БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)»
Принята на заседании педагогического совета Утверждена приказом
Протокол № ____________ Директор школы: _________/ Е.Н. Кулина
от «_______» ____________ 2020 г. Приказ № __________
от «______» _____________ 2020 г.
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» по предметам:
изобразительная деятельность, математические представления, адаптивная физкультура,
речь и альтернативная коммуникация
для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)
4 класс
(срок реализации – 1 год)
Автор-составитель: методическое объединение учителей начальных классов БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)».
Учитель: Клюшина О.Р.
Стандарт: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599 (вариант 2).
Программы:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 г. № 4/15.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) от 29.08. 2016г.
Учебники: нет
Количество часов: 68 ч.
г. Сокол 2020 г.
Планируемые результаты изучения коррекционно – развивающих занятий:
Личностные результаты освоения коррекционного курса:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (мальчик-девочка).
Возрастная идентификация:
- определяет свою возрастную группу (ребенок);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Чувства, желания, взгляды:
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
«Социальные навыки:
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).
Мотивационно – личностный блок:
- испытывает потребность (интерес) в новых знаниях;
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень:
- сообщает о неудобствах, вызванных внешними факторами температурный режим, освещение и. т.д.);
- сообщает жестом, звуком об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых (ребенок);
- в школьном коллективе (ученик).
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- может принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет распознать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- складывает в банку природный материал, может доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками;
- расплющивает материал его на дощечке, между ладошек,
- разрывает пластилин на мелкие и большие части;
- соединяет пластилин;
- отщипывает пластилин пальцами;
- раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями пальцев рук;
- строит их кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- строит из кубиков башню;
- играет с конструктивными материалами;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку);
- умеет вытирать тканью (губкой) различные поверхности;
- умеет складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- ориентироваться в пространстве помещения, пользоваться учебной мебелью;
- организовывать рабочее место;
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
2) умение выполнять инструкции педагога:
3) использование по назначению учебных материалов:
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Содержание коррекционного курса:
Формирование действий с предметами и материалами.
Формирование пространственно-временных представлений, ориентировка на листе бумаги.
Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
Развитие представлений о форме, цвете, размере, зрительного и слухового восприятия.
Коррекция нарушений чтения и письма.
Тематическое планирование курса занятий:
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
| 4 класс | 68 ч |
| Формирование действий с предметами и материалами | 6 |
1 | Рисование крупой (манная, пшено, греча) на подносе: «Осень». | 1 |
2 | Лепка из теста (из кинетического песка): «Башня, Дом» в столе-ванне (в подносе). | 1 |
3 | Конструирование из разнообразного конструктора (Лего, деревянный): «Поезд, Машина». | 1 |
4 | Строительные игры с природным материалом: «Строю дом» (бруски, дощечки). | 1 |
5 | Игры с дидактической куклой (со шнурками, с прищепками, с пуговицами, с липучками). | 1 |
6 | Игры с бросовым материалом: «Дом. Автобус» (коробки, крышки). | 1 |
| Формирование пространственно-временных представлений, ориентировка на листе бумаги | 14 |
7 | Игра на пространственную ориентировку: «Где право, а где лево?» | 1 |
8 | Игра на пространственную ориентировку: «Где верх, а где – низ?» | 1 |
9 | Игра на пространственную ориентировку: «Что где стоит, что где лежит?» | 1 |
10 | Игра на пространственную ориентировку: «Найди предмет в комнате». | 1 |
11 | Игра на движение в пространстве: «Кто куда идет?» | 1 |
12 | Игра на движение в пространстве: «Кто где сидит?» | 1 |
13 | Игра на ориентировку в пространстве: «Кто (что) дальше, а кто (что) ближе?» | 1 |
14 | Упражнение на ориентировку: «Где предмет?» | 1 |
15 | Выкладывание по инструкции рисунка из счетных палочек (ориентировка на плоскости листа). | 1 |
16 | Рассказ по картине «Осень пришла» (ориентировка на плоскости листа). | 1 |
17 | Работа с моделью «Сутки» (части суток). | 1 |
18 | Игра на ориентацию во времени: «Что делает Маша утром (днем, вечером, ночью)?» | 1 |
19 | Работа с календарем природы (ориентировка во времени). | 1 |
20 | Беседа о временах года по картине. | 1 |
| Развитие общей и мелкой моторики, координации движений | 12 |
21 | Пальчиковые игры: «Снежный ком». | 1 |
22 | Упражнения на развитие моторики рук с массажным мячиком Су-джок: «Колобок». | 1 |
23 | Упражнения на развитие моторики рук с массажным мячиком и кольцами Су-джок. | 1 |
24 | Игра: «Вижу – повторю» (развитие зрительно - моторной координации). | 1 |
25 | Игры с малым мячом: «Попади в цель» (развитие моторики и меткости). | 1 |
26 | Игры с большим мячом: «1, 2, 3- лови!» (развитие моторики и внимания). | 1 |
27 | Развитие тактильной чувствительности: Игра: «Волшебный мешочек». | 1 |
28 | Игра на развитие тактильной чувствительности: «Сенсорная коробка». | 1 |
29 | Игра на развитие точности движений: «Собери шарики пинцетом». | 1 |
30 | Игра на координацию движений руки и глаза: «Собери бусины на нитку». | 1 |
31 | Пальчиковые игры: «Ладошка», «Семья» и др. (соотносящие движения рук). | 1 |
32 | Игра с куклой-перчаткой: «Медведь», «Собака» и т.д. | 1 |
| Развитие представлений о форме, цвете, размере, зрительного и слухового восприятия | 26 |
33 | Упр. на различение геометрических фигур: «Раскраски – обводилки» | 1 |
34 | Игра на различение геометрических фигур: «Угадай фигуру». | 1 |
35 | Форма фигур: «Упражнения с трафаретами» (плоскостные геометрические фигуры). | 1 |
36 | Упр. «Сравни предметы по форме». | 1 |
37 | Игра «Больше - меньше» (сравнение предметов по величине). | 1 |
38 | Игра «Матрешки» (большой-маленький-средний размер). | |
39 | Игра «Кто выше, а кто – ниже?» (сравнение предметов по высоте). | 1 |
40 | Высокий – низкий: Сравнение реальных предметов. | 1 |
41 | Игра на сравнение по длине: «Какая ленточка длиннее?» | 1 |
42 | Упр.: «Длинный - короткий» (работа с линейкой). | 1 |
43 | Упр. на сравнение по ширине: «Какая дорожка шире, а какая - уже?» | 1 |
44 | Упр. на сравнение реальных предметов по ширине: «Что шире, а что уже?» | 1 |
45 | Игра: «Что изменилось?» (зрительное внимание). | 1 |
46 | Игра на соотнесение движений руки и глаза: «Найди домик для животного». | 1 |
47 | Игра на развитие зрительного восприятия: «Что я вижу?» | 1 |
48 | Лепка из мягкого пластилина: «Радуга». | 1 |
49 | Упр. на подбор заданного цвета: «Найди такой же». | 1 |
50 | Игра на различение неречевых бытовых звуков: «Отгадай, что звучит?» | 1 |
51 | Игра на звукоподражание голосам человека и животных: «Узнай по голосу!» | 1 |
52 | Различение музыкальных звуков по высоте: «Угадай звук». | 1 |
53 | Различение звучания музыкальных инструментов (скрипка). | 1 |
54 | Различение звучания музыкальных инструментов (фортепиано). | 1 |
55 | Игра на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд (металлофон). | 1 |
56 | Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. | 1 |
57 | Игра на развитие тактильных ощущений: «Узнай наощупь». | 1 |
58 | Игра на различение по форме наощупь: «Какой формы предмет?» | 1 |
| Коррекция нарушений чтения и письма | 10 |
59 | Письмо цифр по трафарету (1-8); изготовление из пластилина. | 1 |
60 | Письмо цифр по точкам, по обводке; выкладывание из счетных палочек. | 1 |
61 | Письмо гласных букв по точкам, по обводке (А, О, У, И, Ы); изготовление из мягкой проволоки. | 1 |
62 | Письмо согласных букв по точкам, по обводке (М, С, Ш, Х, Л, Н, Р); выкладывание из счетных палочек, спичек. | 1 |
63 | Письмо слогов с изученными буквами по точкам, по обводке (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р). | 1 |
64 | Самостоятельное написание слогов с изученными буквами (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р). | 1 |
65 | Чтение слогов с изученными буквами (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р). | 1 |
66 | Глобальное чтение знакомых (изученных) слогов, слов. | 1 |
67 | Нахождение знакомых букв, слогов, коротких слов в книге. | 1 |
68 | Итоговое занятие: Подведение итогов за год. | 1 |
| Итого за год: | 68 час |