Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Воронежской области
Отдел образования, опеки и попечительства администрации Аннинского муниципального района Воронежской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Аннинская средняя общеобразовательная школа № 3
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей начальных классов __________ Толстолуцкая И.И.. подпись ФИО протокол №1 от 28.08.2023г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ Филиппова О.Ю. подпись ФИО 28.08.2023г. |
Рабочая программа
по коррекции звукопроизношения
для учащихся 1-х классов
на 2023 - 2024 учебный год
Срок реализации 1 год
Составитель: учитель -логопед
Афанасьева Светлана Валерьевна
АННА, 2023.
Пояснительная записка
Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый Закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Данная программа по коррекции звукопроизношения является составной частью коррекционной программы, изложенной в основной образовательной программе начального общего образования.
Актуальность программы в том, что нарушения речи частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможность познавательного развития и социокультурной адаптации детей. Логопедическое же воздействие имеет своей целью направленную стимуляцию речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекцию и компенсацию нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся школьников.
Самыми распространёнными недостатками речи у детей являются различные виды нарушений звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи (нарушениями звукопроизношения). Программа реализуется в ходе индивидуально-подгрупповых логопедических занятий. Программа рассчитана на один год обучения.
Нормативно-правовые основы разработки программы по коррекции звукопроизношения:
Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645).
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Приказ Министерства Просвещения от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Инструктивное письма Министерства образования РФ от 06.04.2021 г. № Р-77 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20)
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21.
Новые санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
За основу составления данной рабочей программы взято методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.
Задачи:
выявить индивидуальные речевые нарушения учащихся;
определить пути преодоления выявленных нарушений;
создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления;
формировать правильное произношение фонем;
развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы;
учить различать оппозиционные фонемы;
обогащать и активизировать словарный запас детей;
развивать связную речь;
развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующие позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя;
побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися);
поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;
анализировать реальное состояние дел в учебном классе / группе;
находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;
привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активации познавательной деятельности обучающихся;
побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся);
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п.;
защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся на основе восприятия элементов действительности: наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов;
реализовывать воспитательные возможности в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам;
реализовывать на уроках мотивирующий потенциал юмора, разряжать напряженную обстановку в классе;
проектировать ситуации и события, развивающие культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка;
инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов;
опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, компьютерных игр;
показывать свой интерес к увлечениям, мечтам, жизненным планам, проблемам обучающихся в контексте содержания учебного предмета.
Организация работы по программе:
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся. На логопедические занятия отбираются дети, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения и стёртую дизартрию. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.
Формы работы:
- подгрупповая,
- индивидуальная.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2-3 раза в неделю, длительность занятия - 20-30 минут. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-3 обучающихся.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, 2-3 раза в неделю.
Продолжительность курса занятий – от 3 до 6 месяцев. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится на несколько этапов:
Первый этап: диагностический
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития школьников.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
Исследование неречевых психических функций ребёнка;
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.
Второй этап: подготовительный
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Важно вызвать на этом этапе у ребенка интерес к логопедическим занятиям.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи,
отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия;
консультации врачей-узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.
К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.
Третий этап: постановка звука
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя индивидуальную работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения:
объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
создание артикуляционной базы данного звука;
добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких);
отработка произношения изолированного звука.
Способы постановки звука:
по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.
с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.
смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.
К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики;
активизация и расширение словарного запаса;
обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя:
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия.
Шестой этап: развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Работа логопеда на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя несколько этапов:
1.Артикуляционная (речевая) гимнастика.
Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.
Подготовительные упражнения для постановки звука:
статические: «Желобок», «Заборчик», «Киска сердится», «Лопатка», «Улыбка», «Щёточка».
динамические:
для свистящих звуков: «Желобок», «Заборчик», «Лопатка», «Улыбка», «Фокус», «Футбол», «Щёточка».
для шипящих: «Вкусное варенье», «Грибок», «Погреем руки», «Трубочка», «Чашечка», «Поймаем мышку за хвостик»,
для Р, Р`: «Барабанщик», «Болтушка», «Гармошка», «Грибок», «Индюк», «Лошадка», «Маляр», «Пулемёт»
для Л: «Лопатка», «Накажем язык», «Улыбка».
2. Дыхательная гимнастика.
Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.
Упражнения: «Задуй свечу», «Шторм в стакане», «Снегопад», «Листопад», «Понюхай цветочек», «Фокус», «Футбол».
3. Пальчиковая гимнастика.
Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа.
Упражнения с предметами: сжимать резиновые игрушки; катание мяча по наклонной плоскости; «колодец» из спичек, счётных палочек; и др.
Графические задания: трафареты, обводка, раскраска; дорисовывание недостающих деталей.
Серии последовательных движений (выполняются поочерёдно правой и левой рукой, затем двумя руками одновременно): «оса» -поочередно вращать большим, средним, указательным пальцем вправо и влево, «человек бегает» и др.
4. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.
Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.
5. Постановка звука.
Цель: вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука
Постановка звуков в такой последовательности:
1. свистящие С, З, Ц, С`,З`
2. шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
3. соноры Л, Л'
4. соноры Р, Р`
6. Автоматизация поставленного звука.
Цель: закрепление правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей.
Автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных
7. Дифференциация звуков.
Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.
С-З, С-С, С-Ц,С-Ш;
Ж-З, Ж-Ш;
Ч-С, Ч-Т, Ч-Щ;
Щ-С. Щ-Т, Щ-Ч, Щ—Ш;
Р-Л, Р-Р, Р-Л,Р-Й, Л-Л;
Цель: развитие умения различать данный звук со сходным: по твердости -мягкости; по звонкости -глухости; по месту образования; по способу образования.
8. Развитие связной выразительной речи.
Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию.
Проводится на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.
В процессе занятий используются различные формы работы и методические приёмы:
- групповая дискуссия;
- беседа;
- ролевая игра;
- импровизация;
- дыхательные, артикуляционные и двигательные упражнения;
- чтение скороговорок;
Объем учебного материала расчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если на логопедических занятиях используется дидактический материал в соответствии с учебной темой образовательной программы.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
овладеть навыками построения связного высказывания.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В ходе реализации данной программы у младших школьников формируются следующие группы УУД:
1. Личностные.
- нравственно-этическая ориентация;
- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность;
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Коммуникативные.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (цели, функции, способы);
- постановка вопросов (поиск и сбор информации);
- умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение критично относиться к собственному мнению;
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- организация учебного взаимодействия в группе (распределение ролей, умение договариваться друг с другом и т.д.).
3. Регулятивные.
- целеполагание – постановка учебной задачи;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:
- прогонозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действий;
- оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
- саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий.
4. Познавательные.
- умение работать со скороговоркой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- умение классифицировать и обобщать предметы по данному признаку.
Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, анализа устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный); участия учащихся и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями и учителями.
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка | I этап Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. | Диагностика (по Фотековой или другие...) |
Формирование артикуляторной базы | II этап Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов. |
Постановка звуков | III этап Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков |
Продолжение постановки звука, отработка звука | IV этап Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный и письменный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) |
Дифференциация звуков сходных по звучанию | V этап Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп. |
Тематическое планирование логопедических занятий
для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения
*** Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов учащихся.
Недели | Занятия | Темы коррекционно- развивающей работы | Содержание коррекционно-развивающей работы | Программное содержание коррекционно-развивающей работы |
Сентябрь |
I | Фронтальное обследование |
II |
1 этап (диагностический) |
III | 1 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. |
| 2 |
II этап (подготовительный) |
IV | 3 | Развитие внимания. | Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы» | Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям. |
| 4 | Развитие операций сравнения и вывода. | Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары» | Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей. |
Октябрь |
I | 5 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке». Дыхательная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
| 6 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке». Мимическая гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
II | 7 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Пантомимическая игра: «Приветствие» | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
| 8 | Формирование артикуляционной базы звуков | Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
III этап (постановка звука) |
III | 9 | Постановка звука (по подражанию) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
10 | Постановка звука (по подражанию) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
IV | 11 | Постановка звука (по подражанию) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
12 | Постановка звука (механическим или смешанным способом) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
Ноябрь IV этап (автоматизация звука) |
I | Каникулы |
II | 13 | Закрепление звука (изолировано) | Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука | Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
14 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах | Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям. |
III | 15 | Закрепление звука в слогах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры и упражнения Закрепление звука в слогах | Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость. |
16 | Закрепление звука в словах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия |
IV | 17 | Закрепление звука в словах | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в слогах | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия |
18 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту |
Декабрь |
I | 19 | Закрепление звука в словосочетаниях | Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры. Закрепление звука в словосочетаниях. | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту |
20 | Закрепление звука в предложениях | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в предложениях | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту |
II | 21 | Закрепление звука в чистоговорках | Игры на развитие слухового внимания. Закрепление звука в чистоговорках | Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах |
| 22 | Составление предложений с использованием изучаемого звука | Пальчиковая гимнастика Составление предложений. Проговаривание составленных предложений | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность. |
III | 23 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
24 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
IV | 25 | Закрепление звука во фразовой речи | Игры на развитие слухового внимания, памяти. Закрепление звука в чистоговорках | Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях. |
26 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. | Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать |
Январь |
I | Каникулы |
II |
III | 27 | Закрепление звука в стихах и загадках | Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком. Разучивание стихов с изучаемым звуком. | Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать |
V этап (дифференциации) |
| 28 | Игры на развитие речеслухового анализатора | Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. |
IV | 29 | Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни. | Пальчиковая гимнастика Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук. |
30 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах. | Мимическая гимнастика. Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово» | Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. |
Февраль |
I | 31 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях. | Пальчиковая гимнастика. Проговаривание предложений. Составление предложений. Игровое упражнение : «Потерянная буква» | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук |
32 | Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. |
II | 33 | Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи | Проговаривание текстов. Составление рассказов по картинке и на заданные темы. | Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение. |
| 34 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. |
III | 35 | Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках | Заучивание стихов, песен, загадок. | Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость. |
IV | 36 | Повторение изученного. Подведение итогов. | Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора | Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи. |
Список литературы:
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
11