СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «Лицей №8», в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программой «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МБОУ «Лицей №8», на основе авторской программы  по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской -  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с)        В основу рабочей программы лёг учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»,

допущенный Министерством образования РФ.

 

Программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательного учреждения, для которых русский является родным языком. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"»

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс

Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) МБОУ «Лицей №8», в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования, Программой «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МБОУ «Лицей №8», на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) В основу рабочей программы лёг учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»,

допущенный Министерством образования РФ.


Программа адресована учащимся 4 класса общеобразовательного учреждения, для которых русский является родным языком.


Цели и задачи:

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - сформировать за 4 года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в еѐ рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приѐмы);

  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по еѐ элементам и пользоваться еѐ справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

Основная цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4 лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).

Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

• Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение.

• Миф - это способ жизни человечества в древности, в дописьменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка — способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка -древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении

посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

• Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.

• Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.

Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа.

• Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста.

• На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.

• Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.

Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

• Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.

• Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.

  • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета в 4 классе - 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).


Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

Программа 4 класса, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит в фольклор более широкий контекст явлений культуры.

Особенностью работы в 4 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество фабульных элементов истории (то есть географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанровые особенности фольклорных произведений сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИРОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе - это история, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социального порядка; главной ценностью авторской литературы является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

Программа 4 класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения «Музейного Дома» каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной культуры.

Программа продолжает углублять представления младших школьников о содержательной выразительности поэтической формы. На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность парной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверенность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах повествования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами и впервые знакомятся с драматическим произведением. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

Программа 4 класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа предусматривает как решение:

  • проблемы выражения чувств в лирике;

  • проблемы несовпадения мировосприятия рассказчика и героя (программа предусматривает только случаи самоочевидного несовпадения авторской точки зрения и точки зрения героя, когда мир воспринят глазами собачки, волчицы или трехлетнего ребенка);

  • проблемы перевода (детям предлагаются для сравнительного анализа разные переводы одного и того же стихотворения: сначала с именами переводчиков, потом - без имен, чтобы дети попытались сами установить имена переводчиков).

Особенностью работы в 4-ом классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На материале фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьникам показывается проникновение в устное народное творчество элементов истории (географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей). Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской.

Программа 4-го класса продолжает знакомить младших школьников с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Живописные произведения каждый раз позволяют обратиться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале другого вида искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художественной литературы.

Программа 4-го класса предусматривает анализ объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям.

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать:

  • начальные умения анализа литературного произведения;

  • умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему, сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

  • первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы;

  • эстетическое переживание ценности художественных произведений.

Формы контроля

Вид работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Уроки проверки правильности чтения и осознанности восприятия литературного текста (проверка техники чтения, проверочные работы по читательской грамотности)

1

1

1

1

4


Тематическое планирование

Тематическое планирование курса «Литературное чтение, 3 класс»


Тема

Кол-во часов

1

Постигаем законы волшебной сказки

15

2

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств

18

3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

23

4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас.

13

5

Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

15

6

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

8

7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

20

8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

19

9

«Человек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

5


Итого

136 часов



















Работа на уроках по каждой из указанных выше тем учебника включает 3 основных раздела:

  1. Виды речевой и читательской деятельности

  2. Литературоведческая пропедевтика

  3. Элементы творческой деятельности учащихся










Содержание разделов. Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия:


Раздел

Содержание

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные, личностные

1. Виды речевой и читательской деятельности

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

*умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;

*способности критично относиться к результатам собственного творчества;

*способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.


  • читает про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

  • определяет главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

  • представляет содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывает их авторов и названия;

  • перечисляет названия 2-3 детских журналов и пересказывает их основное содержание (на уровне рубрик);

  • характеризует героев произведений; сравнивает характеры героеи одного и разных произведений; выявляет авторское отношение к герою;

  • обосновывает своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждает его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

  • читает наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

  • ориентиркется в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

  • составляет тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

  • делает самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);

  • высказывает оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимает мнения одноклассников;

  • самостоятельно работает с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).



В области предметных общих учебных действий


Выпускник научится:


  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;

  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два ‑ три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).

  • читать по ролям литературное произведение;

  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получит возможность научиться:


  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • писать отзыв о прочитанной книге;

  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой.

  • сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).


В области познавательных общих учебных действий


Выпускник научится:

  • свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

  • свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).




В области коммуникативных учебных действий


Выпускник научится:


В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;

  • уметь корректно критиковать альтернативную позицию.


В области регулятивных учебных действий


Выпускник научится:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.




Выпускник получит возможность научится:

  • осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).







2. Литературоведческая пропедевтика

Устное народное творчество

Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че­ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че­ловека.


Волшебная сказка.

Отражение древних (мифологических) пред­ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол­шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах.

Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках.


Былина как эпический жанр (историческое повествова­ние).

Характеристика эпического (исторического) героя (победи­тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торгов­лей или ратными подвигами — свое отечество).


Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон­кретно-исторического времени, исторических и географических на­званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).


Народная и авторская сказка.

Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торже­ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав­ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).




Жизнь жанров фольклора во времени

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.


Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас­сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще­ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре­чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол­шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб­ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита­ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.


Особенности поэзии.

Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми­ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ­ной поэзии, знакомство с онегинской строфой).


Рассказ.

Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас­сказа:

* событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

* сложность характера героя и развитие его во времени;

* драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,

Л. Улицкая «Бумажная победа»);

* формирование первичных представлений о художественной правде как

о правде мира чувств, которая может существовать в кон­тексте вымысла и

воображения;

*выразительность художественного языка.



  • представляет основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

  • отличает народные произведения от авторских;

  • находит и различает средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).


Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:


  • отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

  • отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;

  • представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

  • обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

  • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

  • понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).


3. Элементы творческой деятельности учащихся

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).


  • читает вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

  • обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

  • устно и письменно (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.




Календарно – тематическое планирование


Раздел учебника

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

Постигаем законы волшебной сказки

Как люди в древности представляли себе окружающий мир.

2.09


Древнегреческое сказание «Персей»

3.09


Древнегреческое

Сказание «Персей». Представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях


4.09


Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия

Победоносца


5.09


Поход в «Му­зейный Дом». Икона «Христос спускается в ад»

9.09


Русская народная

сказка «Сивка-бурка». Высказывние предположения о дальнейшем развитии событий

10.09


Русская народная

сказка «Сивка-бурка». Характеристика героя волшебной сказки

11.09


Русская народная

сказка «Крошечка-Хаврошечка»

12.09


Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». Характеристика героя волшебной сказки.


16.09


Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

17.09


Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Музыкальная пьеса Ана­толия Лядова «Баба-яга»

18.09


Татрская народная

сказка «Гюльчечек»

19.09


Сравнительный анализ народных сказок «Гуси-лебеди» и «Гюльчечек»

23.09


Мифы древней Руси. Что создал бог Сварог

24.09


Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древ­них представле­ний о мире»

25.09


Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств

Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Особенности чтения былины вслух.

26.09


Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Сравнение образов богатырей и образов героев волшебных сказок


30.09


Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Образ Соловья-разбойника

1.10


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь»

2.10



Отрывок из былины «Волх Всеславьевич»

3.10


Сравнительный анализ образов Ильи Муромца и Волха Всеславьевича


7.10


Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатыри»

8.10


Былина «Садко».

Связь былины с волшебной сказкой.


9.10


Былина «Садко».

Проникновение элементов истории в жанры устного народного творчества.


10.10


Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция

картины Н. Рериха «Заморские гости»

14.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Первичное восприятие сказки

15.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Характеристика главных героев сказки

16.10


Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Сравнение волшебных миров в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» в былине «Садко»

17.10


Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Проект сбоника сказок Г.-Х. Андерсена

21.10


Урок проверки правильности чтения и осознанности восприятия литературного текста.

22.10


Сравнение образов героев народной волшебной сказки и волшебной авторской сказки. («Финист-Ясный Сокол» и Л. Птрушевская «Девушка Нос»)

23.10


Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля»

24.10


Обобщение по теме «Знакомим­ся с повествованиями, основан­ными на фольк­лоре. Обнаружи­ваем в былине интерес к исто­рии, а в автор­ской сказке - интерес к миру чувств»

28.10


Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

В. Жуковский «Славянка». Зву­ковые впечатления в поэтическом тексте


29.10


Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция

И. Левитана «Тихая обитель».

30.10


В. Жуковский «Весеннее чувство».

11.11


Поход в «Му­зейный Дом». Репродукции

картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники»

12.11


Давид Самойлов «Красная осень».

13.11


Николай Заболоцкий «Сентябрь».

14.11


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

18.11


Николай Заболоцкий «Оттепель»

19.11


Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...»

20.11


Иван Бунин «Детство»

21.11


Владимир Набоков «Обида»

Анализ характера героя.


25.11


Владимир Набоков «Обида»

Представление об образе поэта через его творчество.


26.11


Поход в «Му­зейный Дом». Репродукция картины Эмилии

Шанкс «Наём гувернантки»

27.11


Владимир Набоков «Грибы»

28.11


Владимир Набоков «Мой друг, я искренно жалею...»

2.12


Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».


3.12


Поход в «Му-

зейный Дом».

Репродукция

картины С. Лу-

чишкина «Шар

улетел»

4.12


И. Пивовоарова «Селиверстов не парень, а золото!» Анализ характеров героев.

5.12


Поход в «Му-

зейный Дом».

Репродукция

картины Валерия

Ватенина «Голуби в небе»

9.12


Борис Сергуненков «Конь Моты­лек».

10.12


К. Бальмонт «Бусинки», Хокку Тиё. Сравнение образов капелек росы в поэтических произведениях

11.12


Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

12.12


Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».

16.12


Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас.

Проверка осознанности восприятия литературного произведения

Репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы» и «У дверей школы»

17.12


Леонид Андреев «Петька на даче». Работа с толковым словарём.

18.12


Леонид Андреев

«Петька на даче». Анализ поступков героев

19.12


Леонид Андреев

«Петька на даче». Характеристика главных героев.


23.12


Антон Чехов «Ванька».


24.12


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино»

25.12


Антон Чехов «Мальчики». Первичное восприятие произведения

26.12


Антон Чехов «Мальчики». Характеристика главных героев

13.01


Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде.


14.01


Ю. Коваль «Сказка о полынном языке» (отрывок)

15.01


Ю. Коваль «Сказка о том, как пришла осень» (отрывок).

16.01


Ю. Коваль «Сказка об уроке русского языка»

20.01


Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

21.01


Пытаемся понять, как на нас воздействует красота

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Понятие «рассказ»


22.01


Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы». Характеристика героев произведения


23.01


Людмила Улицкая «Бумажная победа». Главная мысль произведения.


27.01


Людмила Улицкая «Бумажная победа». Характеристика героев произведения


28.01


Поход в «Музейный дом».

Зинаида Серебрякова «Катя с натюрмортом».


29.01


Поход в «Музейный дом».

Пабло Пикассо «Девочка на шаре».

30.01


Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!».


3.02


Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!».


4.02


Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь».

5.02


Владимир Соколов « О умножение листвы…».


6.02


Борис Пастернак «Опять весна».


10.02


Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага …».


11.02


В. Драгунский «Девочка на шаре». Характеристика героев рассказа

12.02


В. Драгунский «Девочка на шаре». Взаимоотношения отца и сына в рассказе.

13.02


Урок-обощение по разделу учебника «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»


17.02


Приближаемся к разгадке тайны особого зрения

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Восприятие произведения.


18.02


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Понятие «сказочная повесть


19.02


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Характеристика героя произведения.


20.02


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Разные точки зрения на события в сказочной повести


24.02


Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Главная мысль произведения.


25.02


Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ознакомительное чтение


26.02



Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Анализ образа главного героя


27.02


Итоговый урок по разделу «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения».


2.03


Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда

Валентин Серов «Портрет Елизаветы Корзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской».

Иоганн Себастьян Бах «Шутка».

3.03


Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)».


4.03


Знакомство с настоящим писателем.

Мария Вайсман «Шмыгимышь».


5.03


Мария Вайсман «Шмыгимышь». Главная мысль произведения, характеристика главных героев.


9.03


Особый язык художников и поэтов:

П.Пикассо,

М.Шагал,

В.Хлебников.


10.03


Особый язык художников и поэтов. Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик». Марк Шагал «День рождения». Франц Марк «Птицы». Велимир Хлебников «Кузнечик».


11.03


Анна Ахматова «Тайны ремесла».

12.03


Анна Ахматова «Перед весной…»

16.03


Поход в «Музейный дом». Натан Альтман «Портрет Анны Ахматовой».

17.03


Александр Кушнер «Сирень».


18.03


Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».


19.03


Урок проверки скорости чтения про себя и умения работать с информацией, представленной в художественном тексте.

23.03


Афанасий Фет «Это утро, радость эта…».


24.03


Фёдор Тютчев «Как весел грохот…».


25.03


Михаил Лермонтов «Парус»

6.04


Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...».


7.04


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

8.04


Самуил Маршак «Как поработала зима!»

9.04


А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»

13.04


Обобщение по разделу «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

14.04


Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

15.04


Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

16.04


Алексей Пантелеев «Главный инженер».


20.04


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

21.04


Анна Ахматова «Памяти друга»

22.04


Николай Рыленков

«К Родине»

23.04


Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18»

27.04


Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...».


28.04


Е. Клюев «Деревянная лошадка»

29.04


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских во­рот».


30.04


Древнегреческий Гимн Природе.

4.05


Государственный гимн Российской Федерации.

5.05


Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

6.05


Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний

день Помпеи».

7.05


Плиний Младший «Письмо Тациту»

11.05


А. Пушкин «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом...»

12.05


Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у лю­дей нет будуще­го. Задумываемся над тем, что та­кое отечество»

13.05


В. Набоков «Родина»

14.05


Итоговая проверка правильности и осознанности чтения

18.05


«Человек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

Подготовка к олимпиаде


19.05


Олимпиада «Че­ловек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

20.05


Олимпиада «Че­ловек в мире культуры. Его прошлое, настоя­щее и будущее»

21.05


Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, на­стоящее и будущее»

25.05


Итоговый урок. Чему научились на уроках литературы в 4 классе

26.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!