СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная рабочая программа разработана в соответствии со ст.11, ст.12, ст.13, ст.28, ст.66 Закона РФ «Об образовании»,  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы  начального общего образования

         Для разработки программы были использованы следующие материалы:

- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №32, города Улан-Удэ»;

- Планируемые результаты начального общего образования

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

 -Устав МАОУ СОЩ №32

-Учебный план МАОУ СОШ №32 на 2016-2017 учебный год

- Авторская программа «Изобразительное искусство под редакцией   Б. М. Неменского                 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс»

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс


Раздел I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана в соответствии со ст.11, ст.12, ст.13, ст.28, ст.66 Закона РФ «Об образовании», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы  начального общего образования

Для разработки программы были использованы следующие материалы:

- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №32, города Улан-Удэ»;

- Планируемые результаты начального общего образования

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

-Устав МАОУ СОЩ №32

-Учебный план МАОУ СОШ №32 на 2016-2017 учебный год

- Авторская программа «Изобразительное искусство под редакцией Б. М. Неменского

Целевые установки рабочей  программы 2 класса:

• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства

• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне

• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности

Задачи

1.Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

2.Развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

3.Формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.


В данной рабочей программе сохранена концепция авторской программы «Изобразительное искусство под редакцией Б. М. Неменского

Главный смысловой стержень -связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». В данную программу включён национально региональный компонент. Учащиеся знакомятся с художниками Бурятии, бурятскими народными промыслами, элементами бурятского декора, бурятским костюмом, национальными праздниками.

Программа 2 класса это целостная система введения в художественную культуру. Она включает в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства.

Предусмотрены следующие виды художественной деятельности:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность

Эти виды художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Художественная деятельность второклассников находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Во 2 классе продолжается освоение средств художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция  

 Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на  способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности  фантазии в творчестве художника.

Программой предусмотрены следующие разделы:

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности графических материалов. Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность.

Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия.

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ, женский образ

Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение.Выражение намерений через украшение.

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение  изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч. ( 1 класс -33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)

Раздел II Планируемые результаты обучения и система оценивания

Личностные:

• чувство гордости и уважения к культуре и искусству Родины, своего города;

•сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

•сформированность эстетических потребностей ,ценностей и чувств;

• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;

Метапредметные

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

•использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

•осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

•  сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

•овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства,

• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

• способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;

• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

•  умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;

•  освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

Основные требования к уровню подготовки обучающихся. 2 класс

В результате изучения программы учащиеся:

-осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;

-осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;

-приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

-овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

-приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости;

-приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

-приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

-приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

-приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассника решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений осуществляется качественно, без фиксации в классном журнале. При этом большая роль отводится контрольно – оценочной деятельности детей (самооценка ребенком своей работы всегда выполняется раньше оценивания учителем). Достижения детей за четверть фиксируются в Индивидуальных листах достижений . Достижения детей за год фиксируются в Аттестационных листах

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

1.Активность участия.

2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений.

Критерии оценивания творческой работы:

1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1.     Викторины

2.     Кроссворды

3.     Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4.     Тестирование


Раздел III Программа обеспечена учебно-методическим комплектом.

1.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2012.

2.Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2016.

3.Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2015.

4. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2015.


Раздел IV Содержание программы (смотри КТП Изобразительное искусство 2 класс)

Раздел V Внеурочные формы учебной деятельности

Из 34 часов предусмотренных программой на изучение изобразительного искусства во 2 классе на внеурочные формы выделено 20% - 7 часов

Цель:

-- создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого – педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

-- развитие и поддержание интереса к предмету ; развитие творческих возможностей каждого ребёнка, развитие инициативы ученика;

Педагогические задачи

Предоставить учащимся возможность выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях;

Формирование познавательных интересов и инициативы младших школьников, интеллектуальное развитие и совершенствование личности.

Формирование учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.

Основные формы внеурочной работы по изобразительному искусству: проекты, практические работы, исследования, игры, публичные представления предметных достижений.

Внеурочная деятельность работает на метапредметный результат.


Метапредметные результаты

** Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

.**Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

** Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

** Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

.**Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении . готовность конструктивно их разрешать.

Календарно-урочное планирование по курсу «_Изобразительное искусство 2 класс Неменский »

на 2016 – 2017 учебный год


Курс рассчитан на _34___ ч, из них внеурочно - _7__ч


№ п/п

Дата

Тема

Форма учебной деятельности

Деятельность детей

Электронно-образовательная среда



Чем и как работают художники


Планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Наблюдать цветовые сочетания в природе. Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Сравнивать пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать на плоскости заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы

Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Расширять знания о художественных материалах(пастель, цветные мелки)

Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе- дальше).

Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен(язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами




1.СD Уроки ИЗО 2 класс Изд. Просвещение


2.Сборник презентаций «ИЗО 2 класс программа Неменского»


3. Уроки рисования карандашом

http://www.lesyadraw.ru


4. Обучающие программы

http://www.cdmail.ru/


5.Рисум поэтапно

http://kid-info.ru


6. Рисуем животных

http://ru.wikihow.com


7. Учимся рисовать http://www.lookmi.ru/


8.

http://purmix.ru

9. Арт галерея http://www.plakitina.ru/


10 Рисуем гуашью поэтапно http://tutknow.ru

11.Уроки рисования Марины Терешковой

http://www.mtdesign.ru


12.Уроки живописи http://www.linteum.ru


13. Клип «Времена года»






Сборник презентаций «ИЗО 2 класс программа Неменского» по разделу «Реальность и фантазия»

1


Художник и природа

НРК Художники Бурятии Горы, степь Бурятии

Урок любования

2


Три основных цвета — желтый, красный, синий

Цветы


3


Волшебная белая

Солнечный день


4


Волшебная чёрная

Пасмурный день


5


Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

В рамках проекта «В гости к осени» Осенние зарисовки

Работа над проектом

6


Линия выдумщица

Цветы в круге


7


Выразительные возможности пластилина( смешивание пластилина)

Рыбки


8


Выразительные возможности бумаги ( оттенки бумаги)

Мозаика Осеннее дерево


9


Неожиданные материалы

В рамках проекта «В гости к осени»

Художественные образы из листьев и цветов.


Работа над проектом



Реальность и фантазия 7ч


10


Изображения и реальность

Животные


Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.

Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением, выделяя пропорции частей тела.

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.

Эмоционально откликаться на красоту природы

Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Творчески применять приемы народной росписи в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;


Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками.


Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников

11


Изображения и фантазия

Фантастические животные


12


Украшение и реальность

НРК Украшения бурятских мастеров


13


Украшение и фантазия

Узоры на окне. Кружевные узоры В рамках проекта «В гости к Зиме»

Работа над проектом

14


Украшения народных умельцев из Хохломы

Элементы хохломской росписи


15


Украшения народных умельцев из Полхов –Майдана

Матрёшка


16


Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)


Представление достижений. Выставка работ



О чём говорит искусство 10ч



17


Изображение природы в различных состояниях

НРК Красота природы Бурятии Снег идёт


Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение цвет;

Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

Соблюдать последовательное построение рисунка;


Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы(Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека

Понимать роль украшений в жизни человека.

Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер.

Понимать роль украшений в жизни человека.

Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники. Передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.

Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников

.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


.Электронные учебники http://11book.ru/

6.Хостинг презентаций http://www.myshared.ru/

.Портал готовых презентацийhttp://prezentacii.co

m/

. Сайт Государственного Образовательного Стандарта (http://standart.edu.ru/)

.. Сайт журнала «Обруч»

(www.obruch.ru)


http://school-collection.edu.ru/

http://nsc.1september.ru

http://nsc.1september.ru/index.php

http://www.zankov.ru/

http://www.edunet.uz

http://www.viki.rdf.ru

http://www.nachalka.com/photo/

http://www.n-shkola.ru

http://annik-bgpu.km.ru


18


Изображение настроения

Лепим снеговика


19


Изображение характера человека: добрый женский образ

Фея


20


Изображение характера человека: злой женский образ


21


Изображение характера человека: добрый мужской образ Карлсон.

Добрый волшебник. Весёлый клоун.


22


Изображение характера человека: злой мужской образ

Кощей. Злой волшебник. Грустный клоун


23


Человек и его украшения

НРК Бурятский орнамент


24


О чём говорят украшения

Флот Салтана


25


О чём говорят украшения

Флот разбойников


26


Образ здания ( обобщение темы)

Дом сказочного героя






Как говорит искусство 8ч





27


Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного

Дворец Солнца


Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета- глухого и звонкого.

Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Уметь видеть линии в окружающей действительности.

Понимать, что такое пропорции.

Осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебника, дополнительной литературы, энциклопедий

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников


1.СD Уроки ИЗО 2 класс Изд. Просвещение


2.Сборник презентаций «ИЗО 2 класс программа Неменского» по разделу «Как говорит искусство»

3. Арт галерея http://www.plakitina.ru/

4.Уроки живописи http://www.linteum.ru


28


Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного

Дворец Снежной королевы


29


Тихие и звонкие цвета

Море


30


Ритм линий. Ритм пятен. В рамках проекта «В гости к Весне» Птицы летят

Работа над проектом

31


Характер линий

Берёзка и дуб


32


Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности

Костёр


33


Пропорции выражают характер

Жар-птица


34


Обобщающий урок. Моё настроение.

Моя мечта

Представление достижений. Выставка работ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!