СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс (коррекционный 8 вида)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит паспорт, пояснительную записку с целями и задачами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс (коррекционный 8 вида)»

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа» -

«Хмелевская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рассмотрено

на заседании

методического совета

школы

«31» августа 2017 г.

«Согласовано»

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе ________ В.В. Буторина

«31» августа 2017 г.

«Утверждаю»

директор МАОУ «Байкаловская СОШ» ________ Е.Д. Кугаевская

«01»сентября 2017 г.

Приказ № ____ от «01» сентября 2017 г.












Рабочая программа

(модифицированная)

основного общего образования

учебного предмета «Биология»

для 8 класса

по специальной (коррекционной) образовательной программе VIII вида







Составил: Емельянова Галина Афонасьевна

учитель биологии

первой квалификационной категории









2017 год



Паспорт рабочей программы

Учебный предмет

Биология

Количество часов в неделю по учебному плану

2

Количество часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год

68

Правовая база программы

ФЗ «Об образовании в РФ» от 21.12.2012;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:

Естествознание

Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва « Просвещение». 2009 г.

Учебно-методический комплекс

Учебник: Биология. Животные. 8 класс: учеб. для спец. (коррекц.) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.И.Никишов.- М. Просвещение, 2013 соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях





Структура документа

  1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.............................................................................2

  2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся...................................................2

  3. Содержание учебного предмета.........................................................................................2

  4. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему........................................................................................................................................7





















  1. Пояснительная записка с указанием общих целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Цель обучения предмету: Формирование представлений учащихся о животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.

Основными задачами преподавания биологии являются:

1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье

2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и д.р., а также их роль в живой и не живой природе;

3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как компонента условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

5) приветствие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.


В 8 классе учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В 8 классе коррекционной школы VIII вида изучается раздел «Животные». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире.

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащийся должны знать:

- основные отличия животных от растений;

признаки сходства и различия между изученными группами животных;

- общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

- названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

- основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

Учащиеся должны уметь:

- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

- кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

- устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).

  1. Содержание учебного предмета



Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Беспозвоночные животные

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Черви

Общие признаки червей. Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Демонстрация живого червя или влажного препарата. Круглые черви-паразиты(глисты). Аскариды – возбудители глистных заболеваний. Внешний вид. Особенности питания. Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

Насекомые

Общие признаки насекомые. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.I

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Демонстрация:

Живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям;

Фильмов о насекомых.

Экскурсия: в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, фильмов о рыбах.

Земноводные

Общие признаки земноводных Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.

Внутренне строение земноводных. Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.

Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие

Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки.

Внешнее строение млекопитающих: волосяной покров (шерсть), части тела, органы чувств.

Скелет млекопитающих: позвоночник, грудная клетка, скелет передних и задних конечностей.

Мышцы.

Нервная система млекопитающих: головной мозг, спиной мозг, нервы. Значение. Внутреннее строение млекопитающих: органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных препаратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.

Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Разведение домашних кроликов.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Парнокопытные животные

Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные.

Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.

Приматы

Общая характеристика.

Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы.

Внешний вид, образ жизни.

Сельскохозяйственные млекопитающие

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров. Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах. Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними животными.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различие диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Практические работы на животноводческих фермах.

Экскурсии

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-нибудь питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных за их кормлением и уходом.

Практическая работа

На любой животноводческой ферме, расположенной в близи школы: участие в уходе за помещением и животными, участие в раздаче кормов.

Итоговая контрольная работа.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов на каждую тему

Темы, входящие в разделы программы

Основное содержание по темам

(тематическое планирование)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Многообразие животного мира. НРК

Всюду на Земле живут самые различные животные. Животные очень различны по величине, способам передвижения, питания, дыхания, различно у них внутреннее строение и поведение. Животные плавают, ползают, ходят, бегают, прыгают, летают. Некоторых животных человек приручил.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображением животных, ответы на вопросы учителя

Воспитывать бережное отношение к животному миру

2

Значение животных и их охрана

Животные имеют большое значение в жизни человека. Люди охотятся на крупных диких животных, ловят рыбу. В своих хозяйствах выращивают домашних животных. Каждый человек обязан беречь природу, приумножать ее богатство.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Воспитывать бережное отношение к животному миру

3

Общие признаки беспозвоночных животных

К беспозвоночным относятся разные черви, медузы, улитки, раки, пауки, мухи, комары, пчелы, жуки. Среди беспозвоночных имеются и очень мелкие животные. Беспозвоночные немеют косного скелета и главной части позвоночника.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, внимания по средствами биологии


4

Черви. Общие признаки червей. Дождевой червь

Черви – беспозвоночные животные, обитающие в почве, в толще воды и на дне водоемов, в органах растений, животных и человека.

Дождевые черви живут во влажной почве, богатой перегноем. Они велут скрытый образ жизни, прокладывая в почве ходы и норки.

Дождевые черви играют важную роль в природе. Они рыхлят и перемешивают почву.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии


5

Круглые черви – паразиты человека

Среди червей встречаются черви, обитающие во внутренних органах животных и человека. Самые распространенные среди них – паразитические черви аскариды. Чаще всего их называют глистами, а болезни вызванные ими, - глистными заболеваниями.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии

6

Насекомые. Общие признаки насекомых

Насекомые – самые распространенные на Земле беспозвоночные животные. К ним относятся стрекозы, кузнечики, клопы, жуки, бабочки, пчелы, мухи, комары.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии

7

Внешнее строение и образ жизни насекомых. НРК

Тело состоит из головы, груди и брюшка, все части тела образованны члениками. На голове находятся два глаза, два усика и рот. С помощью усиков насекомые различают запахи. на груди, с брюшной стороны, располагается три пары членистых ног. На спиной части груди у большинства насекомых находятся крылья. По бокам брюшка – дыхальца.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии

8

Бабочка-капустница. Яблонная плодожорка

Крылья бабочки капустницы мучнисто-белого цвета с темными углами по краю. С обратной стороны крылья зеленовато желтые. У нее крупные глаза, пара длинных усиков с утолщением на концах и длинный хоботок. Весной откладывает яйца на листьях крестоцветных растений.

Яблонная плодожорка – вредитель плодовых садов.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, мышления средствами биологии

9

Майский жук

Майские жуки крупные, длина их тела около 3 см. окраска – буровато-коричневая. На голове находятся глаза, пара усиков, щупики и сильные челюсти. Видят плохо. Свою пищу находят по запаху при помощи усиков.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания

10

Комнатная муха. Медоносная пчела

В жилище человека и вблизи его почти по всюду можно встретить комнатную муху. Это не большое насекомое с одной парой пленчатых крыльев, крупными глазами. Окраска тема – серая.

Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тысяч пчел.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания

11

Тутовый шелкопряд

Тутовый шелкопряд – бабочка с крыльями желтого цвета. В природе не встречается. Это домашнее животное.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания

12

Опасный пришелец из Колорадо. НРК

Весной 1958 года на картофельных полях нашей страны появился полосатый жук. С годами он широко распространился и стал причинять большой вред. Жука называют картофельным или колорадским. Сам жук не большой. Но ест он много.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие речи, памяти, внимания

13

Экскурсия «Неутомимые санитары леса».

Экскурсия

Наблюдение

Развитие умения вести наблюдение

14

Повторительно-обобщающий урок по теме «Черви», «Насекомые»

Вопросы по пройденной теме.

Самостоятельная работа

Развитие самостоятельности в работе

15

Общие признаки позвоночных животных

Многие животные имеют внутреннюю опору тела - скелет. Его основу составляет позвоночник, состоящий из позвонков. Животные, у которых имеется позвоночник, называют позвоночными.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Воспитывать любовь к животному миру.

16

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб

Рыбы – постоянные обитатели различных водоемов. Тело у большинства рыб имеет обтекаемую форму и покрыто чешуей. Все рыбы хорошо плавают при помощи плавников и изгибаний тела.

Тело рыбы разделено на голову, туловище и хвост.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания

17

Внутреннее строение рыб. Органы дыхания и кровообращения. Нервная система. Размножение рыб

Внутри тела находятся органы пищеварения, дыхания, кровообращения и нервная система.

Дышат рыбы при помощи жабер – органов дыхания. Органы кровообращения рыбы состоят из сердца и отходящих от него сосудов.

Нервная система рыбы состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов.

В местах размножения самки рыб выметывают икринки.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Воспитывать ответственное отношение к выполнению порученного задания

18

Речные рыбы

Речными называются рыбы, вся жизнь которых проходит в пресных водоемах. К ним относятся, например, речной окунь и щука.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие

19

Морские рыбы

Демонстрация фильма «Жизнь морских животных»

Морскими называют рыб, вся жизнь которых проходит в соленых водоемах. К ним относятся, например, треска, океаническая сельдь.

Просмотр фильма, обсуждение с учителем

Развивать зрительное восприятие

20

Рыболовство и рыбоводство. НРК

Добыча рыбы – рыбный промысел – имеет важное значение в жизни человека. Большая часть вылавливаемой рыбы употребляется в пищу. Из рыб получают такие ценные продукты как: икра, рыбий жир, рыбья мука, клей.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развитие мышления, причинно-следственные связи

21

Рациональное использование и охрана рыб

Рыбные богатства не бесконечны. Если вылавливать рыбы больше, чем ее успеет размножиться, то наступит время, когда рыба из водоемов исчезнет.

Запись в тетрадях, беседа с учителем

Развитие мышления, причинно-следственные связи

22

Многообразие рыб

Электрический угорь. Назван так потому, что может вырабатывать электричество. Золотая рыбка – известна по всюду где есть любители аквариумов.

Обыкновенные илистые прыгуны – значительную часть времени проводят на суше.

В тропических морях живет гигантская рыба, которую называют мантой или «Морским дьяволом».

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов.

23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Рыбы»

Вопросы по пройденной теме.

Самостоятельная работа

Развитие самостоятельности в работе

24

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки

Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов.

25

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки

Земноводные позвоночные животные. Они имеют костный скелет. Он состоит из скелета головы, туловища и конечностей.

Имеются органы пищеварения, кровообращения, дыхания и нервная система. Откладывают в воду икринки.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов.

26

Хвостатые родственники лягушки.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Тритоны – мелкие животные. Жаба Ага – помогает расправится с вредителями сахарного тростника.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие при рассматривании рисунков, иллюстраций, живых объектов.

27

Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся.

К пресмыкающимся относятся ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. По бокам тела расположены две пары ног, голова соединяется с туловищем при помощи короткой шеи. На голове находятся глаза, ноздри рот. Тело покрыто роговой чешуей.

Прыткая ящерица живет на опушках лесов, в оврагах, на солнечных пригорках.

Уж и гадюка – змеи. Уж встречается по берегам болот, прудов и рек. Гадюку можно встретить в лесу на сухих вырубках в высокой траве.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии.

28

Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся.

Органы кровообращения сходны с органами земноводных. Сердце трехкамерное, имеется перегородка, которая не полностью делит одну из камер снизу на две части. Дышат с помощью легких.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии.

29

Многообразие пресмыкающихся.

Демонстрация влажного препарата. НРК

Серый варан – крупная ящерица.

Безногие ящерицы – Желтопузик и Веретеница.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развитие памяти, речи, внимания, зрительного восприятия средствами биологии.

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Земноводные», «Пресмыкающиеся»

Вопросы по пройденной теме.

Самостоятельная работа

Развитие самостоятельности в работе

31

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц.

Птицы – единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. У птиц можно различить голову, клюв, шею, туловище, крылья, хвост и две пары конечностей.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

32

Особенности скелета птиц

В скелете птиц различают: череп, позвоночник, скелет конечностей.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

33

Особенности внутреннего строение птиц

У птиц, как и у других позвоночных животных, имеются органы пищеварения, дыхания, кровообращения.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

34

Размножение и развитие птиц

Самки птиц откладывают яйца, которые образуются у них в яичнике. Яйца развиваются не все сразу, а по одному. У одних птиц птенцы появляются на свет слепыми, голыми, беспомощными. У других птиц – зрячими, покрытыми густым пухом.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

35

Птицы, кормящиеся в воздухе

Ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе. Летая они ловят комаров, мух и других насекомых. Это их пища.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать

зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

36

Птицы леса. НРК

В лесах живут многие птицы. На стволах деревьев можно увидеть большого пестрого дятла. Он долбит кору деревьев достает от туда жуков и их личинок.

На деревьях и кустарниках постоянно трудятся синички.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

37

Хищные птицы.

Демонстрация фильма о хищных птицах.

Хищные птицы питаются другими птицами и зверьками. Встречаются в лесах, горах, степях. Серая сова, степной орел.

Просмотр фильма, обсуждение с учителем.

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

38

Птицы пресных водоёмов и болот

Жизнь многих птиц связана с различными водоемами. Утки-кряквы, гоголь, серая утка, цапли. Перелетные птицы.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

39

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

Некоторые птицы постоянно живут около жилья человека. Почти в любом городе, селе можно увидеть голубей, воробьев, трясогузок.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

40

Нелетающие птицы. Презентация.

Некоторые птицы никогда не поднимаются в воздух. К таким птицам относятся африканские страусы, пингвины.

Запись в тетрадях, просмотр презентации, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

41

Домашние куры, утки и гуси. Птицеводство.

Человек разводит домашних кур. От них получает яйцо, мясо, перья. Домашние утки, гуси –водоплавающие птицы. Масса тела гусынь достигает 5,5 кг, в гусаков – 7 кг. Гусыни несут по 40 яиц в год.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать устную речь при ответах на вопросы.

Развивать зрительное восприятие при рассматривании изучаемых объектов.

42

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму


Наблюдение за животными

Развитие умения наблюдать

43

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих

К млекопитающим (зверям) относятся мыши, белки бобры, зайцы, волки, лисицы, лоси, свиньи и многие другие. Живут в лесах, горах, степях, пустынях и в воде. Почти все рождают детенышей. Выкармливают молоком.

Млекопитающие различны по величине. У большинства имеется волосинкой покров. Ноги расположены под туловищем.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

44

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

Демонстрация скелета.

В скелете различают череп, позвоночник, грудную клетку, скелет передних и задних конечностей.

Запись в тетрадях, изучение скелета, ответы на вопросы учителя


Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

45

Внутренние органы млекопитающих.

В полости тела млекопитающих находятся органы пищеварения, кровообращения, выделения.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

46

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. НРК

К грызунам относятся многие млекопитающие. Их можно встретить почти всюду. Мыши, белки, бобры.

Мышами и полевками питаются лиса, ласка, соболь, еж, сова.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

47

Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов

Зайцеобразные – растительноядные животные. В России широко распространен заяц-беляк. Заяц-русак населяет степи и лесостепи. Русак крупнее беляка. Дикие кролики внешне похожи на зайцев.

Домашние кролики произошли от диких. У кроликов вкусное, нежное мясо, хорошая шкурка. Быстро размножаются. Корм: трава, сено, овощи.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

48

Хищные звери. НРК

Млекопитающие которые питаются другими млекопитающими и птицами, называют хищными зверями. Волки, бурый медведь, рысь, тигр, лев.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

49

Дикие пушные хищные звери

Многие хищные звери имеют ценный мех. К ним относятся волки, медведи, рыси. Однако особую ценность представляет мех соболя, куницы, норки, лисицы.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

50

Домашние хищные звери

К домашним хищным зверям относятся кошки и собаки.

Домашняя кошка живет рядом с человеком с глубокой древности, и никто не знает, какие дикие кошки были ее предками.

Домашняя собака была первым животным, которое одомашнил человек. Она помогала первобытному человеку охотится на животных и охранять его жилище.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

51

Ластоногие

Ластоногие – крупные морские звери. К ним относятся тюлени и моржи. У ластоногих удлиненное и обтекаемое тело с короткой шеей. Передние и задние конечности – ласты.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

52

Китообразные

Млекопитающие, вся жизнь которых проходит в воде. По форме тела эти животные похожи на рыб. К ним относятся киты и дельфины. Голова не подвижно соединена с туловищем, которое постепенно сужается и переходит в мощный хвост. Передние конечности – ласты.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

53

Парнокопытные

К парнокопытным относят крупных травоядных животных – лосей, оленей, овец, коз, коров. Ноги этих животных имеют парное число пальцев, покрытых копытами. Коровы, овцы, козы, бараны, северные олени, лоси.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

54

Непарнокопытные

Непарнокопытные – крупные млекопитающие. К ним относятся лошади, ослы, зебры. Жители открытых просторов степей и пустынь. Живут группами (табунами). Травоядное животное.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

55

Приматы

Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие. Передний мозг имеет большое число извилин, поэтому у них наблюдаются сложности в поведении. К приматам относят различных обезьян.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

56

Повторительно-обобщающий урок по теме «Млекопитающие» . НРК

Вопросы по пройденной теме

Ответы на вопросы

Развитие самостоятельности в работе

57

Корова

Корова- крупное парнокопытное животное. Травянистое млекопитающее. Рожает в год по одному теленку. Имеет большое значение в жизни человека. Это один из основных источников мяса, молока, кожи, навоза.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

58

Содержание коров на фермах. Выращивание телят. НРК

Коров содержат в специальных помещениях – коровниках, которые строят на сухом месте в отдалении от проезжих дорог и жилых домов. Телят содержат в телятниках. Кормят: молоком, зерновыми кормами.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

59

Овцы

Овцы – средние по величине парнокопытные животные. Быстро бегают, легко могут передвигаться в горах. Их ноги защищены копытами. Средства защиты – рога – имеются только у самцов – баранов. От овец человек получает мясо, сало, молоко.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышления

60

Содержание овец и выращивание ягнят

Овцы пастбищные животные. На пастбищах их держат с весны до поздней осени. Пасут овец чабаны. Часто овец содержат в загонах. Зимой держат в овчарнях.

Овец, у которых должны родится ягнята, помещают в специальные загоны внутри овчарни. Питаясь молоком матери и получая подкорм, ягнята быстро растут

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

61

Верблюды

Верблюды – крупные жвачные животные пустыни. У них нет копыт, а на двупалых ногах имеются тупые искривленные ногти. На подошве ног находятся толстые мозолистые подушки. На спине имеются горбы – своеобразная кладовая жира. Верблюды – выносливые животные.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

62

Северные олени

Северные олени – парнокопытные животные. Разводят в основном в тундре и лесотундре.

Оленей используют для упряжной езды. Их запрягают в легкие сани – нарты.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

63

Домашние свиньи

Домашние свиньи – парнокопытные нежвачные животные. Произошли от диких кабанов. Тело длинное на коротких ногах. Толстая кожа свиньи покрыта щетиной. Человек получает мясо, соло. Свинья плодовитое животное, быстро растет, неприхотливо к корму.

Запись в тетрадях,, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

64

Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят.

Содержат в специальных помещениях – свинарниках. Кормят три раза в сутки. Поросята рождаются зрячими. Почти сразу встают на ноги. У одной самки бывает до 10 и более поросят. Первые два месяца поросята питаются молоком матери.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

65

Домашние лошади

Домашние лошади – непарнокопытные животные. Они произошли от диких лошадей. Домашние лошади издавна использовались для езды и для перевозки грузов.

Запись в тетрадях, изучение карточек с изображениями, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление

66

Содержание лошадей и выращивание жеребят

Лошадей содержат в помещениях, которые называются конюшнями. Люди которые ухаживают за лошадьми называются конюхами. Кормят лошадей 3 раза в сутки. Дают свежую траву или сено, овес, кукурузный силос, корнеплоды.

Запись в тетрадях, ответы на вопросы учителя

Развивать у учащихся речь, память, внимание, зрительное восприятие, мышление.

67

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»

Вопросы по пройденной теме

Ответы на вопросы

Развитие самостоятельности в работе

68

Итоговая контрольная работа

Тестовое задание по всему курсу биологии 8 класс

Выполнение тестовых задания

Развитие самостоятельности в работе



15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!