«31» августа 2017 г.
по учебно-воспитательной работе ________ В.В. Буторина
«31» августа 2017 г.
директор МАОУ «Байкаловская СОШ» ________ Е.Д. Кугаевская
«01»сентября 2017 г.
Приказ № ____ от «01» сентября 2017 г.
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и д.р., а также их роль в живой и не живой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
В 8 классе коррекционной школы VIII вида изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире.
- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви-паразиты(глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Общие признаки насекомые. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.I
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;
Фильмов о насекомых.
Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.
Общие признаки земноводных Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки.
Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.
Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.
Мышцы.
Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы. Значение. Внутреннее строение млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.
Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Разведение домашних кроликов.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Общая характеристика.
Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.
Внешний вид, образ жизни.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-нибудь питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных за их кормлением и уходом.
На любой животноводческой ферме, расположенной в близи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.
№ | Темы, входящие в разделы программы | Основное содержание по темам (тематическое планирование) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | Многообразие животного мира. НРК | Всюду на Земле живут самые различные животные. Животные очень различны по величине, способам передвижения, питания, дыхания, различно у них внутреннее строение и поведение. Животные плавают, ползают, ходят, бегают, прыгают, летают. Некоторых животных человек приручил. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображением животных, ответы на вопросы учителя Воспитывать бережное отношение к животному миру |
2 | Значение животных и их охрана | Животные имеют большое значение в жизни человека. Люди охотятся на крупных диких животных, ловят рыбу. В своих хозяйствах выращивают домашних животных. Каждый человек обязан беречь природу, приумножать ее богатство. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Воспитывать бережное отношение к животному миру |
3 | Общие признаки беспозвоночных животных | К беспозвоночным относятся разные черви, медузы, улитки, раки, пауки, мухи, комары, пчелы, жуки. Среди беспозвоночных имеются и очень мелкие животные. Беспозвоночные немеют косного скелета и главной части позвоночника. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развитие речи, внимания по средствами биологии |
4 | Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь | Черви – беспозвоночные животные, обитающие в почве, в толще воды и на дне водоемов, в органах растений, животных и человека. Дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем. Они велут скрытый образ жизни, прокладывая в почве ходы и норки. Дождевые черви играют важную роль в природе. Они рыхлят и перемешивают почву. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии |
5 | Круглые черви – паразиты человека | Среди червей встречаются черви, обитающие во внутренних органах животных и человека. Самые распространенные среди них – паразитические черви аскариды. Чаще всего их называют глистами, а болезни вызванные ими, - глистными заболеваниями. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии |
6 | Насекомые. Общие признаки насекомых | Насекомые – самые распространенные на Земле беспозвоночные животные. К ним относятся стрекозы, кузнечики, клопы, жуки, бабочки, пчелы, мухи, комары. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии |
7 | Внешнее строение и образ жизни насекомых. НРК | Тело состоит из головы, груди и брюшка, все части тела образованны члениками. На голове находятся два глаза, два усика и рот. С помощью усиков насекомые различают запахи. на груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног. На спиной части груди у большинства насекомых находятся крылья. По бокам брюшка – дыхальца. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии |
8 | Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка | Крылья бабочки капустницы мучнисто-белого цвета с темными углами по краю. С обратной стороны крылья зеленовато желтые. У нее крупные глаза, пара длинных усиков с утолщением на концах и длинный хоботок. Весной откладывает яйца на листьях крестоцветных растений. Яблонная плодожорка – вредитель плодовых садов. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии |
9 | Майский жук | Майские жуки крупные, длина их тела около 3 см. окраска – буровато-коричневая. На голове находятся глаза, пара усиков, щупики и сильные челюсти. Видят плохо. Свою пищу находят по запаху при помощи усиков. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания |
10 | Комнатная муха. Медоносная пчела | В жилище человека и вблизи его почти по всюду можно встретить комнатную муху. Это не большое насекомое с одной парой пленчатых крыльев, крупными глазами. Окраска тема – серая. Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тысяч пчел. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания |
11 | Тутовый шелкопряд | Тутовый шелкопряд – бабочка с крыльями желтого цвета. В природе не встречается. Это домашнее животное. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания |
12 | Опасный пришелец из Колорадо. НРК | Весной 1958 года на картофельных полях нашей страны появился полосатый жук. С годами он широко распространился и стал причинять большой вред. Жука называют картофельным или колорадским. Сам жук не большой. Но ест он много. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие речи, памяти, внимания |
13 | Экскурсия «Неутомимые санитары леса». | Экскурсия | Наблюдение Развитие умения вести наблюдение |
14 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви», «Насекомые» | Вопросы по пройденной теме. | Самостоятельная работа Развитие самостоятельности в работе |
15 | Общие признаки позвоночных животных | Многие животные имеют внутреннюю опору тела - скелет. Его основу составляет позвоночник, состоящий из позвонков. Животные, у которых имеется позвоночник, называют позвоночными. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Воспитывать любовь к животному миру. |
16 | Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб | Рыбы – постоянные обитатели различных водоемов. Тело у большинства рыб имеет обтекаемую форму и покрыто чешуей. Все рыбы хорошо плавают при помощи плавников и изгибаний тела. Тело рыбы разделено на голову, туловище и хвост. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания |
17 | Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система. Размножение рыб | Внутри тела находятся органы пищеварения, дыхания, кровообращения и нервная система. Дышат рыбы при помощи жабер – органов дыхания. Органы кровообращения рыбы состоят из сердца и отходящих от него сосудов. Нервная система рыбы состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. В местах размножения самки рыб выметывают икринки. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания |
18 | Речные рыбы | Речными называются рыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоемах. К ним относятся, например, речной окунь и щука. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие |
19 | Морские рыбы Демонстрация фильма «Жизнь морских животных» | Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах. К ним относятся, например, треска, океаническая сельдь. | Просмотр фильма, обсуждение с учителем Развивать зрительное восприятие |
20 | Рыболовство и рыбоводство. НРК | Добыча рыбы – рыбный промысел – имеет важное значение в жизни человека. Большая часть вылавливаемой рыбы употребляется в пищу. Из рыб получают такие ценные продукты как: икра, рыбий жир, рыбья мука, клей. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развитие мышления, причинно-следственные связи |
21 | Рациональное использование и охрана рыб | Рыбные богатства не бесконечны. Если вылавливать рыбы больше, чем ее успеет размножиться, то наступит время, когда рыба из водоемов исчезнет. | Запись в тетрадях, беседа с учителем Развитие мышления, причинно-следственные связи |
22 | Многообразие рыб | Электрический угорь. Назван так потому, что может вырабатывать электричество. Золотая рыбка – известна по всюду где есть любители аквариумов. Обыкновенные илистые прыгуны – значительную часть времени проводят на суше. В тропических морях живет гигантская рыба, которую называют мантой или «Морским дьяволом». | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов. |
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы» | Вопросы по пройденной теме. | Самостоятельная работа Развитие самостоятельности в работе |
24 | Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки | Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов. |
25 | Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки | Земноводные позвоночные животные. Они имеют костный скелет. Он состоит из скелета головы, туловища и конечностей. Имеются органы пищеварения, кровообращения, дыхания и нервная система. Откладывают в воду икринки. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов. |
26 | Хвостатые родственники лягушки. Демонстрация живой лягушки или влажного препарата. | Тритоны – мелкие животные. Жаба Ага – помогает расправится с вредителями сахарного тростника. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов. |
27 | Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся. | К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. По бокам тела расположены две пары ног, голова соединяется с туловищем при помощи короткой шеи. На голове находятся глаза, ноздри рот. Тело покрыто роговой чешуей. Прыткая ящерица живет на опушках лесов, в оврагах, на солнечных пригорках. Уж и гадюка – змеи. Уж встречается по берегам болот, прудов и рек. Гадюку можно встретить в лесу на сухих вырубках в высокой траве. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии. |
28 | Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся. | Органы кровообращения сходны с органами земноводных. Сердце трехкамерное, имеется перегородка, которая не полностью делит одну из камер снизу на две части. Дышат с помощью легких. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии. |
29 | Многообразие пресмыкающихся. Демонстрация влажного препарата. НРК | Серый варан – крупная ящерица. Безногие ящерицы – Желтопузик и Веретеница. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии. |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Земноводные», «Пресмыкающиеся» | Вопросы по пройденной теме. | Самостоятельная работа Развитие самостоятельности в работе |
31 | Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц. | Птицы – единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. У птиц можно различить голову, клюв, шею, туловище, крылья, хвост и две пары конечностей. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. |
32 | Особенности скелета птиц | В скелете птиц различают: череп, позвоночник, скелет конечностей. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
33 | Особенности внутреннего строение птиц | У птиц, как и у других позвоночных животных, имеются органы пищеварения, дыхания, кровообращения. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
34 | Размножение и развитие птиц | Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, а по одному. У одних птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными. У других птиц – зрячими, покрытыми густым пухом. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
35 | Птицы, кормящиеся в воздухе | Ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе. Летая они ловят комаров, мух и других насекомых. Это их пища. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
36 | Птицы леса. НРК | В лесах живут многие птицы. На стволах деревьев можно увидеть большого пестрого дятла. Он долбит кору деревьев достает от туда жуков и их личинок. На деревьях и кустарниках постоянно трудятся синички. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
37 | Хищные птицы. Демонстрация фильма о хищных птицах. | Хищные птицы питаются другими птицами и зверьками. Встречаются в лесах, горах, степях. Серая сова, степной орел. | Просмотр фильма, обсуждение с учителем. Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
38 | Птицы пресных водоёмов и болот | Жизнь многих птиц связана с различными водоемами. Утки-кряквы, гоголь, серая утка, цапли. Перелетные птицы. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
39 | Птицы, обитающие вблизи жилья человека | Некоторые птицы постоянно живут около жилья человека. Почти в любом городе, селе можно увидеть голубей, воробьев, трясогузок. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
40 | Нелетающие птицы. Презентация. | Некоторые птицы никогда не поднимаются в воздух. К таким птицам относятся африканские страусы, пингвины. | Запись в тетрадях, просмотр презентации, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
41 | Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство. | Человек разводит домашних кур. От них получает яйцо, мясо, перья. Домашние утки, гуси –водоплавающие птицы. Масса тела гусынь достигает 5,5 кг, в гусаков – 7 кг. Гусыни несут по 40 яиц в год. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать устную речь при ответах на вопросы. Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов. |
42 | Экскурсия в зоопарк или на птицеферму | | Наблюдение за животными Развитие умения наблюдать |
43 | Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих | К млекопитающим (зверям) относятся мыши, белки бобры, зайцы, волки, лисицы, лоси, свиньи и многие другие. Живут в лесах, горах, степях, пустынях и в воде. Почти все рождают детенышей. Выкармливают молоком. Млекопитающие различны по величине. У большинства имеется волосинкой покров. Ноги расположены под туловищем. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
44 | Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. Демонстрация скелета. | В скелете различают череп, позвоночник, грудную клетку, скелет передних и задних конечностей. | Запись в тетрадях, изучение скелета, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
45 | Внутренние органы млекопитающих. | В полости тела млекопитающих находятся органы пищеварения, кровообращения, выделения. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
46 | Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. НРК | К грызунам относятся многие млекопитающие. Их можно встретить почти всюду. Мыши, белки, бобры. Мышами и полевками питаются лиса, ласка, соболь, еж, сова. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
47 | Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов | Зайцеобразные – растительноядные животные. В России широко распространен заяц-беляк. Заяц-русак населяет степи и лесостепи. Русак крупнее беляка. Дикие кролики внешне похожи на зайцев. Домашние кролики произошли от диких. У кроликов вкусное, нежное мясо, хорошая шкурка. Быстро размножаются. Корм: трава, сено, овощи. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
48 | Хищные звери. НРК | Млекопитающие которые питаются другими млекопитающими и птицами, называют хищными зверями. Волки, бурый медведь, рысь, тигр, лев. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
49 | Дикие пушные хищные звери | Многие хищные звери имеют ценный мех. К ним относятся волки, медведи, рыси. Однако особую ценность представляет мех соболя, куницы, норки, лисицы. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
50 | Домашние хищные звери | К домашним хищным зверям относятся кошки и собаки. Домашняя кошка живет рядом с человеком с глубокой древности, и никто не знает, какие дикие кошки были ее предками. Домашняя собака была первым животным, которое одомашнил человек. Она помогала первобытному человеку охотится на животных и охранять его жилище. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
51 | Ластоногие | Ластоногие – крупные морские звери. К ним относятся тюлени и моржи. У ластоногих удлиненное и обтекаемое тело с короткой шеей. Передние и задние конечности – ласты. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
52 | Китообразные | Млекопитающие, вся жизнь которых проходит в воде. По форме тела эти животные похожи на рыб. К ним относятся киты и дельфины. Голова не подвижно соединена с туловищем, которое постепенно сужается и переходит в мощный хвост. Передние конечности – ласты. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
53 | Парнокопытные | К парнокопытным относят крупных травоядных животных – лосей, оленей, овец, коз, коров. Ноги этих животных имеют парное число пальцев, покрытых копытами. Коровы, овцы, козы, бараны, северные олени, лоси. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
54 | Непарнокопытные | Непарнокопытные – крупные млекопитающие. К ним относятся лошади, ослы, зебры. Жители открытых просторов степей и пустынь. Живут группами (табунами). Травоядное животное. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
55 | Приматы | Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Передний мозг имеет большое число извилин, поэтому у них наблюдаются сложности в поведении. К приматам относят различных обезьян. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
56 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Млекопитающие» . НРК | Вопросы по пройденной теме | Ответы на вопросы Развитие самостоятельности в работе |
57 | Корова | Корова- крупное парнокопытное животное. Травянистое млекопитающее. Рожает в год по одному теленку. Имеет большое значение в жизни человека. Это один из основных источников мяса, молока, кожи, навоза. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
58 | Содержание коров на фермах. Выращивание телят. НРК | Коров содержат в специальных помещениях – коровниках, которые строят на сухом месте в отдалении от проезжих дорог и жилых домов. Телят содержат в телятниках. Кормят: молоком, зерновыми кормами. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
59 | Овцы | Овцы – средние по величине парнокопытные животные. Быстро бегают, легко могут передвигаться в горах. Их ноги защищены копытами. Средства защиты – рога – имеются только у самцов – баранов. От овец человек получает мясо, сало, молоко. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышления |
60 | Содержание овец и выращивание ягнят | Овцы пастбищные животные. На пастбищах их держат с весны до поздней осени. Пасут овец чабаны. Часто овец содержат в загонах. Зимой держат в овчарнях. Овец, у которых должны родится ягнята, помещают в специальные загоны внутри овчарни. Питаясь молоком матери и получая подкорм, ягнята быстро растут | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
61 | Верблюды | Верблюды – крупные жвачные животные пустыни. У них нет копыт, а на двупалых ногах имеются тупые искривленные ногти. На подошве ног находятся толстые мозолистые подушки. На спине имеются горбы – своеобразная кладовая жира. Верблюды – выносливые животные. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
62 | Северные олени | Северные олени – парнокопытные животные. Разводят в основном в тундре и лесотундре. Оленей используют для упряжной езды. Их запрягают в легкие сани – нарты. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
63 | Домашние свиньи | Домашние свиньи – парнокопытные нежвачные животные. Произошли от диких кабанов. Тело длинное на коротких ногах. Толстая кожа свиньи покрыта щетиной. Человек получает мясо, соло. Свинья плодовитое животное, быстро растет, неприхотливо к корму. | Запись в тетрадях,, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
64 | Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят. | Содержат в специальных помещениях – свинарниках. Кормят три раза в сутки. Поросята рождаются зрячими. Почти сразу встают на ноги. У одной самки бывает до 10 и более поросят. Первые два месяца поросята питаются молоком матери. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
65 | Домашние лошади | Домашние лошади – непарнокопытные животные. Они произошли от диких лошадей. Домашние лошади издавна использовались для езды и для перевозки грузов. | Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление |
66 | Содержание лошадей и выращивание жеребят | Лошадей содержат в помещениях, которые называются конюшнями. Люди которые ухаживают за лошадьми называются конюхами. Кормят лошадей 3 раза в сутки. Дают свежую траву или сено, овес, кукурузный силос, корнеплоды. | Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление. |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие» | Вопросы по пройденной теме | Ответы на вопросы Развитие самостоятельности в работе |
68 | Итоговая контрольная работа | Тестовое задание по всему курсу биологии 8 класс | Выполнение тестовых задания Развитие самостоятельности в работе |