СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» по предметам:

изобразительная деятельность,  математические представления, адаптивная физкультура,

 речь и альтернативная коммуникация

для обучающихся с нарушением интеллекта  (умеренная умственная отсталость)

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) 4 класс»

БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)»



Принята на заседании педагогического совета Утверждена приказом

Протокол № ____________ Директор школы: _________/ Е.Н. Кулина

от «_______» ____________ 2020 г. Приказ № __________

от «______» _____________ 2020 г.



Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия» по предметам:

изобразительная деятельность, математические представления, адаптивная физкультура,

речь и альтернативная коммуникация

для обучающихся с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость)

4 класс

(срок реализации – 1 год)


Автор-составитель: методическое объединение учителей начальных классов БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)».

Учитель: Клюшина О.Р.


Стандарт: Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599 (вариант 2).

Программы:

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22.12.2015 г. № 4/15.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) БОУ СМР «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) от 29.08. 2016г.

Учебники: нет


Количество часов: 68 ч.







г. Сокол 2020 г.

Планируемые результаты изучения коррекционно – развивающих занятий:

Личностные результаты освоения коррекционного  курса:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

-  определяет состояние своего здоровья.

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (мальчик-девочка).

Возрастная идентификация:

- определяет свою возрастную группу (ребенок);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Чувства, желания, взгляды:

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства.

«Социальные навыки:

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.).

Мотивационно – личностный блок:

- испытывает потребность (интерес) в новых знаниях;

- стремится помогать окружающим.

Биологический уровень:

- сообщает о неудобствах, вызванных внешними факторами температурный режим, освещение и. т.д.);

- сообщает жестом, звуком об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых (ребенок);

- в школьном коллективе (ученик).

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение).

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- может принимать и оказывать помощь.

Предметные  результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет распознать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;

- скатывает из бумаги шарики;

- раскладывает кусочки ткани на столе;

- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы;

- выполняет последовательно организованные движения;

- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- складывает в банку природный материал, может доставать его из банки ложкой (пальцами);

- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

- раскладывает по блюдцам разный природный материал;

- разминает пластилин двумя руками;

- расплющивает материал его на дощечке, между ладошек,

- разрывает пластилин на мелкие и большие части;

- соединяет пластилин;

- отщипывает пластилин пальцами;

- раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями пальцев рук;

- строит их кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- строит из кубиков башню;

- играет с конструктивными материалами;

- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- может смочить и отжать ткань (губку);

- умеет вытирать тканью (губкой) различные поверхности;

- умеет складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;

- узнает материалы на ощупь, по звуку;

- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий:

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- ориентироваться в пространстве помещения, пользоваться учебной мебелью;

- организовывать рабочее место;

  • Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

2) умение выполнять инструкции педагога:

3) использование по назначению учебных материалов:

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Содержание коррекционного курса:

  1. Формирование действий с  предметами и материалами.

  2. Формирование пространственно-временных представлений, ориентировка на листе бумаги.

  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

  4. Развитие представлений о форме, цвете, размере, зрительного и слухового восприятия.

  5. Коррекция нарушений чтения и письма.



Тематическое планирование курса занятий:


занятия

Тема занятия

Кол-во часов


4 класс

68 ч


Формирование действий с  предметами и материалами

6

1

Рисование крупой (манная, пшено, греча) на подносе: «Осень».

1

2

Лепка из теста (из кинетического песка): «Башня, Дом» в столе-ванне (в подносе).

1

3

Конструирование из разнообразного конструктора (Лего, деревянный): «Поезд, Машина».

1

4

Строительные игры с природным материалом: «Строю дом» (бруски, дощечки).

1

5

Игры с дидактической куклой (со шнурками, с прищепками,  с пуговицами, с липучками).

1

6

Игры с бросовым материалом: «Дом. Автобус» (коробки, крышки).

1


Формирование пространственно-временных представлений, ориентировка на листе бумаги

14

7

Игра на пространственную ориентировку: «Где право, а где лево?»

1

8

Игра на пространственную ориентировку: «Где верх, а где – низ?»

1

9

Игра на пространственную ориентировку: «Что где стоит, что где лежит?»

1

10

Игра на пространственную ориентировку: «Найди предмет в комнате».

1

11

Игра на движение в пространстве: «Кто куда идет?»

1

12

Игра на движение в пространстве: «Кто где сидит?»

1

13

Игра на ориентировку в пространстве: «Кто (что) дальше, а кто (что) ближе?»

1

14

Упражнение на ориентировку: «Где предмет?»

1

15

Выкладывание по инструкции рисунка из счетных палочек (ориентировка на плоскости листа).

1

16

Рассказ по картине «Осень пришла» (ориентировка на плоскости листа).

1

17

Работа с моделью «Сутки» (части суток).

1

18

Игра на ориентацию во времени: «Что делает Маша утром (днем, вечером, ночью)?»

1

19

Работа с календарем природы (ориентировка во времени).

1

20

Беседа о временах года по картине.

1


Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

12

21

Пальчиковые игры: «Снежный ком».

1

22

Упражнения на развитие моторики рук с массажным мячиком Су-джок: «Колобок».

1

23

Упражнения на развитие моторики рук с массажным мячиком и кольцами Су-джок.

1

24

Игра: «Вижу – повторю» (развитие зрительно - моторной координации).

1

25

Игры с малым мячом: «Попади в цель» (развитие моторики и меткости).

1

26

Игры с большим мячом: «1, 2, 3- лови!» (развитие моторики и внимания).

1

27

Развитие тактильной чувствительности: Игра: «Волшебный мешочек».

1

28

Игра на развитие тактильной чувствительности: «Сенсорная коробка».

1

29

Игра на развитие точности движений: «Собери шарики пинцетом».

1

30

Игра на координацию движений руки и глаза: «Собери бусины на нитку».

1

31

Пальчиковые игры: «Ладошка», «Семья» и др.

(соотносящие движения рук).

1

32

Игра с куклой-перчаткой: «Медведь», «Собака» и т.д.

1


Развитие представлений о форме, цвете, размере, зрительного и слухового восприятия

26

33

Упр. на различение геометрических фигур: «Раскраски – обводилки»

1

34

Игра на различение геометрических фигур: «Угадай фигуру».

1

35

Форма фигур: «Упражнения с трафаретами» (плоскостные геометрические фигуры).

1

36

Упр. «Сравни предметы по форме».

1

37

Игра «Больше - меньше» (сравнение предметов по величине).

1

38

Игра «Матрешки» (большой-маленький-средний размер).


39

Игра «Кто выше, а кто – ниже?» (сравнение предметов по высоте).

1

40

Высокий – низкий: Сравнение реальных предметов.

1

41

Игра на сравнение по длине: «Какая ленточка длиннее?»

1

42

Упр.: «Длинный  - короткий» (работа с линейкой).

1

43

Упр. на сравнение по ширине: «Какая дорожка шире, а какая - уже?»

1

44

Упр. на сравнение реальных предметов по ширине: «Что шире, а что уже?»

1

45

Игра: «Что изменилось?» (зрительное внимание).

1

46

Игра на соотнесение движений руки и глаза: «Найди домик для животного».

1

47

Игра на развитие зрительного восприятия: «Что я вижу?»

1

48

Лепка из мягкого пластилина: «Радуга».

1

49

Упр. на подбор заданного цвета: «Найди такой же».

1

50

Игра на различение неречевых бытовых звуков: «Отгадай, что звучит?»

1

51

Игра на звукоподражание голосам человека и животных: «Узнай по голосу!»

1

52

Различение музыкальных звуков по высоте: «Угадай звук».

1

53

Различение звучания музыкальных инструментов (скрипка).

1

54

Различение звучания музыкальных инструментов (фортепиано).

1

55

Игра на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд (металлофон).

1

56

Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.

1

57

Игра на развитие тактильных ощущений: «Узнай наощупь».

1

58

Игра на различение по форме наощупь: «Какой формы предмет?»

1


Коррекция нарушений чтения и письма

10

59

Письмо цифр по трафарету (1-8); изготовление из пластилина.

1

60

Письмо цифр по точкам, по обводке; выкладывание из счетных палочек.

1

61

Письмо гласных букв по точкам, по обводке (А, О, У, И, Ы); изготовление из мягкой проволоки.

1

62

Письмо согласных букв по точкам, по обводке (М, С, Ш, Х, Л, Н, Р); выкладывание из счетных палочек, спичек.

1

63

Письмо слогов с изученными буквами по точкам, по обводке (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р).

1

64

Самостоятельное написание слогов с изученными буквами (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р).

1

65

Чтение слогов с изученными буквами (А, О, У, И, Ы, М, С, Ш, Х, Л, Н, Р).

1

66

Глобальное чтение знакомых (изученных) слогов, слов.

1

67

Нахождение знакомых букв, слогов, коротких слов в книге.

1

68

Итоговое занятие: Подведение итогов за год.

1


Итого за год:

68 час



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!