Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНА ШМО учителей начальных классов МБОУ Братский УВК (протокол от «__24»_08._2021 г. № _01_) _________ И. В. Костючик | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УР МБОУ Братский УВК ___________ Л.В.Артеменко «__30_»____08_.______2021 г. | УТВЕРЖДЕНА приказ МБОУ Братский УВК от «__31___»___08._ 2021 г. № __475___ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ на 2021-2022 учебный год –3 класс базовый уровень Составлена учителем начальных классов Черкес Г. Ш. РЕКОМЕНДОВАНА Педагогический совет (протокол «__30___» __08.__ 2021 № _01__) | | |
с. Братское, 2021
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1576) (далее - ФГОС начального общего образования);
- примерной программы «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». М.: Просвещение, 2014»;
- учебников образовательной системы «Школа России» ( В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2014»), соответствующих Федеральному государственному стандарту начального общего образования и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
На изучение предмета русский язык отводится 4 ч в неделю. Принято решение (протокол педсовета № 01 от 30.08.2021) увеличить количество часов на 1 ч за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Итого на изучение предмета русский язык отведено 5 ч в неделю, всего 170 ч (34 учебные недели)
Распределение часов учебного времени в рабочей программе:
34 учебные недели х 5 часов в неделю = 170 часов в год.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия.
содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (170 часов)
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Обучающиеся научатся:
различать язык и речь;
объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь;
составлять текст по рисунку;
находить выразительные средства русской речи в поэтических строках
А. С. Пушкина.
Обучающиеся получат возможность научиться:
анализировать высказывания о русском языке (А. Куприна);
рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Текст. Предложение. Словосочетание (20 ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Признаки текст: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение (повторение, углубление представлений о предложении и диалоге).Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложение (общее представление).
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Обучающиеся научатся:
различать текст и предложение, текст и набор предложений;
определять тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста;
различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выделять в письменном тексте диалог;
наблюдать за значением предложений, различать их по цели высказывания (без терм);
соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Слово в языке и речи (22 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении). Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Обучающиеся научатся:
узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю;
распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте;
подбирать к слову синонимы и антонимы;
распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
группировать слова по типу орфограммы;
приводить примеры с заданной орфограммой;
излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану;
подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.
Состав слова (43 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей слова. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Обучающиеся научатся:
формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
различать однокоренные слова и синонимы;
находить чередующиеся звуки в корне слова;
различать сложные слова, находить в них корни;
формулировать определения окончания, приставки и суффикса;
выделять в словах основу слова;
проводить разбор слов по составу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
редактировать предложения с однокоренными словами;
подробно излагать содержание повествовательного текста по плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту;
объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Части речи (74 ч)
Повторение и углубление представлений. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Обучающиеся научатся:
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
классифицировать слова по частям речи, самостоятельно подбирать примеры;
составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе;
выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Обучающиеся получат возможность научиться:
находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение;
составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Повторение (9 ч)
Основные виды учебной деятельности. Формирование умений обобщения, классификации, перехода от внешнего контроля к самоконтролю.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Формы организации учебных занятий:
- фронтальная работа (до 10 минут на уроке). Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании.
- групповая работа. Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Она предусматривает работу в «небольших» группах (шесть и менее человек).
- парная работа. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля.
- индивидуальная работа. Самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов и тем | Учебные часы | Кол-во контрольных работ |
1. | Язык и речь | 2 | - |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 20 | 2 |
3. | Слово в языке и речи | 22 | 1 |
4. | Состав слова | 43 | 3 |
5. | Части речи | 74 | 5 |
6. | Повторение | 9 | 1 |
| Итого | 170 | 12 |
Приложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов МБОУ Братский УВК (протокол от «__24»_08_2021 г. № _01_) _________ И. В. Костючик | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ Братский УВК ___________ Л.В.Артеменко «__30_»____08_______2021 г. | УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ Братский УВК от «__31 »___08___2021 г. № __475___ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ к рабочей программе ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС Составлено учителем начальных классов Черкес Г. Ш. | | |
с. Братское, 2021
Русский язык
170 часов (5 часов в неделю)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во час | Примечания |
План | Факт |
1 | | | Язык и речь - 2ч. Виды речи. Её назначение. | 1 | |
2 | | | Для чего нужен язык? | 1 | |
3 | | | Текст. Предложение. Словосочетание – 20 ч. Что такое текст? | 1 | |
4 | | | Какие бывают тексты? | 1 | |
5 | | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
6 | | | Р.р Работа с деформированным текстом. | 1 | |
7 | | | Виды предложений по интонации. | 1 | |
8 | | | Контрольное списывание «Вечер в лесу» | 1 | |
9 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного. | 1 | |
10 | | | Обобщение знаний о видах предложений. | 1 | |
11, 12 | | | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 2 | |
13 | | | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |
14 | | | Простое и сложное предложение (общее понятие). | 1 | |
15 | | | Союзы в сложном предложении. | 1 | |
16 | | | Составление сложных предложений из двух простых. | 1 | |
17 | | | Р.р. Работа с деформированными предложениями | 1 | |
18, 19 | | | Словосочетание. | 2 | |
20 | | | Словосочетание и предложение. Обобщение знаний. | 1 | |
21 | | | Контрольный диктант «Осенью» (с грамматическим заданием.) | 1 | |
22 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного. | 1 | |
23 | | | Слово в языке и речи – 22ч. Лексическое значение слова | 1 | |
24 | | | Синонимы и антонимы | 1 | |
25, 26 | | | Омонимы. | 2 | |
27 | | | Слово и словосочетание. | 1 | |
28 | | | Что такое фразеологизмы | 1 | |
29 | | | Части речи. Имя существительное. Местоимение. | 1 | |
30 | | | Части речи. Имя прилагательное. | 1 | |
31 | | | Части речи. Глагол. | 1 | |
32, 33 | | | Имя числительное как часть речи. | 2 | |
34 | | | Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень» | 1 | |
35, 36 | | | Однокоренные слова | 2 | |
37, 38 | | | Правописание безударных гласных в корне слова. | 2 | |
39 | | | Согласные звуки | 1 | |
40 | | | Правописание парных звонких и глухих согласных | 1 | |
41 | | | Разделительный мягкий знак | 1 | |
42 | | | Итоговая контрольная работа за 1 четверть. Диктант с грамматическим заданием «Осенний лес» | 1 | |
43 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного | 1 | |
44 | | | Разделительный мягкий знак | 1 | |
45 | | | Состав слова – 43 ч. Как найти в слове корень? | 1 | |
46 | | | Чередование звуков в корне однокоренных слов. | 1 | |
47 | | | Сложные слова. | 1 | |
48, 49 | | | Формы слова. Окончание. | 2 | |
50, 51, 52 | | | Приставка. Значения приставок | 3 | |
53, 54, 55 | | | Суффикс. Значения суффиксов | 3 | |
56 | | | Основа слова | 1 | |
57 | | | Р.р. Обучающее сочинение по картине «В голубом просторе» | 1 | |
58, 59, 60 | | | Упражнение в разборе слов по составу. Проект «Семья слов» | 3 | |
61 | | | Контрольная работа. Тестирование «Состав слова» | 1 | |
62 | | | Работа над ошибками. В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | |
63, 64 | | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 2 | |
65 | | | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | |
66 | | | Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере- -оро-, -оло- | 1 | |
67, 68, 69 | | | Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 3 | |
70, 71, 72 | | | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 3 | |
73 | | | Удвоенные согласные. | 1 | |
74 | | | Удвоенные согласные. Проверочная работа. Словарный диктант. | 1 | |
75, 76, 77 | | | Правописание суффиксов и приставок. | 3 | |
78 | | | Итоговая контрольная работа за 2 четверть. Диктант «Зимний лес» (с грамматическим заданием ) | 1 | |
79 | | | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |
80 | | | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |
81, 82, 83 | | | Правописание приставок и предлогов. | 3 | |
84, 85, 86 | | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 3 | |
87 | | | Р.р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |
88 | | | Части речи – 74ч. Общее представление о частях речи. | 1 | |
89, 90 | | | Что обозначает имя существительное? Начальная форма | 2 | |
91 | | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | |
92 | | | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |
93 | | | Р.р. Подробное обучающее изложение повествовательного текста. | 1 | |
94 | | | Число имен существительных | 1 | |
95 | | | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | 1 | |
96 | | | Род имён существительных. | 1 | |
97 | | | Определение рода существительных в косвенных падежах. | 1 | |
98 | | | Имена существительные общего рода. | 1 | |
99, 100 | | | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 2 | |
101 | | | Контрольная работа. Тестирование «Имя существительное» | 1 | |
102 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного | 1 | |
103 | | | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | |
104 | | | Р.р. Обучающее сочинение по картине И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | |
105,106 | | | Изменение имён существительных по падежам. | 2 | |
107 | | | Несклоняемые имена существительные. | 1 | |
108 | | | Именительный падеж | 1 | |
109 | | | Родительный падеж | 1 | |
110 | | | Дательный падеж | 1 | |
111 | | | Винительный падеж имён существительных. | 1 | |
112 | | | Р.р. Подробное обучающее изложение повествовательного текста. | 1 | |
113 | | | Творительный падеж | 1 | |
114 | | | Предложный падеж | 1 | |
115 | | | Контрольное списывание «На рассвете» | 1 | |
116 | | | Работа над ошибками. Обобщение знаний о существительном | 1 | |
117 | | | Обобщение знаний о склонении существительных | 1 | |
118 | | | Обобщение знаний о склонении существительных. | 1 | |
119 | | | Понятие об имени прилагательном как части речи. | 1 | |
120 | | | Сложные прилагательные | 1 | |
121 | | | Роль прилагательных в тексте. | 1 | |
122 | | | Род имен прилагательных | 1 | |
123,124 | | | Правописание родовых окончаний имён прилагательных по родам. | 2 | |
125,126 | | | Число имен прилагательных | 2 | |
127,128 | | | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | |
129 | | | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. Диктант «Весна» (с грамматическим заданием ) | 1 | |
130 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного. | 1 | |
131,132 | | | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | |
133 | | | Обобщение изученного материала. | 1 | |
134 | | | Личные местоимения | 1 | |
135,136 | | | Личные местоимения третьего лица. | 2 | |
137 | | | Р.р. Обучающее сочинение по картине «Царевна-лебедь» | 1 | |
138,139 | | | Что обозначает глагол? | 2 | |
140,141 | | | Неопределённая форма глагола | 2 | |
142 | | | Р.р. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | |
143,144 | | | Число глаголов | 2 | |
145 | | | Времена глаголов | 1 | |
146 | | | 1 | |
147 | | | 1 | |
148 | | | 1 | |
149 | | | Времена глаголов. Проверочная работа. Словарный диктант. | 1 | |
150,151 | | | Правописание глаголов 2-го лица | 2 | |
152,153 | | | Род глаголов в прошедшем времени | 2 | |
154 | | | Р.р. Обучающее подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |
155,156 | | | Правописание частицы не с глаголами. | 2 | |
157 | | | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | 1 | |
158 | | | Контрольное изложение «Соловьиное гнездышко» | 1 | |
159 | | | Анализ работ. Повторение изученного | 1 | |
160,161 | | | Обобщение и систематизация знаний о глаголе. | 2 | |
162,163 | | | Повторение – 9 ч. Части речи: самостоятельные и служебные. | 2 | |
164,165 | | | Текст и предложение как единицы языка и речи. | 2 | |
166 | | | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием «Раннее утро» | 1 | |
167 | | | Состав слова. Разбор слов по составу. Работа над ошибками | 1 | |
168 | | | Состав слова. Разбор слов по составу. | 1 | |
169 | | | Слово и его лексическое значение. Словосочетание. | 1 | |
170 | | | Итоговый урок | 1 | |
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя начальных классов Черкес Гульнары Шукуриевны
по русскому языку в 3 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Тема урока | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприя- тие | Дата проведения по факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |