Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 3 класса) авторов составителей З.Н. Смирновой и Г.М. Гусевой, 2013 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 3 классе по данной программе– 170. По базисному учебному плану МБОУ Макаровская СОШ для индивидуального обучения на 2014-2015 г – 51 ч (1.5 ч в неделю). Изменений в программу не внесено, но сокращено количество часов на изучаемые темы. Часть произведений предлагается учащемуся для самостоятельного ознакомления, поэтому произведения из раздела «внеклассное чтение» не изучаются.
В 3 классе учащиеся должны перейти на осознанное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре.
№№ п/п | Дата | Тема урока | Виды работ по развитию устной речи | Виды работ по формированию навыков чтения | Контрольные и диагностические материалы | Домашнее задание |
I. | Здравствуй, школа! - 3 ч |
1.1. | | С. Михалков. «Важный день» Выразительное чтение. | Участие в беседе о 1 сентября. Выяснение знаний учащихся о государственных праздниках. Работа с загадками. Работа по вопросам после стихотворения. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение. | Чтение текста о школе с последующим программированным опросом по содержанию. | Прочитать Т. Чинарёва. «Здравствуйте» |
1.2. | | В. Драгунский. «Что любит Мишка». Чтение по ролям | Ответы на вопросы. Работа с сравнительным оборотом: «Сидят, как два воробья на ветке». Беседа об отношении учащихся к музыке. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. | Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Где право, где лево» | Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Где право, где лево» |
1.3. | | По М. Коршунову. Петя и его жизнь. Оценка поступков мальчика. Составление плана. | Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение причин поступков мальчика. Подбор фактов для доказательства утверждения, что Петя честный и «неплохой человек». Оценка поступков героя | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. | Программированный опрос. Карточка «Что любит Дениска, а что – Мишка?» (распределение готовых слов, выражений). | Выразительно читать К. Чуковский. «Мойдодыр». |
II. | Люби всё живое - 4 ч |
2.1. | | Л. Толстой. «Котёнок». Работа над пересказом | Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Словесное рисование (описание котёнка). Пересказ близко к тексту. | Выставка книг русских писателей о природе. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Выразительно читать К. Чуковский. «Мойдодыр». | Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Учёный кот» |
2.2. | | М. Пришвин. Ребята и утята. Выборочный пересказ. Оценка поступков героев. | Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Подбор предложений из текста к данной в учебнике сюжетной картинке. Оценка поступков ребят. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Учёный кот» | Прочитать Л.Толстой «Птичка» |
2.3. | | В. Бианки. Ёж-спаситель. Ответы на вопросы по тексту. Словесное рисование. | Ответы на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Соотнесение иллюстрации с частью текста. Выборочный пересказ. Словесное рисование. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Ответы на вопросы по содержанию | Г. Снегирёв. Берёза разделить на части |
2.4. | | Р. Фраерман. Мальчик в лесу. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках мышей, бурундука. Словесное рисование серии сюжетных картинок к рассказу. Оценка поступка героя рассказа. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Г. Снегирёв. Берёза, Выборочный пересказ | А. Барков. Шустрик Чтение по ролям |
III. | Славная осень – 5 ч |
3.1. | | Е. Трутнева. Осень. Выразительными средства стихотворения. Словесное рисование. | Работа над выразительными средствами из стихотворения. Выделение признаков осени в тексте. Словесное рисование. | Выборочное чтение (подобрать к иллюстрации строки из стихотворения). Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Заучивание стихотворения наизусть. Задание по внеклассному чтению - Н. Сладков « Кто куда» (чтение, иллюстрирование). | А. Барков. Шустрик | В. Катаев. Грибы. Читать по ролям |
3.2. | | И. Соколов-Микитов. Осень в лесу. Беседа по наблюдениям за сезонными изменениями (отлёт птиц). | Уточнение словаря по темам: «Грибы», «Ягоды», «Птицы». Называние грибов ягод, птиц по предметным картинкам. Уточнение временных представлений: времена года, месяцы лета и осени. Работа с синонимами. Беседа по наблюдениям за сезонными изменениями (отлёт птиц). Словесное рисование. Дополнение словосочетаний (подбор к определению названия предмета с опорой на текст) «О ком так говорится?» | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана. Выделение опорных слов. | В. Катаев. Грибы. Чтение по ролям | Н. Сладков. Эхо. Читать по ролям |
3.3. | | И. Соколов-Микитов. Улетают журавли. Выразительное чтение. | Уточнение временных представлений: времена года (осень, весна), части суток. Выбор слов для описания леса перед рассветом и с наступление утра. Выбор слов-действий, с помощью которых описан отлёт журавлей в рассказе. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение концовки текста (соблюдение знаков препинания, передача голосом настроения). | Н. Сладков. Эхо. Читать по ролям | Чтение осенних загадок и скороговорок |
3.4. | | Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). Выборочный пересказ. | Ответы на вопросы по тексту. Составление плана 1 части. Характеристика зайца Коськи и лисы Лариски. Словесное рисование осеннего леса, Лисы, зайца. | Подготовка к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение слов лисы Лариски с учётом её характера. | Н. Грибачёв. Рыжие листья. Словесное рисование | Н. Грибачёв. Рыжие листья. Пересказ 4 части |
| | А. Плещеев «Осень наступила…» Выразительное чтение. Словесное рисование. | Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения. Словесное рисование. | Выборочное чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение). Заучивание наизусть. | Н. Грибачёв. Рыжие листья. Пересказ 4 части | А. Плещеев «Осень наступила Выучить наизусть. |
3.5. | | А. Прокофьев. В лес по грибы. Ответы на вопросы. Дополнение предложений. | Словесное рисование грибов. Дополнение предложений об опёнке, мухоморе, боровике. Ответы на вопросы по тексту стихотворений (уточнение деталей, значений слов). Беседа о личном опыте учащихся, как они собирали грибы. | Самостоятельное чтение стихотворений о грибах. Подбор картинок к каждому стихотворению. Выборочное чтение. | Чтение по ролям Рассказа В. Катаева «Грибы». Дополнение высказываний «О чём так говорится» (карточки). | Чтение стихотворений об осени |
IV. | Учимся трудиться – 3 ч |
4.1. | | С. Михалков. Важные дела. Выделение главной мысли стихотворения. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Беседа о делах детей. Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Выделение главной мысли стихотворения. | Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Хоровая декламация стихотворения. | Выразительное чтение | По В. Крупину. Как Ваня грядки полол прочитать |
4.2. | | По Е. Пермяку. Смородинка. Работа над переносным значением слов. Составление предложений по сюжетной картинке. | Работа над переносным значением слов. Характеристика героины рассказа – Танюшки. Уточнение временных представлений (продолжительность событий). Выборочный пересказ и пересказ по плану. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному плану. Выборочное чтение. | Ответы на вопросы по содержанию | Пересказ 2 части по плану. |
4.3. | | По О. Донченко. Телёнок Выборочный пересказ. Оценка поступка Мити. | Ответы на Выборочный пересказ. Оценка поступка Мити. Составление предложений по сюжетной картинке. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному плану. Выборочное чтение. | Пересказ 2 части по плану. | В. Сутеев. Разные колёса.Прочитать. |
V. | Что такое хорошо – 7 ч |
5.1. | | М. Басина. Удивительная верёвка. Составление предложений по сюжетной картинке. | Ответы на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Составление предложений по сюжетной картинке. Оценка поступка мальчика, настроения прохожих и причин его изменения. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Составление предложений по сюжетной картинке. | Перечитать, ответить на вопросы |
5.2. | | А. Барто. Уехали. Словесное рисование Описание щенка | Ответы на вопросы по тексту стихотворения. по данной иллюстрации. Словесное рисование (серия картинок). | Выборочное чтение. Деление стихотворения на части. Работа над выразительностью чтения (изменение настроения). | Объяснение заголовка текста. | Выразительное чтение стихотворения |
5.3. | | К. Киршина. Вот такая история. Ответы на вопросы по содержанию. | Описание собаки по опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение фразеологизма «пускать в ход кулаки». Характеристика мальчика. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Уехали». | пересказ |
5.4. | | По Я. Пинясову. Кем быть и кем не быть? Чтение по ролям | Ответы на вопросы после текста. Ответ на вопрос, который стал заглавием рассказа. Оценка поступков героев рассказа. | Самостоятельное чтение. | пересказ | Л.Воронкова «Что сказала бы мама?» Пересказ |
5.5. | | В. Осеева. Волшебное слово. Ответы на вопросы. Словесное рисование | Ответы на вопросы. Понимание причин отношения бабушки, сестры и брата к Павлику. Оценка настроения Павлика и старика. Устное высказывание, как надо говорить волшебное слово. Составление предложений по иллюстрации. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Л.Воронкова «Что сказала бы мама?» Пересказ | По Н. Носову. Огурцы, прочитать, ответить на вопросы |
5.6. | | Л. Пантелеев. Трус. Работа с иллюстрацией. | Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией. Оценка поступков мальчика, черт характера. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Беседа по содержаниию | А. Котовщикова. Как же так получилось?, прочитать, ответить на вопросы |
5.7. | | По Л. Пантелееву. Честное слово. Словесное рисование | Словесное рисование (серия картинок). Выборочный пересказ. Краткий пересказ по опорным словам и выражениям. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям отрывка из текста. Выборочное чтение. | Выборочное чтение. | Краткий пересказ 1 части. |
VI. | Вот пришли морозы – и зима настала…- 8 ч |
6.1. | | И. Суриков. Зима Словесное рисование. | Участие в беседе о признаках зимы. Составление предложений по сюжетной картинке. Работа над художественными средствами. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение (темп, громкость, настроение). Заучивание наизусть | Выразительное чтение Контроль навыка и темпа чтения | Выучить стихотворение |
6.2. | | Н. Носов. На горке Ответы на вопросы. Деление на части. | Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрации. Пересказ близко к тексту. Оценка поведения Котьки. | Выборочное чтение | Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Зима». | Пересказ текста |
6.3. | | Д. Мамин-Сибиряк. Река стала. Выборочный пересказ. | Ответы на вопросы. Составление устного рассказа о правилах безопасности на льду. Выборочный пересказ «Как удалось спасти мальчиков» | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Краткий пересказ 1 части по вопросам учителя. | Краткий пересказ |
6.4. | | А. Пушкин. Зимнее утро. Работа над выразительными средствами | Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. | Выборочное чтение. Выразительное чтение (настроение, темп чтения). Заучивание наизусть | Выборочный пересказ. | Выразительно читать По желанию выучить отрывок |
6.5. | | К. Ушинский. Проказы старухи зимы (сказка). Пересказ близко к тексту. | Практическая работа с синонимическими заменами «Скажи по-другому». Составление плана. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части. | Выразительное чтение стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» | Пересказ по плану |
6.6. | | В. Лебедев-Кумач. Здравствуй, ёлка! Выразительное чтение | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа над художественными средствами (олицетворение, эпитеты). Составление предложений по сюжетной картинке. Устный рассказ по вопросам учителя о подготовке к Новому году. | Выразительное чтение (интонация, темп, громкость, настроение). | Пересказ по плану близко к тексту. | Е. Пермяк. Знакомые следы Прочитать, ответить на вопросы |
6.7. | | Два Мороза (сказка) Работа с пословицей, фразеологизмами. Чтение по ролям | Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Пересказ по ролям. Работа с пословицей, фразеологизмами. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. | Ответы на вопросы | Пересказ |
6.8. | | По В. Одоевскому. В гостях у Дедушки Мороза. Словесное рисование | Ответы на вопросы. Словесное рисование «Дом Мороза Ивановича». Работа с поговоркой. Сравнение сказки и рассказа В. Бианки. Выборочный пересказ. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Пересказ | В. Бианки. Из «Лесной газеты». Прочитать |
VII. | Смешные истории… - 4 ч |
7.1. | | У страха глаза велики (сказка) | Словесное рисование. Ответы на вопросы. Работа над глаголами речи, пословицей. Увеличительные формы слов. | Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Задание по внеклассному чтению: сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил». Выставка книг К. Чуковского, Н. Носова, С. Маршака. | Чтение по ролям. | К. Чуковский. Путаница. Выразительное чтение |
7.2. | | С. Маршак. Вот какой рассеянный. | Ответы на вопросы. Словесное рисование. Понимание авторских неологизмов, собственных имён существительных. Смешное в стихотворении. Устный рассказ о проявлениях рассеянности по опыту учащихся. | Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. | Выразительное чтение К. Чуковского «Путаница». | Выучить отрывок наизусть |
7.3. | | Н. Носов. Живая шляпа Пересказ по вопросам. Составление предложений по сюжетной картинке. | Словесное рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам. | Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительное чтение. | Чтение наизусть отрывка из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». | Пересказ |
7.4. | | Б. Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). Характеристика Хрюка. Беседа об опрятности и правилах поведения. | Словесное рисование. Характеристика Хрюка. Ответы на вопросы примерами из текста. Пересказ по ролям. | Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. | Пересказ | По Н. Носову. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. прочитать |
VIII. | Весна в окно стучится… - 9 ч |
8.1. | | Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Словесное рисование. | Определение характера Зимы. Работа над художественными средствами. Сравнение поведения Зимы из сказки К. Ушинского и стихотворения Ф. Тютчева. Составление рассказа по картинке. | Подготовительные упражнения к чтению слов со стечением согласных. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. | Выразительное чтение. | Выучить наизусть |
| А. Плещеев. Весна. Э. Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце (сказка). | Ответы на вопросы словами из текста. Работа над художественными средствами. Словесное рисование. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных и фонетически сходных слов. Чтение по ролям. | Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится» | Выразительное чтение. |
8.2. | | С. Михалков. А что у вас? Составление предложений по сюжетным картинкам. Главная мысль. | Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам, подбор к ним строчек из стихотворения. Выделение гласной мысли стихотворения. Составление устных высказываний о работе мам учащихся класса. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выразительность чтения. | Выразительное чтение. | По Б. Емельянову. Мамины руки, прочитать, ответить на вопросы |
8.3. | | Н. Артюхова. Большая берёза Оценка поступков мальчиков | Ответы на вопросы. Оценка поступков мальчиков, состояния матери. Краткий пересказ. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. | Чтение по ролям. | Краткий пересказ |
8.4. | | Я. Колас. Песня о весне. Словесное рисование. Работа над определениями. | Ответы на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Работа над определениями. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (темп, настроение). Заучивание наизусть. | Карточка «Кто был таким?» (понимание слов, характеризующих эмоциональное состояние героев рассказа Н. Артюховой «Большая берёза»). Чтение 3 части по ролям. | Выучить наизусть |
8.5. | | По В. Бианки. Последняя льдина. Составление плана текста. | Составление плана текста. Словесное рисование (серия картинок). Составления высказывания по иллюстрации. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части. | Чтение наизусть стихотворения Я. Коласа «Песня о весне». | В. Орлов. Что случилось. Прочитать, пересказать |
8.6. | | М. Матусовский. Скворцы прилетели. | Ответы на вопросы после стихотворения. Составление устных высказываний о встрече скворцов по сюжетной картинке и личному опыту учащихся. | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. | Пересказ по плану | А. Барков. Голубой апрель. Прочитать, ответить на вопросы |
8.7. | | А. Барков. Берёзкины слёзы. | Ответы на вопросы по тексту. Выборочный пересказ, как дедушка и мальчик берёзку спасли. Беседа о бережном отношении к деревьям. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Словесное рисование «Голубой апрель» | А. Барков. Солнечный огонёк. А. Барков. Комариный бал. Пересказ (Любое на выбор) |
8.8. | | В. Драгунский. И мы. Пересказ по плану. Беседа о смешном в рассказе. Составление предложений по иллюстрациям. | Ответы на вопросы по тексту. Составление плана. Пересказ по плану. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление текста на части. | Пересказ 1 части по плану. | В. Орлов. Когда на планете хозяева дети. Выразительно читать |
8.9. | | С. Михалков. « Спать легли однажды дети…» Выразительное чтение | Беседа о Дне Победы. Объяснение военной лексики стихотворения. Рассматривание репродукций картин о войне, фотографий. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (радость). | Выразительное чтение | Выразительное чтение |
IX. | Народные сказки – 3 ч |
9.1. | | Лиса и журавль (русская сказка) Чтение по ролям. | Пересказ с опорой на серию картинок. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Задание по внеклассному чтению – народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран». | Чтение по ролям. | Как мужик волка спас. Пересказ |
9.2. | | Три сестры (татарская сказка) Оценка поступков героев. Составление высказывания по иллюстрации. Составление плана. | Оценка поступков героев. Обсуждение, за что наказаны сёстры. и пересказ по плану. | Чтение по ролям. Деление сказки на части. | Драматизация сказки «Как мужик волка спас». | Пересказ по плану |
9.3. | | Кукушка (ненецкая сказка). Деление на части. Составление плана и пересказ по плану. | Оценка поступков героев сказки. Составление плана и пересказ по плану. | Чтение по ролям. Деление текста на части. | Пересказ по плану. | Каждый своё получил (эстонская сказка). Читать по ролям |
| Хаврошечка (русская сказка) Чтение по ролям. Пересказ по серии сюжетных картинок. | Называние героев сказки. Волшебная помощница Хаврошечки. Ответы на вопросы по содержанию. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | чтение по ролям | Читать народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран» |
X. | Лето красное идёт – 5 ч |
10.1. | | В. Фетисов. Что такое лето? Выразительное чтение | Словесное рисование. Работа над художественными средствами (сравнения, звуки, образы). Ответы на вопросы. Беседа о признаках лета. | Выразительное чтение (радость). | Работа над художественными средствами | А. Толстой. Колокольчики мои…Выучить стихотворение |
10.2. | | Л. Толстой. Гроза в лесу. | Работа с иллюстрациями. Пересказ по серии картинок. Беседа о правилах поведения во время грозы. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. | Чтение наизусть стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои..» | По В. Бианки. Купание медвежат. Пересказ |
10.3. | | Л. Толстой. Акула. Оценка поступка. Деление текста на части. | Ответы на вопросы по содержанию. Описание мета действия, действующих лиц. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. Выразительность чтения. | Пересказ | По С. Полетаеву. Секретное слово, прочитать |
10.4 | | М. Ивенсен. «Вот и лето прошло». Беседа о признаках лета. Работа с иллюстрацией в учебнике. | Обсуждение, почему лето называют красным. Беседа о признаках лета. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией в учебнике. | Выразительное чтение. | Ответы на вопросы. | Рисунок к произведению |
10.5. | | Обобщающий урок по теме «Лето красное пришло». | Участие в беседе. Пересказ по плану, по предметным картинкам. | Выразительное чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям. | Контроль навыка и темпа чтения | Произведения для летнего чтения |