СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии (специальное коррекционное образование)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии (специальное коррекционное образование).

Рабочая программа  по биологии соответствует  федеральному  компоненту государственного образовательного стандарта  образования, выполняет обязательный минимум   и соответствует   учебному  плану специального коррекционного образования для обучающихся 6-9  классыVIII вида  МКОУ «Каменносанарская ООШ».

 Основной целью курса биологии по специальной (коррекционной) программе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

  • сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а такжеобщие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.      

Рабочая программа по естествознанию  в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии (специальное коррекционное образование)»

МКОУ «Каменносанарская ООШ»


«Утверждаю»

Директор школы

Шишкова Л.Н.

__________________

«______»__________2016 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

Людишина С.И.

__________________

«______»__________2016 г.


Рассмотрено

На заседании Методического совета

протокол № _____

«______»__________2016 г.











Рабочая программа


по биологии


II уровень – специальное (коррекционное) образование


6-9 класс


Срок реализации – 4 года


Составлена на основе авторской программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (под ред. В.В. Воронковой)















Учитель биологии

Шестакова Н.Н










2016 год


Пояснительная записка

Биология, является одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы специального коррекционного образования по биологии, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (http://www.ed/qov.ru/ob-edu/noc/rub/standart - сайт Министерства образования и науки РФ) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов: (Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1.).

Рабочая программа по биологии соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта образования, выполняет обязательный минимум и соответствует учебному плану специального коррекционного образования для обучающихся 6-9 классы VIII вида МКОУ «Каменносанарская ООШ». Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана:

  • 6 класс - 70 часов, из расчета 2 ч. в неделю;

  • 7 класс - 70 часов, из расчета 2 часа в неделю;

  • 8 класс – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю;

  • 9 класс – 70 часов, из расчета 2 часа в неделю;

Курс Биология включает разделы: «Неживая природа», (6 класс), «Растения, грибы, бактерии»- (7 класс), «Животные» - (8 класс) и «Человек» - (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.


Основной целью курса биологии по специальной (коррекционной) программе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

Задачи:

  • сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а такжеобщие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;

  • формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;

  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Рабочая программа по естествознанию  в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.

Неоднородность состава детей и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обусловливает важность разработки дифференцированного стандарта, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ОВЗ; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей образования.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и неживой природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорение путей их решения человеком.

Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» начмнается со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия учащихся и на которых начинают формирование физиологическихпонятий, свойственных всем живым организмам. Затем изучают бактерии и заканчивают курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы. Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных учащимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.


Данная рабочая программа отражает основные положения учебников и рабочих тетрадей «Биология» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Для реализации изучения курса «Биология» был выбран учебно-методический комплект:

  • «Неживая природа» А.И. Никишов. 6 класс. М.: Просвещение, 2013 год.

  • Рабочая тетрадь к учебнику «Биология» 6 класс. А.И. Никишов М.: Просвещение, 2011 год.

  • Биология: Растения. Бактерии. Грибы: З. А. Клепинина. учебник для 7 класса. М.: Просвещение

  • Рабочая тетрадь к учебнику 7 класса Биология: Растения. Бактерии. Грибы: З. А. Клепинина. М.: Просвещение

  • Биология. Животные: Никишов А. И., Теремов А. В. учебник для 8 класса. М.: Просвещение

  • Рабочая тетрадь к учебнику 8 класса Биология: Животные: Никишов А. И., Теремов А. В. М.: Просвещение

  • Биология. Человек: Соломина Е.Н., Швырёва Т.В. учебник для 9 класса. М.: Просвещение


Данные учебники включены в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ. Учебники предназначены для детей с ограниченными возможностями и реализуют требования Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (сборник Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для под ред. В.В. Воронковой для 5-9 классов.



Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы по биологии для обучающихся специального коррекционного образования (VIII вид) полностью соответствует авторской программе под ред. В.В. Воронковой.

6 класс Неживая природа

Введение (4 ч)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения.

Твердые тела, жидкости и газы.

Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы.

Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (15 ч)

Вода в природе. Температура воды и ее измерение.

Единица измерения температуры - градус.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Учет и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимыеинерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д. ). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4. Очистка мутной воды.

5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

  1. Определение текучести воды.

  2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой

воды, используемой для мытья посуды и других целей.

  1. Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Воздух (15 ч)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность

воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применеине кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применеине углекислого газа при тушении пожара.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух- плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного - в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (20 ч)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природвый газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть.

Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде.

Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация оnытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых:

влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва (10 ч)

Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной- органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли – минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы - плодородие.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать

воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия:

К почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение (2 ч)

7 класс РАСТЕНИЯ, ГРИБЫ И БАКТЕРИИ

Введение (2 ч)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения.

Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (16 ч).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и наземные органы цветкового растения

Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски.

Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование.

Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян.

Условия, необходимые для прорастания семян.

Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

1. Испарение воды листьями.

2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

3. Образование крахмала в листьях на свету.

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

5. Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения. Строение цветка. Определение строения семени с двумя семидолями (фасоль). Строение семени с одной семидолей (пшеница). Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений ( покрьпосеменных) ( 34 ч)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Деление цветковых растений на однодольные (например - пшеница) и двудольные (например- фасоль).

Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности

внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве.

Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений. Строение луковицы.

Двудольные растения

Паслёновые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос - для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовыхрастений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование

человеком.

Практические работы:

  • Строение клубня картофеля.

  • Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра-

стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растителъного мира.

Бактерии (2 ч)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (2 ч)

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы

съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практическиеработы (3 ч):

  • Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытномучастке.

  • Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

  • Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия (1 ч): «Весенняя работа в саду».

Повторение (2 ч)


8 классс ЖИВОТНЫЕ

Введение

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.

Черви

Общие признаки червей.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Круглые черви- паразиrы человека (глиста). Аскариды- возбудиrели глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых.

Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека.

Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение/Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд- полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.

Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь.

Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

  • живых насекомых, а также коллекций насекомых,

  • вредящих сельскохозяйственным растениям;

  • фильмов о насекомых.

Экскурсия:

  • в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы Общие признаки рыб. Среда обитания -водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки,

способ передвижения.

Внутреннее строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение- ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по

строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Особенности образа жизни. Питание птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки. Внешнее строение млеко питающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей. Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спинной мозг, нервы. Значение.

Внутренние органы млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний

вид и отличительные особенности каждого из этих животных.

Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека.

Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов. Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь.

Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик.

Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных.

Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение.

Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные: Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи - всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры.

Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы: Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее - на фермах и летнее – на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия.

Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа

На любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

9 класс Человек

Введение

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумногосущества) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.

Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация: скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие

статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение.

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно -сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное

влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему на весь организм).

Демонстрация: влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение.

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины.

Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. Действие слюны на крахмал.

4. Действие желудочного сока на белки.

Почки.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа.

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств.

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ - инфекция и другие. Меры профилактики.













































Национальные, региональные и этнокультурные особенности


При изучении предмета «Биология» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и общеобразовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).



Темы НРЭО


6 класс

№ п/п

Тема НРЭО

1

Многообразие живых организмов нашего края

2

Съедобные грибы нашей местности

3

Несъедобные и ядовитые грибы

4

Грибы и радиация

5

Растения лесов Челябинской области

6

Хвойные деревья нашего края

7

Лекарственные растения нашего края

8

Ядовитые растения нашего края (болиголов пятнистый, лютики)

7 класс

№ п/п

Тема НРЭО

1

Ядовитые растения нашего края (болиголов пятнистый, лютики)

2

Видоизменения листьев растений растущих нашем крае

3

Наблюдение за прорастанием семян

4

Способы вегетативного размножения, применяемые в нашем регионе

5

Растения семейства крестоцветных растущие в нашем регионе.

6

Растения семействава розоцветных и паслёновых в нашем регионе

7

Растения семейства мотыльковых и сложноцветных растущие в нашем регионе

8

Растительные сообщества нашей местности

9

Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир

8 класс

№ п/п

Тема НРЭО

1

Простейшие наших водоёмов

2

Насекомые нашего региона

3

Красная книга». Охрана птиц на Южном Урале

4

Краснозобая казарка, савка, беркут, сокол-сапсан. Разнообразие птиц нашего края

5

Охотничьи хозяйства Троицкого района

6

Сельское хозяйство нашего района

7

Красная книга». Охрана животных

8

Дрессировка животных

9

Разнообразие животного мира в нашем регионе

10

Живой воздух

11

Наблюдения за животными

12

Проблема «Безотходные технологии» в Челябинской области. Домашние животные

13

Меры по охране природы.

14

Посещение сельхоз.предприятий

9 класс

№ п/п

Тема НРЭО

1

Значение санитарного обследования

2

Расы, национальности, народности нашего края

3

Заболевания ОДС

4

Ознакомление с мышцами тела

5

Первая помощь при заболеваниях ОДС

6

Прививки

7

Подсчёт пульса

8

Первая помощь при нарушении в работе сердечно-сосудистой системы

9

Болезни органов дыхания, профилактика первая помощь

10

Заболевание органов пищеварения

11

Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения

12

Уход за кожей

13

Значение закаливания для организма

14

Почечные заболевания

15

Заболевания, вызванные нарушением деятельности ЦНС

16

Врождённые и приобретённые программы поведения

17

Влияние вредных привычек на деятельность высшей Н.С.

18

Влияние абортов на продолжение рода

19

Заболевания, передаваемые половым путём

20

Влияние окружающей среды на здоровье человека

21

Болезни цивилизации и место человека в природе, долголетие































Календарно-тематическое планирование. 6 класс

урока

урока в теме

Название раздела.

Тема урока

Федеральный компонент государственного образ. стандарта

Практическая часть (пр. и лаб. работы, экскурсии

Д/З


Дата по плану

Дата фактич.

Коррект.


 

Введение – 4 часа






1

1

Живая и неживая природа

Знать разнообразие природы, воздействие человека на природу

Уметь различать тела живой и неживой природы


§ 1




2

2

Предметы и явления неживой природы

Экскурсия

§1




3

3

Твердые тела, жидкости и газы

П.Р. Твердые тела, жидкости и газы

§2 з.5рт




4

4

Для чего нужно изучать неживую природу


§ 3 в.с. 13






Вода 15 часов







5

1

Вода в природе. Вода - жидкость

Знать состояния и свойства воды

Знать сжатие воды при охлаждении и расширении воды

Уметь работать с рисунками учебника

Знать раствор, взвесь, растворы, значение и охрана воды

Уметь составлять план,

работать с оборудованием, делать простые опыты

П.Р Вода - жидкость

§4,5 в.с. 15




6

2

Температура воды и её измерение. Свойства воды

П.Р. Температура воды и её измерение.

§ 6 зад. с.24




7

3

Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении

П.Р. Изменение уровня воды

§ 7 в.с.27




8

4

Изменение состояния воды при замерзании. Превращение воды в пар.

П.Р. Изменение состояния воды

§ 8,9,10

Зад. с. 33




9

5

Три состояния воды


§12 зад.с. 40




10

6

Свойства воды растворять некоторые твердые вещества

П.Р Вода - растворитель

§ 13 вопр. С.43,44




11

7

Нерастворимые и растворимые в воде вещества


§14 вопр. с.45




12

8

Водные растворы и их использование в быту


§ 15 вопр. С.47




13

9

Нерастворимые в воде вещества

П.Р Нерастворимые в воде вещества

§16 вопр.с. 50




14

10

Чистая и мутная вода


§17 з.с. 54




15

11

Очистка мутной воды

П.Р Очистка мутной воды

§17 з.с. 54




16

12

Питьевая вода


§18 з.с. 57




17

13

Использование воды в быту и хозяйственной деятельности человека


§ 19 з.с. 61




18

14

Значение воды в природе


§20 повт.




19

15

Обобщение темы «Вода»


Вопр с. 63






Воздух – 15 часов







20

1

Воздух в природе

Знать состав воздуха

Знать свойства воздуха

Знать зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха.

Знать атмосферное давление, единица измерения, барометр.

Знать причины ветра

Знать признаки погоды, прогноз, его значение

Знать состав воздуха, свойства, охрана воздуха

Уметь обобщать, делать выводы

Уметь использовать схему

Уметь использовать текст учебника

Уметь делать выводы

Уметь использовать дополнительную литературу

П.Р Воздух в природе

§21 Зад.с. 68




21

2

Воздух занимает место


§22 зад с. 70




22

3

Воздух сжимаем и упруг

П.Р. Воздух сжимаем и упруг

§23 зад с. 74




23

4

Теплопроводность воздуха

П.Р. Теплопроводность воздуха

§24 зад с. 78




24

5

Расширение воздуха при нагревании, сжатие при охлаждении


§ 25 зад с. 80




25

6

Теплый воздух легче холодного


§ 26 зад с. 84




26

7

Движение воздуха в природе


§27 зад с. 87




27

8

Состав воздуха

П.Р. Состав воздуха

§28 зад с. 91




28

9

Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека.

П.Р. Кислород и его значение

§29 зад с. 95




29

10

Углекислый газ и его свойства

П.Р. Углекислый газ и его свойства

§30 зад с. 99




30

11

Применение углекислого газа


§31 зад с. 100




31

12

Значение воздуха


§32 зад с. 103




32

13

Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха


§33, 34 зад с. 106-108




33

14

Что мы узнали о воздухе.


§35 зад с. 109




34

15

Обобщение по теме Воздух


Повтр. в. 109-110





 

Полезные ископаемые – 22 часа







35

1

Что такое полезные ископаемые

Знать горные породы, минералы, полезные ископаемые, происхождение горных пород

Знать природные факторы, влияющие на разрушение горных пород

Знать руды, св-ва металлов, нерудные полезные ископаемые

Знать разрушительную и созидательную работу воды, ветра.

Уметь обобщать, делать выводы

Уметь работать с учебником

Уметь работать с рисунками учебника

Уметь распознавать металлы



§36 зад с. 113




36

2

Полезные ископаемые, используемые в строительстве


§37 зад с. 115




37

3

Гранит


§ 38 зад с. 119




38

4

Известняки


§39 зад с. 123




39

5

Песок и глина


§40 зад с. 128




40

6

Горючие полезные ископаемые


§41 зад с. 129




41


7

Торф


§42 зад с. 133




42

8

Каменный уголь


§43 зад с. 137




43

9

Нефть


§44 зад с.140




44

10

Природный газ


§45 зад с. 143




45

11

Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения


§46 зад с. 145




46

12

Калийная соль


§47 зад с. 147




47

13

Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения


§48 зад с. 150




48

14

Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов


§49 зад с. 152




49

15

Железные руды


§50 зад с. 154




50

16

Черные металлы. Чугун


§51 зад с. 157




51

17

Сталь


§ 52 зад с. 159




52

18

Медная и алюминиевая руды


§53 зад с. 161




53

19

Алюминий


§54 зад с. 164




54

20

Медь и олово


§55 зад с. 166




55

21

Что мы узнали о полезных ископаемых


§56 зад с. 169




56

22

Обобщение по теме Полезные ископаемые


Повт. Вопр с. 169






Почва - 14 часов







57

1

Что называется почвой

Знать состав и свойства почв

Знать образование почв, структурная и бесструктурная

Знать как улучшить состав почвы

Знать влияние растений на почву

Знать эрозия почв, виды почв, обработка почв



Уметь наблюдать, делать выводы

Уметь работать с рисунками учебника

Уметь работать с учебником

экскурсия

§57 зад с. 174




58

2

Состав почвы

П.Р. Состав почвы

§58 зад с. 177




59

3

Перегной - органическая часть почвы


§59 зад с. 179




60

4

Песок и глина – минеральная часть глины


§60 зад с. 180




61

5

Минеральные соли в почве


§ 61 зад с. 182




62

6

Различие почв по составу


§62 зад с. 184




63

7

Как проходит вода в разные почвы

П.Р. Как проходит вода в разные почвы

§ 63 зад с. 186




64

8

Испарение воды из почвы

П.Р. Испарение воды из почвы

§64 зад с. 189




65

9

Обработка почвы на небольших участках

 Весенняя обработка почвы на полях

П.Р «Обработка почвы на школьном участке»

§65 зад с. 191




67

11

Осенняя обработка почвы на полях


§66 зад с. 193




68

12

Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного обращения с ней.


§67 зад с. 196




69

13

Инструменты для работы. Безопасность при работе


§68 зад с. 197




70

14

Повторение изученного материала







Требования к уровню подготовки обучающихся

6 класс

Учащиеся должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность

к проведению тепла;

• текучесть воды и движение воздуха.

Учащиеся должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воды и воздуха;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

7 класс


Учащиеся должны знать:

• названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

• строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

• некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных

растений, особенно местных;

• разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Учащиеся должны уметь:

• отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

• приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных,сложноцветных);

• различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

• различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян;

приводить примеры однодольных и двудольных растений;

• выращивать некоторые цветочио-декоративные растения (всаду и дома);

• различать грибы и растения.


8 класс

Учащихся должны знать:

• основные отличия животных от растений;

• признаки сходства и различия между изученными группами животных;

• общие признаки, характерные для каждой из этих групп живаrных;

• места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

• названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

• основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными

животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

• кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

• устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

• проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

• рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).


9 класса по разделу «Человек»

Учащиеся должны знать:

• названия, строение и расположение основных органов организма человека;

• элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

• влияние физических нагрузок на организм;

• вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

• основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические правила.







Характеристика контрольно-измерительных материалов


Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки овладения знаниями, умениями и навыками: терминологические (понятийные) диктанты, проверочные (контрольные) работы, тестовые задания.


Терминологический (понятийный) диктант - метод позволяет проконтролировать зна­ние обучающимися специальных тер­минов, использующихся в прой­денном материале курса. Терминологический диктант включает в себя специальные термины по теме или по курсу биологии .


Проверочные работы. Состоят из одного или нескольких заданий или вопросов (от 1 до 5) и теста по теме. Метод позволяет определить уровень знаний каждого ученика, проанализировать уровень знаний класса в целом, сделать правильный анализ уровня знаний между различными группами учащихся. Работа выполняется письменно. Время определяется в зависимости от сложности заданий, составляющих проверочную контрольную работу может быть от 15 до 40 минут. Уровень вопросов, составляющих проверочную работу различен: от простых до сложных, требующих применить знания по разным темам или сравнить, например экономическое положение стран, политическое положение стран и т.п.



















Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по естествознанию

Оценка устных ответов.

Устный опрос является одним из способов учета знаний учащихся по биологии. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать умение применять свои знания при ответе.

Оценка «5» ставится, если ученик

- понимает материал

- может самостоятельно обосновать, сформировать ответ

- допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, используя активизирующую помощь учителя

Оценка « 4» ставится, если ученик

- дает ответ, удовлетворяющий тем требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1- 2 ошибки, которые сам исправляет 1- 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого

Оценка «3» ставится, если ученик

- обнаруживает знание и понимание основных положений данной тем, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в терминологии. Нуждается в помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик

Беспорядочно и неуверенно излагает материал, допускает ошибки в формулировке, искажающие их смысл. Не использует помощь учителя.

Оценка за выполнение практических и контрольных работ

Оценка «5» соответствует качеству на уровне требований знаний и правильному оформлению работы.

Оценка «4» соответствует работе с небольшими отклонениями, 1-2 неточности в изложении материала.

Оценка «3» соответствует работе неполных и неточных определений, понятий, излагает материал неаккуратно и непоследовательно.

Оценка «2» соответствует, если ученик не выполняет большей части заданного материала.


























Перечень используемых контрольно – измерительных материалов

  1. и

  2. и

  3. и

НАЙТИ В ИНТЕРНЕТЕ!!!!!!!!!!!!!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!