СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике (индивидуальное обучение).

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 9 для класса. Данная программа составлена для учеников находящихся на дистанционном обучении или обучающихся по индивидуальному плану.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике (индивидуальное обучение).»








Планирование составлено на основе: Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы./ Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2008 год.

Учебник: Физика 9 / А.В Пёрышкин, Е.М. Гутник / М.: Дрофа, 2013.







Пояснительная записка.


Статус документа.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентирована на учащихся 9 классов, находящихся на индивидуальном обучении, и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

2. Программа для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 классы./ Сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. - М.: Дрофа, 2008 год.

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике.7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.


Содержание рабочей программы адаптировано к уровню 9 классов, в которых есть обучающиеся по индивидуальной программе с учетом рекомендаций и изменений.

Программа составлена для учебника: Физика 9 / А.В Пёрышкин, Е.М. Гутник / М.: Дрофа, 2013;

Дополнительная литература:

1. Лукашик В.И., Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.

2. Марон А.Е., Марон Е.А., Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.


Изменения в учебном плане, связанные с индивидуальным обучением.

Обоснования этих изменений.

По базисному учебному плану на прохождение программы в 9 классе отводится 68 часов. По школьному учебному плану для учеников, находящихся на индивидуальном обучении, предусмотрено сокращение до 34 часов в год (1 час в неделю). С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.


Цели и задачи курса.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Важными коррекционными задачами курса физики в классах коррекционно-развивающего обучения являются:

  • развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

  • формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

  • развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

  • развитие общеучебных умений и навыков.


Распределение учебной нагрузки.

Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). Количество плановых контрольных работ: I четверть - 1, II четверть - 1, III четверть - 1, IV четверть - 1, итого - 4. Общее количество лабораторных работ - 6.


Содержание тем учебного курса, навыки и умения.


I. Законы взаимодействия и движения тел. (14 часов)

Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения. Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение. Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту. Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.


II. Механические колебания и волны. Звук. (7 часов)

Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.


III. Электромагнитные явления. (6 часов)

Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током. Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет – электромагнитная волна.


IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (7 часов)

Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.


В результате изучения физики 9 класса ученик должен знать и понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро.

  • смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия.

  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, и механической энергии.

Уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение. равноускоренное прямолинейное движение., механические колебания и волны.. действие магнитного поля на проводник с током. электромагнитную индукцию,

  • использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния. промежутка времени.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени. периода колебаний от длины нити маятника.

  • выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых представлений.

  • решать задачи на применение изученных законов.

  • использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.


Критерии оценок.

Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

б) или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

а) не более двух грубых ошибок,

б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,

в) или не более двух-трех негрубых ошибок,

г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,

д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения,

  • неумение выделить в ответе главное,

  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,

  • неумение делать выводы и обобщения,

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,

  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,

  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,

  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,

  • неумение решать задачи в общем виде.

Оценка лабораторных и практических работ.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

г) правильно выполнил анализ погрешностей;

д) соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:

а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:

а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,

б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,

в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,

г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,

б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,

в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Поурочное распределение материала.

урока

Раздел, название урока

Кол-во

часов

Дата


1. Законы взаимодействия и движения тел

14


1

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение.

1


2

Определение координаты движущегося тела.

Прямолинейное равномерное движение.

1


3

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость равноускоренного движения. График скорости.

1


4

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1


5

Лабораторная работа №1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

1


6

Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки.

1


7

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1


8

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

1


9

Свободное падение тел.

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1


10

Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения.

1


11

Закон всемирного тяготения

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел.

1


12

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

1


13

Импульс тела. Закон сохранения импульса тела.

Реактивное движение. Ракеты.

1


14

Контрольная работа №2. Динамика материальной точки. Законы сохранения.

1



2. Механические колебания и волны. Звук

7


15

Колебательное движение. Свободные колебания. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение.

1


16

Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

1


17

Лабораторная работа №3. Исследование периода и частоты математического маятника от длины нити.

1


18

Распространение колебаний в среде. Продольные и поперечные волны.

1


19

Длина волны. Скорость распространения волн. Источники звука. Звуковые колебания.

1


20

Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1


21

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.

1



3. Электромагнитное поле

6


22

Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное поля.

1


23

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1


24

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило ,,левой руки,,

1


25

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление ЭМИ. Лабораторная работа №4. Изучение явления ЭМИ.

1


26

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Электромагнитная природа света. Интерференция света.

1


27

Контрольная работа 3. Электромагнитное поле.

1



4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

7


28

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1


29

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Открытие протона, нейтрона.

1


30

Лабораторная работа №5, 6. Изучение треков заряженных частиц.

1


31

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.

1


32

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы.

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Атомная энергетика.

1


33

Биологическое действие радиации.

Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы.

1


34

Контрольная работа №4. Атомная физика.

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!