СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классов (базовый уровень) И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту.

            На изучение биологии в 11 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю (за счет расширения материала). Базовый учебник А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник «Биология: общая биология. 10-11 классы» - учебник для общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".




УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.

Директор ____________ Л.В. Шиленкова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу биологии,

изучаемому на базовом уровне.

11 класс.




Учитель биологии

первой квалификационной категории

Лыкова Наталья Сергеевна





Срок реализации 2016 – 2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классов (базовый уровень) И.Б. Агафоновой, В.И. Сивоглазова, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа соответствует Федеральному Государственному стандарту.

На изучение биологии в 11 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю (за счет расширения материала). Базовый учебник А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник «Биология: общая биология. 10-11 классы» - учебник для общеобразовательных учреждений.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • освоение знаний: о биологических системах, об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о роли биологической науки в формировании мировоззрения, о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. Программа включает основные разделы и темы, изучаемые в средней (основной) общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что дает возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности.

Требования на базовом уровне соответствуют стандарту и направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний предусмотрены уроки-зачеты. Проводятся 3 лабораторные работы контролирующего характера.

В рабочей программе используются следующие сокращения:

УИНМ – урок изучения нового материала;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УКПЗУ – урок комплексного применения знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

КУ – комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

1. Знать/ понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику.

2. Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемость видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особи видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы ( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах а различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать.

3.Исползовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических объектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологии в 11 «А» классе (68 часов в год, 2 часа в неделю)


Количество контрольных работ за год:

Количество лабораторных работ за год:

Количество практических работ за год:


3

3


Тема урока

Тип урока

Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции

Формы контроля знаний

Необходимое оборудование

Дата

по плану

по факту

Тема 1 «Основы учения об эволюции» (18 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определения эволюция, борьба за существование, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, адаптации, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина, приводить примеры научных фактов, собранных Ч. Дарвином, выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка, называть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование и приводить примеры; уметь описывать механизм эволюционного процесса, называть формы естественного отбора и приводить примеры; Называть основные типы приспособленности организмов к окружающей среде, выявлять относительность приспособленности. Называть основные направления макроэволюции, приводить примеры. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном этапе.

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.



Фронтальная

Коллекция окаменелостей

01.09 – 05.09.


2.

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.



Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

01.09 – 05.09.


3.

Вид, его критерии.


Л. р. № 1 «Изучение морфологического критерия вида» - закрепить умение составлять описательную характеристику растения, закрепить понятие морфологического критерия вида


Таблица «Вид и его критерии». Три кашпо с бегониями: два растения относятся к одному виду, а одно - к другому.

08.09. – 12.09.


4.

Популяции.




Таблица «Популяции»

08.09. – 12.09.


5.

Генетический состав популяций.




Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

15.09. – 19.09.


6.

Изменения генофонда популяций.




Текст и рисунки учебника.

15.09. – 19.09.


7.

Борьба за существование и её формы.




Таблица «Борьба за существование и ее формы»

22.09. – 26.09.


8.

Естественный отбор и его формы.




Таблица «Естественный отбор»

22.09. – 26.09.


9.

Естественный отбор и его формы.


Л. р. № 2 «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания»


Таблица «Естественный отбор»; Комнатные растения: кактус, алоэ, колеус, хойя, сенполия; скелеты позвоночных животных; чучела животных; таблицы «Разнообразие живых организмов»; инструктивные карты.

29.09. – 03.10.


10

Изолирующие механизмы.




Текст и рисунки учебника.

29.09. – 03.10.


11

Видообразование.




Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

06.10. – 10.10.


12

Макроэволюция, её доказательства.




Текст и рисунки учебника; презентация «Макроэволюция и её доказательства»

06.10. – 10.10.


13

Макроэволюция, её доказательства.




Текст и рисунки учебника; презентация «Макроэволюция и её доказательства»

13.10. – 17.10.


14

Система растений и животных – отображение эволюции.




Таблица «Система растений и животных»

13.10. – 17.10.


15

Главные направления эволюции органического мира.




Текст и рисунки учебника; коллекция «Гомологичные органы»

20.10. – 24.10.


16

Главные направления эволюции органического мира.




Текст и рисунки учебника; коллекция «Гомологичные органы»

20.10. – 24.10.


17

Зачётно-обобщающий урок:

«Основы учения об эволюции».


Тематическое тестирование «Основы учения об эволюции»


Карточки с заданиями по вариантам различного уровня сложности.

27.10. – 31.10.


18

Зачётно-обобщающий урок:

«Основы учения об эволюции».





27.10. – 31.10.


Тема 2 «Основы селекции и биотехнологии» (7 часов)


19

Основные методы селекции и биотехнологии.





10.11. – 14.11.


20

Методы селекции растений.





10.11. – 14.11.


21

Методы селекции растений.





17.11. – 21.11.


22

Методы селекции животных.





17.11. – 21.11.


23

Селекция микроорганизмов.





24.11. – 28.11.


24

Современное состояние и перспективы биотехнологии.





24.11. – 28.11.


25

Зачётно-обобщающий урок:

«Основы селекции и биотехнологии».





01.12. – 05.12.


Тема 3 «Антропогенез» (7 часов)


26

Положение человека в системе органического мира.



Фронтальная


01.12. – 05.12.


27

Основные стадии антропогенеза.



Фронтальная, индивидуальная.


08.12. – 12.12.


28

Основные стадии антропогенеза.



Фронтальная, индивидуальная


08.12. – 12.12.


29

Движущие стадии антропогенеза.



Фронтальная, индивидуальная


15.12. – 19.12.


30

Прародина человека.



Фронтальная, индивидуальная


15.12. – 19.12.


31

Расы и их происхождение.



Отчет по лабораторной работе № 1.


22.12. – 26.12.


32

Зачётно-обобщающий урок: «Антропогенез».

УОСЗ


Индивидуальная


22.12. – 26.12.


Тема 4 «Основы экологии» (20 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам экологические факторы, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, экологические ресурсы, ритмы жизни, биотические взаимоотношения, динамика популяций. Уметь описывать группы экологических факторов и их воздействие на организмы, знать основные закономерности влияния экологических факторов на организмы, приводить примеры экологических ресурсов и выявлять их взаимосвязь с выживаемостью организмов, называть межвидовые отношения организмов и приводить примеры, описывать механизм экологической регуляции. Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности. Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях. Находить информацию о биологических объектах а различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать.

33

Что изучает экология.



Фронтальная


12.01. – 16.01.


34

Среда обитания организмов и её факторы.



Фронтальная, индивидуальная


12.01. – 16.01.


35

Среда обитания организмов и её факторы.



Индивидуальная


19.01. – 23.01.


36

Местообитание и экологические ниши.



Индивидуальная


19.01. – 23.01.


37

Основные типы экологических взаимодействий.



Индивидуальная, групповая


26.01. – 30.01.


38

Основные типы экологических взаимодействий.



Индивидуальная, групповая


26.01. – 30.01.


39

Конкурентные взаимодействия.



Индивидуальная, групповая


02.02. – 06.02.


40

Основные экологические характеристики популяции.



Индивидуальная


02.02. – 06.02.


41

Динамика популяции.



Индивидуальная


09.02. – 13.02.


42

Экологические сообщества.


Пр. р. № 1 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Индивидуальная

Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника

09.02. – 13.02.


43

Экологические сообщества.




Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника

16.02. – 20.02.


44

Структура сообщества.



Индивидуальная

Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»; текст и рисунки учебника

16.02. – 20.02.


45

Взаимосвязь организмов в сообществах.



Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

24.02. – 27.02.


46

Пищевые цепи.


Пр.р. №2 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

24.02. – 27.02.


47

Экологические пирамиды.




Текст и рисунки учебника.

02.03. – 06.03.


48

Экологические сукцессии.


Л. р.№3 «Исследование сукцессионных изменений на примере простейших в сенном растворе»

Групповая

Таблица «Зарастание озера»; сенной раствор, микроскопы; инструктивные карты

02.03. – 06.03.


49

Влияние загрязнений на живые организмы.





10.03. – 13.03.


50

Основы рационального природопользования.


Пр. р. №3 «Решение экологических задач»



10.03. – 13.03.


51

Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии».





16.03. – 20.03.


52

Зачётно-обобщающий урок по теме «Основы экологии».





16.03. – 20.03.


Тема 5 «Эволюция биосферы и человек» (9 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам гипотеза, коацерваты, пробионты, палеонтология, антропогенез. Характеризовать современные представления о возникновении жизни, приводить примеры доказательства современной теории о происхождении жизни, называть этапы развития жизни на Земле, приводить примеры растений и животных, существовавших в различные эры на Земле. Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека.

53

Гипотезы о происхождении жизни.




Текст и рисунки учебника; презентация «Гипотезы происхождения жизни»

01.04. – 03.04.


54

Современные представления о происхождении жизни.




Текст и рисунки учебника

01.04. – 03.04.


55

Основные этапы развития жизни на Земле.




Геохронологическая таблица

06.04. – 10.04.


56

Основные этапы развития жизни на Земле.




Геохронологическая таблица

06.04. – 10.04.


57

Эволюция биосферы.




Геохронологическая таблица

13.04. – 17.04.


58

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.




Геохронологическая таблица

13.04. – 17.04.


59

Антропогенное воздействие на биосферу.





20.04. – 24.04.


60

Зачётно-обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек».





20.04. – 24.04.


61

Итоговый урок «Роль биологии в будущем».





27.04. – 30.04.


Повторение и обобщение пройденного материала (9 часов)

62

Повторение темы «Основы цитологии».

УОСЗ


Фронтальная, индивидуальная


27.04. – 30.04.


63

Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие».

УОСЗ


Фронтальная, индивидуальная


04.05. – 08.05.


64

Повторение темы «Основы генетики».

УОСЗ


Фронтальная, индивидуальная


04.05. – 08.05.


65

Повторение темы «Генетика человека».

УОСЗ


Фронтальная, индивидуальная


11.05. – 15.05.


66

Повторение темы « Основы учения об эволюции».

УОСЗ


Индивидуальная


11.05. – 15.05.


67

Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии».

УОСЗ




18.05. – 22.05.


68

Повторение темы «Антропогенез».

УОСЗ




18.05. – 22.05.



Список литературы

  1. Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник ля общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2013.

  2. Чередникова Г.В. Биология. Поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Крискунова, В.В. Пасечника – Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9 класс. 10-11 классы» - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.

  4. Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов А.В. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии под редакцией А.И. Никишова – М.: РАУБ-Цитадель, 1997.

  5. Кулев А.В. Общая биология – Санкт-Петербург: Патритет, 2001.

  6. Пименов А.В. Уроки биологии в 11 классе – Ярославль: Академия развития, 2001.

  7. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни – М.: Академия, 2001.

  8. Медников Б.М. Биология. Формы и уровни жизни – М.: Просвещение, 2006.

MULTIMEDIA – поддержка

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы (учебное электронное издание)- Республиканский мультимедиа центр, 2004.

















РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ГМО № ___ Зам. директора по УВР

от "___" ____________2016 г. _______/_____________./

_______/________________/ «___» ___________2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!