СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".




УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.

Директор ____________ Л.В. Шиленкова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу биологии,

изучаемому на базовом уровне.

9 класс.

Срок реализации 2014 – 2015 учебный год.



Учитель биологии

первой квалификационной категории

Минаева Наталья Сергеевна






2014 год


Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

В соответствии с учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Тип программы – базовая программа по биологии.

Базовый учебник А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник «Биология: введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

В 9-м классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Календарно-тематическое планирование рабочей программы включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования в соответствии со стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание рабочей программы направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

В содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение способами учебно-познавательной информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Проводятся 5 лабораторных работ, из них 4 - контролирующего характера, 1 - обучающего характера; 3 практические работы.

Формы и методы преподавания курса различны, наряду с письменными и тестовыми работами широко применяются устные ответы учащихся и работа с учебником для постановки биологически грамотной речи учащихся.

В рабочей программе используются следующие сокращения:

УИНМ – урок изучения нового материала;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УКПЗУ – урок комплексного применения знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

КУ – комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений.

Л. р. - лабораторная работа;

Пр. р. - практическая работа.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  • Давать определение термину биология, гипотеза, теория, приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук, объяснять роль и значение биологических знаний в современном обществе, приводить примеры, перечислять методы научного исследования.

  • Называть уровни организации и свойства живых существ, знать определение жизни, называть основные царства органического мира и их отличительные особенности.

  • Давать определения понятиям мономер, полимер, биополимер, углеводы, липиды, белки, глобула, денатурация, гормоны, ферменты, катализ, макроэргическая связь; знать и уметь описать состав, строение, свойства и функции основных органических соединений, уметь объяснить механизм запасания и освобождения энергии в клетке, приводить примеры веществ-катализаторов, называть особенности и условия ферментативного катализа; описывать строение вирусных частиц, уметь доказать, что вирусы являются живыми организмами и внутриклеточными паразитами, приводить примеры вирусных заболеваний.

  • Давать определение терминам цитология, цитоплазма, органоиды, гаметы соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, кариотип, прокариоты. Эукариоты, гомологичные хромосомы, метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция, автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы; фотосинтез, фотолиз, генетический код, ген, триплет, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция, жизненный цикл клетки, митоз, редупликация, хроматиды.

  • Знать основные компоненты клетки, ее органоиды, их строение и функции, уметь распознавать части клетки на схеме или рисунке. Знать особенности строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; уметь описывать процессы жизнедеятельности клетки и называть значение каждого процесса.

  • Давать определение терминам размножение, гаметы, гермафродиты, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер, оплодотворение, онтогенез, Эмбриогенез; генетика, наследственность, изменчивость, ген, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантны и рецессивный признаки, моно-, ди- и полигибридное скрещивание; модификация, норма реакции, геном, мутации, мутагены; селекция, гетерозис, гибридизация, депрессия, чистая линия.

  • Уметь охарактеризовать бесполое и половое размножение, их значение и формы, описывать фазы и особенности митотического и редукционного деления клетки, их значение; уметь описывать строение гамет, их функции, образование, объяснять биологический смысл оплодотворения; характеризовать эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов, уметь оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие, оценивать вредные привычки, как факторы риска для здоровья.

  • Знать основные закономерности наследственности и изменчивости - законы Г. Менделя, уметь решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание, уметь объяснять механизм наследования пола и причину соотношения полов 1:1.

  • Приводить примеры ненаследственной изменчивости, примеры широкой и узкой нормы реакции, отличать ненаследственную и наследственную изменчивость, называть виды наследственной изменчивости, характеризовать виды мутаций и причины, их вызывающие, называть практическое значение генетики.

  • Давать определение терминам вид, популяция, ареал. Уметь приводить примеры видов животных и растений, перечислять и характеризовать критерии вида, доказывать необходимость совокупности критериев для целостности и единства вида; называть признаки популяций, уметь различать понятия вид и популяция.

  • Давать определение экология, биогеоценоз, экосистема. Уметь приводить примеры естественных и искусственных биоценозов, называть компоненты биоценозов, называть показатели структуры популяции, называть свойства и параметры экосистем, характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль функциональных групп в экосистеме, объяснять причины устойчивости экосистем, описывать круговорот веществ и поток энергии в экосистеме, по схеме описывать пирамиду численности; объяснять причины смены биоценозов, уметь различать первичную и вторичную сукцессии. Уметь анализировать состояние биоценоза.

  • Давать определения эволюция, борьба за существование, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, адаптации, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина, приводить примеры научных фактов, собранных Ч. Дарвином, выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка, называть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование и приводить примеры; уметь описывать механизм эволюционного процесса, называть формы естественного отбора и приводить примеры; Называть основные типы приспособленности организмов к окружающей среде, выявлять относительность приспособленности. Называть основные направления макроэволюции, приводить примеры. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном этапе.

  • Давать определение терминам экологические факторы, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, экологические ресурсы, ритмы жизни, биотические взаимоотношения, динамика популяций. Уметь описывать группы экологических факторов и их воздействие на организмы, знать основные закономерности влияния экологических факторов на организмы, приводить примеры экологических ресурсов и выявлять их взаимосвязь с выживаемостью организмов, называть межвидовые отношения организмов и приводить примеры, описывать механизм экологической регуляции.

  • Называть антропогенное воздействие человека на биоценозы, называть факторы, вызывающие экологический кризис, приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов, анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека, раскрывать роль человека в биосфере и сущность рационального природопользования.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологии в 9 «А» классе (68 часов в год, 2 часа в неделю)


Количество контрольных работ за год:

Количество лабораторных работ за год:

Количество практических работ за год:

2

5

4 – контролирующего характера

1 – обучающего характера

3


Тема урока

Тип урока

Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции

Формы контроля знаний

Необходимое оборудование

Дата

по плану

по факту

Введение. (2 часа)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение термину биология, гипотеза, теория, приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук, объяснять роль и значение биологических знаний в современном обществе, приводить примеры, перечислять методы научного исследования;

Называть уровни организации и свойства живых существ, знать определение жизни, называть основные царства органического мира и их отличительные особенности.

1

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

УИНМ


Фронтальная

Текст учебника.

1 неделя сентября


2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Презентация «Введение»

1 неделя сентября


РАЗДЕЛ 1.УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (49 ЧАСОВ)

Тема 1 «Молекулярный уровень» (10 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определения понятиям мономер, полимер, биополимер, углеводы, липиды , белки, глобула, денатурация, гормоны, ферменты, катализ, макроэргическая связь, знать и уметь описать состав, строение, свойства и функции основных органических соединений., уметь объяснить механизм запасания и освобождения энергии в клетке, приводить примеры веществ-катализаторов, называть особенности и условия ферментативного катализа; описывать строение вирусных частиц, уметь доказать, что вирусы являются живыми организмами и внутриклеточными паразитами, приводить примеры вирусных заболеваний человека.

3.

Молекулярный уровень: общая характеристика.

УИНМ


Фронтальная

Интерактивный практикум. Фрагмент работы «Химический состав клетки»

2 неделя сентября


4.

Неорганические вещества клетки.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Интерактивный практикум. Фрагмент работы «Химический состав клетки»

2 неделя сентября


5.

Углеводы, строение, свойства, значение.

КУ


Индивидуальная

Интерактивный практикум. Фрагмент работы «Химический состав клетки»

3 неделя сентября


6.

Липиды, строение, свойства, значение.

КУ

Тест «Липиды, их строение, свойства и значение для организма» - закрепление и коррекция знаний о липидах

Индивидуальная

Интерактивный практикум. Фрагмент работы «Химический состав клетки»

3 неделя сентября


7.

Состав и строение белков.

КУ


Индивидуальная

Таблица «Белки»

4 неделя сентября


8.

Функции белков.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Интерактивный практикум. Фрагмент работы «Химический состав клетки»

4 неделя сентября


9.

Биологические катализаторы.

КУ

Тест «Белки» - закрепление и коррекция знаний о белках


Групповая

Текст и рисунки учебника.

1 неделя октября


10.

Нуклеиновые кислоты

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Нуклеиновые кислоты»

1 неделя октября


11.

АТФ и другие органические вещества.

КУ

Тест «Нуклеиновые кислоты»- закрепление и коррекция знаний о нуклеиновых кислотах.


Групповая

Таблица «АТФ»

2 неделя октября


12.

Вирусы – неклеточная форма жизни.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника. Презентация «Вирусы»

2 неделя октября


Тема 2 «Клеточный уровень» (14 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам цитология, цитоплазма, органииды, гаметы соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, кариотип, прокариоты. Эукариоты, гомологичные хромосомы, метаболизм. Ассимиляция. Диссимиляция, автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы; фотосинтез, фотолиз, генетический код, ген, триплет,, кодон, антикодон, транскрипция, трансляция,жизненный цикл клетки, митоз, редупликация, хроматиды.

Знать основные компоненты клетки, ее органоиды, их строение и функции, уметь распознавать части клетки на схеме или рисунке. Знать особенности строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; уметь описывать процессы жизнедеятельности клетки и называть значение каждого процесса.

13.

Основные положения клеточной теории.

УИНМ


Фронтальная

Презентация «История изучения клетки»

3 неделя октября


14.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

КУ


Фронтальная, индивидуальная.

Таблица «Строение клетки»

Текст и рисунки учебника.

3 неделя октября


15.

Ядро.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Строение клетки»

Текст и рисунки учебника.

4 неделя октября


16.

Органоиды клетки (ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы)

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Строение клетки»

Текст и рисунки учебника.

4 неделя октября


17.

Органоиды клетки (митохондрии, пластиды, клеточный центр, органоиды движения)

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Строение клетки»

Текст и рисунки учебника.


5 неделя октября.


18.

Изучение клеток растений и животных.

УЗИМ

Л. р. № 1

«Изучение строения растительной и животной клетки» - закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов и сравнивать их между собой.

Отчет по лабораторной работе № 1.

Микроскопы, наборы для микроскопирования, мох мниум или кожица лука, готовый микропрепарат инфузории туфельки.

2 неделя ноября.


19.

Строение прокариот.

УОСЗ

Тест «Клетка» - обобщение знаний о строении клетки

Индивидуальная

Таблица «Бактерии»

2 неделя ноября


20.

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

УИНМ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

3 неделя ноября


21.

Энергетический обмен.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Митохондрии»

Текст и рисунки учебника.

3 неделя ноября


22.

Питание клетки. Хемосинтез.

КУ


Фронтальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя ноября


23.

Фотосинтез.

КУ


Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя ноября


24.

Биосинтез белков.

КУ

Терминологический диктант - проверка и закрепление знаний терминов, описывающих обмен веществ


Индивидуальная

Таблица «Биосинтез белка»

1 неделя декабря


25.

Деление клетки. Митоз.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Непрямое деление клетки-митоз»

1 неделя декабря


26.

Обобщение «Молекулярный и клеточный уровень»

КЗУ

Контрольная работа по темам «Молекулярный и клеточный уровень» - контроль усвоения знаний в соответствии с требованиями по уровню подготовки.

Индивидуальная

Карточки с заданиями по вариантам различного уровня сложности.

2 неделя декабря


Тема 3 «Организменный уровень» (14 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам размножение, гаметы, гермафродиты, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер, оплодотворение, онтогенез, Эмбриогенез; генетика, наследственность, изменчивость, ген, ,аллельные гены, генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моно-, ди- и полигибридное скрещивание; модификация, норма реакции, геном, мутации, мутагены; селекция, гетерозис, гибридизация, депрессия, чистая линия.

Уметь охарактеризовать бесполое и половое размножение, их значение и формы, описывать фазы и особенности митотического и редукционного деления клетки, их значение; уметь описывать строение гамет, их функции образование, объяснять биологический смысл оплодотворения; характеризовать эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов, уметь оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие, оценивать вредные привычки, как факторы риска для здоровья;

знать основные закономерности наследственности изменчивости – законы Г. Менделя, уметь решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание, уметь объяснять механизм наследования пола и причину соотношения полов 1:1;

приводить примеры ненаследственной изменчивости, примеры широкой и узкой нормы реакции, отличать ненаследственную и наследственную изменчивость, называть виды наследственной изменчивости, характеризовать виды мутаций и причины, их вызывающие, называть практическое значение генетики;

приводить примеры сортов растений и пород животных, объяснить роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции, характеризовать методы селекции растений и животных.

27.

Размножение организмов. Бесполое размножение.

УИНМ


Фронтальная

Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Грибы», «Мхи», «Папоротники»

«Гидра»

2 неделя декабря


28

Половое размножение. Строение и развитие половых клеток. Мейоз.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Строение половых клеток», Гаметогенез. Интерактивный практикум «Мейоз»

3 неделя декабря


29.

Онтогенез. Эмбриональный период.

КУ


Индивидуальная

Таблица «Эмбриональное развитие ланцетника»

3неделя декабря


30.

Постэмбриональный период.

КУ

Терминологический диктант - проверка и закрепление знаний терминов, описывающих размножение и развитие организмов

Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя декабря


31.

Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.

Моногибридное скрещивание.

УКПЗУ

Пр. р. № 1 – решение задач на 1 и 2 законы Г. Менделя

Индивидуальная, групповая

Таблица «Моногибридное скрещивание»

4 неделя декабря


32.

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.

УКПЗУ

Пр. р. № 2 – решение задач на неполное доминирование

Индивидуальная, групповая


2 неделя января


33.

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

УКПЗУ

Пр. р. № 3 – решение задач на 3 закон Г. Менделя

Индивидуальная, групповая

Таблица «Дигибридное скрещивание»

2 неделя января


34.

Взаимодействие генов.

КУ

Терминологический диктант - проверка и закрепление знаний генетических терминов

Индивидуальная


3 неделя января


35.

Сцепленное наследование.

КУ


Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

3 неделя января


36.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

КУ


Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя января


37.

Модификационная изменчивость.

КУ

Л. р. № 2 «Выявление изменчивости организмов» - сформировать понятие об изменчивости организмов, формировать умение наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Отчет по лабораторной работе № 2

Таблица «Модификационная изменчивость», семена фасоли, лупы, линейки.

4 неделя января


38.

Мутационная изменчивость.

КУ


Индивидуальная

Таблицы «Мутации у растений», «Мутации у животных», «Полиплоидия»

5 неделя января


39.

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова.

КУ


Индивидуальная


1 неделя февраля


40.

Основные методы селекции.

КУ


Индивидуальная

Таблицы «Селекция растений», «Селекция Животных»

1 неделя февраля


Тема 4 «Популяционно-видовой уровень» (2 часа)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам вид, популяция, ареал. Уметь приводить примеры видов животных и растений, перечислять и характеризовать критерии вида, доказывать необходимость совокупности критериев для целостности и единства вида; называть признаки популяций, уметь различать понятия вид и популяция.

41.

Критерии вида.

УИНМ

Л. р. № 3 «Изучение морфологического критерия вида» - закрепить умение составлять описательную характеристику растения, закрепить понятие морфологического критерия вида

Отчет по лабораторной работе № 3

Таблица «Вид и его критерии». Три кашпо с бегониями: два растения относятся к одному виду, а одно - к другому.

2 неделя февраля


42.

Популяции.

КУ


Индивидуальная

Таблица «Популяции»

2 неделя февраля


Тема 5 « Экосистемный уровень» (5 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение экология, биогеоценоз, экосистема. Уметь приводить примеры естественных искусственных биоценозов, называть компоненты биоценозов, называть показатели структуры популяции, называть свойства и параметры экосистем, характеризовать структуру наземных и водных экосистем, роль функциональных групп вэкосистеме, объяснять причины устойчивости экосистем, описывать круговорот веществ и поток энергии в экосистеме, по схеме описывать пирамиду численности; объяснять причины смены биоценозов, уметь различать первичную и вторичную сукцессии. Уметь анализировать состояние биоценоза.

43.

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

УИНМ


Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»

3 неделя февраля


44.

Состав и структура сообщества.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»

3 неделя февраля


45.

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Схемы передачи веществ и энергии

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема»

4 неделя февраля


46.

Продуктивность сообщества.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя февраля


47.

Саморазвитие экосистемы.

УОСЗ

Самостоятельная работа «Экосистемы» - закрепление и коррекция знаний о экосистемах, их компонентах и свойствах.

Индивидуальная

Таблица «Зарастание озера»

1 неделя марта.


Тема 6 «Биосферный уровень» (4 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение биосфера, биогеохимические циклы, биогенные элементы, называть признаки биосферы, ее структурные компоненты и свойства, определять границы биосферы, описывать биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; объяснять значение круговорота веществ в биосфере, характеризовать роль живых организмов в жизни планетыи сохранении устойчивости биосферы, называть современные глобальные экологические проблемы и факторы деятельности человека, ведущие к возникновению этих проблем.

48.

Биосфера. Среды жизни.

КУ


Фронтальная


1 неделя марта


49.

Средообразующая деятельность организмов.

КУ


Фронтальная, индивидуальная


2 неделя марта


50.

Круговорот веществ в биосфере.

КУ


Фронтальная, индивидуальная


2 неделя марта


51.

Обобщение по теме «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни»

Урок контроля, оценки коррекции знаний.

Контрольная работа - контроль усвоения знаний в соответствии с требованиями по уровню подготовки.

Индивидуальная

Карточки с заданиями по вариантам различного уровня сложности.

3 неделя марта


РАЗДЕЛ 2. ЭВОЛЮЦИЯ (6 ЧАСОВ)

Тема 7 «Основы учения об эволюции» (6 часа)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определения эволюция, борьба за существование, наследственная изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, адаптации, микроэволюция, макроэволюция, ароморфоз, идеоадаптация, дегенерация. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина, приводить примеры научных фактов, собранных Ч. Дарвином, выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка, называть основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина, движущие силы эволюции, формы борьбы за существование и приводить примеры; уметь описывать механизм эволюционного процесса, называть формы естественного отбора и приводить примеры; Называть основные типы приспособленности организмов к окружающей среде, выявлять относительность приспособленности. Называть основные направления макроэволюции, приводить примеры. Объяснять сущность биологического процесса эволюции на современном этапе.

52.

Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина.

УИНМ

Л. р. № 4 (обучающая) «Палеонтологические находки – доказательства эволюции» -обучающая - по фактам убедиться, что в истории Земли происходила смена растительных и животных групп

Фронтальная

Коллекция окаменелостей

3 неделя марта


53.

Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его равновесие.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

1 неделя апреля


54.

Борьба за существование и естественный отбор.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблица «Борьба за существование и ее формы»

1 неделя апреля


55.

Формы естественного отбора. Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания.

КУ


Индивидуальная

Таблица «Естественный отбор»

2 неделя апреля


56.

Изолирующие механизмы. Видообразование.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Таблицы «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

2 неделя апреля


57.

Макроэволюция. Основные закономерности эволюции.

УЗИМ

Терминологический диктант - проверка и закрепление знаний терминов, описывающих эволюционный процесс.

Индивидуальная


3 неделя апреля


РАЗДЕЛ 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. (5 ЧАСОВ)

Тема 8 «Гипотезы о происхождении и основные этапы развития на Земле.» (5 часов)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам гипотеза, коацерваты, пробионты, палеонтология, антропогенез. Характеризовать современные представления о возникновении жизни, приводитьпримеры доказательства современной теории о происхождении жизни, называть этапы развития жизни на Земле, приводить примеры растений и животных, существовавших в различные эры на Земле.

58.

Гипотезы о возникновении жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна.

УИНМ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

3 неделя апреля


59.

Современные гипотезы о происхождении жизни на Земле.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

4 неделя апреля


60.

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни.

КУ


Индивидуальная

Геохронологическая таблица

4 неделя апреля


61.

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

КУ


Индивидуальная

Геохронологическая таблица

1 неделя мая


62.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

КУ


Индивидуальная

Геохронологическая таблица

1 неделя мая


РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ.

Тема 9 «Организм и среда» (4 часа)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Давать определение терминам экологические факторы, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, экологические ресурсы, ритмы жизни, биотические взаимоотношения, динамика популяций. Уметь описывать группы экологических факторов и их воздействие на организмы, знать основные закономерности влияния экологических факторов на организмы, приводить примеры экологических ресурсов и выявлять их взаимосвязь с выживаемостью организмов, называть межвидовые отношения организмов и приводить примеры, описывать механизм экологической регуляции.

63.

Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

УИНМ


Фронтальная, индивидуальная


2 неделя мая


64.

Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.

КУ

Л. р. № 5 «Строение растений в связи с условиями жизни» - сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности у организмов.

Отчет по лабораторной работе № 5

Комнатные растения: кактус, алоэ, колеус, хойя, сенполия.

2 неделя мая


65.

Межвидовые отношения организмов.

КУ


Фронтальная, индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

Интерактивный практикум – видеофрагменты.

3 неделя мая


66.

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

КУ


Индивидуальная

Текст и рисунки учебника.

3 неделя мая


Тема 10 «Биосфера и человек» (2 часа)

Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы:

Называть антропогенное воздействие человека на биоценозы, называть факторы, вызывающие экологический кризис, приводить примеры исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсов, анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека, раскрывать роль человека в биосфере и сущность рационального природопользования.

67.

Эволюция биосферы.

КУ


Устный опрос.

Текст и рисунки учебника.

4 неделя мая


68.

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

УОСЗ


Выступления учащихся.

Сообщения об экологических проблемах

4 неделя мая



Список литературы


  1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013.

  2. Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2002.

  3. Пименов А.В., Пименова И.Н. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9 класс. 10-11 классы» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

  4. Петросова Р.А., Пилипенко Н.Н., Теремов А.В. Дидактический материал по общей биологии: пособие для учителей биологии под редакцией А.И. Никишова – М.: «РАУБ – Цитадель», 1997

  5. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни - Москва: Академия, 2001.

  6. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни - Москва: Просвещение, 2006.

  7. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002



















РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ГМО № ___ Зам. директора по УВР

от "___" ____________2016 г. _______/_____________./

_______/________________/ «___» ___________2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!