Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
"Мокшинская средняя общеобразовательная школа"
Рабочая программа по биологии
на 2018-2019 учебный год
6 - 9 классы
компенсирующего обучения
Учитель-составитель:
Чебакова Ольга Николаевна,
учитель I квалификационной категории
2018 - 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой («Биология» 6-9 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос» 2011г.).
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, об окружающем мире, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция переключаемости и распределение внимания;
Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти
Коррекция слухового и зрительного восприятия
Коррекция произвольного внимания
Развитие самостоятельности, аккуратности
Рабочая учебная программа рассчитана на 210 учебных часов из расчета по 2 часа в неделю в каждом классе.
Формы контроля, используемые учителем:
Методы обучения:
Словесные, наглядные, наблюдение, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.
Технологии:
Количество часов корректируется в связи с объявлением карантина или отменой занятий по метеоусловиям.
Содержание тем учебного курса 6 класс Неживая природа
Введение
Живая и неживая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу.
Вода
Вода в природе. Вода – жидкость. Температура воды и ее измерение.
Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Что мы узнали о воде.
Демонстрация опытов:
1.Расширение воды при нагревании и сжатии при охлаждении.
2.Расширение воды при замерзании.
3.Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4.Очистка мутной воды.
Практическая работа:
Определение текучести воды.
Воздух
Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлажднии. Теплый водух легче холодного. Движение воздуха в природе. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение воздуха в пористых телах(сахар, сухарь, уголь, почва).
2.Объем воздуха в какой-либо емкости.
3.Упругость воздуха.
4.Воздух- плохой проводник тепла.
5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практическа работа:
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняки. Песок и глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль.
Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов. Железные руды. Черные
Практические работы
Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного в теплую (циркуляция)
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Различие песчаных и глинистых почв.
Содержание тем учебного курса 7 класс Растения, грибы, бактерии
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
Органы цветкового растения.
Строение цветка.3. Строение семени фасоли. 4.. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
Условия, необходимые для прорастания семян.
Испарение воды листьями.
Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
-Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
-Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
-Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
-Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия — «Весенние работы в саду».
Обобщение по теме «Растение — живой организм».
Содержание тем учебного курса 8 класс Животные
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные. Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Черви. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Черви-паразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Насекомые. Бабочка- капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям.Демонстрация фильмов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
- Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
--Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
--Земноводные. Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде) Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки способ передвижения. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки. Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению. Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
--Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
--Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.Питание птиц.Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц. Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
--Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком. Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
--Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
--Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана. Значение кролиководства в народном хозяйстве.
--Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждогог из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними. Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
--Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
--Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
--Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядные животные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними. Практические работы на животноводческих фермах.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на любой животноводческой ферме, расположенной вблизи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
Содержание тем учебного курса 9 класс Человек (2ч в неделю)
Введение
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение. Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно- сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему – на весь организм). Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
Микроскопическое строение крови.
Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряди физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Демонстрация опытов:
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
Действие слюны на крахмал.
Действие желудочного сока на белки.
Почки. Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.
Кожа. Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система. Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств. Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса. Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень | Минимально-необходимый уровень |
6 класс |
Учащиеся должны знать: - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. | Учащиеся должны знать: - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха. Учащиеся должны уметь: - проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке. |
7 класс |
Учащиеся должны знать: - названия некоторых бактерии, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать пред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. | Учащиеся должны знать: - некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома); различать грибы и растения. |
8 класс |
Учащийся должны знать: - основные отличия животных от растений; признаки сходства и различия между изученными группами животных; - общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся; - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных; - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). | Учащийся должны знать: - названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека; - основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Учащиеся должны уметь: - узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); - проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках). |
9 класс |
Учащиеся должны знать: - названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов и их систем; - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своею здоровья; - соблюдать санитарно-гигиенические правила. | Учащиеся должны знать: - влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: - соблюдать санитарно-гигиенические правила. |
Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класс
(70 часов)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Словарь | Коррекционная работа |
план | факт |
| | 1 | Введение | 1 | | Развитие наглядно-образного мышления |
| | | Раздел 1. Природа |
| | 2 | Мир вокруг нас | 1 | природа | Развитие зрительного восприятия. |
| | 3 | Живая и неживая природа. Явления природы | 1 | изделия |
| | 4 | Тела и вещества | 1 | тела, вещества | Развитие устойчивого внимания |
| | 5 | Превращение веществ | 1 | твердые, жидкие, газообразные тела | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 6 | Форма и величина Земли | 1 | планета, глобус | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 7 | Смена дня и ночи | 1 | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 8 | Смена времен года | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | 9 | Обобщение по разделу «Природа» | 1 | | Развитие познавательных интересов. |
| | 10 | Экскурсия в природу осенью | 1 | | Повышать интерес к предмету. |
| | | Раздел 2. Вода |
| | 11 | Вода в природе | 1 | | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
| | 12 | Свойства воды | 1 | |
| | 13 | Способность воды растворять некоторые вещества | 1 | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 14 | Растворимые и нерастворимые в воде вещества | 1 | раствор | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
| | 15 | Прозрачная и мутная вода | 1 | |
| | 16 | Растворы | 1 | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| | 17 | Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое | 1 | |
| | 18 | Температура и ее измерение | 1 | Температура, термометр | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 19 | Работа воды в природе | 1 | | Развивать самостоятельность, аккуратность. |
| | 20 | Использование воды человеком | 1 | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| | 21 | Охрана воды | 1 | |
| | 22 | Обобщение по разделу «Вода» | 1 | | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | | Раздел 3. Воздух |
| | 23 | Воздух вокруг нас | 1 | атмосфера | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
| | 24 | Свойства воздуха | 1 | |
| | 25 | Тёплый и холодный воздух | 1 | | Обогащение словаря. |
| | 26 | Теплопроводность воздуха | 1 | теплопроводность | Коррегировать речевую деятельность учащихся. |
| | 27 | Движение воздуха | 1 | |
| | 28 | Ветер | 1 | ветер |
| | 29 | Работа ветра в природе | 1 | ураган | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| | 30 | Состав воздуха | 1 | кислород, азот |
| | 31 | Свойства кислорода | 1 | | Обогащение словаря. |
| | 32 | Значение кислорода | 1 | |
| | 33 | Углекислый газ и его свойства | 1 | углекислый газ, огнетушитель | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 34 | Значение воздуха | 1 | |
| | 35 | Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха | 1 | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 36 | Обобщение по разделу «Воздух» | 1 | | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
| | | Раздел 4. Полезные ископаемые |
| | 37 | Горные породы | 1 | горные породы | Развитие памяти. |
| | 38 | Строительные материалы. Гранит | 1 | гранит | Развитие зрительного восприятия. |
| | 39 | Известняк | 1 | известняк, мел, мрамор | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
| | 40 | Песок и глина | 1 | глина, песок |
| | 41 | Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | торф | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
| | 42 | Каменный уголь | 1 | каменный уголь |
| | 43 | Нефть | 1 | нефть | Расширять представления об окружающем мире. |
| | 44 | Природный газ | 1 | природный газ |
| | 45 | Полезные ископаемые, используемые для получения удобрений. Калийная соль | 1 | минеральные удобрения | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 46 | Фосфориты | 1 | фосфорит, фосфаты | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 47 | Рудные полезные ископаемые. Железная руда | 1 | железная руда | Обогащение словаря. |
| | 48 | Черные металлы | 1 | чугун, сталь | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| | 49 | Цветные металлы | 1 | |
| | 50 | Алюминий | 1 | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 51 | Медь | 1 | | Обогащение словаря. |
| | 52 | Охрана недр | 1 | | Корригировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 53 | Обобщение по разделу «Полезные ископаемые» | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | | Раздел 5. Почва |
| | 54 | Почва – верхний плодородный слой Земли | 1 | Почва, плодородие | Обогащение словаря. |
| | 55 | Состав почвы | 1 | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
| | 56 | Части почвы | 1 | |
| | 57 | Разнообразие почв | 1 | чернозём | Расширять представления об окружающем мире. |
| | 58 | Песчаные и глинистые почвы | 1 | |
| | 59 | Основное свойство почвы | 1 | перегной, плодородие | Коррегировать речевуюи познавательную деятельность учащихся. |
| | 60 | Обработка почвы | 1 | культиватор |
| | 61 | Охрана почвы | 1 | | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
| | 62 | Обобщение по разделу «Почва» | 1 | |
| | 63 | Экскурсия в природу весной | 1 | | Коррегировать речевую деятельность учащихся. |
| | 64 | Экскурсия «Полезные ископаемые моего края» | 1 | |
| | 65 | Практическая работа на пришкольном участке | 1 | | Расширять представления об окружающем мире. |
| | 66 | Практическая работа на пришкольном участке | 1 | |
| | | Раздел 6. Повторение |
| | 67-68 | Мир вокруг нас. | 2 | | Коррегировать познавательную деятельность учащихся. |
| | 69-70 | Живая и неживая природа. Явления природы | 2 | |
Календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
(70 часов)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Словарь | Коррекционная работа |
план | факт |
| | Глава 1. Изучаем живую природу |
| | 1 | Многообразие растений. | 1 | биология | Развитие устойчивого внимания. |
| | 2 | Значение растений и их охрана | 1 | | |
| | Глава 2. Знакомство с цветковыми растениями |
| | 3 | Внешнее строение цветкового растения | 1 | корень, стебель, лист, цветок | Развитие зрительного восприятия. Графические упражнения. |
| | 4 | Лабораторная работа. Органы цветкового растения | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | Глава 3. Цветок. Плод |
| | 5 | Цветки и соцветия | 1 | Завязь, тычинки | Развитие зрительного восприятия. |
| | 6 | Лабораторная работа. Строение цветка | 1 | | Развитие наглядно-образного мышления. |
| | 7 | Опыление и оплодотворение | 1 | опыление | |
| | 8 | Разнообразие плодов и семян | 1 | Сочные, сухие плоды | Развитие зрительного восприятия. |
| | 9 | Распространение плодов и семян | 1 | | Графические упражнения. |
| | 10 | Экскурсия. В природу осенью | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | Глава 4. Семя |
| | 11 | Строение семян | 1 | Семя, семядоли | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 12 | Лабораторная работа. Строение семени двудольного растения | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | 13 | Лабораторная работа. Строение семени однодольного растения | 1 | | Воспитание усидчивости, самостоятельности. |
| | 14 | Условия, необходимые для прорастания семян | 1 | | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 15 | Всхожесть семян | 1 | всхожесть | Развитие зрительного восприятия. |
| | Глава 5. Корень |
| | 16 | Разнообразие и значение корней | 1 | | Повышать интерес к предмету. |
| | 17 | Корневые системы | 1 | Корневая система | |
| | 18 | Строение корня | 1 | | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 19 | Видоизменения корней | 1 | корнеплод | Развитие познавательных интересов. |
| | Глава 6. Лист |
| | 20 | Внешнее строение листа | 1 | Черешок, жилки | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 21 | Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев. | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | 22 | Значение листьев в жизни растений | 1 | фотосинтез | Развитие всех видов памяти. |
| | 23 | Испарения воды листьями | 1 | испарение | |
| | 24 | Дыхание растений | 1 | | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 25 | Листопад и его значение | 1 | | Повышать интерес к предмету. |
| | Глава 7. Стебель |
| | 26 | Строение и значение стебля | 1 | сердцевина, древесина | Повышать интерес к предмету. |
| | 27 | Передвижение по стеблю воды с растворенными в ней веществами | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы. |
| | 28 | Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов. | 1 | Корневище, луковица | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | Глава 8. Растение – целостный организм |
| | 29 | Взаимосвязь органов растения | 1 | | Развитие зрительного восприятия. |
| | 30 | Взаимосвязи растений с окружающей средой | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | Глава 9. Споровые и семенные растения |
| | 31 | Мхи. Кукушкин лен | 1 | ризоиды | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | 32 | Торфяной мох сфагнум | 1 | торф | |
| | 33 | Папоротники | 1 | | Развитие устной речи |
| | 34 | Голосеменные растения | 1 | | |
| | 35 | Ель и сосна – хвойные растения | 1 | шишки, хвоинки | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 36 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 37 | Экскурсия. В природу зимой | 1 | | |
| | Глава 10. Многообразие покрытосеменных растений |
| | 38 | Различия однодольных и двудольных растений | 1 | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
| | 39 | Однодольные растения. Семейство Злаки | 1 | соломина | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
| | 40 | Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень | 1 | |
| | 41 | Злаки – овес, кукуруза | 1 | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
| | 42 | Однодольные растения. Декоративные лилейные растения | 1 | | Развитие познавательного интереса через игры и упражнения. |
| | 43 | Однодольные растения. Овощные лилейные растения | 1 | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
| | 44 | Лабораторная работа. Строение луковицы | 1 | луковица |
| | 45 | Двудольные растения. Семейство Паслёновые | 1 | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
| | 46 | Картофель – пищевое пасленовое растение | 1 | |
| | 47 | Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | 1 | клубень | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
| | 48 | Двудольные растения. Семейство Бобовые | 1 | боб |
| | 49 | Кормовые бобовые растения | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 50 | Двудольные растения. Семейство Розоцветные | 1 | |
| | 51 | Особенности выращивания садовых растений | 1 | | Развитие устойчивого внимания через индивидуальные задания и упражнения. |
| | 52 | Уход за садовыми растениями. Сбор урожая плодов и ягод | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 53 | Двудольные растения. Семейство Сложноцветные | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | 54 | Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение | 1 | |
| | Глава 11. Многообразие бактерий и грибов |
| | 55 56 | Разнообразие и размножение бактерий | 2 | | Развитие устной речи |
| | 57 | Значение бактерий в природе и в жизни человека | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | 58 | Строение и размножение грибов | 1 | грибница |
| | 59 | Разнообразие грибов | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | Глава 12. Практические работы с комнатными и садовыми растениями |
| | 60 | Выращивание комнатных растений | 1 | | Развитие устной речи |
| | 61 62 | Работа на пришкольном участке, в саду | 2 | | Развитие устной речи |
| | 63 | Растение – живой организм | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | 64 | Экскурсия. В природу весной. | 1 | |
| | Глава 13. Растения |
| | 65 | Лекарственные растения Омской области. | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 66 | Растения Красной книги Омской области | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | Глава 14. Повторение |
| | 67 | Многообразие живой природы. | 1 | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 68 | Значение растений и их охрана. | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | 69-70 | Обобщающий урок по курсу биологии за 7 класс | 2 | |
Календарно - тематическое планирование по биологии 8 класс
(70 часов)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Словарь | Коррекционная работа |
план | факт |
| | | Введение |
| | 1 | Многообразие животного мира. | 1 | зоология | Развитие устойчивого внимания. |
| | 2 | Значение животных в природе и жизни человека | 1 | | Развитие устойчивого внимания. |
| | | Раздел 1.Беспозвоночные животные |
| | 3 | Общая характеристика беспозвоночных | 1 | беспозвоночные | Развитие устойчивого внимания. |
| | | Глава 1. Черви |
| | 4 | Дождевой червь | 1 | Поясок, щетинки | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 5 | Черви-паразиты. Человеческая аскарида. Острицы | 1 | | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 6 | Черви-паразиты. Бычий цепень. Печёночный сосальщик | 1 | финна | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | | Глава 2. Насекомые |
| | 7 | Общая характеристика насекомых | 1 | Дыхальца, куколка | Развитие положительной школьной мотивации. |
| | 8 | Комнатная муха | 1 | |
| | 9 | Яблонная плодожорка | 1 | | Развитие волевых качеств. |
| | 10 | Бабочка-капустница | 1 | | Развитие волевых качеств. |
| | 11 | Майский жук | 1 | линька | Развитие волевых качеств. |
| | 12 | Медоносная пчела | 1 | | Развитие усидчивости, любознательности. |
| | 13 | Значение пчел в природе и жизни человека | 1 | Трутень, матка, жало, улей | |
| | 14 | Тутовый шелкопряд | 1 | шёлк | Развитие волевых качеств. |
| | | Раздел 2.Позвоночные животные |
| | 15 | Общая характеристика позвоночных животных | 1 | позвоночник, хорда | Развитие мышц мелкой моторики |
| | | Глава 3. Рыбы |
| | 16 | Местообитание и внешнее строение рыб | 1 | Жабры, плавник | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 17 | Внутреннее строение рыб | 1 | | Развитие пространственной ориентации. |
| | 18 | Размножение и развитие рыб. | 1 | нерест |
| | 19 | Рыболовство и рыбоводство. Охрана рыб | 1 | | Развитие волевых качеств. |
| | 20 | Щука | 1 | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану. |
| | 21 | Окунь | 1 | |
| | | Глава 4. Земноводные |
| | 22 | Общая характеристика земноводных | 1 | | Развитие мышления через работу с текстом. |
| | 23 | Внешнее строение лягушки | 1 | веки | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 24 | Внутреннее строение лягушки | 1 | клоака | Развитие волевых качеств. |
| | 25 | Размножение и развитие лягушки | 1 | головастик | Развитие мышц мелкой моторики. |
| | 26 | Жаба | 1 | | Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
| | 27 | Значение и охрана земноводных | 1 | | Развитие умения работать с дополнительным материалом. |
| | | Глава 5. Пресмыкающиеся |
| | 28 | Общая характеристика пресмыкающихся | 1 | роговые чешуи, шея | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | 29 | Внутреннее строение пресмыкающихся | 1 | | Развитие волевых качеств. |
| | 30 | Змеи | 1 | | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | 31 | Значение и охрана пресмыкающихся | 1 | | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | | Глава 6. Птицы |
| | 32 | Внешнее строение птиц | 1 | крылья, клюв | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | 33 | Внутреннее строение птиц | 1 | | |
| | 34 | Размножение и развитие птиц | 1 | цевка, киль | Развитие устной речи через анализ текста. |
| | 35 | Питание птиц | 1 | желток, белок, скорлупа | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 36 | Птицы леса. | 1 | | |
| | 37 | Птицы, кормящиеся в воздухе | 1 | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 38 | Хищные птицы | 1 | |
| | 39 | Водоплавающие птицы | 1 | | |
| | 40 | Птицы, обитающие возле жилья человека | 1 | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 41 | Домашние птицы. Птицеводство | 1 | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 42 | Значение и охрана птиц | 1 | птицефабрика, инкубатор |
| | | Глава 7. Млекопитающие или звери |
| | 43 | Общая характеристика млекопитающих | 1 | | |
| | 44 | Особенности внутреннего строения млекопитающих | 1 | Шерсть, вибриссы, волосяной покров | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 45 | Грызуны. | 1 | Губы, резцы, клыки | |
| | 46 | Белка | 1 | | Развитие зрительного восприятия |
| | 47 | Бобр | 1 | |
| | 48 | Домовая мышь | 1 | Плотина, хатка | Развитие внимания |
| | 49 | Зайцеобразные | 1 | | Развитие внимания перед каждой частью изучаемого материала. |
| | 50 | Хищные звери | 1 | кролиководство |
| | 51 | Волк | 1 | | Развитие мышления через анализ иллюстраций в учебнике. |
| | 52 | Медведь | 1 | берлога |
| | 53 | Лев. Тигр. Рысь | 1 | кошачьи, прайд | Развитие внимания через постановку вопросов на слух |
| | 54 | Собака. Кошка | 1 | |
| | 55 | Пушные звери | 1 | зверофермы |
| | 56 | Ластоногие | 1 | ласты, гаремы | Развитие мелкой моторики |
| | 57 | Китообразные | 1 | китовый ус | |
| | 58 | Копытные животные | 1 | копыто | Развитие мелкой моторики |
| | 59 | Кабан, или дикая свинья | 1 | | Развитие мелкой моторики через индивидуальное задание в карточках. |
| | 60 | Лось | 1 | |
| | 61 | Корова | 1 | вымя, отёл | Развитие мелкой моторики |
| | 62 | Овца | 1 | | Повышать интерес к предмету |
| | 63 | Верблюд | 1 | | |
| | 64 | Северный олень | 1 | | Повышать интерес к предмету |
| | 65 | Свинья | 1 | свиноводство | Развитие мышления |
| | 66 | Лошадь | 1 | коневодство, конюшня | Повышать интерес к предмету через ролевые игры, викторины, диспуты. |
| | 67 | Обезьяны | 1 | приматы | |
| | 68 | Значение и охрана млекопитающих | 1 | | Развитие мышления |
| | 69-70 | Обобщающий урок по курсу биологии за 7 класс | 2 | | |
Календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
(70 часов)
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Словарь | Коррекционная работа |
план | факт |
| | 1 | Введение. Место человека в живой природе | | анатомия, физиология | Развитие устойчивого внимания |
| | | Глава 1. Общий обзор | | | |
| | 2 | Клетка | | ядро | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности, волевых качеств. |
| | 3 | Химический состав клетки | | цитоплазма | |
| | 4 | Жизнедеятельность клетки | | | |
| | 5 | Ткани | | | |
| | 6 | Органы. Системы органов | | орган, организм | |
| | 7 | Лабораторная работа. Устройство светового микроскопа | | | Развитие мышц мелкой моторики |
| | | Глава 2. Опорно-двигательная система | | | |
| | 8 | Значение опорно-двигательной системы | | скелет | Развитие наглядно-образного мышления. |
| | 9 | Скелет человека. Состав костей | | суставы, связки | Развитие волевых качеств |
| | 10 | Строение и соединение костей | | | Развитие волевых качеств |
| | 11 | Скелет головы | | | |
| | 12 | Скелет туловища | | грудная клетка | Развитие зрительного восприятия |
| | 13 | Скелет конечностей | | | |
| | 14 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах | | | Развитие волевых качеств |
| | 15 | Первая помощь при переломах костей | | | Развитие волевых качеств |
| | 16 | Строение и значение мышц | | сократимость | Воспитание усидчивости, самостоятельности, любознательности |
| | 17 | Основные группы мышц | | | |
| | 18 | Работа мышц. Утомление | | | |
| | 19 | Гигиена физического труда | | гимнастика | Развитие мышления. |
| | 20 | Осанка и здоровье человека | | осанка | Развитие всех видов памяти |
| | 21 | Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц | | | Развитие самоконтроля, критичности. |
| | | Глава 3. Кровеносная система | | | |
| | 22 | Значение крови и органы кровообращения | | кровообращение | Развитие устойчивого внимания. |
| | 23 | Состав крови | | Плазма | |
| | 24 | Сердце: его строение и работа | | Желудочек, предсердие | Развитие эмоционально-волевой сферы. |
| | 25 | Кровеносные сосуды. Круги кровообращения | | Артерии, вены | Развитие устойчивого внимания. |
| | 26 | Движение крови по сосудам | | | Развитие мышления. |
| | 27 | Первая помощь при кровотечении. Переливание крови | | донор, группа крови | Развитие познавательных интересов. |
| | 28 | Предупреждение заболеваний кровеносной системы | | | Развитие познавательных интересов. |
| | 29 | Вредное влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды | | | Развитие устойчивого внимания. |
| | 30 | Лабораторная работа. Подсчёт частоты пульса | | | Развитие познавательных интересов. |
| | | Глава 4. Дыхательная система | | | |
| | 31 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы | | легкие, бронхи, трахеи | Развитие эмоционально-волевой сферы |
| | 32 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | | | |
| | 33 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания | | Вдох, выдох | Развитие познавательных интересов |
| | 34 | Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы | | | Развитие устойчивого внимания |
| | 35 | Болезни дыхательной системы и их предупреждение | | | Развитие познавательных интересов |
| | 36 | Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 37 | Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания | | | Развитие устойчивого внимания |
| | | Глава 5. Пищеварительная система | | | |
| | 38 | Значение и состав пищи | | Белки, жиры, углеводы, витамины | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 39 | Значение пищеварения. Система органов пищеварения | | | |
| | 40 | Строение и значение зубов | | Эмаль, дентин | Повышать интерес к предмету. |
| | 41 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 42 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | | | Развитие устойчивого внимания |
| | 43 | Гигиена и нормы питания | | | Воспитание усидчивости, самостоятельности |
| | 44 | Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | | | Развитие устойчивого внимания. |
| | 45 | Пищевые отравления | | | |
| | 46 | Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на пищеварительную систему | | | Развитие всех видов памяти |
| | 47 | Лабораторная работа. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке | | | Развитие внимания |
| | | Глава 6. Выделительная система | | | |
| | 48 | Значение выделения. Строение почек | | | Связь с жизнью, проблемные вопросы |
| | 49 | Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы | | | Развитие устной речи через составление рассказа по плану |
| | | Глава 7. Кожа. | | | |
| | 50 | Строение и значение кожи | | | Развитие мышления |
| | 51 | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма | | | Развитие устойчивого внимания. |
| | 52 | Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожении | | | Развитие мышления |
| | 53 | Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви | | | Развитие устойчивого внимания. |
| | | Глава 8. Нервная система | | | |
| | 54 | Значение и строение нервной системы | | Рефлекс, возбудимость, проводимость | Развитие внимания |
| | 55 | Спинной мозг | | | |
| | 56 | Головной мозг | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
| | 57 | Особенности ВНД человека. Речь | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
| | 58 | Эмоции. Внимание и память | | | Развитие устойчивого внимания. |
| | 59 | Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна | | | |
| | 60 | Гигиена нервной деятельности Режим дня | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
| | 61 | Нарушения нервной деятельности.Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему | | | Развитие умения сравнивать и анализировать таблицы и схемы в учебнике. |
| | | Глава 9. Органы чувств | | | |
| | 62 | Значение органов чувств | | | Развитие внимания |
| | 63 | Орган зрения | | | |
| | 64 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | | | Развитие познавательных интересов |
| | 65 | Орган слуха | | | Развитие устойчивого внимания |
| | 66 | Гигиена слуха | | | |
| | 67 | Органы осязания, обоняния, вкуса | | | Развитие слухового восприятия через игры и упражнения. |
| | | Глава 10. Охрана здоровья | | | |
| | 68 | Здоровье человека и общество Факторы, сохраняющие здоровье | | | Развитие познавательных интересов |
| | 69-70 | Повторение курса за 9 класс | | | |
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
6 класс
№ | Темы | Дата |
1. | Практическая работа № 1: « Распознавание черных и цветных металлов» | |
2. | Практическая работа №2: «Различие песчаных и глинистых почв» | |
3. | Практическая работа № 3: «Обработка почвы на школьном участке» | |
4. | Практическая работа №4: «Обработка почвы на школьном участке» | |
График практических работ
7 класс
№ | Тема | Дата |
1 | Практическая работа №1 « Органы цветкового растения» | |
2 | Практическая работа №2 «Строение цветка» | |
3 | Практическая работа №3 «Строение семени с двумя семядолями» | |
4 | Практическая работа №4 «Строение семени с одной семядолей» | |
5 | Практическая работа №5 «Строение луковицы» | |
6 | Практическая работа №6 «Строение клубня картофеля» | |
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
8 класс
№ | Темы | Дата |
1. | Практическая работа № 1: « Распознавание беспозвоночных и позвоночных животных» | |
2. | Практическая работа №2: «Земноводные и пресмыкающиеся. Сходства и различия» | |
3. | Практическая работа № 3: «Строение птиц. Строение млекопитающих» | |
4. | Практическая работа №4: «Домашние и сельскохозяйственные животные» | |
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
9 класс
№ | Темы | Дата |
1. | Практическая работа № 1 Тест по темам: «Органы и системы органов» | |
2. | Практическая работа № 2 Тест по темам: «Органы кровообращения. Органы дыхания» | |
3. | Практическая работа № 3 Тест по темам: «Пищеварительная система. Выделительная система» | |
4. | Практическая работа № 4 Тест по темам: «Нервная система. Органы чувств» | |