СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы экологии». для 8 классах

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по предмету биология

 « Вопросы экологии»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы экологии». для 8 классах»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»







Рассмотрена Согласована: Утверждена:

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор / Линник И.А. /

Протокол № 1 от .08.2020г. ____________ /Лайпанова Е.А. / Приказ № от .2020 г.



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Вопросы экологии».

для 8 классах

на 2020-2021 учебный год

количество недель 35, количество часов в неделю 1 час количество часов в год - 35 часов,

учитель: Шаяхметова Нажия Джиганшевна








г. Нефтеюганск


Программа курса внеурочной деятельности по предмету биология

« Вопросы экологии»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.

Аннотация к рабочей программе «Биология» 5-9 класс (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, Примерной программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко «Биология» по линии УМК «Сферы».

Содержание курса биологии структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности» .

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального компонента учебного плана количество занятий в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 1 час в неделю.

Реализация программы обеспечена УМК «Сферы» (авторы Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С.), изд-во «Просвещение».


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная экология»

а) Достижение обучающимися личностных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

  • Российская гражданская идентичность

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

  • Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей

  • Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

  • Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

б) Достижение обучающимисяметапредметных результатов:

У обучающегося будут сформированы умения:

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  • Смысловое чтение.

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

  • Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

в) Достижение обучающимися предметных результатов:

У обучающегося будут сформированы:

  • основы исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использование приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы; основные признаки представителей царств живой природы; основные среды обитания живых организмов; природные зоны нашей планеты, их обитателей; основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; экологическую ситуацию родного района, города и области; правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

  • различать изученные объекты в природе, на таблицах; особенности растительного и животного мира, редкие и охраняемые растения и животные родного края; наблюдать за живыми организмами; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.



Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная экология » 7 класс.


  1. Основы экологических знаний

Теоретические занятия: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Словарь юного натуралиста. Инструктаж по технике безопасности. Экологические законы Б. Коммонера. Экосистемы. Экологические факторы.

Практические занятия: Природные зоны. Физико-географическая характеристика . . Здоровье Земли – здоровье человека. Пути оздоровления экологической ситуации в городе, районе. Снижение негативного воздействия человека на экосистему. Знакомство с профессиями будущего: урбанист-эколог, архитектор живых систем, сити-фермер, экоаналитик, эко-рециклер, экоаудитор, парковый эколог, специалист по преодалению системных экологических катастроф.

Экологические проблемы Земли.

Пути оздоровления экологической ситуации в городе, районе. Снижение негативного воздействия человека на экосистему.

  1. Теоретические занятия: Охраняемые природные территории. Заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы , их назначение и режим природопользования. Красная книга

Охраняемые природные территории причины их организации и значение. Классификация заповедников. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Национальные парки, их назначение и режим природопользования. . Национальные парки , их назначение и режим природопользования. . Заказники , их назначение и режим природопользования. Памятники природы, их назначение и режим природопользования. Красная книга. Работа с Красной книгой (флора и фауна). Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Красная книга. Виды беспозвоночных животных, занесенных в Красную книгу. Красная книга. Виды позвоночных в Красную книгу.

  1. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам. Ядовитые растения. Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам. Как найти еду в дикой природе. Дикорастущие пищевые растения. Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам. Итоговое занятие.Перечень лекарственных, ядовитых и дикорастущих пищевых растений.

Лекарственные растения: адонис весенний (горицвет весенний), багульник болотный, боярышник кроваво-красный, валериана лекарственная, вахта трехлистная, горец змеиный, душица обвкновенная, зверобой продырявленный, копытень европейский, крапива двудомная, кровохлебка лекарственная, лапчатка прямостоячая, наперстянка крупноцветковая, пустырник пятилопастный, рябина обыкновенная, тимьян ползучий, толокнянка обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, череда трехраздельная, чистотел большой, шиповник иглистый, щитовник мужской.

Ядовитые растения: аконит высокий, белена черная, болиголов крапчатый, вех ядовитый, волчье лыко, вороний глаз, дурман обыкновенный, лох узколистный, чистотел большой.

Дикорастущие пищевые растения: борщевик сибирский, брусника обыкновенная, вишня кустарниковая, горец альпийский, земляника лесная, калина обыкновенная, клюква мелкоплодная, костянка каменная, крапива двудомная, лук линейный, малина обыкновенная, смородина черная, черемуха обыкновенная, черника обыкновенная, щавель кислый

  1. Живые барометры.

Теоретические занятия: Фенологические изменения, происходящих в природе. Словарь юного эколога.

Растения – барометры: акация желтая (карагана древовидная), вьюнок полевой, кислица обыкновенная, клевер луговой, мокрица (звездчатка), одуванчик лекарственный. Животные-барометры: крот, пиявки, дождевой червь, птицы и др.

Итоговые занятия.


Календарно-тематическое планирование

8класс «Вопросы экологии»


№ п\п

Дата

Тема занятия

Количество часов


Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. Словарь юного натуралиста. Инструктаж по технике безопасности.

1


Экологические законы Б. Коммонера..

1


Экосистемы.

1


Экологические факторы Природные зоны .Физико-географическая характеристика . Словарь юного натуралиста..

1


Экологические проблемы Земли.

1

Пути оздоровления экологической ситуации в городе, районе

1


Снижение негативного воздействия человека на экосистему

1


Охраняемые природные территории.Причины их организации и значение. Словарь юного эколога .

1


Классификация заповедников

1


Работа с зоогеографическими картами заповедников

1


Национальные парки, их назначение и режим природопользования.

1


Заказники , их назначение и режим природопользования

1


Памятники природы, их назначение и режим природопользования.

1


Красная книга . Работа с Красной книгой (флора и фауна).

1


Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

1


Виды беспозвоночных животных занесенных в Красную книгу.

1


Виды позвоночных животных , занесенных в Красную книгу.

1


Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

1


Зеленая аптека. Лекарственные растения.

1


Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам.


1


Ядовитые растения.

1


Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам.

1


Как найти еду в дикой природе.

1


Дикорастущие пищевые растения.

1


Определение видов по живым объектам в природе или по гербарным образцам.

1


Фенологические изменения, происходящих в природе.

1


Словарь юного эколога.

1


Наиболее распространенные приметы, связанные с изменением жизнедеятельности растений и животных.

1


Растения-барометры.

1


Растения-барометры.

1


Животные-барометры.

1


Животные-барометры

1

33-35


Итоговое занятие

3

Список литературы для педагога

  1. Алексеев, С.В., Груздева Н.В. и др. Практическая экология для всех. СПб, «Крисмас+», 2005.

  2. Бродовская, З. В. Экологические игры и загадки [Текст]: методическое пособие для учителей начальных классов, руководителей экологических кружков, студентов факультета начальных классов. / Автор-составитель З. В. Бродовская. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012.

  3. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., «Владос», 2004.

  4. Гудков, В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель, 2013

  5. Гуленкова, М.А. Летняя полевая практика по ботанике. / М.А. Гуленкова, А.А. Красникова. Учеб.пособие для студентов пед. фак. пед. ин-тов. – М., «Просвещение», 1976.

  6. Денисов, В. В., Гутенев, В. В. Экология: учеб.пособие для бакалавров технических вузов/ В. В. Денисов – Ростов н/Д: Феникс, 2013

  7. Дерябо С.Д., Ясвин В А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 12-86

  8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., «ЦКФЛ РАО», 1995.

  9. Дистанционный курс юных экологов Брединского муниципального района Челябинской области [Электронный ресурс]. Куратор Николаева Е. А. http://tropinkabredy.blogspot.ru

  10. Зверев, А.Т. Экологические игры. М.: «ОНИКС 21 век. Дом педагогики», 2001

  11. Измайлов, И.В., Михлин, В.В. Биологические экскурсии. М.: Просвещение, 1993.

  12. Ильин, М.П. Школьный гербарий. (Пособие для учителей). – М., «Просвещение», 1971.

  13. Кузнецов, В. Н./ Экология: Система Заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы. -М.: Вентана-Граф, 2007;

  14. Кузнецова, О. А. Решение экологических ситуаций на уроках биологии. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/617401/

  15. Кучеров, Е. В., Мулдашев, А. А., Галсеева, А. Х. Охрана редких видов растений на Южном Урале. – М.: Наука, 1987

  16. Кравченко, В. В. Тесты по курсу «Концепция современного естествознания»: учеб.пособие для вузов/ В. В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2003

  17. Криксунов, Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: Учебное пособие для общеобразовательных учеб.заведений. - М.: Дрофа, 1995. 240 с.

  18. Мамаев, Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР. М.: Просвещение, 1990.

  19. Михеев, А.В. Определитель птичьих гнезд. М.: просвещение, 1955.

  20. МолисРик. Тайны живой природы. М.: «РОСМЭН», 2003.

  21. Подобряева, Л. М. Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Особо охраняемые территории челябинской области» - Челябинск, 2013 [Электронный ресурс] http://tehnolic120.ucoz.ru/index/metodicheskaja_kopilka/0-42

  22. Попова, Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды. М., «ТЦ Сфера»,2005.

  23. Рязанова, Л.В. Вопросы биологии и охраны редких видов местной флоры: Учебное пособие / Л.В. Рязанова, А.Я. Козлова, З.А. Волкова, Е.В. Шумакова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.

  24. Середа, М. С. Экологическая обстановка территории национального парка «Таганай» [Текст]// сборник работ участников эколого-краеведческих чтений «Наследие Земли Уральской»/ сост. Т. Л. Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2017г. – с. 210-215

  25. Стручков, Е. А. Игровые технологии в преподавании биологии. 5-7 классы: Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ Е. А. Стручкова. – М.: Планета, 2016. -144с. – (Уроки мастерства).

  26. Суравегина, И. Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

  27. Тренинг «Мы и природа». [Электронный ресурс] https://summercamp.ru/index.php?title

  28. Тюмасева, З. И. Оздоровительно-экологическое воспитание школьников в летних лагерях отдыха и оздоровления: учеб.-метод. пособие/ З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Н. В. Калашников, Б. А. Артеменко, Е. С. Гладкая. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. Ун-та, 2015. – 138с.

  29. Учебные игры и игровое моделирование. [Электронный ресурс] http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/034.htm

  30. Ферчева, Н. И. Методическая разработка «Природные сообщества» (для подготовки к конкурсу «Тропинка») [Электронный ресурс] на сайте СЮТ г. Копейскhttp://www.74213sut.edusite.ru/p121aa1.html

  31. Формозов, А.Н. Спутник следопыта. М.: Изд-во Московского университета, 1989.

  32. Чаус Б.Ю., Чаус З.А., Чаус О.Б. Учебная научно-исследовательская работа учащихся: Экологический мониторинг: научный и образовательный аспекты. /Материалы Всероссийской научно-практической конференции 9-10 октября 2002. -Киров, 2002. с. 207-209.

  33. Чубыкина, Н.Л., Клещев, А.Д., Ердаков, Л.Н. Мозаика интерактива/ Сборник материалов по экологическому просвещению. – Новосибирск, 2002. [Электронный ресурс]http://ecodelo.org/597-biblioteka_isarsibir-ekologicheskaya_periodika

  34. Эколого-психологический тренинг. – Киров, 2005. [Электронный ресурс]www.herzenlib.ru/ecology/docs/pechat.../2011_pechat_elektron_izd_0503_034.doc

  35. Экологический словарь [Электронный ресурс]http://www.ecosystema.ru

  36. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М., «Смысл», 2000, 456с.

  37. Ясвин В.А. Взаимодействие с природой. Методики диагностики мотиваций. «Экология и жизнь», №5, 2007.


Список литературы для детей и родителей


  1. Былова, А. М., Шорина, Н. И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Граф, 2001

  2. Григорьева, Е. В. Природа южного Урала: Учебное пособие для учащихся 3 (4) классов - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2001

  3. Григорьева, Е. В. Книга для чтения по краеведению. 2-4 класы: хрестоматия - Челябинск: Край Ра, 2011

  4. Гудков, В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель, 2013

  5. Дерягин, В. В., Гитис, М. С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл.: учебник для основной школы/ В. В. Дерягин, М. С. Гитис - Челябинск: АБРИС, 2009

  6. Животные России: Начальная школа/ сост. Т. Н. Ситникова – М.: ВАКО, 2015

  7. Кучеров, Е. В., Мулдашев, А. А., Галсеева, А. Х. Охрана редких видов растений на Южном Урале. – М.: Наука, 1987

  8. Моисеев, А. П. и др. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб.пособие/ А. П. Моисеев, А. В. Драгунов, М. С. Гитис, выпуск 1. - Челябинск: АБРИС, 2006

  9. Никишов А.И. Биология: Животные: 7 кл: Школьный практикум. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001;

  10. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2009;

  11. Растения России. Начальная школа/ Сост. Н. Ю. Васильева. – М.: ВАКО, 2014

  12. Реймерс, Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учите¬ля. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

  13. Рыбы, амфибии, рептилии: Начальная школа/ сос. Т. А. Доспехова. – М.: ВАКО, 2015

  14. Строкова, Н. П., Коровин, С. Е. Мир удивительных растений. Челябинская область: учеб.пос. - Челябинск: АБРИС, 2009 + СD

  15. Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Животные Челябинской области: Пособие для учащихся 7 классов. - Челябинск, 2004

  16. Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Биология грибов и растений Челябинской области: Пособие для учащихся 6 классов. - Челябинск, 2004

  17. Щербакова, Ю. В. Козлова, И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы.- М.: Глобус,2008;

  18. Челябинская область. Атлас/ В. В. Латюшин - Челябинск: АБРИС, 2012

  19. Формозов, А. Н. Спутник следопыта, 2006

  20. Энциклопедия. Жизнь растений. М.: Просвещение, 1974.

  21. Энциклопедия. Жизнь животных. М.: Просвещение. 1985.

  22. Энциклопедия экологии для детей. Экология. – М., «Аванта+», 2008.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!