жителей Дона, нашедшей отражение в произведениях; - обогащение представление младших школьников о творчестве авторов, отражающих образ жизни, нравственные принципы, духовную культуру донского казачества. В отбор содержания программы положены следующие принципы: Эстетический принцип, который означает: - отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости; - в содержание образования включаются мотивация читательской и литературно-творческой деятельности, необходимые для её осуществления знания и умения; - основным методом изучения художественного произведения является целостный анализ текста, а методом развития речи – литературное творчество учащихся. Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями. Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Формирование основ гражданской идентичности на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества, воспитание мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма; - Развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, формирование умения учиться и способности организации своей деятельности; - Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Место учебного предмета в учебном плане. Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 4 классе составляет 34 недели. На изучение предмета литературное чтение на родном языке в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю. Распределение времени представлено в таблице. Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020 учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 4 | 0,5 часа в неделю – 17 часов в год | 16 часов (пятница) | 1 час | Праздничные дни – 01.05.2020 г. | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Личностные: - формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего фольклора, как курса, необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения; - формировать уважение к литературе народов многонациональной России; - формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения; - развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста; - развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - адекватное понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности; - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни. Метапредметные: Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию обучающимся своей учебной деятельности: - планировать свои действия; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи; - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие, устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы; - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные результаты: Выпускник начальной школы научится: - совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами; - способствовать совершенствованию читательского опыта; - развивать интерес к фольклору; - узнавать народные традиции, обычаи и культурное наследие народов родного края; - сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской и мировой литературы; - обогащать жизненный опыт для решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, сбора материала культурно-исторического наследия родного края; - выполнять изученные правила и нормы поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа; - развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы; - удовлетворять познавательные интересы, в результате поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом. Выпускник начальной школы получит возможность научится: -получать знания о донском казачьем фольклоре; - формировать систему универсальных учебных действий; - формировать навыки работы с информацией; - овладевать элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); - умению использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог); - формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений. - развивать навыки характеристики текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Требования к уровню подготовки обучающихся Знать и понимать: - названия изученных произведений и их авторов; - содержание изученных произведений литературы Дона и о Доне, устанавливать последовательность событий произведений и их взаимосвязи, подкреплять правильность ответа на вопросы выборочным чтением; - произведение казачьего фольклора (загадки, пословицы, поговорки), особенности жанров и понимать их художественное своеобразие; - знать наизусть поэтические произведения донских авторов (5-6 названий) 2-3 отрывка из прозы. Уметь (владеть способами познавательной деятельности): - находить сходство и различие фольклорной сказки от авторской, определять место сказок народов мира в устном творчестве донских казаков, понимать тематическую, идейную основу сказок; - читать осознанно детские произведения литературы Дона и о Доне (вслух и про себя); - приводить примеры произведений фольклорного жанра; - самостоятельно находить слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, описания природы и событий; - высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях; составлять небольшие рассказы на основе жизненных впечатлений, например, «Истории названия города», «Улица, на которой я живу», «Наш юбиляр», «Фольклорные праздники на Дону», «Моя семья», «Семейные традиции», «Игры моего детства и детства моей бабушки» и др.; - самостоятельно находить и читать книги об истории Донского края, о культурных традициях населения Дона; составлять отзыв о прочитанных книгах; находить в словаре значения диалектных слов и выражений. Система оценки Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Оценка «5» ставится, если ученик: - показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала, полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; - умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; - самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы, устанавливать межпредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; - последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал, давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы. Оценка «4» ставится, если ученик: - показывает знания всего изученного программного материала, даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; - материал излагает в определённой логической последовательности, допуская при этом одну не грубую ошибку или не более двух недочётов, может их исправить самостоятельно; - делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определений, понятий. Оценка «3» ставится, если ученик: - усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; - материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; - показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; - не делает выводов и обобщений; - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Отличительной особенностью программы является то, что в ней предлагается широкое многоплановое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, доступные и интересные по содержанию адаптированные тексты, позволяющие накапливать у детей яркие впечатления и разнообразии и красоте окружающего мира. Содержание программы сконцентрировано в трёх блоках: – Устное народное творчество. – Люби и знай свой край. Природа и история. – Литература Дона и о Доне. Дон былинный и легендарный Мифы и легенды Дона: «Дюк Степанович и три разбойника», «Илья Муромец выезжает в поле», «Добрыня-Дончак гуляет по полю Куликовскому». Природа Донского края А. Ганакерьян, А. Софронов, Н. Доризо, Б. Куликов Литература Дона и о Доне А.П. Чехов, М. Шолохов, Г. Аматуни, А. Калинин, В. Закруткин, И. Василенко, М. Андриасов, А. Агафонов. Проект на тему: «Моя малая Родина» РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | по плану | фактически | 1. | Мифы и легенды Дона. | 1 | 06.09. | | 2. | Мифы и легенды Дона. | 1 | 20.09. | | 3. | Устное творчество донских армян. | 1 | 04.10. | | 4. | Казачий дух - не грим актерский (А. Гарнакер, А.Софронов о родном крае). | 1 | 18.10. | | 5. | Казачий дух - не грим актерский (Н.Доризо, Б. Куликов о родном крае). | 1 | 08.11. | | 6. | Дон, богатый богатырской славой. Человек без Родины, что соловей без песни. | 1 | 22.11. | | 7. | Почему Ростов назван Ростовом. Много милого, простого есть у города Ростова. | 1 | 06.12. | | 8. | «Потому и не пала Россия, что сыны ее пали в бою». | 1 | 20.12. | | 9. | На Дону войсками юга противник в бегство обращен. | 1 | 17.01. | | 10. | А.П.Чехов и мир детства. | 1 | 31.01. | | 11. | Читательская конференция «Таганрог в творчестве А.П.Чехова». | 1 | 14.02. | | 12. | «Он пишет, как казак, влюбленный в Дон, в казачий быт, в природу» (о творчестве М. Шолохова). | 1 | 28.02. | | 13. | Донские писатели - детям. Г. Аматуни, А.Калинин, В.Закруткин. | 1 | 13.03. | | 14. | Донские писатели - детям. В.Закруткин, И.Василенко. | 1 | 03.04. | | 15. | Донские писатели о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны - М. Андриасов , А. Агафонов. | 1 | 17.04. | | 16. | Читательская конференция «Пусть мала моя малая родина, но с нее начинается Русь». | 1 | 15.05. | | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В. |