Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новоленинская средняя общеобразовательная школа «РАССМОТРЕНО» Руководитель МС _________/Шалапова ВД протокол № ___________ от «___»_________2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УР _________/Шулунова СГ «____»___________2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________/Барташкина ОВ Приказ №______________ от «___»_________2015 г. | Рабочая программа _________Основы религиозной культуры и светской этики________ название учебного курса, предмета, дисциплины ___________________________________________________________ учителя _______Ашахановой Екатерины Александровны_________ (Ф.И.О. учителя, квалификационная категория) Класс _______________________4_____________________________ Учебный год __________________2015-2016____________________ с. Новоленино-2015 |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторских программ для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». 4–5 классы: – М.: Просвещение, 2010 г. Обучение ведется по учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва «Просвещение», 2012 год. Рабочая программа предназначена для учащихся 4 класса, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». В данной программе представлен модуль «Основы светской этики».
Учебный курс «Основы светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель программы — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Содержание программы
Введение (1 час). Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина.
Тема 1. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов). Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Что значит быть моральным? Дружба. Творческие работы учащихся. Как презентовать свою творческую работу.
Тема 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (17 часов). Род и семья – исток нравственных отношений. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинения. Честь и достоинство. Совесть. Нравственные идеалы. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Семейные праздники. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Презентация творческих проектов.
Требования к уровню подготовки
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Подтема | Количество часов | Календарные сроки | Примечание |
1 | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час). | 1. Россия - наша Родина. | 1 | 01.09-04.09.15 | |
2 | 1. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов). | 2. Что такое светская этика? | 1 | 07.09-11.09.15 | |
3 | | 3. Мораль и культура. | 1 | 14.09-18.09.15 | |
4 | | 4. Особенности морали. | 1 | 21.09-25.09.15 | |
5-6 | | 5-6. Добро и зло. | 2 | 28.09-03.10.15 05.10-09.10.15 | |
7-8 | | 7-8. Добродетели и пороки. | 2 | 12.10-16.10.15 19.10-23.10.15 | |
9 | | 9. Свобода и моральный выбор человека. | 1 | 26.10-30.10.15 | |
10 | | 10. Свобода и ответственность. | 1 | 09.11-13.11.15 | |
11 | | 11. Моральный долг. | 1 | 16.11-20.11.15 | |
12 | | 12. Справедливость. | 1 | 23.11-27.11.15 | |
13 | | 13. Альтруизм и эгоизм. | 1 | 30.11-04.12.15 | |
14 | | 14. Что значит быть моральным? | 1 | 07.12-11.12.15 | |
15 | | 15. Дружба. | 1 | 14.12-18.12.15 | |
16 | | 16. Творческие работы учащихся. | 1 | 21.12-25.12.15 | |
17 | | 17. Как презентовать свою творческую работу. | 1 | 11.01-15.01.16 | |
18 | 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (17 часов). | 18. Род и семья – исток нравственных отношений. | 1 | 18.01-22.01.16 | |
19 | | 19. Нравственный поступок. | 1 | 25.01-29.01.16 | |
20 | | 20. Золотое правило нравственности. | 1 | 01.02-05.02.16 | |
21 | | 21. Стыд, вина и извинения. | 1 | 08.02-12.02.16 | |
22 | | 22. Честь и достоинство. | 1 | 15.02-19.02.16 | |
23 | | 23. Совесть. | 1 | 22.02-26.02.16 | |
24-25 | | 24-25. Нравственные идеалы. | 2 | 29.02-04.03.16 07.03-11.03.16 | |
26 | | 26. Образцы нравственности в культуре Отечества. | 1 | 14.03-18.03.16 | |
27 | | 27. Этикет. | 1 | 28.03-01.04.16 | |
28 | | 28. Семейные праздники. | 1 | 04.04-08.04.16 | |
29 | | 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | 11.04-15.04.16 | |
30 | | 30. Подведение итогов. Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | 18.04-22.04.16 | |
31-34 | | 31-34. Презентация творческих проектов. | 4 | 25.04-29.04.16 02.05-06.05.16 10.05-20.05.16 23.05-31.05.16 | |
Контроль знаний
Виды контроля | I | II | III | IV | Год |
Проектных работ | | | | 1 | 1 |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы для общеобразовательных учреждений А.Я. Данилюк. 4–5 классы: – М.: Просвещение, 2010 г. – 54 стр.
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 год. – 63 стр.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочный материал для общеобразовательных учреждений/под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012 год. – 240 стр.
4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012 год. – 27 стр.