"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".
Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.
Директор ____________ Л.В. Шиленкова
Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классов (базовый уровень) И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту.
На изучение биологии в 11 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю (за счет расширения материала). Базовый учебник А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник «Биология: общая биология. 10-11 классы» - учебник для общеобразовательных учреждений.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. Программа включает основные разделы и темы, изучаемые в средней (основной) общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.
Требования на базовом уровне соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний предусмотрены уроки-зачеты. Проводятся 3 лабораторные работы контролирующего характера.
КЗУ – контроль знаний и умений.
№ | Тема урока | Тип урока | Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции | Формы контроля знаний | Необходимое оборудование | Дата |
по плану | по факту |
Тема 1 «Основы учения об эволюции» (18 часов) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Давать определения эволюция, борьба за существование, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, адаптации, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина, приводить примеры научных фактов, собранных Ч. Дарвином, выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка, называть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование и приводить примеры; уметь описывать механизм эволюционного процесса, называть формы естественного отбора и приводить примеры; Называть основные типы приспособленности организмов к окружающей среде, выявлять относительность приспособленности. Называть основные направления макроэволюции, приводить примеры. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном этапе. |
1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | | | Фронтальная | Коллекция окаменелостей | 01.09 – 05.09. | |
2. | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | | | Фронтальная, индивидуальная | Текст и рисунки учебника. | 01.09 – 05.09. | |
3. | Вид, его критерии. | | Л. р. № 1 «Изучение морфологического критерия вида» - закрепить умение составлять описательную характеристику растения, закрепить понятие морфологического критерия вида | | Таблица «Вид и его критерии». Три кашпо с бегониями: два растения относятся к одному виду, а одно - к другому. | 08.09. – 12.09. | |
4. | Популяции. | | | | Таблица «Популяции» | 08.09. – 12.09. | |
5. | Генетический состав популяций. | | | | Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование» | 15.09. – 19.09. | |
6. | Изменения генофонда популяций. | | | | Текст и рисунки учебника. | 15.09. – 19.09. | |
7. | Борьба за существование и её формы. | | | | Таблица «Борьба за существование и ее формы» | 22.09. – 26.09. | |
8. | Естественный отбор и его формы. | | | | Таблица «Естественный отбор» | 22.09. – 26.09. | |
9. | Естественный отбор и его формы. | | Л. р. № 2 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания» | | Таблица «Естественный отбор»; Комнатные растения: кактус, алоэ, колеус, хойя, сенполия; скелеты позвоночных животных; чучела животных; таблицы «Разнообразие живых организмов»; инструктивные карты. | 29.09. – 03.10. | |
10 | Изолирующие механизмы. | | | | Текст и рисунки учебника. | 29.09. – 03.10. | |
11 | Видообразование. | | | | Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование» | 06.10. – 10.10. | |
12 | Макроэволюция, её доказательства. | | | | Текст и рисунки учебника; презентация «Макроэволюция и её доказательства» | 06.10. – 10.10. | |
13 | Макроэволюция, её доказательства. | | | | Текст и рисунки учебника; презентация «Макроэволюция и её доказательства» | 13.10. – 17.10. | |
14 | Система растений и животных – отображение эволюции. | | | | Таблица «Система растений и животных» | 13.10. – 17.10. | |
15 | Главные направления эволюции органического мира. | | | | Текст и рисунки учебника; коллекция «Гомологичные органы» | 20.10. – 24.10. | |
16 | Главные направления эволюции органического мира. | | | | Текст и рисунки учебника; коллекция «Гомологичные органы» | 20.10. – 24.10. | |
17 | Зачётно-обобщающий урок: «Основы учения об эволюции». | | Тематическое тестирование «Основы учения об эволюции» | | Карточки с заданиями по вариантам различного уровня сложности. | 27.10. – 31.10. | |
18 | Зачётно-обобщающий урок: «Основы учения об эволюции». | | | | | 27.10. – 31.10. | |
Тема 2 «Основы селекции и биотехнологии» (7 часов) |
19 | Основные методы селекции и биотехнологии. | | | | | 10.11. – 14.11. | |
20 | Методы селекции растений. | | | | | 10.11. – 14.11. | |
21 | Методы селекции растений. | | | | | 17.11. – 21.11. | |
22 | Методы селекции животных. | | | | | 17.11. – 21.11. | |
23 | Селекция микроорганизмов. | | | | | 24.11. – 28.11. | |
24 | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | | | | | 24.11. – 28.11. | |
25 | Зачётно-обобщающий урок: «Основы селекции и биотехнологии». | | | | | 01.12. – 05.12. | |
Тема 3 «Антропогенез» (7 часов) |
26 | Положение человека в системе органического мира. | | | Фронтальная | | 01.12. – 05.12. | |
27 | Основные стадии антропогенеза. | | | Фронтальная, индивидуальная. | | 08.12. – 12.12. | |
28 | Основные стадии антропогенеза. | | | Фронтальная, индивидуальная | | 08.12. – 12.12. | |
29 | Движущие стадии антропогенеза. | | | Фронтальная, индивидуальная | | 15.12. – 19.12. | |
30 | Прародина человека. | | | Фронтальная, индивидуальная | | 15.12. – 19.12. | |
31 | Расы и их происхождение. | | | Отчет по лабораторной работе № 1. | | 22.12. – 26.12. | |
32 | Зачётно-обобщающий урок: «Антропогенез». | УОСЗ | | Индивидуальная | | 22.12. – 26.12. | |
Тема 4 «Основы экологии» (20 часов) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Давать определение терминам экологические факторы, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, экологические ресурсы, ритмы жизни, биотические взаимоотношения, динамика популяций. Уметь описывать группы экологических факторов и их воздействие на организмы, знать основные закономерности влияния экологических факторов на организмы, приводить примеры экологических ресурсов и выявлять их взаимосвязь с выживаемостью организмов, называть межвидовые отношения организмов и приводить примеры, описывать механизм экологической регуляции. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Находить информацию о биологических объектах а различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать. |
33 | Что изучает экология. | | | Фронтальная | | 12.01. – 16.01. | |
34 | Среда обитания организмов и её факторы. | | | Фронтальная, индивидуальная | | 12.01. – 16.01. | |
35 | Среда обитания организмов и её факторы. | | | Индивидуальная | | 19.01. – 23.01. | |
36 | Местообитание и экологические ниши. | | | Индивидуальная | | 19.01. – 23.01. | |
37 | Основные типы экологических взаимодействий. | | | Индивидуальная, групповая | | 26.01. – 30.01. | |
38 | Основные типы экологических взаимодействий. | | | Индивидуальная, групповая | | 26.01. – 30.01. | |
39 | Конкурентные взаимодействия. | | | Индивидуальная, групповая | | 02.02. – 06.02. | |
40 | Основные экологические характеристики популяции. | | | Индивидуальная | | 02.02. – 06.02. | |
41 | Динамика популяции. | | | Индивидуальная | | 09.02. – 13.02. | |
42 | Экологические сообщества. | | Пр. р. № 1 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | Индивидуальная | Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника | 09.02. – 13.02. | |
43 | Экологические сообщества. | | | | Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника | 16.02. – 20.02. | |
44 | Структура сообщества. | | | Индивидуальная | Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника | 16.02. – 20.02. | |
45 | Взаимосвязь организмов в сообществах. | | | Индивидуальная | Текст и рисунки учебника. | 24.02. – 27.02. | |
46 | Пищевые цепи. | | Пр.р. №2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | Индивидуальная | Текст и рисунки учебника. | 24.02. – 27.02. | |
47 | Экологические пирамиды. | | | | Текст и рисунки учебника. | 02.03. – 06.03. | |
48 | Экологические сукцессии. | | Л. р.№3 «Исследование сукцессионных изменений на примере простейших в сенном растворе» | Групповая | Таблица «Зарастание озера»; сенной раствор, микроскопы; инструктивные карты | 02.03. – 06.03. | |
49 | Влияние загрязнений на живые организмы. | | | | | 10.03. – 13.03. | |
50 | Основы рационального природопользования. | | Пр. р. №3 «Решение экологических задач» | | | 10.03. – 13.03. | |
51 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | | | | | 16.03. – 20.03. | |
52 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии». | | | | | 16.03. – 20.03. | |
Тема 5 «Эволюция биосферы и человек» (9 часов) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Давать определение терминам гипотеза, коацерваты, пробионты, палеонтология, антропогенез. Характеризовать современные представления о возникновении жизни, приводить примеры доказательства современной теории о происхождении жизни, называть этапы развития жизни на Земле, приводить примеры растений и животных, существовавших в различные эры на Земле. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека. |
53 | Гипотезы о происхождении жизни. | | | | Текст и рисунки учебника; презентация «Гипотезы происхождения жизни» | 01.04. – 03.04. | |
54 | Современные представления о происхождении жизни. | | | | Текст и рисунки учебника | 01.04. – 03.04. | |
55 | Основные этапы развития жизни на Земле. | | | | Геохронологическая таблица | 06.04. – 10.04. | |
56 | Основные этапы развития жизни на Земле. | | | | Геохронологическая таблица | 06.04. – 10.04. | |
57 | Эволюция биосферы. | | | | Геохронологическая таблица | 13.04. – 17.04. | |
58 | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | | | | Геохронологическая таблица | 13.04. – 17.04. | |
59 | Антропогенное воздействие на биосферу. | | | | | 20.04. – 24.04. | |
60 | Зачётно-обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | | | | | 20.04. – 24.04. | |
61 | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | | | | | 27.04. – 30.04. | |
Повторение и обобщение пройденного материала (9 часов) |
62 | Повторение темы «Основы цитологии». | УОСЗ | | Фронтальная, индивидуальная | | 27.04. – 30.04. | |
63 | Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». | УОСЗ | | Фронтальная, индивидуальная | | 04.05. – 08.05. | |
64 | Повторение темы «Основы генетики». | УОСЗ | | Фронтальная, индивидуальная | | 04.05. – 08.05. | |
65 | Повторение темы «Генетика человека». | УОСЗ | | Фронтальная, индивидуальная | | 11.05. – 15.05. | |
66 | Повторение темы « Основы учения об эволюции». | УОСЗ | | Индивидуальная | | 11.05. – 15.05. | |
67 | Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». | УОСЗ | | | | 18.05. – 22.05. | |
68 | Повторение темы «Антропогенез». | УОСЗ | | | | 18.05. – 22.05. | |
Протокол заседания ГМО № ___ Зам. директора по УВР
от "___" ____________2016 г. _______/_____________./
_______/________________/ «___» ___________2016 г.