СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы журналистики" 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание и форма организации элективных  курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Элективный курс «Основы журналистики» направлен  на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы журналистики" 9 кл.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 пос. Ботаника

муниципальное образование Гулькевичский район



УТВЕРЖДЕНО


решением педагогического совета

от _________ 2015 года протокол № 1

Председатель _________






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По элективному курсу «Основы журналистики»

Уровень образования основное общее образование, 9 класс

Количество часов 34

Учитель Куженькина Ю.В.

Программа разработана на основе

программы Н.АГайденко, «Основы журналистики», сборник материалов по предпрофильной подготовке, подготовленных педагогическим коллективом гимназии №87 г. Краснодара, г. Краснодар, 2004 год.
















1. Пояснительная записка

Содержание и форма организации элективных курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (образовательной области), но прежде всего на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Элективный курс «Основы журналистики» направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьников. Он входит в группу курсов, не входящих в базисный учебный план, и посвящен социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам. Изучение «Основ журналистики» позволяют школьнику получить представления о более широкой возможности направлений приложения своих сил в будущем.

Цель курса: теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной прессы; формирование культуры речи учащихся.

Задачи курса:

  • расширение представлений о газетных жанрах;

  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы;

  • развитие сознательного интереса к СМИ;

  • формирование умения ориентироваться в современном потоке информации:

  • совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста;

  • повышение уровня речевой компетенции учащихся;

  • содействие личностному росту учащихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • профессиональная ориентация учащихся;

  • воспитание гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

Формы обучения:

  • лекция;

  • практикум;

  • экскурсия;

  • ролевая игра;

  • работа в группах.

Основная функция элективного курса «Основы журналистики» - профориентационная. Содержание базовых общеобразовательных и профильных общеобразовательных предметов задается стандартами общего образования, включает не только информацию, расширяющую сведения по учебному предмету, но и знакомит учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения «Основ журналистики», включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности.

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Программа элективного курса «Основы журналистики» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения.

Программа рассчитана на 34 часа.

2. Содержание программы.

Журналистика – часть системы средств массовой информации.

Основные понятия журналистики.Знакомство с профессией журналиста. Задачи журналиста: практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию. Система средств массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.

История журналистики России.

Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.

Форма занятий: лекция с элементами беседы.

Правовые нормы, регулирующие работу журналиста.

Профессиональная деятельность журналиста тесно связана с таким понятием как конфиденциальность.  Правовые нормы, регулирующие работу в медиа-бизнесе:

  • Конституция, ст.24 — сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его разрешения не допускаются.

  • Уголовный кодекс РФ: ст.129 — клевета; ст.130 — оскорбление; ст.137 — нарушение неприкосновенности частной жизни.

  • Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (с изменениями от 25 апреля 1995 г.).

  • Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (с изменениями и дополнениями на 2 марта 1998 г.): редакция вправе запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц (такой запрос может быть как в устной так и в письменной форме). Ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации».

  • Согласно статьям 47 и 49 журналист имеет право:

    • Искать, запрашивать, получать, распространять информацию;

    • Посещать государственные органы, организации, предприятия, учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

    • Быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением тех фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

    • Копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;

    • Воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

    • Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;

    • Проверять достоверность сообщаемой ему информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказываться от подготовки за своей подписью сообщений или материалов, противоречащих его убеждению;

    • Распространять подготовленные сообщения и материалы за своей подписью, или под псевдонимом, или без подписи, а также пользоваться иными правами, предоставленными законодательством РФ о средствах массовой информации.

Форма занятий: лекция.

Теория журналистики.

Виды журналистики (газетно-журнальная, тележурналистика, радиожурналистика, интернет-журналистика, фотожурналистика).

Типы журналистики( политическая, международная, деловая, корпоративная, бульварная, музыкальная, спортивная, научная, ресторанная журналистика; журналистские расследования, новая журналистика, трэвел-журналистика, мультимедийная, гражданская, экономическая, религиозная журналистика).

Жанры журналистики:оперативно-новостные (заметка); оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты); исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

Жанровые рамки: три вида журналистского материала (информационная, аналитическая, художественная журналистика).

Форма занятий: лекция, практикум, творческая мастерская.

Творчество журналиста.

Периодическая печать. Газета. Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Компьютерные программы для оформления газет.Photoshop.8 Векторная графика.CorelDRAW.Frontpage.200.Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.

Журнал как один из основных видов массовых периодических изданий.

Компьютерная сеть. Интернет.

Электронные версии современных газет.

Форма занятий: лекция, практикум.

Экономика СМИ.

История рекламы.

Реклама в газете: содержание и форма. Основной источник дохода большинства СМИ - размещение рекламных и других коммерческих материалов.

Форма занятий: лекция, практикум.

Профессиональная подготовка.

Понятие профессиональной этики журналиста. Специализация журналиста: как получить образование. Схожесть со специализацией филолога. Вузы ЮФО, имеющие факультеты журналистики: Южный Федеральный университет (г.Ростов-на-Дону), Ставропольский Государственный университет Кубанский Государственный университет. Подготовка журналистов-международников на факультете международной журналистики МГИМО.

Роль журналистики в современном обществе. Преобладание в газетах смесь двух новоязов: это язык прежней эпохи, сильно разбавленный англицизмами, и «новая журналистика» - представители недавней «золотой молодёжи». Изменение лексики и подхода к подаче информации. Переход прессы из-под единого централизованного партийного (государственного) контроля под контроль частных собственников.

 Блогинг - ведение интернет-дневников на социально значимые и актуальные темы.

Делаем газету. Заголовки и иллюстрации (

Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.

Типы и виды школьных газет

Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.

Редактирование материалов разных форм и жанров

Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.

Реклама в издательской деятельности

Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.

Работа над собственным выпуском школьной газеты

Отработка практических навыков у умений по созданию номера. Выбор редколлегии. Разбиение по направлениям журналистского профиля. Работа в группах. Верстка, форматирование, редактирование материала. Работа над иллюстрацией печатного материала. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания.

3. Требования к уровню освоения курса.


Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;

  • специфику создания статей разных жанров журналистики;

  • законы построения номера газеты;

  • особенности стилевой организации газеты.


Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;

  • создавать различные по жанру статьи;

  • проводить опросы, анкетирование учащихся;

  • брать интервью;

  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;

  • определять и доносить до читателя свою идею;

  • соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;

  • применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;

  • рецензировать тексты разных жанров;

  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;

  • иллюстрировать свои материалы.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов



1.

Журналистика – часть системы средств массовой информации.

2

2.

Правовые нормы, регулирующие работу журналиста.

1

3.

Теория журналистики.

4

4.

Творчество журналиста.

8

5.

Экономика СМИ.

2

6.

Профессиональная подготовка.

6

7.

Работа над собственными проектами.

11


ИТОГО:

34



4.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Сайты в Интернете.

  1. МеждународнаяФедерацияжурналистов (IFJ – Internationai Federation of Journalists)^ http//www/ifj.org

  2. Всемирнаяассоциациягазетнойпрессы (WAN –World Association of Newspapers)^ http^//www.wan-press.org

Учебные пособия

  1. Ятцюк О. и Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. Справочное практическое руководство. «БХВ – Петербург», 2001.

  2. Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайнера». «Символ – Плюс». Санкт- Петербург, 1998.

  3. Творческий конкурс: Памятка для абитуриентов факультета журналистики.- Спб, 1997.



  1. Описание учебно-методического обеспечения программы


Дизайнерские компьютерные программы для растровой графики

  1. Photoshop.8 Векторная графика

  2. CorelDRAW.11 Программы для создания сайтов.

  3. Frontpage.200

  4. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 4-е издание. Санкт-Петербург, 2002.

  5. Чередничеснок В.И. Основы Журналистики: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.






СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей русского языка и литературы СОШ № 25

от _________2015 года

№__________Северова О.И.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

________________ Кобрина Г.А.

_________________2015 года






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ Г.А. Кобрина

_______________2015 года



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25 пос. Ботаника

муниципального образования Гулькевичский район





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


элективному курсу «Основы журналистики»

Класс 9

Учитель Куженькина Юлия Виталиевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Куженькиной Ю.В., утвержденной решением педагогического совета от 28.08.2015 года протокол № 1

Планирование составлено на основе:

программы Н.АГайденко, «Основы журналистики», сборник материалов по предпрофильной подготовке, подготовленных педагогическим коллективом гимназии №87 г. Краснодара, г. Краснодар, 2004 год.















п/п

Тема

Количество часов

Дата

оборудование

по плану

по факту




1

Основные понятия журналистики.

1

01.09



2

История журналистики России.

1

08.09



3

Права и обязанности журналиста.

1

15.09



4

Виды журналистики.

1

22.09



5

Типы журналистики.

1

29.09



6

Жанры журналистики.

1

06.10



7

Жанровые рамки: три вида журналистского материала.

1

13.10



8

Периодическая печать. Газета.

1

20.10



9

Компьютерные программы для оформления газет.

1

27.10



10

Журнал как один из основных видов массовых периодических изданий.

1

10.11



11

Компьютерная сеть. Интернет.

1

17.11



12

Электронные версии современных газет.

1

24.11



13

История рекламы.

1

01.12



14

Реклама в газете: содержание и форма.

1

08.12



15

Понятие профессиональной этики журналиста.

1

15.12



16

Специализация журналиста: как получить образование.

1

22.12



17

Роль журналистики в современном обществе.

1

12.01



18

Делаем газету. Заголовки и иллюстрации

1

19.01



19

Типы и виды школьных газет.

1

26.01



20

Особенности журналистского труда, редакция

1

02.02



21

Редактирование материалов разных форм и жанров

1

09.02



22

Запуск работы над индивидуальным проектам

1

16.02



23

Работа над индивидуальными проектами

1

23.02



24

Работа над индивидуальными проектами

1

02.03



25

Работа над индивидуальными проектами

1

09.03



26

Работа над индивидуальными проектами

1

16.03



27

Работа над индивидуальными проектами

1

06.04



28

Работа над индивидуальными проектами

1

13.04



29

Работа над индивидуальными проектами

1

20.04



30

Работа над индивидуальными проектами

1

27.04



31

Работа над индивидуальными проектами

1

04.05



32

Работа над индивидуальными проектами

1

11.05



33

Работа над индивидуальными проектами

1

18.05



34

Зашита проектов. Подведение итогов

1

25.05




Итого:

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!