СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Планета знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа и система уроков по окружающему миру для 2 класса, разработанные в соответствии с основными положениями ФГОС и ориентированные на работу по учебнику Г.Г Ивченковой, И.В. Потапова (М.: АСТ: Астрель, 2012), входящему в УМК "Планета знаний". Программа содержит развернутое календарно-тематическое планирование системы уроков. В рамках урока спланированы предметные и личностные результаты, метапредметные УУД, сформулированы педагогические цели, предложены традиционные и инновационные формы деятельности, способствующие развитию познавательной активности, коммуникативных умений, позволяющие осуществлять регулятивно-оценочные функции, находить пути решения учебно-практических задач.

Просмотр содержимого документа
«1 окр мир»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3

города Лебедянь Липецкой области



СОГЛАСОВАНО

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания МО учителей начальных классов

От ___.___. ______ № _____

Протокол педагогического совета

От ___.___. ______ № _____

Приказ МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь

От ___.___. ______ № _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


для 1 класса


на 2015-2016 учебный год












Составлена

учителем начальных классов

Турсуновой О.А.



г. Лебедянь

2015



Паспорт рабочей программы

Тип программы


Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы


Рабочая программа учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;


Авторская программа И.В. Потапова, Г.Г.Ивченковой, «Окружающий мир»УМК «Планета знаний», Москва «Астрель», 2012 год


Категория обучающихся


Обучающиеся 1Б класса МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь

Сроки освоения программы


1 год

Объём учебного времени


66 часов

Форма обучения


очная

Режим занятий


2 часа в неделю




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Задачи:

• систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

• формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

• знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

• социализация ребёнка;

• развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

• воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

• формирование самостоятельной познавательной деятельности;

• развитие мышления, воображения и творческих способностей;

• формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

• формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

• формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

• формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

• формирование основ экологической культуры;

• патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.


Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа; сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской):

Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:

1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.

2.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).

4.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

6.Приказ Министерства образования РФ от 08. 06.2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.

7. Основная образовательная программа НОО МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2015-2020 уч. гг.

8. Авторская программа И.В. Потапова, Г.Г.Ивченковой, «Окружающий мир» УМК «Планета знаний», Москва «Астрель», 2012 год


9. Учебные планы МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь, утвержденные приказом МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь. № 141 от 31.08.2015 г.

10.Годовой календарный график МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь на 2015-2016 уч. год (Приказ № 144 от 31.08.2015 г.)

11.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г.Лебедянь (утверждено приказом МБОУ СОШ № 3 г. Лебедянь от 18.02.2013 г. « 26 с последующими изменениями).

12. Приказа МБОУ СОШ № 3 г. Лебедянь № 154 от 01.09.2015 г. «Об утверждении перечня учебников»

13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г.

Сведения о программе

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009 г, Примерной образовательной программы начального общего образования 2010 г, программы И.В. Потапова, Г.Г.Ивченковой, «Окружающий мир». Сборник рабочих программ « Планета знаний». 1-4 классы. Для реализации программного содержания используются:

Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию учащихся.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям ФГОС начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и места человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Историко-обществоведческие знания необходимы для фор­мирования каждого человека как культурного и об­разованного гражданина своей страны. Пропедевтические знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на формирование .

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.

В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека. Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2-м классах учащиеся получают первые представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.

При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.

В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.

В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место выходит практико-ориентированная деятельность и работа с учебными текстами.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;

В первом классе — 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели).

Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Предметные уроки – 7

Экскурсии – 7

Практические работы – 10

Опыты и наблюдения – 17

Проверочные работы - 4

Примерное распределение часов по четвертям

Класс

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

Год

1 класс

18 ч

16 ч

18 ч

14 ч

66 ч

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются: комбинированные уроки, урок – игра (дидактические, ролевые), урок – беседа, урок – путешествие, урок - экскурсия, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.


Технологии обучения

Учебный предмет «Окружающий мир» УМК «Планета знаний» обеспечивает возможность реализации новых педагогических технологий, таких как:

  • проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);

  • развивающее обучение (развитие личности и её способностей);

  • дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);

  • игровое обучение (обеспечение личностно- деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Виды и формы контроля

В 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт освоения основных вопросов курса окружающего мира каждым учеником, выбирая форму учёта по своему усмотрению. В основном проверка знаний учащихся проводится в виде тестирования и фронтального и индивидуального опроса.

Проверка и оценка усвоения программы.

Практические работы – 10

Опыты и наблюдения – 20

Проверочные работы - 4


Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

  • понимание своей сопричастности к жизни страны;

  • понимание красоты окружающего мира.


Предметные

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;

  • различать и называть части растений;

  • ухаживать за комнатными растениями;

  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;

  • различать и называть основные части тела человека;

  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;

  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;

  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);

  • называть основные возрастные периоды жизни человека;

  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  • рассказывать о способах движения и питания животных;

  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;

  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;

  • рассказывать, как развивается растение из семени;

  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;

  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

  • приводить примеры видов труда людей;

  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;

  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;

  • воспроизводить гимн России.


Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;

  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;

  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта


Информация об используемом учебнике

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Окружающий мир:1 класс Учебник / Г.Г.Ивченкова,И.В. ПотаповМ.: АСТ, Астрель. 2011

Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» включает учебник, две рабочие тетради, тетрадь с проверочными работами, а также электронный учебник.

Учебник включает четыре раздела: «пришла пора учиться», «Человек», «Природа в жизни человека», «Человек среди людей». Таким образом, в учебнике представлены две составляющие: социальная (человек и общество) и природоведческая (человек и природа).

Раздел «Пришла пора учиться» является вводным к курсу и обеспечивает адаптацию ребенка к школе. В процессе его изучения учащиеся знакомятся с одноклассниками, профессиями работников школы, устройством здания и двора школы, правилами поведения в школе: учащиеся узнают о значении распорядка дня, изучают правила безопасного движения.

В разделе «Человек» дети получают первые представления о строении человека, знакомятся с правилами здорового образа жизни. Задачей раздела является воспитание заботливого отношения к старикам и детям младшего возраста.

В разделе «Природа в жизни человека» дети получают первоначальные представления о живой и неживой природе, многообразия ее объектов и явлений. Изучение данного раздела позволяет обратить внимание на эстетическую ценность природы. Экологическая направленность содержания этого и других разделов позволяет формировать представления о необходимости бережного отношения к природе, к самому себе и другим людям.

В разделе «Человек среди людей» основное внимание уделяется знакомству первоклассников с правильными отношениями между людьми, среди которых они растут и развиваются. Дети получают представления о безопасной жизнедеятельности дома, на улице, в общественных местах. Дети знакомятся с государственной символикой России.

Каждый раздел учебника начинается с маршрутного листа, в котором отражен логика его изучения. Разделы завершаются рубрикой «Мозаика заданий» и листами проектной деятельности. Проектной деятельности посвящены специальные развороты учебника. В конце учебника представлен справочник, позволяющий детям научиться самостоятельному поиску необходимой информации, на который направлены специальные задания.

Рабочие тетради являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта.




Просмотр содержимого документа
«2 окр.мир»

Содержание рабочей программы


Наименование темы (разделы)

Содержание учебного материала

(дидактические единицы)

Планируемые результаты

( предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Контрольные мероприятия

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД


1-я четверть, 18 часов

«Пришла пора учиться», 13 часов

1

Вводный урок. «Что такое Окружающий мир»


Знакомство с учебником

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть и различать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность

- Объяснять значение изучения предмета «Окружающий мир»

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Формировать основы экологической культуры, природоохранного поведения


2

Ты и твоё имя

Знакомство друг с другом. Новый статус ребёнка: «Я – ученик, школьник»

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Дать первое представление о справочной литературе

Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике учебника.

Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог


Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности.


3

Экскурсия «Твоя школа»

Знакомство с помещениями школы и правила поведения в них

Познакомить детей с устройством здания школы. Познакомить с правилами поведения в школе;

Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).


Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, выполнять их

Воспитание чувства гордости за школу воспитывать уважительное отношение к работникам школы;


4

Твоя школа


Правила поведения в школе

Правилами поведения на уроке и убеждение в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.


Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).


Воспитывать чувство гордости за школу воспитывать уважительное отношение к работникам школы;

Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе


5

Экскурсия «Во дворе школы»

Знакомство с планировкой школьного двора и правила поведения в нём

Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы;



Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице

воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.


6

Во дворе школы»

Школьный двор. Что такое окружающий мир. Способы познания окружающего мира.

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы



Оценивать своё поведение и поведение других детей в школе, во дворе школы, на улице

воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора


7

Экскурсия «Вот и лето прошло»

Знакомство с сезонными изменениями в природе.

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени, сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью.



Формировать умение работать в группах

Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с окружающим миром.

наблюдение

8

Вот и лето прошло

Похолодание листопад

Отлёт птиц

Подготовка зверей к зиме

Уточнить и систематизировать представления детей об изменениях в природе ранней осенью; закрепить представления, полученные во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради. Учить детей наблюдать и сравнивать

Сопоставлять признаки предметов и явлений, определять сходства и различия.



Формировать основы экологической культуры, природоохранного поведения.

наблюдение

9

Экскурсия «Дорога в школу»

Изучение правил дорожного движения

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.


Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).


Выбирать форму участия в проектной деятельности


Развивать творческие способности детей. Формировать установки на безопасный образ жизни

наблюдение

10

Дорога в школу

Правила дорожного движения

Объяснять значение некоторых дорожных знаков. Отрабатывать правила дорожного движения; познакомить с опасностями, которые могут возникнуть при нарушении этих правил

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).


Выбирать форму участия в проектной деятельности.


Работать в малых группах (в парах)

Развивать творческие способности детей Развивать творческие способности детей. Формировать установки на безопасный образ жизни.


11

Твой распорядок дня

Формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь». Знакомство с распорядком дня

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня. Объяснить необходимость соблюдения распорядка дня;


Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность)Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).


учить детей правильно распределять время


Формировать установки на здоровый образ жизни.


12-

Экскурсия «Осень»

Продолжать знакомить детей с осенними изменениями. Узнавание, соотнесение, сравнение, классифицирование растений, животных

Показать красоту осенней природы; продолжить знакомство с осенними изменениями в природе.

.


Учить работать в группах

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства.

наблюдение

13

Осень

Осенние изменения в природе

Закрепить полученные на экскурсии представления об изменениях в природе осенью.

Учить детей сравнивать и обобщать; развивать внимательность и наблюдательность. Развивать творческие способности детей



Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства.

Проверочная работа № 1

ПРОЕКТ

«Человек», 13 часов

14

Как ты рос

Знакомство с основными возрастными периодами жизни человека. Выявление особенностей облика человека в разные возрастные периоды

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами жизни человека и показать их особенности.

Развивать умение общаться друг с другом, работая в парах.



Учить фиксировать результаты своей деятельности в рабочей тетради. Подбирать фотографии родственников и устанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).


Воспитывать заботливое отношение к старикам и детям младшего возраста.


15,

16

Как ты воспринимаешь мир

Значение органов чувств в жизни человека

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств, объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств. Показать значение органов чувств в жизни человека и тренировать их с помощью различных упражнений.



Развивать коммуникативные умения, умение находить необходимую информацию в справочнике, размещенном в учебнике

Формировать установки на здоровый образ жизни. Формирование эмпатии. Как понимания чувств других людей и сопереживание им

Практическая работа

Опыт и наблюдение

17

Твоё тело

Знакомство с внешним строением человека, с отделами тела и их основными частями. Значение осанки

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Дать элементарное представление о внешнем строении человека и познакомить с важнейшими функциями его отделов и органов. Раскрыть значение правильной осанки, показать необходимость занятий физкультурой и спортом.

Развивать внимание, память и творческие способности



Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой. Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.


Формировать установки на здоровый образ жизни.

наблюдение

18

Как ты питаешься

Здоровье и питание. Понимание значения правильного питания в жизни человека. Памятка правильного питания

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки, придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Учить детей сравнивать и классифицировать предметы (на примере продуктов питания). Развивать воображение и творческие способности, учить работать со справочником



Формировать установки на здоровый образ жизни.

Практическая работа

2-я четверть, 14 часов

19-20

Твоя одежда

Три аспекта значения одежды для человека. Значение соответствия одежды профессии, роду занятий

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам. Показать значение одежды для человека: гигиеническое, эстетическое, профессиональное..



Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору)

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства при выборе одежды.

Практическая работа

21-22

Будь здоров

Соблюдение основных гигиенических правил. Сравнение понятий «здоровье» – «болезнь». Причины инфекционных заболеваний

Познакомить детей с основными правилами гигиены и убедить в необходимости их соблюдения. На элементарном уровне познакомить с причинами инфекционных заболеваний; уточнить и систематизировать знания детей о предметах личной гигиены и их назначении. Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их. Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).




Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.



Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.

Формировать установки на здоровый образ жизни.

Опыт и наблюдения

Практическая работа

23-24

Твоё настроение

Эмоциональное состояния человека и его изменение в зависимости от ситуации

Развивать эмоциональную сферу ребенка; учить понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его в процессе общения. Раскрыть значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека; познакомить с некоторыми элементарными приемами управления собой. Учить выражать свое отношение к миру в рисунках

Оценивать свое эмоциональное состояние и выполнять элементарные приемы управления собой.

Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.


Формировать способности самоанализа и самоконтроля. Развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения. Формировать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживания им.

Наблюдение.

Практическая работа

25-26

Будь

внимательным

Значение внимания и памяти в жизни человека

Показать значение внимания и памяти в жизни человека; тренировать внимание и память учащихся в разнообразных видах деятельности. Проверить усвоение учебного материала по разделу «Человек».

-Развивать творческие способности учащихся, включая их в проектную деятельность

оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.

Осваивать нормы поведения при работе в парах

Формировать способности самоанализа и самоконтроля. Развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения. Формировать эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживания им.


Проверочная работа № 2


«Природа в жизни человека», 23 часа


27

«Полна природа удивления»

Дать представление и живой и неживой природе, явлениях природы. Эмоциональное воздействие природы на человека

Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями. Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам. Обсуждать правила поведения в природе и выполнять

Учить работать со схемами; развивать внимательность и наблюдательность. Получать информацию с помощью схем и рисунков


Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.


наблюдение

28-29

Вода и воздух

Вода и воздух – главные условия жизни на земле. Обсуждение результатов опыта и значения воды в жизни человека, растений. Демонстрация опыта, доказывающего наличие воздуха «везде»

Познакомить с правилами постановки опытов по замерзанию воды, таянию льда и снега и др.; раскрыть значение умения проводить опыты. Показать значение воды в жизни человека и необходимость бережного отношения к ней





Самостоятельно проводить простейшие опыты; делать выводы на основе наблюдаемых явлений



Формировать основы экологической культуры, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нарасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Опыт и наблюдение

30

Экскурсия «Зима»

Знакомство с зимними явлениями в природе. Измерение глубины снежного покрова. Наблюдение за растительным и животным миром

Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе;

Организовать наблюдения за животными (птицы, звери);

Проводить простейшие наблюдения под руководством учителя; делать выводы на основе наблюдаемых

явлений.



Формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.

включить детей в природоохранительную деятельность

наблюдение

31

Зима

Зимние явления в природе, характерные признаки зимы, состояние деревьев зимой, зимующие птицы

Особенности времен года. Труд людей зимой

Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать; Выбирать форму участия в проектной деятельности




Формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.

включить детей в природоохранительную деятельность

Развивать творческое воображение учащихся

Формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.

включить детей в природоохранительную деятельность

Практическая работа

32

Времена года

Обобщение и систематизация знаний детей о сезонных явлениях в природе

Понимание связей живой и неживой природы

Учить выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать



Развивать творческое воображение учащихся

Формировать представление о красоте природы и умение выражать это словами.

включить детей в природоохранительную деятельность


3-я четверть, 17 часов

33-34

Как устроено

растение

Понимание обобщённого представления «растение» – живое существо, внешнее строение растения, его части

Называть части растения; сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Познакомить детей со строением растения на примере цветкового растения.

Получать информацию с помощью схем и рисунков.


Распределять роли при выполнении задания в парах, фиксировать правильные ответы и ошибки в таблице, оценивать количество ошибок.

Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.

Практическая работа.

Наблюдение

35-36


Деревья, кустарники, травы

Знакомство с существенными признаками жизненных форм растений, основные признаки

Познакомить детей с основными жизненными формами растений.

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности лиственных и хвойных деревьев.

Продолжать учить работать со схемами и справочником учебника. Продолжать формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать; продолжать



формирование умений работать в парах

Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.


37,

38

Как развивается растение

Дать представление о разнообразии семян растений. Развитие растений из семян, выявление необходимых условий для произрастания семян

Познакомить с разнообразием семян и их значением в жизни растения. Формировать знания об условиях развития растения из семени; познакомить детей с последовательностью развития растения из семени

Проводить опыты по проращиванию семян фасоли, черенков домашних растений, луковиц; вести наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради




Формировать познавательную деятельность учащихся на основе самостоятельного проведения наблюдений и опытов.

Опыт и наблюдения

39

Растения в нашем классе

Дать представление о многообразии комнатных растений, знакомство с правилами ухода за ними

Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.


Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями



Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Учить понимать красоту окружающей природы и выражать ее в словесной и изобразительной форме


40

Растения в нашем классе

Проведение опытов по выращиванию комнатных растений, практические работы по уходу за ними. Правила ухода

Познакомить учащихся с разнообразием комнатных растений и правилами ухода за ними.

Учить фиксировать результаты наблюдений за растениями



Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Учить понимать красоту окружающей природы и выражать ее в словесной и изобразительной форме


41-42

Насекомые, птицы, рыбы, животные

Знакомство с разнообразием животного мира, формирование знаний об основных группах (классах) животных, насекомых, рыб

Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Приводить примеры насекомых, рыб, птиц и зверей, называть основные признаки каждой группы; определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Выявить у детей имеющиеся знания о животных. Познакомить с основными признаками групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).


Развивать умение концентрировать внимание Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их



Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.


43-44

Жизнь животных

Знакомство с основными проявлениями инстинкта – питанием, движением, знакомство с разнообразием животного мира, знакомство со способами питания

Характеризовать поведение наблюдаемых животных. Определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Познакомить детей с основными жизненными проявлениями животных — движением и питанием. Уточнить и систематизировать представления, полученные в процессе наблюдений за животными. Познакомить с некоторыми способами добывания пищи животными



Обсуждать правила поведения в природе и выполнять

Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.

наблюдение

45-46

Домашние

животные

Многообразие домашних животных и их значение в жизни человека, классификация животных

поведение наблюдаемых животных. Определять принадлежность животных к группам по тому или иному признаку. Объяснять различие между дикими и домашними животными. Составлять Красную книгу (по материалам учебника и рабочей тетради), дополнять ее.



Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Показать необходимость заботы человека о животных

наблюдение

47-48

«Береги природу, человек»

Формирование представления о характере взаимодействий человека и природы

Формировать первоначальные представления о взаимодействии человека и природы. Показать влияние природы на здоровье и эмоциональное состояние человека. Вывести правила поведения в природе, опираясь на опыт первоклассников



Выбирать форму участия в проектной деятельности

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их

Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.

Проверочная работа № 3

49

Резервный урок









4-я четверть, 16 часов

«Человек среди людей», 16 часов

50

«Наша Родина»

Понятие «Малая Родина». Наша страна – Россия. Народы России. Права и обязанности граждан страны Символика страны: герб, флаг, гимн, столица

Дать первое представление о России, ее населении, столице, исторических изменениях в облике столицы, о некоторых достопримечательностях столицы и других городов. Познакомить с государственной символикой России (герб, флаг); сформировать представление о малой родине; Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населенных пунктов России.

Развивать пространственные представления. Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).




Воспитывать чувство патриотизма.

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.


52

Наш дом

Сформировать представление о разнообразии населённых пунктов (город, посёлок, деревня, село)

Называть свой домашний адрес; пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего проживания.

Совершенствовать умение задавать вопросы и отвечать на них. Развивать у детей творческие способности



Воспитывать чувство гордости за город, в котором мы живём, приобщать детей к культурным и историческим традициям родного города


54

Наши

родственники

Что такое «семья», кто занимается по дому хозяйством, занятие семьи в свободное время. История моей семьи

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших; рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга. Приводить примеры профессий людей. Познакомить с разнообразием занятий людей, их профессиями


Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей, самостоятельно выполнять некоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).



Воспитывать чувство уважения и любви к своим родственникам, оказывать взаимопомощь в семье


55-56

Хороший день

Организация выходного дня в семье. Семейные праздники и их проведение

Продолжить формирование представлений о правильных взаимоотношениях в семье.. Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их. Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Развивать речь и творческие способности детей. Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике. Моделировать обстановку комнаты ученика.




Формировать осознание своей семейной принадлежности, чувства гордости за свою семью, историю и традиции семьи. Осознавать принадлежность семьи к единому народу


57

Экскурсия в природу «Весна»

Знакомство с весенними изменениями в природе, наблюдение за растениями, за поведением птиц

Организовать наблюдения за жизнью раннецветущих растений и поведением птиц.. Продолжить формирование умений фиксировать наблюдаемые явления в рабочих тетрадях.

Развивать чувство прекрасного. Уточнить и систематизировать представления детей, полученные на экскурсии. Продолжить обучение сравнению и классификации. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности



Формировать основы экологической культуры. Здоровьесбе-регающего поведения в природе.

наблюдение

58

Весна

Весенние изменения в живой и неживой природе (таяние снега, листья на деревьях и др.)

Правила поведения в природе. Понимание связи живой и неживой природы

Продолжить обучение сравнению и классификации. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности



Формировать основы экологической культуры

Опыт и наблюдение

59-60

Наша

безопасность

Познакомить с опасностью в жилых помещениях (пожар), на улице, в подъезде, лифте

Дать представление о факторах, которые могут угрожать безопасности детей (автотранспорт, ядовитые вещества, режущие и колющие предметы и т.д.). Познакомить детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице. Отрабатывать правильное поведение учащихся в ролевых играх, а также используя задания учебника и рабочих тетрадей

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты). Моделировать ситуации, при которых нужно обратиться в «Пожарную охрану», «Милицию», «Скорую помощь», участвовать в ролевых играх на тему «Безопасное поведение

Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций, обсуждать правила их предупреждения.


Формирование установок на безопасный, здоровый образ жизни.

Практическая работа

61-62

Будем вежливы

Познакомить с правильными отношениями между людьми, этические нормы поведения Этические нормы поведения в гостях, общественных местах

Формировать умение общаться с людьми; формировать культуру чувств учащихся; объяснить недопустимость грубости, бестактности, равнодушия. Развивать внимание к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых и умение оценивать его



Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Участвовать в коллективной подготовке стенда или фотоальбома, изготовлении книжки-самоделки или сборе коллекции по теме «Люди и их занятия» (проектная деятельность по выбору)

Формировать знание основных моральных норм поведения

Практическая работа

63

Мы едем, едем, едем

Виды транспорта .Правила поведения в общественном транспорте. Правила дорожного движения

Систематизировать знания детей о различных видах транспорта; отрабатывать правила поведения в транспорте в игровых ситуациях. Развивать умственные и творческие способности учащихся

Развивать умственные и творческие способности учащихся


Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям, обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.


Формировать знание основных моральных норм поведения

Практическая работа

64-65

Скоро лето

Неживая и живая природа. Понимание связи живой и неживой природы. Правила поведения в природе


Продолжить обучение сравнению и классификации. Развивать внимательность, наблюдательность и творческие способности




Проверочная работа № 4

Резервный урок - 1



Просмотр содержимого документа
«3 Учебно»

Учебно-тематический план


Четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов по программе

Количество часов на контрольные мероприятия

1 четверть

(18 часов)

Пришла пора учиться

13

Наблюдение – 4

Проверочная работа № 1

Человек

5

Практическая работа – 2

Наблюдение - 2

2 четверть

(16 часов)

Человек

8

Практическая работа – 3

Наблюдение – 2

Проверочная работа № 2

Природа в жизни человека

8

Наблюдение – 3

Практическая работа - 1

3 четверть

(18 часов)

Природа в жизни человека

15

Практическая работа – 1

Наблюдение – 4

Человек среди людей

3

Проверочная работа № 3

4 четверть

(14 часов)

Человек среди людей

14

Практическая работа – 3

Наблюдение – 2

Проверочная работа № 4

Всего:


66

Практическая работа – 10

Наблюдение – 17

Проверочная работа -4





















Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 1 класса

знать/понимать

  •  название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

  •  государственную символику России; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

  •  общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья;

  •  основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  •  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

 установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  •  ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.














Литература и средства обучения:


Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2012г.

Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2014г.

Г.Г.Ивченкова. Обучение в 1 классе по учебнику «Окружающий мир». - М.: АСТ, «Астрель». 2014г.


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Стандарт начального образования и документы по его реализации.

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений.


Интернет ресурсы:

--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru

- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok

- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193

- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/




Лист внесения изменений в рабочую программу


№ п/п

Тема( темы) урока

Причина корректировки

Способ, форма корректировки

Согласование с администрацией школы



























Просмотр содержимого документа
«4 КАЛЕНДАРНО»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в теме

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата планируемая

Дата фактическая

1 четверть – 18 ч.

1

1

«Пришла пора учиться», 13 часов

Вводный урок. «Что такое Окружающий мир»


1

УИПЗЗ



2

2

Ты и твоё имя

1

УИПЗЗ



3-4

3-4

Экскурсия «Твоя школа»

Твоя школа

2

УИПЗЗ



5-6

5-6

Экскурсия «Во дворе школы»

Во дворе школы

2

УИПЗЗ



7-8

7-8

Экскурсия «Вот и лето прошло»

Вот и лето прошло

2

УИПЗЗ



9

9

Экскурсия «Дорога в школу»

1

УИПЗЗ



10

10

Дорога в школу

1

УЗНЗВУ



11

11

Твой распорядок дня

1

УИПЗЗ



12-13

12-13

Экскурсия «Осень»

Осень

2

УОСЗ



14

1

«Человек», 13 часов

Как ты рос

1

УИПЗЗ



15

2

Как ты воспринимаешь мир

1

УЗЗВУ



16

3

Как ты воспринимаешь мир

1

УЗЗВУ



17

4

Твоё тело

1

УИПЗЗ



18

5

Как ты питаешься

1

УИПЗЗ



2 четверть – 14 часов

19

6

Твоя одежда

1

УИПЗЗ



20

7

Твоя одежда

1

УЗЗВУ



21

8

Будь здоров

1

УИПЗЗ



22

9

Будь здоров

1

УОСЗ



23

10

Твоё настроение

1

УИПЗЗ



24

11

Твоё настроение

1

УЗЗВУ



25

12

Будь

внимательным

1

УИПЗЗ



26

13

Будь

внимательным

1

УЗЗВУ



27

1

«Природа в жизни человека», 23 часа

«Полна природа удивления»

1

УИПЗЗ



28, 29

2, 3

Вода и воздух

2

Урок-наблюдение



30

4

Экскурсия «Зима»

1

УИПЗЗ



31

5

Зима

1

УЗЗВУ



32

6

Времена года

1

УОСЗ



3 четверть – 18 часов

33-34

7-8

Как устроено

растение

2

УИПЗЗ



35

9

Деревья, кустарники, травы

1

УИПЗЗ



36

10

Деревья, кустарники, травы

1

УЗЗВУ



37

11

Как развивается растение

1

УИПЗЗ



38

12

Как развивается растение

1

УЗЗВУ



39

13

Растения в нашем классе

1

УИПЗЗ



40

14

Растения в нашем классе

1

Практический урок



41

15

Насекомые, птицы, рыбы, животные

1

УИПЗЗ



42

16

Насекомые, птицы, рыбы, животные

1

УЗЗВУ



43

17

Жизнь животных

1

УИПЗЗ



44

18

Жизнь животных

1

УОСЗ



45

19

Домашние

животные

1

УИПЗЗ



46

20

Домашние

животные

1

УИПЗЗ



47

21

«Береги природу, человек»

1

УИПЗЗ



48

22

«Береги природу, человек»

1

УОСЗ



49-50

23-24

Резервный урок





4 четверть – 14 часов

51

1

«Человек среди людей», 14 часов

«Наша Родина»

1

УИПЗЗ



52

2

«Наша Родина»

1

УИПЗЗ



53

3

Наш дом

1

УИПЗЗ



54

4

Наш дом

1

УИПЗЗ



55


5

Наши

родственники

1

УИПЗЗ



56-57

6-7

Хороший день

2

УИПЗЗ



58

8

Экскурсия «Весна»

1




59

9

Весна

1

УЗНЗВУ



60

10

Наша

безопасность

1

УИПЗЗ



61

11

Наша

безопасность

1

УИПЗЗ



62

12

Будем вежливы

1

УИПЗЗ



63

13

Будем вежливы

1

УЗЗВУ



64

14

Мы едем, едем, едем

1

УЗЗВУ



65-66

15

Скоро лето

2

УОСЗ



Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ

  2. Урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ

  3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ

  4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

  5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!