Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дубровская средняя школа»
Согласовано Утверждено
Отв. за организацию ВР Директор МКОУ «Дубровская СШ»
_____________ А.В. Жуплова ______________ О.А. Балычева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Трудные вопросы русского языка»
Срок реализации – 1 год
Возраст детей: с 13 до 17 лет
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Жуплова
Анна Викторовна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа кружка по русскому языку разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
учебным планом МКОУ «Дубровская СШ».
Педагогическая целесообразность программы
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.
Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.
Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным
для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.
В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Цель программы:
подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации
Задачи:
Выработать навык комплексного анализа текста.
Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.
Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 13-17 лет.
Помимо теоретических занятий программа предусматривает
Ожидаемые результаты
Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.
Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от
выпускников следующих умений:
-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения
различных видов речевой деятельности;
-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
-использовать основные приемы информационной переработки текста;
-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных задач;
-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
-осуществлять речевой самоконтроль.
Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.
Формы подведения итогов реализации программы:
- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального
сборника;
- тестирование по пройденному материалу;
- написание сжатого изложения;
- написание сочинения на лингвистическую тему.
Раздел 1
2 часа
1. Введение
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2
Изложение
6 часов
Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2
Практическая работа № 2. Написание изложения
Раздел 3
Лексика
3 часа
Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.
Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3
Раздел 4
Орфография и Синтаксис
13 часов
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4
Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6
Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7
Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8
Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9
Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11
Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12
Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.
Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)
Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности
Контрольная работа № 2. Тестирование
Подготовка к написанию сочинению-рассуждению
Раздел 5
Сочинение
11 часов
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста
Календарно-тематическое планирование
№ разде ла | № уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Содержание учебного материала |
1 | 1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | 1 | Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов. |
2 | Тренировочные задания по оформлению бланков | 1 | Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов. |
2 | 3 | «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Практическая работа № 1 | 1 | Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения. Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки. |
4 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 |
5 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 |
6 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 |
7-8 | Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения» | 2 |
3 | 9 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 1 | Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте |
10 | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 1 |
11 | Практическая работа № 3 «Изобразительно-выразительные средства русской речи». | 1 |
4 | 12 | «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 4 | 1 | Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА. |
13 | «Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5 | 1 |
14 | «Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 6 | 1 |
15 | «Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7 | 1 |
16 | «Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8 | 1 |
17 | «Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9 | 1 |
18 | «Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 10 | 1 |
19 | «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 11 | 1 |
20 | «Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12 | 1 |
21 | «Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 13. | 1 |
22 | Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) | 1 | |
23 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности | 1 |
24 | Контрольная работа № 2. (Тестирование) | 1 |
5 | 25 | Сочинение- рассуждение С2 «Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая работа № 15 | 1 | Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование. |
26-27 | Сочинение-рассуждение С2. «Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов». Практическая работа № 15 | 2 | Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту. |
28 | Сочинение-рассуждение С2. Анализ работ. | 1 | Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок. |
29 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2. «Оформление вступления и концовки сочинения». Практическая работа № 16 | 1 | Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения. |
30 | Урок контроля | 1 | Написание сочинения-рассуждения |
31-34 | Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника | 4 | Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б9, сочинение-рассуждение С2 |
Методическое обеспечение образовательной программы
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2007.
3. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2007
4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006
6. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005
7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004
Список литературы
Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. -М., Просвещение,1986.
Орфографический словарь русского языка/Под ред. Лопатина В.В. -М., 1996.
Современный словарь иностранных слов. -М.,1998.
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах. -М., 1990.
Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е. Орфографический словарь. А-Я. -М., «Просвещение», 2000.
Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.
Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.
ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.
Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.