СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по чтению для 5 класса (ГОС) специальной (коррекционной) школы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основании:

- регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области;

- учебного плана МКОУ « Уренская коррекционная  школа-интернат»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 с.

- учебника «Чтение» для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Автор-составитель З.Ф.Малышева. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.

 

Рабочая программа по чтению и развитию речи  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель:

Развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление, пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

-формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

-развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

-развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

-нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению и развитию речи  построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по чтению для 5 класса (ГОС) специальной (коррекционной) школы»


1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основании:

- регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области;

- учебного плана МКОУ « Уренская коррекционная школа-интернат»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб. 1. – 224 с.

- учебника «Чтение» для 5 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Автор-составитель З.Ф.Малышева. – М.: Просвещение, 2014. – 256 с.


Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель:

Развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление, пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

-формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

-развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

-развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

-нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по чтению и развитию речи построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 9 % от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 55% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 36% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал). Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

составление планов;

краткие и подробные пересказы текста;

устные сочинения-характеристики героев;

развитие художественной фантазии у детей;

придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах:

принцип коррекционной направленности в обучении;

принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

принцип научности и доступности обучения;

принцип систематичности и последовательности в обучении;

принцип наглядности в обучении;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

В 5 классе целесообразно использовать следующие формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов фильмов, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям.

Данная программа рассчитана на 5 часов в неделю .


2. Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.


1.Устное народное творчество (3 ч.)

2.Сказки (29 ч.)

3.Лето (9 ч.)

4.Осень (7 ч.)

5.О друзьях-товарищах (11 ч.)

6.Басни И.А.Крылова (4 ч.)

7.Спешите делать добро (13 ч.)

8.Зима. (9 ч.)

9.Весна (15 ч.)

10.О животных (15 ч.)

11.Из прошлого нашего народа (15 ч.)

12.Из произведений зарубежных писателей (31 ч.)

13.Из истории Отечества (15 ч.)

14.Внеклассное чтение (9 ч.)



3. Требования к уровню подготовки выпускников

Учащие должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

наизусть 6-8 стихотворений.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!