СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДО "Очумелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДО "Очумелые ручки"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»





Образовательная программа дополнительного образования художественной направленности

« Очумелые ручки»




Возраст - с 7 до 11 лет

Срок реализации 1 год

Количество часов – 34










2023 год




Паспорт программы



Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»



Публичное наименование программы


Программа «Очумелые ручки»


Краткое описание программы













Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей, творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Изучение в практической творческой работе орнаментов, традиционных мотивов и символов русской народной культуры (в росписи по дереву, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Знакомство с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы, Городецкая роспись; освоение простых кистевых приёмов, свойственные этим промыслам.

Организация

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»



Форма обучения

Очная

Продолжительность программы

34 часа

Возрастные ограничения

7-11 лет


Размер группы

До 12 человек

Основные принципы реализации программы

  • осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности: ст.26, ч.2 - 273-ФЗ

  • партнерство, целостность, сетевое взаимодействие


Описание программы

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.



Направленность программы

художественно- техническая


Профиль

Художественное развитие


Тип программы

Общеразвивающая


Уровень программы

Стартовый (ознакомительный)


Содержание программы

Вводное занятие. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций2 ч. Поделки из природного материала 4ч.Поделки из цветной бумаги 4ч. Мозаика из пластилина3ч. Конструирование из цветной

Бумаги3ч. Нетрадиционное рисование 4ч.Аппликация из макарон.2ч. Хохломская роспись.4ч. Городецкая роспись4ч.Гжель.4ч.



2

Цель программы

Формирование умений и приобретение первоначальных навыков художественной росписи, помощь в проявлении свои художественных способностей в различных видах ручного труда.

  1. Образовательные:
    • ознакомление с разными видам ручного труда.

    • овладение основами, умениями работы различными материалами, из отдельных частей, создание образов;

    • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

  1. Развивающие:
    • развитие мелких и точных движений пальцев рук;

  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;

  • активизация творческого мышления;

  • развитие пространственного воображения, глазомера.

  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

  • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

  1. Воспитательные:
воспитание любви к традициям наших предков.
    • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

    • понимание необходимости качественного выполнения образа;

    • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

    • воспитание аккуратности, старательности;

    • воспитание коммуникативных способностей детей;

  • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.


4

Задачи программы

привить интерес к работе с поделочным материалом и побудить желание совершенствования в разных направлении декоративно-прикладного творчества;

  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.


4

Ожидаемые результаты

Программа способствует: повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • приобретается навык самостоятельной работы;

  • развитию тонких движений пальцев рук;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных своими руками;

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её народном, декоративно-прикладном искусстве, в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание Занятия искусством помогают ребенку обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности происходит в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.


3

Особые условия

Набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу обучающихся.

3

Преподаватель

Эрпес Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, высшая, пед.стаж-31 год, высшее, НГПИ.

4

Материально-техническая база

Учебный класс, соответствующий требованиям СанПиН, ученическая мебель, компьютер, мультимидийный проектор, демонстрационный экран, наглядности, демонстрационный материал.

2

Обложка


4




Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К,Д.Ушинский.


    1. Актуальность программы


Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.


Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для достижения планируемых результатов освоения ООП начального, среднего общего образования. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.


1.2. Уровень освоения программы
  • Стартовый уровень (предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения материала);

1.3 Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что используются разные формы работ подходы. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить дело до конца.

    1. Новизна программы

«Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих

способностей детей» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Изучение в практической творческой работе орнаментов, традиционных мотивов и символов русской народной культуры (в росписи по дереву, орнаментах, которые характерны для предметов быта).

Знакомство с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и Хохломы, Городецкая роспись; освоение простых кистевых приёмов, свойственные этим промыслам.


    1. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ.

Отличительная особенность программы в том, сто она охватывает разнообразные направления: краеведение, экология, ДПИ. Дает навыки для создания эскизов, учит самостоятельно организовать производительный труд и грамотно к нему относиться. Дети получают знания, умения и навыки по преодолению естественных трудностей и самостоятельную подготовку, необходимую не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

    1. Адресат программы

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Роль и значение занятий для детей 7 - 11 лет очень велика. Большое значение техническая направленность имеет в воспитании и развитии прикладных умений и навыков, волевых качеств, организованности, терпеливости и дисциплинированности детей и чувство товарищеской взаимопомощи.

Сроки реализации данной программы - 1 год.

    1. Объем и сроки освоения программы

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, количество учебных часов. Общий объем 34 часа.

    1. Формы организации образовательного процесса

Основные формы занятий: аудиторное ( теоретические и практические занятия, возможны экскурсии в музей)

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу

  1. Цель и задачи программы

Цели: Формирование умений и приобретение первоначальных навыков художественной росписи, помощь в проявлении свои художественных способностей в различных видах ручного труда.

  1. Образовательные:
    • ознакомление с разными видам ручного труда.

    • овладение основами, умениями работы различными материалами, из отдельных частей, создание образов;

    • формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

  • активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире;

  1. Развивающие:
    • развитие мелких и точных движений пальцев рук;

  • развитие способности к личному самоопределению и самореализации;

  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;

  • активизация творческого мышления;

  • развитие пространственного воображения, глазомера.

  • развитие чувства цвета, пропорции, ритма;

  • овладение элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

  1. Воспитательные:
воспитание любви к традициям наших предков.
    • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;

    • понимание необходимости качественного выполнения образа;

    • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

    • воспитание аккуратности, старательности;

    • воспитание коммуникативных способностей детей;

  • воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия.


Патриотическое воспитание осуществляется через освоение содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её народном, декоративно-прикладном искусстве, в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание Занятия искусством помогают ребенку обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности происходит в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

Совместная деятельность:
  • строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью учителя);

  • совместно обсуждать процесс и результат работы;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат.


Задачи: привить интерес к работе с поделочным материалом и побудить желание совершенствования в разных направлении декоративно-прикладного творчества;

  • развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

  • воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Программа способствует: повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • приобретается навык самостоятельной работы;

  • развитию тонких движений пальцев рук;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных своими руками;


  1. Содержание программы
    1. Оформление учебного плана


Учебный план ТО «Умелые ручки».


Наименование модуля

Годы обучения (аудиторные), часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация

1

Вводное занятие.

Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.



2

беседа

практика, изделия, выставка

2

Поделки из природного материала

4

изделия образцы, выставка

3

Поделки из цветной бумаги

4

практика, изделия, выставка

4

Мозаика из пластилина

3

практика, изделия, выставка

5

Конструирование из цветной

бумаги

3

практика, изделия, выставка

6

Нетрадиционное рисование

4

практика, изделия, выставка

7

Аппликация из макарон.

2

выставка, практика изделия

8

Хохломская роспись.

4

выставка, практика изделия

9

Городецкая роспись

4

выставка, практика изделия

10

Гжель.

4

выставка, практика изделия

Всего:

34



    1. Оформление содержания учебного плана


  1. Вводное занятие.

Теория: Ознакомительная беседа о работе кружка, плане работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и личной гигиены. Беседа – сообщение по истории возникновения ДПИ

Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа

Познакомить детей с новым видом деятельности кружка. Учить детей вырезать по контуру и из них создавать композиции.

Выставка работ.

  1. Поделки из природного материала

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа.

Учить создавать композицию из природных материалов: листьев, рябины, шишек, желудей, орехов, мхов, сучьев. Предложить самим придумать сюжет (показ образцов).

Выставка работ.

  1. Поделки из цветной бумаги

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа.

Познакомить детей с видами обработки цветной бумаги и техникой работы с ней.

Выставка работ).

  1. Мозаика из пластилина

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа.

Учить различной технике работы с пластилином, умение создавать коллективные композиции.

Выставка работ.

  1. Конструирование из цветной бумаги

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа.

Учить самостоятельно моделировать зверушку по своему усмотрению.

Выставка работ.

  1. Нетрадиционное рисование

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа. Познакомить детей с новым для них видом нетрадиционной техники рисования.

Выставка работ).

  1. Аппликации из макарон.

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа. Познакомить детей с новым для них видом работы с макаронами, создание картин из макарон.


Выставка работ.

  1. Хохломская роспись.

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа.

Учить детей выполнять элементы хохломской росписи, расписывание предметов быта в технике «Хохлома»

Выставка работ.

  1. Городецкая роспись.

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа. Учить детей выполнять элементы городецкой росписи, расписывание предметов быта в технике «Городец»

Выставка работ.

  1. Гжель

Теоретические сведения

Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.

Практическая работа. Учить детей выполнять элементы росписи, расписывание предметов быта в технике «Гжель»

Выставка работ



Раздел II. Календарно тематическое планирование

№ п/п

Дата проведе ния

Тема

кол- во часо в

форма занятия

форма контрол я

1


Вводное занятии. Вырезание по контуру

1

занятие и практика




предметов и комбинирование из них композиций.
















2


Вырезание по контуру предметов и

1

занятие и практика




комбинирование из них





композиций.








3



1

занятие и практика




Поделки из природного материала













4


Поделки из природного материала

1

занятие и практика






















5


Поделки из природного материала

1

занятие и практика

выста вка






работ













6


Поделки из природного материала

1

занятие и практика







7


Поделки из цветной бумаги

1

занятие и практика







8


Поделки из цветной бумаги

1

занятие и практика












9


Поделки из цветной бумаги

из

цветной бумаги

выста вка






работ

10


Поделки из цветной бумаги

1

занятие и практика


11


Мозаика из пластилина




1

занятие и практика









12


Мозаика из пластилина Цветы из салфеток


1

занятие и практика


13


Мозаика из пластилина




1

занятие и практика

выставка

работ

14


Конструирование из

цветной бумаги

1

занятие и

практика


15


Конструирование из

цветной бумаги

1

занятие и

практика


16


Конструирование из

цветной бумаги

1

занятие и

практика


17


Нетрадиционное рисование

1

занятие и

практика


18


Нетрадиционное рисование

1

занятие и

практика

выста

вка






работ

19


Нетрадиционное рисование

1

занятие и

практика









20


Нетрадиционное рисование

1

занятие и

практика

21


Аппликации из яйца и

макарон

1

занятие и

практика

выста

вка






работ

22


Аппликации из яйца и

макарон

1

занятие и

практика


23


Хохлома.

1

занятие и

практика


24


Хохломская роспись.

1

занятие и

практика

выста

вка






работ

25


Роспись бытовых предметов

1

занятие и

практика









26


Роспись бытовых предметов

1

занятие и

практика

27


Городец.

1

занятие и

практика


28


Городецкая роспись.

1

занятие и

практика


29


Роспись кухонных досок городецкой росписью.

1

занятие и

практика

выста

вка






работ

30



Роспись кухонных досок городецкой росписью.

1

занятие и

практика


31


Гжель.

1

занятие и

практика


32


Элементы гжели.

1

занятие и

практика


33


Роспись под гжель.

1

занятие и

практика

выста

вка






работ

34


Роспись под гжель.

1

занятие и практика






Планируемые результаты: Программа способствует: повышению внутренней мотивации ребенка;

  • появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий;

  • возникает желание добиться планируемого результата;

  • приобретается навык самостоятельной работы;

  • развитию тонких движений пальцев рук;

  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

  • показу красоты и неповторимости изделий, выполненных своими руками;

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её народном, декоративно-прикладном искусстве, в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание Занятия искусством помогают ребенку обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

Ценности познавательной деятельности происходит в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.


Используемая литература


Используемая литература:

  1. И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.

  2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007.

  3. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд», ТЦ «Сфера, 2005г.

  4. Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.

  5. Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.

В процессе составления программы и в дальнейшей работе по ней будут использоваться интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!