СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс (углубленный уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для работы в классах с углубленным изучением русского языка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс (углубленный уровень)»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Бондаревой Ирины Геннадьевны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Русский язык» 8 «Б» класс

(углубленный уровень)

























Старый Оскол






















Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VIII класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5 – 9 классы. Автор В.В. Бабайцева. – М., Дрофа, 2010.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общность лингвометодической концепции является несомненным достоинством этой программы, т.к. позволяет сохранить преемственность в преподавании русского языка, обогащать и развивать методику и приемы, проверенные практикой.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. В связи с этим решаются следующие задачи:

  1. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

        • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

            • Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Программа реализуется в адресованном учащим­ся учебном комплексе:

  • Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник (автор В.В. Бабайцева),2010г.

  • Русский язык. Сборник заданий. 8 – 9 классы (авторы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская), 2013 г.

  • Рабочая тетрадь. 8 класс (авторы: В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская и др.), 2013г.

  • Русский язык. Русская речь. 8 класс (автор Е.И. Никитина), 2011г.

Рабочая программа рассчитана на 175 часов (5 ч в неделю). Планируется проведение контрольных диктантов – 4, контрольных тестирований – 2 , контрольных сочинений – 4, контрольных изложений – 4 .

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, работа с алгоритмами, с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, зачеты, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинения различных видов, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тесты.

Раздел II. Требования к уровню подготовки


К концу 8 класса учащиеся должны уметь:


  • произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания,

находить смысловой центр предложения;

  • правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

  • находить грамматическую основу простого предложения;

  • различать основные типы сказуемого;

  • различать виды второстепенных членов предложения;

  • определять многозначные члены предложения;

  • использовать синонимику согласованных и несогласованных членов предложения;

  • различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

  • правильно строить предложения с однородными и обособленными членами;

  • изменять предложения с однородными, обособленными членами предложения, синонимическими конструкциями;

  • правильно интонировать простые осложненные предложения;

  • анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

  • составлять тезисные планы.








Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 КЛАССЕ


Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5 – 9 классы. Автор В.В. Бабайцева. – М., Дрофа, 2010


Количество часов:

всего – 175

в неделю – 5

контрольные диктанты – 4

контрольные тестирования – 2

контрольные сочинения – 4

контрольные изложения – 4


п/п

Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки прохожде-ния

Примечание




2


3


4





5

6


7-9






10



11-12




13


14-15



16-17


18


19


20

КД1



21


22


23


24-25 КИ 1


26



27







28




29



30


31


32-33

КС 1

34


35


36


37



38



39


40



41-42 с



43-44


45


46-47


48



49-50

КД 2


51




52


53-54



55



56


57-58


59

о/д


60-61


62-63



64


65


66-67

КС 2


68



69



70



71


72



73 р



74

КИ 2

75


76 р




77


78


79



80



81

КД3


82р




83 р




84



85

КТ 1


86-87 с



88





89 р




90-91 с



92


93


94-95


96



97


98 р





99



100-101

КИ 3


102



103

д


104




105



106


107-з

108-109


110-



111



112-

113


114



115



116



117


118


119р.



120-121

КС 3


122



123-124



125-126 и


127


128



129-130

КД 4


131




132-133


134



135




136


1 37



138




139 р


140-141

КС 4



142


143







144-145



146-147


148


149



150- 151и.


152






153 р


154


155


156


157-158





159


160


161


162


163

164-165

КИ 4

166



167


168



169- 170

КТ 2

171-172


173


174-175

Повторение изученного в 7 классе

(3+1р)

Р/р. Комплексный анализ текста (повторение)


Местоимение. Причастие. Деепричастие.


Служебные части речи.


Явления переходности в морфологии.



СИНТАКСИС (5)


Понятие о синтаксисе и пунктуации.


Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная).


Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.


Основные виды словосочетаний

(9+2р)


Основные виды словосочетаний по характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные)


Основные виды словосочетаний по характеру главного слова (глагольные, именные, наречные).



Вычленение словосочетания из предложения.


Синтаксический разбор словосочетания. Схемы словосочетаний.


Р/р.Сочинение-рассуждение на основе подготовленных материалов. (Темы по выбору.)


Цельные словосочетания.


Повторение по теме «Словосочетание».


Контрольный диктант №1.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4 + 3р)


Понятие о предложении.


Виды предложений по цели высказывания.


Виды предложений по эмоциональной окраске.


Р/р. Контрольное изложение №1 с предварительным анализом текста.


Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений.


Р/р. Повторение. Синтаксические средства выразительности. Анализ текста.




ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(47+17р)


Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и распространенные.


Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое».


Порядок слов в предложении.


Логическое ударение.


Р/р. Контрольное сочинение №1 (Темы по выбору.)


Главные члены предложения.


Подлежащее и способы его выражения.


Сказуемое и его основные виды.


Простое глагольное сказуемое.



Составное глагольное сказуемое.



Составное глагольное сказуемое.


Согласование глагольного сказуемого с подлежащим.


Р/р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.



Составное именное сказуемое.


Согласование именного сказуемого с подлежащим.


Тире между подлежащим и сказуемым.


Повторение по теме «Главные члены предложения».



Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения» и его анализ.


Р/р. Бессоюзие и многосоюзие. Анализ текста.




Понятие о второстепенных членах предложения.


Определение (согласованные и несогласованные определения).


Синонимика согласованных и несогласованных определений.


Приложение.


Прямое и косвенное дополнение.


Обучающий диктант с предварительным анализом текста.


Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.


Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов.


Синтаксические функции инфинитива.


Однозначные и многозначные члены предложения.


Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение №2 (Темы по выбору.)



Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».


Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения».


Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.


Неопределенно-личные предложения.


Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений.


Р/р.Определение понятия. Сравнение. Анализ текста. (Приемы сжатия текста.)


Р/р. Контрольное (сжатое) изложение №2


Безличные предложения.


Р/р. Роль безличных предложений в речи: выражение состояния человека, природы, окружающей среды и т. д. (Анализ текстов)


Инфинитивные предложения.


Назывные (номинативные) предложения.


Именительный представления. Знаки препинания при именительном представления..


Повторение по теме «Односоставные предложения».


Проверочная работа (диктант).


Р/р.Микротема. Микротекст. Роль номинативных предложений в речи: художественное описание состояния природы, окружающей среды и др. (Анализ текстов)

Р.р. Заглавие как средство связи предложений в тексте.Стилистический характер односоставных предложений.


Повторение и систематизация материала по теме «Простое предложение».


Контрольное тестирование №1 по теме «Простое предложение»



Р/р. Сочинение на филологическую тему




Полные и неполные предложения.

Особенности строения полных и неполных предложений. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения.


Р/р Стилистический характер неполных предложений. Причины употребления неполных предложений в речи.


Р/р. Сочинение на заданную тему с предварительным анализом текста (упр.227).


ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(36+14р)

Осложненное предложение.


Предложения с однородными членами.


Союзы при однородных членах. Знаки препинания.


Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания


Однородные и неоднородные определения.


Р/р. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. Роль однородных членов предложения в речи.

(Анализ разных типов теста)


Р/р. Обращение как средство связи предложений в тексте. Анализ текста.


Р/р. Контрольное изложение №3 с предварительным анализом текста.



Обобщение и систематизация материала по предложениям с однородными членами.


Проверочная работа по теме «Предложения с однородными членами».


Понятие об обособлении. Общие условия обособления определений.



Обособление согласованных определений.

Стилистический характер причастных оборотов.


Обособление несогласованных определений.


Урок-зачет по теме «Обособленные определения»


Обособление приложений.



Р/р.Синтаксические средства сравнения. Приложение.


Самостоятельная работа по теме «Обособленные приложения»


Обособление дополнений.



Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов.


Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.


Практическая работа



Обособление уточняющих членов предложения.


Обособление уточняющих членов предложения .


Р.р.Стилистические характеристики обособленных членов предложения. Парцелляция.


Р/р. Контрольное сочинение №3( по выбору)




Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.


Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения.



Р/р. Изложение с предварительным анализом текста.


Р/р. Анализ изложения.


Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»


Контрольный диктант №4 по теме «Предложения с однородными и обособленными членами» и его анализ.



Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных компонентов.


Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.


Предложения с вставными компонентами (словами, словосочетаниями и предложениями), знаки препинания при них.

Предложения с вставными компонентами (словами, словосочетаниями и предложениями), знаки препинания при них.


Предложения с обращениями. Значение обращений.


Знаки препинания при обращении.



Повторение по теме «Предложениям с вводными и вставными компонентами, с обращениями».



Р/р. Обращение в эпистолярном жанре.


Р/р. Контрольное сочинение №4 на лингвистическую тему (в эпистолярном жанре)



СЛОВА-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(2)

Особенности слов-предложений.


Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания.



Принципы русского правописания.

(6+3р)


Принципы орфографии.




Принципы пунктуации.



Авторские знаки.


Повторение по теме «Принципы русского правописания»


Р/р. Изложение с элементами сочинения на филологическую тему.


Р/р. Анализ изложения с элементами сочинения на филологическую тему.


Жанры(6р.)



Р.р. Жанры: рецензия.


Р.р. Жанры: портретный очерк, сравнительная характеристика,

Р,р. Тезисный план.


Р.р. Репортаж, объяснительная записка.


Р/р. Сочинение-эссе



Повторение и обобщение

(12+5р)


Главные члены предложения. Подлежащее. Типы сказуемого

Второстепенные члены предложения.


Односоставные предложения. Виды.


Пунктуация при однородных членах предложения .


Р/р. Лингвистический анализ текста.


Р/р. Изложение с элементами сочинения



Постановка тире в простом предложении.



Обособление определений и приложений.


Простое осложненное предложение



Контрольное тестирование №2 и его анализ



Р/р. Анализ текста. Редактирование текста.



Предложения с вводными словами и предложениями.

Обобщение и систематизация изученного в 8 классе





1


1


1




1


1



3






1



2



1


2





1


1


1




1


1


1



1










1




1



1


1



1


1


1


1



1



1


1






2


1


2


1



2






1


2



1



1


2


1



2


2



1


1





1



1



1



1


1






1





1


1


1



1



1








1



1







1











1


1


2


1



1











1



1



1




1



1


1


2





1



2



1



1



1



1


1





1



2







1



2





1




2



1



1




1



1



1










1


1








2




2



1


1














1


1


1


1





1



1


1



2


1


2





























































































































































































































































































































































































Раздел IV. Содержание тем учебного курса

8 класс (175 часов)


Повторение(3+1р)

Синтаксис (5)

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями. Способы подчинительной связи.


Основные виды словосочетаний (9+2р.р.)

По характеру связи между словами (сочинительные и подчинительные); по характеру главного слова (глаголные, именные, наречные).

Цельные словосочетания.

Предложение (4+3р.р.)

Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопросы. Знаки препинания в конце предложений.


Простое предложение (47+17р.р.)

Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и распространенные. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные виды. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение, дополнение и обстоятельство и их разряды. Обособление второстепенных членов.

Синтаксические функции инфинитива.

Однозначные и многозначные члены предложения.

Односоставные предложения. Разновидности односоставных предложений, их роль в речи.

Стилистическая характеристика односоставных предложений.

Полные и неполные предложения, особенности их строения. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения, их стилистический характер. Причины употребления в речи.


Осложненное предложение (36+14р.р.)

Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложения в речи.

Предложения с обособленными членами.

Понятие об обособлении. Условия обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложения.

Стилистические характеристики обособленных членов предложения.

Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.

Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами предложения.

Предложения с вводными и вставными словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания.

Предложения с обращениями. Значение и место обращений в предложении. Знаки препинания.


Слова-предложения (2)


Особенности слов-предложений. Употребление в устной и письменной речи. Знаки препинания.

Принципы русского правописания (6+3р.р.)

Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки.


Жанры (6р.р.)

Рецензия, портретный очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная характеристика, дневниковые записи, объяснительная записка.

Повторение и обобщение (12+5р.р.)


Раздел V. Формы и средства контроля


Контрольные диктанты

Контрольный диктант №1

(входной контроль по тексту администрации)


Контрольный диктант №2 «Главные члены предложения»

Храм Покрова Богоматери


Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зеленым и желтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля.

Над этой путаницей церквей, домов, рощ и монастырей гордо вздымались кремлевские церкви и недавно отделанный храм Покрова Богоматери, который Иоанн заложил несколько лет тому назад в память взятия Казани и который мы знаем ныне под именем Василия Блаженного. Велика была радость москвитян, когда упали наконец леса, закрывавшие эту церковь. Предстала она во всем своем причудливом блеске, сверкая золотом и красками и удивляя взор разнообразием украшений. Любили православные украшать дома божии, но мало заботились о наружности своих домов. Жилища их почти все были выстроены прочно, из сосновых или дубовых брусьев, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами. (А. К. Толстой.) (125 слов.)


Грамматические задания.


1. Выпишите выделенные предложения, подчеркнув главные члены.

2. Определите способ выражения подлежащего.

3. Определите тип сказуемого и способ его выражения.


Контрольный диктает №3

(по тексту администрации)


Контрольный диктант №4. «Однородные и обособленные члены предложения»

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат волны, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, а на желтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, - все готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звездами небо.

(165 слов)(По М. Горькому)


Грамматическое задание


1 вариант.

Узкая, длинная1 коса терялась2 где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю4.

2 вариант.

Когда солнце начало спускаться2 в море, неугомонные1 волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег.4


Контрольное тестирование в 8 классе


Тестирование №1 по подготовке к ГИА


ВАРИАНТ 1


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6


(1) Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что должно стать нашим внутренним содержанием.

(2) Говорят, надо быть весёлым. (3) Но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. (4) Вечно сыпящий остротами молодой человек перестаёт восприниматься как достойно ведущий себя. (5) Он становится шутом.

(6) Не будьте смешными…

(7) Смешным можно быть во всём, даже в манере одеваться. (8) Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму – он смешон. (9) Чрезмерная забота о своей наружности сразу видна. (10) Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. (11) Женщина – это другое дело. (12) У мужчины же в одежде должен быть намёк на моду. (13) Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук – это достаточно. (14) Костюм может быть старый.

(15) В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. (16) Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества».

(17) Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумность.

(18) В своём поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д.С.Лихачёву)


А1. Как, по мнению Д.С.Лихачёва, надо вести себя в разговоре с другими людьми?

Быть весёлым, чаще шутить.

Стараться быть серьёзным, важным.

Уметь слушать других, уметь вовремя помолчать.

Стремиться стать «душой общества».


А2. Что значит, по мнению автора, «одеваться прилично»?

Тщательно подбирать костюм, рубашку и галстук по цвету.

Всегда быть в идеально чистой рубашке, чистой обуви, иметь свежий неяркий галстук.

Стараться приобретать только очень дорогие, эксклюзивные вещи.

Стремиться иметь в своём гардеробе самую модную одежду.


А3. Как следует понимать выражение «душа общества»?

Нелюдимый, замкнутый, неразговорчивый человек.

Образованный, начитанный человек.

Весёлый, общительный, легко вступающий в дружбу.

Пожилой, умудрённый опытом человек.


А4. Какой частью речи является слово ВОВРЕМЯ (предложение 15)?

1) предлог; 3) деепричастие;

2) союз; 4) наречие


В1. Из предложений 2-4 выпишите слово, в котором правописание ПРИСТАВКИ зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _____________________________


В2. Из предложений 2-4 выпишите ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова. ______________________________________


В3. Из предложений 7-10 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. ________________________


В4. Из предложения 3 выпишите его ОСНОВУ. _________________________


В5. Из предложения 9 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ____________________________________________


В6. Среди предложений 7-14 найдите ПРОСТОЕ НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ. Напишите его номер. ____________________


ВАРИАНТ 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6


(1) В приметах заключено много точного знания и поэзии. (2) Есть приметы простые и сложные. (3) Самая простая примета – это дым костра. (4) То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (5) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

(6) Глядя на дым, можно точно сказать, будет ли завтра дождь, ветер, или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. (7) Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. (8) Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. (9) И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

(10) Это всё несложные приметы. (11) Но есть приметы сложные и точные. (12) Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. (13) Это признак будущей ясной погоды.

(14) Иногда в безоблачный день вдруг перестаёт брать рыба. (15) Реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. (16) Это признак близкого и длительного ненастья. (17) Через день-два солнце взойдёт в багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

(К.Г.Паустовский)


А1. Какую погоду на завтра предсказывает обильная ночная роса?

Сильный снегопад, метель.

Безветренную и тёплую погоду.

Грозовой дождь.

Сильный порывистый ветер.


А2. В каком из предложений содержится СРАВНЕНИЕ?

1) 3; 2) 5; 3) 15; 4) 17


А3. Как следует понимать выражение «ОБЛОЖНЫЕ ДОЖДИ»?

1) Дожди, сопровождающиеся сильным, порывистым ветром.

2) Летние, короткие дожди, во время которых продолжает светить солнце.

3) Тропические ливни.

4) Долгие, томительные, нагоняющие сон.


А4. В каком из предложений содержатся АНТОНИМЫ?

1) 1; 2) 2; 3) 8; 4) 16


В1. Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _______________________________


В2. Из предложения 4 выпишите глагол II спряжения. ___________________


В3. Из предложения 17 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ. ___________________________________


В4.Из предложений 14-17 выпишите слова с безударными ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ гласными в корне. ____________________________


В5. Из предложения 7 выпишите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ. ____________________________________


В6. В данном предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при ДЕЕПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ.

Глядя на дым, (1) можно точно сказать, (2) будет ли завтра дождь, (3) ветер, (4) или снова, (5) как сегодня, (6) солнце подымется в глубокой тишине, (7) в синих прохладных туманах. __________________


ВАРИАНТ 3


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6


Воробей


(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня.

(3) Вдруг она уменьшила шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

(4) Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

(6) Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

(7) Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

(8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

(11) Мой Трезор остановился, попятился. (12) Видно, и он признал эту силу.

(13) Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

(14) Да, не смейтесь. (15) Я благоговел пред той маленькой, героической птицей, пред любовным её порывом.

(16) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С.Тургенев)


А1. Почему писатель поспешил отозвать собаку?

Трезор не ел воробьёв.

Писатель опаздывал домой к ужину.

Писателя восхитила смелость старого воробья.

Подул сильный ветер, и начался ливень.


А2. В каком из предложений содержится главная мысль текста?

1) 7; 2) 12; 3) 13; 4) 16


А3. Какое из слов является СИНОНИМОМ к слову БЛАГОГОВЕЛ

(предложение 15)?

1) переживал; 3) боялся;

2) восхищался; 4) надеялся


А4. В каком из предложений есть ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ?

1) 2; 2) 4; 3) 10; 4) 12

В1. Из предложений 1-5 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. _________________________________


В2. Из предложения 6 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _______________________________


В3. Среди предложений 11-17 найдите предложения, в которых союз И связывает ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Напишите их номера. __________________________


В4. Из предложения 8 выпишите словосочетание с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ. ___________________________________


В5. Среди предложений 8-16 найдите предложение с ВВОДНЫМ СЛОВОМ. Напишите его номер. __________________

В6. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

_____________________________________________________________________



ВАРИАНТ 4


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6


(1) В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. (2) Больше всего озёр с чёрной водой. (3) В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. (4) Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. (5) И вместе с тем вода в это озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.

(6) Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. (7) Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.

(8) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (9) Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде.

(10) В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. (11) В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

(12) Но большинство озёр – чёрные. (13) Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. (14) Бурая листва даёт тёмный настой. (15) Но это не совсем верно. (16) Цвет объясняется торфяным дном озёр – чем старее торф, тем темнее вода.

(К.Г.Паустовский)


А1. Чем следует объяснить чёрный цвет воды в озёрах?

1) Большим количеством опавших листьев, устилающих дно.

2) Грязной, мутной водой.

3) Торфяным дном озёр.

4) Особенными бактериями, обитающими в озёрах.


А2. В каком из предложений есть СРАВНЕНИЕ?

1) 2; 2) 6; 3) 8; 4) 10


А3. Какая из характеристик предложения 4 является верной?

1) двусоставное; 3) односоставное определённо-личное;

2) односоставное безличное; 4) односоставное неопределённо-личное


А4. В каком из предложений НЕТ ГЛАГОЛОВ?

1) 3; 2) 6; 3) 10; 4) 13


В1. Из предложений 6-7 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ безударными гласными в корне. ____________________________________


В2. Из предложений 8-11 выпишите слово, являющееся ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правила: в суффиксах прилагательных –ин-, -ан-, -ян- пишется одна буква Н. _____________________________________


В3. Из предложений 7-9 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.

____________________________


В4. Из предложения 5 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ________________________________


В5. Из предложения 6 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. _________________________________________________


В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую, разделяющую ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Трудно, (1) не видя, (2) представить себе этот насыщенный,(3) густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере,(4) так же как и в Чёрном, (5) совершенно прозрачная. _____________________________



ВАРИАНТ 5


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4, В1-В6


Человеческий коридор


(1) Это было в сорок первом году. (2) Тёмная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3) Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. (4) В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5) Была ночь.

(6) – Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, жёлтый от болезни человек.

(7) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.

(8) Мы стояли и смотрели на окна. (9) Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (10) Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (11) И нам было видно, как он нервно вздёргивает острые плечи. (12) И голос у него был слабый, голос чахоточного человека. (13) Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(14) А люди вдруг зашевелились. (15) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола чёрную толпу. (16) А потом мы увидели ещё: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (17) Человеческий коридор…

(18) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (19) А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный. (20) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (21) И яркий свет вдали. (22) Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краёв дымящиеся тарелки.

(А.И.Приставкин)


А1. Почему случай, произошедший в Челябинске в 1941 году, навсегда запомнился А.И.Приставкину?

1) Он в первый раз увидел незнакомый город.

2) Он был потрясён великодушием и самоотверженностью людей.

3) У него появилось много новых друзей, его сверстников.

4) Он в первый раз ехал на поезде.


А2. Какое средство художественной изобразительности писатель использовал в предложении 15?

1) эпитет; 3) олицетворение;

3) сравнение; 4) метафору


А3. Предложение 4 является простым односоставным

1) определённо-личным; 3) безличным;

2) неопределённо-личным; 4) назывным


А4.Какое из предложений является ПРОСТЫМ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫМ?

1) 5; 2) 8; 3) 14; 4) 18


В1. Из предложений 8-13 выпишите слова, правописание ПРИСТАВОК в которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. ____________________________________


В2. Из предложений 1-7 выпишите слово, в состав которого входят ДВА КОРНЯ. _______________________________


В3.Из предложений 18-22 выпишите ПРИЧАСТИЯ. ________________________________________________________


В4. Среди предложений 8-13 найдите предложение, в состав которого входит ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. Напишите его номер. ___________________


В5. Из предложения 10 выпишите словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ. ______________________________________


В6. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ______________________________________________________


ВАРИАНТ 6


Прочитайте текст и выполните задания А1-А4. В1-В6


(1) Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

(2) Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. (3) На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, а в воде плавали коряги.

(4) Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. (5) Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. (6) Лодка закачалась. (7)Рыба вынырнула снова. (8) Должно быть, это была гигантская щука. (9) Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

(10) Я ударил веслом по воде. (11) Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (12) Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. (13) Рыба шла рядом с лодкой.

(14) Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. (15) Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. (16) Она выла долго и скучно: волчата визжали и прятались за мать. (17) Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

(18) Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. (19) Она отскочила и рысцой побежала от берега. (20) И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

(21) Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

(К.Г.Паустовский)


А1. В каком из предложений содержится ответ на вопрос: «Почему большая рыба была опасна для рыбаков на резиновой лодке?»

1) 5; 2) 9; 3) 11; 4) 12


А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?

1) Огромная рыба была, скорее всего, щукой.

2) Спинной плавник рыбы был острый и мог распороть резиновую лодку.

3) На берегу, в куче хвороста, находилось волчье логово.

4) Эта рыбалка на Чёрном озере оказалась на редкость удачной.


А3. Какое из средств художественной изобразительности использовано автором в предложениях 4-9?

1) сравнения; 3) эпитеты;

2) олицетворения; 4) метафоры


А4. Запятые в предложении 1 служат для обособления

1) причастного оборота; 3) вводных слов;

2) деепричастного оборота; 4) уточняющих обстоятельств


В1. Из предложений 1-3 выпишите слова, правописание ПРИСТАВКИ в которых зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. _______________________________________

В2. Из предложений 14-17 выпишите слово с приставкой ПРИ-, которая имеет значение НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ. ___________________________


В3. Из предложений 14-15 выпишите слово с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне. ________________________


В4. Из предложения 9 выпишите его ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ. _____________________________________________________


В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ.


Там, (1) где мы спускали лодку, (2) на берегу, (3) на примятой траве стояла, (4) поджав хвост, (5) волчица с тремя волчатами и выла, (6) подняв морду к небу. ___________________________________________


В6. Из предложения 17 выпишите словосочетание с типом связи слов ПРИМЫКАНИЕ. _________________________________________________________________________



ОТВЕТЫ



Вар. 1

Вар. 2

Вар.3

Вар. 4

Вар. 5

Вар. 6

А 1

3

2

3

3

2

2

А 2

2

3

4

3

4

4

А 3

3

4

2

2

2

1

А 4

4

2

2

3

1

4



Вариант 1

Вариант 2

В 1

восприниматься

безветрие

В 2

весёлым, веселье

струится

В 3

подбирает

нагоняющие

В 4

веселье утомительно

коснутся, обложные

В 5

сразу видна

вечерняя роса

В 6

14

1



Вариант 3

Вариант 4

В 1

прораставшие

устилают, блестящую

В 2

черногрудый

оловянного

В 3

13, 16, 17

блестящую

В 4

громадным чудовищем

совершенно прозрачная

В 5

12

цвет хорош, листья слетают

В 6

он не мог усидеть

3



Вариант 5

Вариант 6

В 1

раздавали, вздёргивает

рассвете, истлевшие

В 2

многотысячная

примятой

В3

качающийся, дымящиеся

заросли

В 4

9

она могла задеть и распороть

В 5

потом встал

4, 5, 6

В 6

было тепло, раздавали

снова прошла



Тестирование №2. Итоговое тестирование ( по подготовке к ГИА)



А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. лаур…ат, комитет

  2. арт…ллерия, об…лиск

  3. арх…тектура, д…плом

  4. пр…вилегия, р…золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

  1. а…естат, кава…ерия

  2. пье…а, иску…ный

  3. бе…етристика, инте…ект

  4. конгре…, диску…ия

А3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. срЕдства, облегчИть

  2. щАвель, включИм

  3. красивЕе, повторИт

  4. инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

  1. через сутки

  2. машина нагружена

  3. кресло-качалка

  4. довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

  1. Знайте, что я всегда рад помочь вам.

  2. Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

  3. Команда будет выступать на своем поле.

  4. Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределенно-личным?

  1. Переходите улицу внимательнее!

  2. Мне вдруг сделалось страшно.

  3. И на обломках самовластья напишут наши имена!

  4. Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

  1. Пишу, читаю без лампады.

  2. Брат любит черный чай, а я – зеленый.

  3. Мне что-то не по себе.

  4. Суворов учил брать не числом, а уменьем.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

  1. Походка, голос, взгляд (…) все изменилось в Маше.

  2. В опасности забор (…) не препятствие.

  3. Твои слова (…) словно острый нож.

  4. У моего дедушки пять наград (…) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить только поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

  2. «Моя работа закончена, Паоло, - сказал он однажды. – Береги себя и возвращайся домой».

  3. Все здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далеком берегу.

  4. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» - думал я про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

  1. Джульетта ты как день!

  2. И невозможное возможно.

  3. Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

  4. Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.

  2. Хлеб берут одной рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

  3. Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

  4. Сад был окружен забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.


Пустив стрелу,

  1. она упала на купеческий двор.

  2. Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

  3. ее долго пришлось искать.

  4. Иван-царевич отправился на ее поиски.


Прочитайте текст и выполните задания В1 – В6 и С1.

1.В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернатора до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. 2.Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. 3. Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми.4. Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казенным учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». 5. Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. 6. Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно, преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.


В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении №1.

В2. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В3.Напишите № предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении 5.

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определенно-личным предложением. Напишите его №.

В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

С1.Напишите, какие произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина вы читали. Расскажите об одном из запомнившихся вам героев.



Контрольное сочинение №1 (Темы сочинений: "Мертвой природы не существует", "Земля – наш общий дом", "За что мы любим братьев наших меньших", "Приро­да не прощает ошибок" .)

Контрольное сочинение №2 (Темы по выбору: "Наши поступки следуют за нами", "То,

что идет от сердца, до сердца и доходит", "Ты в ответе за тех, кого приручил" (А. де

Сент-Экзюпери) .

Контрольное сочинение-рассуждение №3на лингвистическую тему: «Можно ли на письме обойтись без знаков препинания конца предложения?»


Контрольное сочинение №4: (Примерные темы для сочинений - рассуждений: «Что

делает жизнь человека счастливой?» «Верно ли, что человек – кузнец своего счастья?»

«Что делает нас людьми?» «Почему люди бывают недовольны собой?»)

Контрольное изложение №1

Как я покупал собаку


Я попросил товарищей присмотреть для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел себя вести дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что такая собака есть в городе Орехове-Зуеве. Продал хозяин ее не от нужды, а от обиды. Поблизости от города пропали тетерева и куропатки. Охотиться стало не на кого.

Огромный сеттер понравился мне сразу. Навстречу мне он приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

Хозяин назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял поводок и пристегнул к собачьему ошейнику.

К машине мы вышли с хозяином. Томка уселся на заднее сиденье. Когда машина тронулась с места, пес вздрогнул и оглянулся. Старый хозяин стоял у ворот, жена его вытирала платком глаза.

В квартиру Томка поднялся спокойно. Дома он весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стемнело, он встал, подошел ко мне. Положил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому покачиванию его тела я понял, что Томка дремлет.

Прошло полчаса… Ноги мои затекли, и я не выдержал.Взял пса за ошейник и слегка встряхнул. Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и открыл глаза. И вдруг… в его зрачках мелькнул ужас. Томка оскаил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

На третий день совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить пса: он слишком сильно любил прежнего хозяина. Он лежал в углу без сна, не притрагиваясь к еде. Тосковал, мучился. Я тоже мучился., потому что полюбил Томку за верность.

Я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозин приехал сразу ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги. Когда я открыл дверь, Томка не бросился к нему. Он лег и завилял хвостом. Закрыл глаза. Может быть, он боялся проснуться. Потом он, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему, наверное, это значило: «Я не могу жить без тебя. Хорошо, что ты вернулся».

Пес уехал с хозяином.

Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей не покупают за деньги. Дружбу и уважение надо заработать.

(По Б. Емельянову)


Контрольное изложение №2


ПАРК В СПАССКОМ-ЛУТОВИНОВЕ.

Парк в Спасском сейчас великолепен. Собственно, это не парк в строгом значении этого слова. В нем нет ни подстриженных деревьев, ни заморских растений, ни мраморных статуй в аллеях. Тургенев всегда называл его садом, но этот сад для писателя прекраснее любого из прославленных парков Европы.

В Спасском в полной мере можно почувствовать и красоту и обаяние природы средней полосы России. Вековые липы, березы, тополя, клены перемежаются лужайками, заросшими земляникой, в густой траве таятся белые фарфоровые чашечки ландышей, вдали от дорожек можно увидеть палевую шляпку подосиновика, а если повезет, то и целое семейство белых грибов.

Летом весь парк заполнен пением птиц. Их разноголосый хор любил слушать Тургенев, сидя на скамейке возле посаженного им самим молодого могучего дуба. Сейчас это огромный стопятидесятилетний великан, широко раскинувший свои ветви. В центральной части парка скрещенные липовые аллеи. Когда-то липы были посажены очень тесно, почти вплотную друг к другу, поэтому они так тянулись к солнцу. Высоко-высоко над головой задумчиво шумят их кроны. Шум листьев, голоса птиц – всё это не разрушает, а усиливает ощущение покоя, торжественности и тишины тургеневского сада.

Невдалеке от аллей "лесной зал", прямоугольная зелёная лужайка, окаймленная елями. От давних времен уцелели лишь пять огромных двухсотлетних деревьев. Ели особенно хороши зимой, когда их величественные остроконечные вершины четко рисуются на фоне зимнего неба, или в самом начале лета, когда трогательно зеленеют молодые бледно-голубоватые побеги на темных, заросших лишайником ветках.

С северо-востока парк окаймляет глубокий овраг, который оканчивается большим прудом. Дно оврага укрыто почти непроходимыми, дремучими зарослями черёмухи и ежевики, а на самом краю усадьбы темнеют остатки старой заброшенной плотины, сплошь застланные буйной порослью хмеля, малины, крапивы…

Спокоен и торжественно прекрасен июльской ночью большой усадебный пруд. Можно часами любоваться его затихшей гладью, слушать птичьи голоса и ждать рассвета. На ранней заре от плотины пруда обычно начинались и охотничьи путешествия Тургенева. (Б.Богданов.)


(Текст должен быть распечатан и лежать на каждой парте).

Задания к анализу текста:

Определите тип речи текста. Докажите, что это описание. (Одним из доказательств является то, что в тексте много однородных и неоднородных определений.)

Сколько смысловых частей в тексте? Докажите, что это смысловые части. Определите тип речи в каждой смысловой части. Озаглавьте смысловые части. Составьте план.

В каждой смысловой части укажите, сколько простых и сложных предложений в ней содержится, укажите однородные члены, докажите, что это однородные члены. Прокомментируйте пунктограммы при однородных членах. Найдите сочетания пунктуационных знаков. Прокомментируйте их.

Прокомментируйте постановку знаков препинания при обособленных определениях и

обстоятельствах.

Укажите второстепенные многозначные члены предложения. Объясните, почему они

имеют два значения.

Напишите сжатое изложение.

Контрольное изложение №3 ( (Текст должен быть распечатан и лежать на

каждой парте).


Прочитайте текст.


Вообразите себе человека лет сорока пяти, высокого, худого, с длинным и тонким носом, узким лбом, серыми глазками, взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами. Этот человек ходил зиму и лето в широком нанковом кафтане немецкого покроя, но подпоясывался кушаком; носил синие шаровары и шапку со смушками, подаренную ему в веселый час разорившимся помещиком. К кушаку привязывались два мешка, один спереди, искусно перекрученный на две половинки, для пороху и для дроби, другой сзади – для дичи…

Он бы легко мог на деньги, вырученные им за проданную дичь, купить себе патронташ и суму, но ни разу даже не подумал о подобной покупке и продолжал заряжать свое ружьё по-прежнему, возбуждая изумление зрителей искусством, с каким он избегал опасности просыпать или смешать дробь и порох.

Ружьё у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко "отдавать", отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой.

Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное созданье. Ермолай никогда её не кормил. "Стану я пса кормить, – рассуждал он, – притом пес – животное умное, сам найдет себе пропитанье". И действительно, хотя Валетка поражал даже равнодушного прохожего своей чрезмерной худобой, но жил, и долго жил; даже несмотря на своё бедственное положение, ни разу не пропадал и изъявлял желания покинуть своего хозяина.

Он обыкновенно сидел, подвернувши под себя свой куцый хвост, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался. (Известно, что собаки имеют способность улыбаться, и даже очень мило улыбаться.)…

Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя. Помещики старинного покроя не любят "куликов" и придерживаются домашней живности. Разве только в необыкновенных случаях, как-то: во дни рождений, именин и выборов повара старинных помещиков приступают к изготовлению долгоносых птиц и, войдя в азарт, свойственный русскому человеку, когда он сам хорошенько не знает, что делает, придумывают к ним такие мудреные приправы, что гости большею частью с любопытством и вниманием рассматривают поданные яства, но отведать их никак не решаются. (И. Тургенев)


  1. Определите тему текста. Озаглавьте текст.

  2. Определите тип речи. Укажите синтаксические конструкции, характерные для этого типа речи (двусоставные или односоставные предложения, типы сказуемых, виды осложнений).

  3. Сколько смысловых частей включает текст? Докажите, что это смысловые части. Определите тип речи в каждой смысловой части.

  4. Подробно охарактеризуйте осложнения в каждом осложненном предложении каждой смысловой части. Запишите алгоритм обозначения осложнений. Подробно прокомментируйте пунктограммы.

  5. Выпишите неизвестные вам слова, определите их значение по словарю.

  6. Выберите для орфографического анализа наиболее сложные с вашей точки зрения орфограммы.

  7. Напишите подробное изложение.

Контрольное изложение №4 с элементами сочинения


Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далекого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одну на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашептывает, что в этих широтах, под тропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несет он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте.

Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснет на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе темный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесется над водой маленькая серая петрель, направляясь к далеким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)(К. М. Станюкович)

Задания

1.Озаглавить текст (Утро на Атлантическом океане), пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: «Какие чувства вызывает у вас описание океана?»


Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5—9 клас­сы, -М. Дрофа, 2010.

2. В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. Сборник заданий. 8-9классы. –М., Дрофа,2013.

3. В.В.Бабайцева, М.И. Сергиенко. Рабочая тетрадь для 8 класса . –М., Дрофа,2012

4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.

5. Н.О.Крамаренко. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой.. – Волгоград, 2008.

6 Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. –М. Просвещение, 2007.

7 О.А.Финтисова. Русский язык. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской. – Волгоград, 2007.

8 Г.А.Богданова. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. –М. Просвещение, 2011.

9 Н.А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на- Дону, 2010.

10 Н.А.Сенина. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА. Ростов- на Дону, Легион, 2010.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!