СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно развивающих занятий «Математические представления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно развивающих занятий «Математические представления»»

















Рабочая программа

коррекционно развивающих занятий

«Математические представления»

2 класс
































Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

- формирование навыков для ориентировки в окружающей действительности;

-формирование умений в пересчитывании предметов;

- формирование в умении устанавливать взаимно-однозначные соответствия.


Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое.





Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

  • Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

  • Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

  • Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

  • Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

  • Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.

  • Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10-ти.

  • Умение обозначать арифметические действия знаками.

  • Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.

3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач.

  • Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами и т.д.

  • Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

  • Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

  • Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

  • Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.


Содержание учебного предмета


Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание множеств). Пересчет предметов по единице. Счет равными числовыми группами (по 2, по 3, по 5). Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 3 (1 – 5, 1 – 10, 0 – 10). Определение места числа (от 0 до 9) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав числа 2 (3, 4, …, 10) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в пределах 5 (10). Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 5 (10). Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Различение денежных знаков (монет, купюр). Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с числами, выраженными единицей измерения стоимости. Размен денег.

Представления о величине.

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз», наложения. Определение среднего по величине предмета из трех предложенных предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение однородных (разнородных ) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей весов; их назначение. Измерение веса предметов, материалов с помощью весов. Различение предметов по толщине. Сравнение предметов по толщине. Различение предметов по глубине. Сравнение предметов по глубине. Измерение с помощью мерки. Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение. Измерение длины отрезков, длины (высоты) предметов линейкой.

Представление о форме.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок». Соотнесение формы предмета с геометрическими телами. фигурой. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) из 2-х (3-х, 4-х) частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник) из счетных палочек. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник). Обводка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) по шаблону (трафарету, контурной линии). Построение геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по точкам. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок, круг). Узнавание циркуля (частей циркуля), его назначение. Рисование круга произвольной (заданной) величины. Измерение отрезка.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева, верхний (нижний, правый, левый) край листа, верхняя (нижняя, правая, левая) часть листа, верхний (нижний) правый (левый) угол. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз. Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Узнавание (различение) дней недели. Знание последовательности дней недели. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно. Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году. Узнавание (различение) месяцев. Знание последовательности месяцев в году. Сравнение людей по возрасту. Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса (до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.






Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Виды учебной деятельности

1.

Количественные представления.

Развитие понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов (цвета, форме, размера)

1

Упражнение в развитии понимания независимости числа от пространственно-качественных свойств предметов. Работа с наглядным материалом.

2.

Расположения предметов в пространстве.

1


3.

Определение количественного состава числа из единиц (в пределах 10).

1

Выполнение упражнений в определении количественного состава числа из единиц. Работа с карточками.

4.

Закрепление навыков порядкового счета (в пределах 10).

1

Упражнения в закреплении навыков порядкового счета.

5.

Представление о взаимном расположении предметов в ряду: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

1

Выполнения упражнений в определении о взаимном расположении предметов в ряду.

6.

Сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10.

1

Выполнение упражнений в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10.

7.

Знакомство с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10.

1

Выполнение упражнений с последовательностью чисел в натуральном ряду в пределах 10.

8.

Называние чисел в прямом и обратном порядке от любого числа (устный счет) в пределах 10.

1

Упражнения в назывании чисел в прямом и обратном порядке.

9.

Знакомство с монетами достоинством в 1,2,5 руб., 1,5,10 коп.

2

Выполнение упражнений с монетами. Работа с раздаточным материалом.

10.

Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение.

1

Упражнения в решении арифметических задач в одно действие при сложении.

11.

Составление и решение арифметических задач в одно действие на вычитание.

1

Упражнения в составлении и решении арифметических задач в одно действие на вычитание.

12.

Представления о величине.

Сравнение и измерение длины предметов (отрезков прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

1

Упражнения в сравнении и измерении длины предметов. Работа с линейкой. Работа с раздаточным материалом.

13.

Сравнение предмета по весу (тяжелее – легче). Знакомство с весами.

2

Упражнения в сравнении предмета по весу. Работа с весами. Работа с раздаточным материалом.

14.

Знакомство с единицами измерения длины (сантиметры, метры, километры). Вес (грамм, килограмм); объема (литры); денежными единицами и пр.

2

Упражнения на измерения длины, веса, объема, денежных единиц. Работа с линейкой, весами, раздаточным материалом.

15.

Представление о форме.

Развитие представлений о геометрических фигурах. Знакомство с многоугольником, его элементами (углы, вершины, стороны).

1

Выполнение упражнений с геометрическими фигурами. Работа с карточками.

16.

Составление геометрических фигур из палочек для счета.

1

Упражнения в составлении геометрических фигур из палочек для счета. Работа с палочками для счета.

17.

Сравнение геометрических фигур.

1

Упражнения в сравнивании геометрических фигур. Зарисовка геометрических фигур. Работа с наглядным материалом.

18.

Пространственные представления.

Развитие ориентировки на плоскости (лист бумаги, доска, страница книги, тетради).

1

Упражнения в развитии ориентировки на плоскости.

19.

Уточнение понятий: вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д

2

Выполнение упражнений в уточнении понятий вверху – внизу, слева – справа, выше – ниже, правее – левее, правый верхний угол, левый нижний угол, в середине, во круг и т.д

20.

Определение направления движения в пространстве (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз).

1

Упражнения в определении направления движения в пространстве.

21.

Развитие умения двигаться в соответствии с условными обозначениями.

1

Упражнения в умении двигаться в соответствии с условными обозначениями.

22.

Составление предмета (изображения) из нескольких частей.

1

Упражнения в составлении предмета из нескольких частей. Работа с наглядным, раздаточным материалом.

23.

Временные представления.

Знакомство с названия месяцев года.

2

Упражнения в названии месяцев года. Работа с плакатом, картинками.

24.

Последовательность дней недели.

1

Упражнения с последовательностью дней недели.

25.

Соотнесение деятельности с временным промежутком.

1

Выполнение упражнений в соотнесении деятельности с временным промежутком.

26.

Определение времени по часам.

2

Выполнение упражнений в определении времени по часам. Работа с макетом циферблата часов.

27.

Знание порядка следования сезонов в году.

1

Выполнение упражнений в порядке следования сезонов в году. Работа с плакатом. Работа по картинкам.

28.

Путешествия по временному пространству.

1

Викторина.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!