СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Смысловое чтение и работа с текстом»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена программа, разработанная на основе ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, где обозначена структура РП, содержание РП, описаны приёмы стратегии смыслового чтения, показаны пути реализации междисциплинарного курса в рамках урочной деятельности учебного процесса, разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения программы в рамках урочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Смысловое чтение и работа с текстом»»

Рабочая программа курса «Смысловое чтение и работа с текстом»

Пояснительная записка

Программа курса «Смысловое чтение и работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого (приказ Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег.№19644).

Развитие культуры чтения находится в числе приоритетных направлений реализации стандартов нового поколения. В разделе «Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты» основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 4 четко прописано, что в результате изучения всех без исключения предметов в основной школе будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции, описываются необходимые проявления названной компетенции, где чтение фигурирует как средство, потребность и инструментальный навык.

Чтение как средство продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, проведения досуга, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Чтение как потребность для познания мира, себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Чтение как инструментальный навык, который включает: технику чтения, осмысленное чтение, рефлексивное чтение, овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; способность к выразительному чтению; владение коммуникативным чтением вслух и про себя; использование практики учебного и самостоятельного чтения; освоение основных стратегий чтения художественных и других видов текстов (сплошных и несплошных); умение выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Цель междисциплинарного курса - целенаправленное формирование компетенций грамотного чтения в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся основной школы.

Рабочая программа способствует решению следующих задач на уровне основного общего образования:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Рабочая программа «Смысловое чтение и работа с текстом» в соответствии с требованиями Стандарта содержит следующие разделы:

1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарного курса.

3. Содержание междисциплинарного курса «Смысловое чтение и работа с текстом».

4. Реализация междисциплинарного курса в рамках урочной деятельности.

5. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы в рамках урочной деятельности.

Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

• в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

• в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

• в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

• в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Планируемые результаты освоения рабочей программы

«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Уровень основного общего образования (5-7 класс)

В результате освоения междисциплинарной программы учащиеся должны

знать:

• виды текстов и правила работы с текстом;

• правила конструирования определений, формулирования выводов;

• правила классификации и сравнения;

• способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

• правила сохранения информации, приёмы запоминания.

уметь:

• анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключение;

• слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочниками), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

• владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Ученики основной школы в ходе обучения должны овладеть следующими видами чтения:

ознакомительным, направленным на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

изучающим (смысловым, критическим), имеющим целью извлечения, полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковым (просмотровым), направленным на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

выразительным (интонационным)


Содержание рабочей программы

«Смысловое чтение и работа с текстом»

В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений

В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые блоки)

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

В частности, формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования способствуют:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании (на основе дифференциации требований к освоению учебных программ и достижению планируемых результатов), так и в оценочных процедурах (на основе дифференциации содержания проверочных заданий и/или критериев оценки достижения планируемых результатов на базовом и повышенных уровнях);

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса, в том числе: факультативов, вводимых образовательным учреждением; программы формирования ИКТ-компетентности школьников; программы учебно-исследовательской и проектной деятельности; программы внеурочной деятельности; программы профессиональной ориентации; программы экологического образования; программы дополнительного образования, иных возможностей образовательного учреждения;

• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).

Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.

Виды работ с текстом на уровне основного общего образования (5-7 классы):

- Чтение текста вслух;

- Чтение текста про себя;

- Комментированное чтение;

- Коллективный разбор текста;

- Выделение главной идеи текста;

- Воспроизведение содержания прочитанного вслух;

- Обсуждение прочитанного материала;

- Деление прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного;

- Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу;

- Анализ текста;

- Анализ аргументации авторов;

- Работа с оглавлением и предметным указателем;

- Работа с рисунками и иллюстрациями;

- Выписки определений, понятий, основных положений;

- Составление логических и текстовых схем;

- Составление планов (развернутого, структурно – логического, тематического);

- Составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, графиков на основе материала, изученного по учебнику;

- Формулирование обобщенных выводов;

- Подготовка небольших сообщений по прочитанному тексту;

- Самостоятельная постановка вопросов к тексту;

- Выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

- Составление тезисов;

- Составление конспекта;

- Подготовка и написание рефератов;

- Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

- Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений.



Приемы стратегии смыслового чтения

Стратегии смыслового чтения Н. Сметанникова Г. Граник, Л. Концевая,

С. Бондаренко

Стратегии предтекстовой деятельности (нацелены на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению)

1. Мозговой штурм.

2. Глоссарий.

3.Ориентиры предвосхищения содержания текста.

4. Батарея вопросов: вопросы для припоминания, предваряющие вопросы.

5. Рассечение вопроса 1. Учить видеть слово

(поиск в тексте непонятных

слов, выражений и выяснение их смысла, слов в переносном значении и т. п).

2. Анализ заголовка текста

до начала чтения (ответы на вопросы: Что нам уже известно об этом? Что можно предположить, исходя из предыдущих знаний? 0 чём можно судить по характеру заголовка?).

3. Работа с эпиграфом

Стратегии развития словаря

1. Обзор словаря.

2. Аналогия.

3. Постепенная догадка по контексту

Стратегии текстовой деятельности

1. Чтение вслух

(попеременное чтение).

2. Чтение про себя с вопросами.

3. Чтение с остановками.

4. Чтение про себя с пометками

1. Диалог с текстом (перецентровка).

2. Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез.

3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов.

4. Ответы на вопросы по тексту (вопросы на выявление смысловых связей в тексте, на объяснение фактов и явлений, на выяснение позиции автора, на критическую оценку описанных в тексте фактов).

5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту

Стратегии послетекстовой деятельности

1. Отношения между вопросом и ответом.

2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»),

3.Тайм-аут.

4. Проверочный лист

1.План.

2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам.

3. Пересказ.

4. Конспект

Стратегии компрессии текста

Аннотация - краткий пересказ - пересказ

Общеучебные стратегии

1. Знаю - хочу узнать - узнал.

2. Граф-схемы «Кольца Венна»

Реализация междисциплинарного курса в рамках урочной деятельности учебного процесса

Программа «Смысловое чтение и работа с текстом» реализуется каждым учителем в рамках урочной деятельности на уроках через технологию продуктивного чтения.

Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом

Этап 1. Работа с текстом до чтения.

Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную, выделить героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. (Разве не так мы, взрослые, выбираем книги в магазине или библиотеке?) Всё это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.

Этап 2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение-слушание, комбинированное чтение (на выбор учителя) с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия текста, например: с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы и т. д.

2. Перечитывание текста. Медленное "вдумчивое" повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Комментирование текста. Постановка уточняющих вопросов к каждой его смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Этап 3. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, иллюстраций к произведению. Беседа об особенностях восприятия литературного произведения разными людьми на примере сравнения видения художника-иллюстратора с видением обучающихся.

4. Творческие задания для учащихся. Задания должны быть направлены на выявление эмоционального отношения детей к литературному произведению, осмысление школьниками содержания текста, развитие у них воображения и т. д.

В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.



Для успешной реализации программы «Смысловое чтение и работа с текстом» необходимо выполнение следующих условий:

• встраивание программы «Смысловое чтение и работа с текстом» в общую структуру образовательной программы образовательного учреждения;

• проектирование предметной рабочей программы каждым учителем с включением в тематическое планирование приёмов и стратегий работы с текстом;

• объединение учителей, работающих в одной параллели, обозначение ведущих приёмов и стратегий работы на параллели;

• обязательная текстовая деятельность на уроках всех предметов и вне урока. Создание ситуаций, актуализирующих необходимость освоения учащимися стратегий смыслового чтения и работы с информацией в контексте внеурочной деятельности; системы воспитательной работы.



Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы в рамках урочной деятельности

Оценка строится на содержательной и критериальной основе - на основе планируемых результатов освоения Программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Объектом оценки является умение обучающихся:

- поиск информации и понимание прочитанного

- преобразование и интерпретация информации,

- оценка предложенной информации.

Формы оценки:

- промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе (метапредметные диагностические работы)

Уровень сформированности объекта оценки метапредметных результатов в рамках выполнения метапредметных диагностических работ, качественно оценивается и измеряется по таким критериям:

Выше базового уровня 70-100%

Базовый уровень 45 – 69%

Ниже базового уровня менее 45%


5 - 6 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся может составить простой план текста, определяет основную мысль текста.

«Хорошо» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте. «Отлично» - учащийся составляет простой и сложный план текста, может озаглавить текст, рассказывает по составленному плану.

7 – 8 классы:

«Удовлетворительно» - учащийся составляет простой план текста, определяет основную мысль текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте.

«Хорошо» - учащийся составляет простой и сложный план текста, определяет основную мысль текста, может озаглавить текст, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану (частично).

«Отлично» - учащийся составляет сложный план текста, определяет основную мысль текста, определяет тип текста, определяет новые понятия и слова, встречающиеся в тексте, рассказывает по составленному плану, определяет отношение автора к описываемому событию/личности/предмету.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!