СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Трудные вопросы русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Трудные вопросы русского языка"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дубровская средняя школа»



Согласовано Утверждено

Отв. за организацию ВР Директор МКОУ «Дубровская СШ»

_____________ А.В. Жуплова ______________ О.А. Балычева





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Трудные вопросы русского языка»


Срок реализации – 1 год

Возраст детей: с 13 до 17 лет





Руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Жуплова

Анна Викторовна



2018 – 2019 учебный год


Пояснительная записка

Статус документа


Рабочая программа кружка по русскому языку разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

  • приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

  • приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

  • учебным планом МКОУ «Дубровская СШ».


Педагогическая целесообразность программы

Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она предполагает формирование способности комплексно использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения на лингвистическую тему направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста.

Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования темам. Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

В программе предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.


Цель программы:

подготовить обучающихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации


Задачи:

  1. Выработать навык комплексного анализа текста.

  2. Совершенствовать навыки работы над изложением и сочинением.

  3. Сформировать навык комплексного использования знаний по всем разделам русского языка (в рамках школьной программы).


Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 13-17 лет.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает

Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от

выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения

различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,

эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными

задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Изучив программу, ученики смогут успешно сдать итоговую аттестацию по русскому языку.


Формы подведения итогов реализации программы:

- репетиционный экзамен по материалам Федерального официального

сборника;

- тестирование по пройденному материалу;

- написание сжатого изложения;

- написание сочинения на лингвистическую тему.


Раздел 1

2 часа

1. Введение

 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.

Раздел 2

Изложение

6 часов


Развитие речи школьников: усвоение ими практической грамотности, повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.


  1. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Практическая работа № 1

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа № 2

Практическая работа № 2. Написание изложения

Раздел 3

Лексика

3 часа

Упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11-м классе.

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа № 3

Раздел 4

Орфография и Синтаксис

13 часов

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа № 4

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 5

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа № 6

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 7

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. Практическая работа № 8

Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа № 9

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа № 10

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа № 11

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 12

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа № 13.

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности

Контрольная работа № 2. Тестирование

Подготовка к написанию сочинению-рассуждению


Раздел 5

Сочинение

11 часов

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 14

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 15 (приложение)

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 16

Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста


Календарно-тематическое планирование


разде

ла

уро

ка

Тема урока

Кол-во часов

Содержание учебного материала

1

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания.

1

Цели и задачи курса. Содержание контрольно-измерительных материалов.

2

Тренировочные задания по оформлению бланков

1

Тренировочные задания по оформлению бланков. Оформление бланка №1, оформление бланка ответов.

2

3

«Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». Практическая работа № 1

1

Основные требования к написанию подробного или сжатого изложения.

Написание подробного или сжатого изложения по предложенному тексту

Анализ работ обучающихся: содержание, стилистические ошибки, речевые недочёты, нарушение абзацев, грамматические, орфографические, синтаксические ошибки.

4

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1

5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

6

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

7-8

Практическая работа № 2 «Написание сжатого изложения»

2

3

9

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления.

1

Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте

10

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.

1

11

Практическая работа № 3 «Изобразительно-выразительные средства русской речи».


1

4

12

«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании». Практическая работа № 4

1

Работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части В заданий ГИА.


13

«Орфограммы в корнях слов». Практическая работа № 5

1

14

«Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения». Практическая работа № 6

1

15

«Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 7

1

16

«Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение». Практическая работа № 8

1

17

«Правописание Н, НН в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения». Практическая работа № 9

1

18

«Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений». Практическая работа № 10

1

19

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения». Практическая работа № 11

1

20

«Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Практическая работа № 12

1






21

«Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ». Практическая работа № 13.


1





22

Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты)


1


23

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности


1

24

Контрольная работа № 2. (Тестирование)


1

5

25

Сочинение- рассуждение С2

«Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование». Практическая работа № 15

1

Тема и идея текста. Проблемы, поднятые автором текста. Композиция сочинения рассуждения. Тезисы и аргументы. Цитирование.

26-27

Сочинение-рассуждение С2.

«Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов». Практическая работа № 15

2

Написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

28

Сочинение-рассуждение С2. Анализ работ.

1

Анализ работ обучающихся: логическая последовательность, исправление стилистических, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок.

29

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.

«Оформление вступления и концовки сочинения». Практическая работа № 16

1

Заключение. Содержание заключения. Как правильно сделать вывод. Написание заключения.

30

Урок контроля

1

Написание сочинения-рассуждения

31-34

Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника

4

Изложение, тесты А1 – А7, Б1-Б9, сочинение-рассуждение С2



Методическое обеспечение образовательной программы

1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.

2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2007.

3. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2007

4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006

6. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005

7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004


Список литературы



  1. Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. -М., Просвещение,1986.


  1. Орфографический словарь русского языка/Под ред. Лопатина В.В. -М., 1996.


  1. Современный словарь иностранных слов. -М.,1998.


  1. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х томах. -М., 1990.


  1. Ушаков Т.Ф., Крючков С.Е. Орфографический словарь. А-Я. -М., «Просвещение», 2000.


  1. Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.


  1. Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.


  1. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.


  1. Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!