СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путь к профессии. Рабочая программа.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путь к профессии. Рабочая программа.»

[Введите текст]


МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026, г. Орёл, ул. Черкасская, д.81, тел. 74-75-22










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Мой путь к профессии»




Ступень обучения: среднее общее образование – 10 класс (14-16 лет)

Количество часов: 35 часов

Направление: общеинтеллектуальное



Составитель:



Педагог-психолог МБОУ СОШ №38

Королева Елена Владимировна










Орел – 2021 г.










Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 10 классов, проявляющих интерес к изучению своих возможностей и потребностей в дальнейшем выборе профессии. На основе исследования, проведенного WorldSkills Russia при поддержке министерства просвещения, более 70 % учащихся 9-11 классов испытывают трудности самоопределения. И только 5 % школьников с твердой уверенностью могут сказать, кем хотят стать. Эти цифры говорят о системной проблеме и поэтому её решение должно быть организовано на разных уровнях - государства, школы, общества и семьи.

Современная молодежь, именуемая «поколением Z», с рождения стремится делать только то, что им приносит радость. Поэтому они не склонны слушать наставления родителей в выборе будущей профессии и хотят сделать выбор сами. А для этого им нужна помощь в профессиональном самоопределении. Именно осознанная профориентация является мостиком между образованием и успешной карьерой.

Вопрос профессионального самоопределения школьников имеет высокую практическую значимость и в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Перед переходом к профильному обучению требуется предпрофильная подготовка, основанная на системе педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы.

Предпрофильная подготовка, профильное обучение подразумевает осуществление систематической и целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Ведь у современных школьников есть свобода выбора, которая имеет безграничный характер. Но в силу недостаточности знаний и опыта учащимся подросткового возраста сложно самостоятельно сориентироваться в широком выборе профессий. Именно поэтому своевременно оказанная поддержка психологов, педагогов и родителей дает возможность найти отправную точку поиска профессии с учетом своих научить подростка получать, анализировать и использовать информационные потоки о профессиональной деятельности, «открывать себя» и свои возможности.

Программа «Мой путь к профессии» на основании компетентного подхода и нацелена, прежде всего, на то, чтобы научить учащегося находить, анализировать и использовать потоки информации о профессиональной деятельности, «открывать себя» и свои возможности. Профориентационная работа направлена на обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекцию профессиональных планов, оценку готовности к избранной деятельности. Участники не просто осваивают суммы действий, а учатся усваивать умения, которые помогали бы им определять свои цели, раскрыть свой потенциал.

Также в основе программы лежит активизирующий подход, предполагающий формирование у участников установку на важность профессионального самоопределения и самостоятельному решению имеющихся сложностей.

С помощью диагностико-консультативного подхода в ходе реализации программы выявляется профессиональная направленность учащегося с помощью объективных тестовых данных. А информационный подход дает возможность кратко донести до участников основные сведения о тенденциях рынка труда.

В программе содержится материал, который может быть полезен не только для развития мотивации и помощи в профессиональном самоопределении, но и для расширения кругозора школьников, активации психических процессов: мышления, воображения, памяти, эмоциональной и волевой сферы и т.д.

Курс занятий поможет школьникам познакомиться с актуальными профессиями на сегодняшний день и сформировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений.

Реализация программы базируется на следующих принципах:

  1. Принцип системно-деятельностного подхода, ориентированный на побуждение у учащихся интереса к поиску знаний и процессу обучения, а также развитие у него навыков самообразования.

  2. Принцип вариативности, предполагающий предоставление возможности учащимся выбирать материалы, виды активности.

  3. Принцип непрерывности, предполагающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии.

  4. Принцип психологической комфортности. Выбираемая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества.

  5. Принцип творчества. Профессия должна давать возможности для развития творческой стороны личности.

  6. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

При составлении программы были использованы игровые методы Н.С. Пряжникова, теоретические идеи Е.А. Климова, подходы к вопросу профориентации, изложенные в курсе «Выбирайте профессию» Е.Н. Прошицкой, а также личные авторские разработки.

Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задача также результативность:

  1. содействие раскрытию у учащихся их профессиональных возможностей, особенностей личности;

  2. подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;

  3. обогатить уровень знаний о мире профессий, познакомить с понятиями – профпригодность;

  4. обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  5. содействовать формированию у учащихся качества креативной, целеустремленной, адаптирующейся личности применительно имеющимся условиям современного рынка труда;

  6. сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  7. обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;

  8. сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;

  9. познакомить учащихся с рынком профессий на сегодняшний день и требованиями к ним, обучить умению соотносить свои намерения, особенности личности с видами различной деятельности;

  10. научить соотносить свои возможности и интересы с требованиями профессий современного рынка.

Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения поставленных целей и задач:

В основе программы лежат адаптированные для современных условий методики и техники, которые учитывают потребности подрастающего поколения. Оригинальные формы проведения занятий помогают успешно достигать поставленных целей.

Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.

Сроки реализации и этапы программы:

Программа включает 35 занятий продолжительностью 1 час, 1 раз в неделю.

Сроки реализации программы - 1 год.

Основная форма проведения занятий – групповая.

Наполняемость группы не более 15 человек.

Оптимальное количество участников – 9 – 10 человек.

Продолжительность одного занятия – 60 минут. Занятия проводятся один раз в неделю.

Категория участников: учащиеся 9-10 классов.

Структура занятий:


  1. Приветствие. Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

  2. Основная часть (игры и упражнения). Несет основную смысловую нагрузку занятия. В нее входят применение диагностических методик, упражнения, игры, направленные на формирование профессионального самоопределения, достижение целей программы.

  3. Рефлексия. Цель – получение обратной связи, позитивное завершение занятия. Участникам предлагается поделиться своими впечатлениями от занятия.


Используемые методики и технологии:

1. Деловые игры.

2. Психодиагностические методики.

3. Элементы АРТ – терапии, творческие задания.

4. Викторины.

5. Элементы групповой дискуссии, беседы.

6. Мозговой штурм.

7. Развивающие и активизирующие профориентационные игры и упражнения.

8. Лекции.

9. Мультимедийные презентации.

Курс состоит из теоретических и практических занятий. Работа проводится индивидуально, в группе и микро-группах. Цикл бесед, дискуссий, упражнений и игр помогает школьникам проанализировать все факторы выбора профессии, учесть их влияние и принять осмысленное, самостоятельное решение.

Ресурсы, необходимые для реализации программы.

Для эффективной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

- отдельное помещение площадью не менее 15м2. Наличие зоны для групповой работы за столом, групповой работы в круге, индивидуальной работы за столом.

- аудиозаписи;

- демонстрационный и раздаточный печатный материал, бланки для заполнения психодиагностических методик;

- мультимедийная установка;

- листы ватмана, маркеры, фломастеры;

-рабочая тетрадь (не менее 24 листа).

Практически все упражнения предполагают включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

В течение курса учащиеся ведут дневник профориентации (смотреть приложение) – это тетрадь по самоопределению, в которой делаются необходимые записи и выводы, чтобы убедиться в верности оценки своих индивидуальных особенностей.

По итогам цикла занятий каждый участник выносит что-то важное для себя, анализирует, осознает, выносить что-то важное и новое для себя на уровень осознанности, а это, своего рода, открытия.




Содержание курса.


Программа «Мой путь к профессии» включает 35 часов внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению. На данных занятиях изучаются следующие темы:

Содержание курса

Количество часов

Контроль

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1.

Введение

1

1


Анкетирование «Готов ли ты к выбору профессии»

Раздел 2.

Труд и профессия

4

1

3

Самодиагностика

Раздел 3.

Психология личности

11

1

7

Тест

Раздел 4.

Мир профессии

10

3

7

Творческий проект, презентация

Раздел 5.

Профессиональное самоопределение

6

2

4

Самодиагностика

Промежуточная аттестация. Опросник.

Раздел 6.

Моя будущая карьера

3

1

1

Построение личного профессионального плана

Итого:

35





Планируемые результаты реализации программы:

В ходе реализации программы, учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для адекватного выбора сферы трудовой деятельности, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана, то есть у подростков формируется профессиональная зрелость. Подростки приобретают навыки конструктивного общения, обучаются способам релаксации и методам саморегуляции. Участники программы получают навык поиска информации в различных источниках (в СМИ, и Интернете), развивают умение самопрезентации.

Успех реализации программы определяется уровнем воспитательных результатов внеурочной деятельности.

Личностными результатами для обучающихся изучения курса «Мой путь к успеху» являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

- формирование целостного мировоззрения;

- способствовать формированию уважительного, осознанного отношения к себе, как к личности, и к обществу в целом.

- развитие коммуникативной компетенции в процессе взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе осуществления учебной, общественной, творческой и других видов деятельности;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметными результатами обучающихся изучения курса «Мой путь к профессии» являются:

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- владение устной и письменной речью;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции).

Критерии оценки достижения планируемых результатов внеурочной деятельности:

Количественные:

В целях выявления потребностей, интересов и способностей учащихся на первых занятиях была проведена диагностика с использованием следующих методик:

1. Методика определения самооценки (таблица качеств характера).

2. Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка).

6. Методика определения организаторских и коммуникативных способностей.

7. Методика «Определение уровня тревожности».

9. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

10. Определение мотивации (методика Е. Головахи).

11. Тест креативности П. Торренса.

12. Тест «Память» (модификация методики диагностики памяти).

13. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока).

14. Дифференциально-диагностический опросник. (ДДО) (Е.Л. Климов).

15. Методика "Матрица выбора профессии".

16. Опросник «Профессия».

После того как были проведены мероприятия, направленные на профориентацию учащихся, необходимо, узнать, насколько эффективными они оказались, для этого осуществляется диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов учащихся:


  1. Опросник профессиональной готовности. Л.Н. Кабардова.

  2. Методика "Матрица выбора профессии".

  3. Дифференциально-диагностический опросник. (ДДО) (Е.Л. Климов).

  4. Опросник «Профессия».

Качественные:

  1. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. На заключительных занятиях каждый учащийся презентует обоснованный профессиональный план работы. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

  2. Эмоциональное отношение. По рисункам, суждениям, высказываниям учащихся можно сделать вывод об отношении к ситуации выбора направления профессиональной деятельности.

  3. Информативность. Берется во внимание степень осведомленности участника о будущей профессии и профессиях современного рынка труда. Вывод делается на основе характера рассказа о будущей профессии.

  4. Развитие умений по принятию решений и планирования. Уровень сформированности данного умения определяется по отчетам, суждениям во время занятий.



















Календарно-тематическое планирование по программе «Мой путь к профессии»



Дата по плану

Дата по факту

Тема занятия

Всего часов

Вид учебной деятельности

Теория

Практика

1. Вводные занятия.

1



Цель и задачи курса. Вводное занятие «Моя профессия в будущем. Моё представление о ней» (значение правильного выбора профессии).

1


Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика. Анкетирование. Упражнение «Хочу» и «Должен».

Упражнение «Журналисты».

2. Труд и профессия

2



Расчет формулы профессии (схема хочу-могу-надо). Характеристика труда.


1

Дискуссия, работа в мини-группах, самодиагностика, презентация.

3



Виды профессий. Психоматрица профессии. Моделирование мира профессий.

1


Работа в группах и парах.

Беседа о профессиональном выборе.

Схема «Хочу. Могу. Надо».

4



Моё мышление. Мышление творческое и логическое».


1

Групповая работа, осуждение итогов работы.

Работа в микро-группах «Опыт и знание».

5



Картина будущего


1

Групповая работа, осуждение итогов Упражнения - «Как я устраиваюсь на работу», «Варианты про запас», «Как составить резюме».

3. Психология личности

6



Картина будущего. Учет типа личности. Характер. Самооценка.

1


Групповая работа, осуждение итогов работы.

Дискуссия «Личность и профессия».

Игра «Угадай профессию».

7



Здоровье и выбор профессии. Способности и профпригодность. Виды способностей.


1

Групповая работа, осуждение итогов работы.

Дискуссия «Здоровье и выбор профессии. Способности и профпригодность».

Упражнение «Виды способностей».

8



Выбор профессий. Становление профессиональной направленности.


1

Групповая работа, осуждение итогов работы.

«Коммуникативные умения, которыми я обладаю».

Беседа «Качества, которые мне помогают общаться с людьми».

9



Коммуникативные умения.


1

Групповая работа, осуждение итогов работы.

10



Индивидуально-психологические особенности личности.


1

Анкетирование, беседа, дискуссия

Беседа «Игры из детства и их связи с интересами», «Как мои родители выбирали профессию».

Лекторий «Понятие профессиональная пригодность».

11



Эмоции. Виды эмоций.


1

Мозговой штурм «Эмоция. Причины возникновения. Протекание».

12



Воля


1

Упражнения «Мои волевые качества», «Волевые привычки».

13



Внимание и память


1

Работа в микро-группах «Внешние факторы и свойства внимания, памяти».

«Связь памяти, мышления и речи».

14



Воображение


1

Упражнения -«Мой любимый вид творческой деятельности», «Воссоздающее воображение».

15



Ощущение и восприятие


1

Упражнения - «Влияние сенсорной установки на восприятие», «Субъективность восприятия», «Тактильное восприятие».

16



Мышление и речь


1

Упражнение «Мои мыслительные операции и уровень их форсированности», «Пословицы»,

«Мои качества ума – гибкость, критичность, самостоятельность, проблемность и план их развития».

4. Мир профессий

17



Особенности профессий типа «человек – природа». Растения в жизни человека


1

Мозговой шторм «Профессии предметной области – человек-природ Дискуссия. Коллаж. «Тип человек-природа». Склонности человека».

18



Знакомство с профессиями народного хозяйства. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии


1

Работа в микро-группах. Коллаж. «Профессии народного хозяйства».

Дискуссия «Психологические требования к профессии отраслей народного хозяйства и их основные профессии».

19



Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы.


1

Презентация «Факторы риска современного человека».

Дискуссия «Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы».

20



Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». В стране рисунка, цвета, формы.


1

Презентация «Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».

21



Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми.

1


Презентация «Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми».

22



Особенности профессий типа «человек – человек». Служба здоровья.


1

Походная аптечка - творческое задание

23



Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона

1


Презентация «Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона».

Дискуссия, работа в мини-группах.

24



Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек». Защита Родины


1

Презентация, дискуссия, работа в мини-группах

25



Особенности профессии типа «человек-техника»

1


Презентация «Особенности профессии типа «человек-техника».

Блиц-игра «Все профессии нужны, все профессии важны».

26



Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа


1

2. Презентация «Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа».

Блиц-игра «Шаги к успеху».

5. Профессиональное самоопределение

27



Профессиональная консультация «Я выбираю профессиональный маршрут»

1


Дискуссия, рисунки, тестирование

28



Бесплатные проекты по профориентации для школьников.


1

Графическая игра «Трудности профессионального выбора».

Экономическая игра «Экскурс в мир профессий».

Буклеты.

29



Профессии моих родителей.


1

Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия

30



Деловая игра: «Престижные профессии».

Знакомство с учебными заведениями Орловской области и России.


1

Упражнение «Давайте поговорим начистоту, – какие профессии важны».

Анализ основных составляющих профессий - общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности.

Лекторий. Учебные профессии заведений Орловской области и России. Какие профессии выберу я?

31



Интеллектуальная игра «Профессиональный коктейль».


1

Беседа-размышление.

Интеллектуальная игра.

32



Востребованные профессии на рынке труда города и области на 2020-2021 г.


1

Презентация «Востребованные профессии на рынке труда города и области на 2020-2021 г.»

6. Моя будущая карьера

33



Карьерное развитие.

Предприятия и организации Орловской области.

1


Дискуссия, работа в мини-группах.

Дискуссия «Путешествие по профессиям».

34



Мечты сквозь призму реальности.

(мои дальнейшие планы, перспективы и возможности).


1

Дискуссия, работа в мини-группах.

Построение личного профессионального плана.

35



Разработка личного профессионального плана. (Мои жизненные планы, перспективы и возможности). Заключительное занятие.


1

Дискуссия в микро-группах «Что такое карьера и профессиональное развитие?».

Творческое задание «Умения или призвание».

Построение личного профессионального плана.







Краткое содержание программы


Занятие 1.

Тема: «Моя профессия в будущем. Моё представление о ней» (Значение правильного выбора профессии).

Цель: актуализации темы профессионального самоопределения.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь (дневник профориентации), раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Упражнение-знакомство «Кто есть что». Правила группы.

  2. Дневник профориентации. Правила ведения.

Цель: знакомство с правилами и оформлением дневника.

  1. Анкетирование «Готов ли ты к выбору профессии».

Цель: диагностика определения интересов и склонностей.

Методика определения самооценки (таблица качеств характера).

Методика определения типа темперамента (модификация Личностного опросника Г. Айзенка).

Определение мотивации (методика Е. Головахи).

  1. Самодиагностика. Школьные предметы, которые я планирую сдавать на ЕГЭ.

Цель: поиск информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

  1. Упражнение «Хочу» и «Должен».

Цель: формировать умение делать правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными желаниями и возможностями.

  1. Упражнение «Журналисты».

Цель: познакомить детей с многообразием профессий, создать информационное пространство о профессиях, задуматься о своём профессиональном будущем.

  1. Окно Джогари.

Цель: знакомство учащихся с особенностями своего личностного развития.

  1. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

  2. Рефлексия «Круг настроения».

  1. Труд и профессия

Занятие 2.

Тема: «Расчет формулы профессии (схема хочу-могу-надо). Характеристика труда».

Цель: актуализации темы профессионального самоопределения.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Передай улыбку по кругу».

  2. Беседа о профессиональном выборе. Определение профессиональных предпочтений (методика Дж. Голланда).

Цель: знакомство учащихся с понятием профессионального выбора.

  1. Упражнение «Схема хочу-могу-надо».

Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности

  1. Групповая дискуссия «Пути, которые мы выбираем».

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

  1. Работа в мини-группах. Игра «Создаем предприятие».

Цель: активизация знаний учащихся о профессиях.

  1. Упражнение «Опыт и знание».

Цель: формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 3.

Тема: «Виды профессий. Психоматрица профессии. Моделирование мира профессий».

Цель: знакомство учащихся с видами профессий, выявление структуры профессиональных интересов.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие.

  2. Работа в микро-группах «Опыт и знание».

Цель: формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту.

  1. Тестирование. Методика «Определение уровня тревожности».

  2. Индивидуальная работа «Психоматрица профессии. Мои направления. Мои специальности».

Цель: оказать помощь в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий.

  1. Игра-упражнение «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цель: способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане.

  1. Упражнение «Карта личных качеств».

Цель: способствовать объективно, осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий.

  1. Упражнение «Оттаивание».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 4.

Тема: «Моё мышление. Мышление творческое и логическое».

Цель: выявление уровня развития и типа мышления.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Передай улыбку по кругу».

  2. Беседа-дискуссия «Мышление. Какое мышление лучше: творческое и логическое».

Цель: знакомство с видами мышления.

  1. Тест «Определение уровня умственного развития» (Школьный тест умственного развития – ШТУР).

  2. Тест креативности П. Торренса.

  3. Тест «Память».

  4. Упражнение «Карта личных интересов».

Цель: ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии; формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 5.

Тема: «Картина будущего»

Цель: развитие осознания того, как происходит формирование рынка труда, формирование навыков самопрезентации,

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Концентрация настроения».

  2. Тестирование. Методика определения организаторских и коммуникативных способностей. Определение типа будущей профессии (методика Е. Климова).

  3. Упражнение «Как я устраиваюсь на работу».

Цель: формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  1. Игра-упражнение «Варианты про запас».

  2. Как составить резюме.

Цель: знакомство с особенностями составления резюме.

  1. Упражнение «Жизненный путь».

Цель: формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

  1. Психология личности

Занятие 6.

Тема: «Картина будущего. Учет типа личности. Характер. Самооценка».

Цель: осознание своих способностей и возможностей, интересов и склонностей.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Дискуссия «Личность и профессия».

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

  1. Игра «Угадай профессию».

Цель: развить эмпатию, воображение, творческое и логическое мышление.

  1. Упражнение доска объявлений (коллаж, работа в мини-группах).

Цель: побуждать к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, воспитывать умение играть в команде.

  1. Упражнение «Как я утраиваюсь на работу».

Цель: формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Занятие 7.

Тема: «Здоровье и выбор профессии. Способности и профпригодность. Виды способностей».

Цель: содействовать личностному и профессиональному самоопределению, углубление своей психологической и социальной сущности.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Дискуссия «Здоровье и выбор профессии. Способности и профпригодность».

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

  1. Упражнение «Виды способностей».

Цель: способствовать развитию положительной профессиональной мотивации.

  1. Упражнение «Мифы о себе».

Цель: обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

  1. Игра-упражнение «Я талантлив? Я талантлив!».

Цель: обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

  1. Упражнение «Идеал-антипод».

Цель: сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 8. «Коммуникативные умения».

Цель: содействовать личностному и профессиональному самоопределению, развить коммуникативные навыки.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Упражнение «Коммуникативные умения, которыми я обладаю».

Цель: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности

  1. Беседа «Качества, которые мне помогают общаться с людьми».

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

  1. Упражнение «Люди, которые влияют на меня».

Цель: развитие эмпатии, коммуникативных навыков.

  1. Упражнение «Правила общения».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 9. Выбор профессий. Становление профессиональной направленности.

Цель: содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Беседа «Игры из детства и их связи с интересами», «Как мои родители выбирали профессию».

Цель: знакомство учащихся с профессиями прошлого и настоящего времени.

3. Упражнение «Мои любимые учебные предметы».

4. Дискуссия «Факторы, влияющие на мой выбор профессии».

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

5. Лекторий «Понятие профессиональная пригодность».

6. Упражнение «Профессиональный и жизненный путь человека».

Цель: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности.

7. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 10. «Индивидуально-психологические особенности личности»

Цель: стимулировать возникновение системы субъективных оценок с учетом личностной и профессиональной идентичности.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Упражнение «Свойства темперамента» (составить таблицу).

Цель: знакомство со свойствами темперамента и его влиянием на выбор профессии.

  1. Упражнение «Отрицательные черты характера».

Цель: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности.

  1. Упражнение «Положительные черты характера».

Цель: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности.

  1. Упражнение «Черты характера, которыми я хотел бы обладать».

Цель: помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности.

  1. Упражнение «Мой биоритм».

Цель: снятие нервно-психического напряжения.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 11. Эмоции. Виды эмоций.

Цель: познакомить с эмоциями и их видами, причинами возникновения, эффективными способами борьбы со стрессом.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Мои эмоции в данный момент.

Цель: знакомство с понятием эмоции и их видами.

3.Определи эмоции по портрету.

Цель: развитие эмпатии, умения распознавать эмоции.

4.Упражнение «Стенические и астенические проявления эмоций».

Цель: знакомство с стеническими и астеническими проявлениями эмоций.

  1. Мозговой штурм «Эмоция. Причины возникновения. Протекание».

6. Упражнение «Профиль моего настроения».

7. Дискуссия «Правила поведения в стрессовой ситуации».

Цель: знакомство с эффективными способами борьбы со стрессами.

8. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 12. «Воля»

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые, установить соотношение своих действий и поступков.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Упражнение «Мои цели».

Цель: актуализировать имеющиеся способности и знания.

3. Деловая игра «Ситуация неудачи и успехи».

Цель: ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии, развить позитивное мировосприятие.

4. Упражнения «Мои волевые качества».

Цель: познакомить с понятием воля и роли волевых качеств в профессиональном росте.

  1. Упражнение «Волевые привычки».

Цель: познакомить с понятием воля и роли волевых качеств в профессиональном росте.

7. Дискуссия «Приемы поддержания волевого усилия».

8. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 13. «Внимание и память»

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые, установить соотношение своих действий и поступков.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Работа в микро-группах «Внешние факторы и свойства внимания, памяти».

3. Работа в микро-группах «Связь памяти, мышления и речи».

4. Упражнение «Мнемические приемы».

5. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 14. «Воображение»

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые, развитие творческого мышления.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Упражнение «Составь рассказ».

3. Упражнение «Мой любимый вид творческой деятельности».

4. Упражнение «Воссоздающее воображение».

5. Коллаж «Мои мечты, сроки их осуществления».

6. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 15. «Ощущение и восприятие».

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Упражнение «Мои ощущения»

Цель: знакомство с видами и свойствами ощущений.

3. Упражнение «Субъективность восприятия».

4. Упражнение «Влияние сенсорной установки на восприятие».

5. Игра-упражнение «Зрительно-двигательная координация».

Цель: развить зрительно-двигательную координацию.

  1. Игра-упражнение «Тактильное восприятие».

Цель: развить тактильную чувствительность, воображение.

7. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 16. «Мышление и речь»

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Упражнение «Мои мыслительные операции и уровень их форсированности».

Цель: развить кругозор, мышление.

  1. Упражнение «Пословицы».

Цель: развить кругозор, мышление.

  1. Упражнение «Интеллектуальные задачи».

Цель: развить кругозор, мышление, логику.

  1. Упражнение «Мои качества ума – гибкость, критичность, самостоятельность, проблемность и план их развития».

Цель: развить кругозор, мышление.

  1. Упражнение «Объяснительная и ситуативная речь».

Цель: познакомить с понятиями - объяснительная и ситуативная речь.

7. Рефлексия «Круг настроения».

4. Мир профессий

Занятие 17. «Особенности профессий типа «человек – природа». Растения в жизни человека».

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – природа». Растения в жизни человека».

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Мозговой шторм «Профессии предметной области – человек-природа».

Цель: расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей.

3. Дискуссия. Коллаж. «Тип человек-природа». Склонности человека. Наиболее характерные профессии этого типа.

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 18. «Знакомство с профессиями народного хозяйства. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии».

Цель: знакомство с особенностями профессий народного хозяйства. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Работа в микро-группах. Коллаж. «Профессии народного хозяйства».

Цель: познакомить с профессиями народного хозяйства.

3. Дискуссия «Психологические требования к профессии отраслей народного хозяйства и их основные профессии».

Цель: познакомить с психологическими требованиями к профессии отраслей народного хозяйства и их основные профессии.

4. Опросник. Цель – промежуточная аттестация (приложение).

5. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 19. Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы.

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – природа». Человек — часть природы.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Презентация «Факторы риска современного человека».

3. Дискуссия «Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы».

Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Человек — часть природы.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 20. Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». В стране рисунка, цвета, формы.

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – художественный образ». В стране рисунка, цвета, формы.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2.Презентация «Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».

Цель: познакомить с характеристиками профессий типа «человек – художественный образ.

3. Дискуссия по теме «Мои профессии».

Цель: ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии, формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 21. Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми.

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Презентация «Особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми».

Цель: познакомить с особенностями профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Что делает нас красивыми.

3. Анализ конкретных ситуаций «Я выбираю профессию».

Цель: формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 22. «Особенности профессий типа «человек – человек». Служба здоровья».

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – человек». Служба здоровья».

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Творческое задание «Походная аптечка» (работа в микро-группах).

Цель: побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

3. Презентация творческого задания.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 23. Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Презентация «Основные требования профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона».

Цель: познакомить с основными требованиями профессий типа «человек – человек» к профессионалу. На страже закона.

  1. Практическое задание «Таблица. Типы профессий».

Цель: обучить систематизировать имеющиеся знания, формировать положительную профессиональную мотивацию.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 24. Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек».

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек – человек».

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Презентация «Реалистическая оценка профессий типа «человек – человек».

Цель: расширить представление детей о различных профессиях.

  1. Разыгрывание ролей «Профессии типа человек-человек».

Цель: развитие эмпатии, уверенность в себе, повышение мотивации.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 25. Особенности профессии типа «человек-техника»

Цель: знакомство с особенностями профессии типа «человек-техника».

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Презентация «Особенности профессии типа «человек-техника».

Цель: познакомить с особенностями профессии типа «человек-техника.

  1. Блиц-игра «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цель: расширить представление детей о различных профессиях.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 26. Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа.

Цель: помочь в отношении профессионального самоопределения, знакомство с особенностями профессии типа «человек – знаковая система».

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Презентация «Особенности профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа».

Цель: познакомить с особенностями профессий типа «человек – знаковая система». Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа.

  1. Блиц-игра «Шаги к успеху».

Цель: обучить планированию профессиональной карьеры.

  1. Творческий проект (индивидуальная работа) «Я выбираю профессию…».

Цель: стимулировать размышления о собственных перспективах личностного самоопределения.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

В завершении занятия участники информируются, что они успешно преодолели данный этап работы и готовы к заключительным этапам работы. Выявляются наиболее активные участники группы.

Участники получают домашнее задание написать мини-сочинение «Я знаю, кем я буду в будущем».

5. Профессиональное самоопределение

Занятие 27. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут».

Цель: ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии.

  1. Графическая игра «Трудности профессионального выбора».

Цель: ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии.

  1. Экономическая игра «Экскурс в мир профессий».

Цель: формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту.

  1. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 28. «Бесплатные проекты по профориентации для школьников».

Цель: актуализировать имеющиеся способности и открыть новые.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Лекторий. Государственные инновационные проекты по профориентации – «Проектория», «Билет в будущее», «Региональные проекты», «Школа реальных дел», «Всероссийская профдиагностика», «Большая перемена».

3. Викторина «Профессии».

Цель: расширить представление детей о различных профессиях.

4. Мозговой штурм «Мои запросы и мои возможности».

Цель: формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

  1. Беседа «Профессиональная траектория».

Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

  1. Домашнее задание – подготовка к проекту «Профессия моих родителей».

Цель: воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.

7. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 29. Профессии моих родителей.

Цель: обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Проект «Профессии моих родителей и моя будущая профессия».

Цель: воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.

3. Презентация проекта.

4. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 30. Деловая игра: «Престижные профессии». Знакомство с учебными заведениями Орловской области и России.

Цель: расширить знания подростков о мире профессий.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Упражнение «Мои мотивы - мои интересы».

Цель: воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, воспитывать умение играть в команде.

3. Упражнение «Давайте поговорим начистоту, – какие профессии важны».

Цель: актуализация имеющихся знаний о мире профессий.

4. Анализ основных составляющих профессий - общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности.

Цель: формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту, развивать кругозор.

5. Лекторий. Учебные профессии заведений Орловской области и России. Какие профессии выберу я?

Цель: краткое знакомство с учебными заведениями Орловской области.

6. Рефлексия «Круг настроения».

Занятие 31. Интеллектуальная игра «Профессиональный коктейль».

Цель: создание условий для повышения готовности старшеклассников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Разминка «Мои любимые профессии».

3. Игра «Магический квадрат».

Цель: развить самоконтроль, логическое мышление.

  1. Как не ошибиться дверью или почему к выбору профессий нужно подходить серьезно?

Цель: сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности.

  1. Игра «Угадай, какая профессия?» (команды подготавливаются сценки).

Цель: развитие воображение, повышение уверенности в себе.

5. Дискуссия «Прием на работу».

Цель: стимулировать размышления о собственных перспективах личностного самоопределения.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Занятие 32. «Востребованные профессии на рынке труда города и области на 2020-2021 г.»

Цель: знакомство с востребованными профессиями, требованиями при приеме в учебные заведения или на работу.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

  1. Приветствие «Круг настроения».

  2. Презентация «Востребованные профессии на рынке труда города и области на 2020-2021 г.»

Цель: сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

  1. Дискуссия «Путешествие по профессиям».

Цель: актуализировать имеющиеся знания о многообразии профессий.

  1. Игра-упражнение «Угадай профессию по служебным обязанностям».

Цель: стимулировать размышления о собственных перспективах личностного самоопределения.

  1. Игра «Мой бизнес план или я открываю собственное дело».

Цель: развить уверенность в себе, сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

6. Моя будущая карьера

Занятие 33. «Карьерное развитие».

Цель: знакомство с понятиями карьера и профессиональное развитие.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Дискуссия в микро-группах «Что такое карьера и профессиональное развитие?».

Цель: проанализировать мир профессий с учетом своих возможностей и способностей.

3. Творческое задание «Умения или призвание».

Цель: обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

4. Работа в микро-группах «Технологии будущего».

5. Заполнение таблицы. Предприятия и организации Орловской области (приложение 4).

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Занятие 34. Мечты сквозь призму реальности.

Цель: исследовать мир профессий с учетом своих возможностей и способностей.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь.

Продолжительность: 60 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. Дискуссия по микро-группам «Мир меняется быстрее нас».

Цель: обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

3. Игра-упражнение «Мои специальности – составление план-схемы».

Цель: актуализировать знания и о мире профессий.

4. Интерактивный плакат «Я выбираю профессию».

Цель: обучить планированию профессиональной карьеры.

5. Выдающиеся люди в нашей жизни. Учащиеся готовят доклад.

6. Итоговая диагностика.

7. Рефлексия. Подведение итогов.

Домашнее задание – подготовиться к составлению профессиограммы.

Занятие 35. Разработка личного профессионального плана. (мои жизненные планы, перспективы и возможности). Заключительное занятие.

Цель: построение личного профессионального плана.

Материалы и оборудование: рабочая тетрадь, мультимедийная установка, презентация.

Продолжительность: 60-80 минут.

Игры и упражнения:

1.Приветствие «Круг настроения».

2. План-схема «Мои жизненные планы, перспективы и возможности».

Цель: обучить планированию профессиональной карьеры.

  1. Индивидуальная работа «Профессиограмма» . Учащиеся на основе предварительно подготовленной дома информации составляют по указанному плану профессиограммы то специальности, которая им больше всего по душе (содержание труда, что должен знать, профессиональные качества, медицинские противопоказания и т.д.)

Цель: побудить к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

4.Дискуссия «Актуальные новые профессии 21 века».

Цель: знакомство с актуальными профессиями 21 века. Анализ рынка труда. Составление матрицы профессий 21 века.

5. Презентация личного профессионального плана.

6. Кейс рекомендаций для учащихся. Все участники цикла занятий получают в подарок папку (в электронном виде) с рекомендациями, памятками по профориентации, а также список литературы.

7. Рефлексия. Подведение итогов. В конце занятия каждому участнику вручается медаль «Миссия выполнима!».

Возможным продолжением заключительного этапа может стать тематическая экскурсия с целью повышения интереса учащихся к различным видам деятельности. Стоит отметить, что в Орле много интересных предприятий и организаций, на которых ребята могут увидеть профессии, уникальные виды производства, работу производственных цехов и получить яркие и ценные впечатления от увиденного.

Примерные темы экскурсий:

  1. «Профессии города Орла» (экскурсии по предприятиям и организациям города, в различные городские организации и учреждения).

  2. «Источники знаний» (экскурсия в Универсальную фундаментальную библиотеку ОГУ).

  3. Профессиографическая экскурсия на ОАО "Промприбор".

  4. «Я выбираю профессию… (к примеру, экскурсия на профессиональную фотовыставку, на завод, фабрику и т.д.).

  5. «Памятники архитектуры» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям городов, стран и мира).




Результаты деятельности по программе


Работа по программе «Мой путь к профессии» ведется второй год. Анализ проведенного диагностического исследования доказывает эффективность цикла занятий «Мой путь к профессии». Исследования проводятся в начале учебного года. И с целью проверки эффективности проведения занятий в конце года.

Для диагностики уровня профессионального самоопределения школьников мною был составлен опросник «Профессия». Вопросы для анкеты были следующие:

1.Ты уже определился с будущей профессией?

2. Каким образом ты определился с выбором профессии?

3.Что повлияло на твой выбор профессии?

4. Какие действия ты предпримешь, чтобы осуществить выбор профессии?

Результаты диагностики:

До курса:


ответ на вопрос 1

ответ на вопрос 2

ответ на вопрос 3

ответ на вопрос 4

Да -40%

Сам (сама) 16%

Учёба 22%

Учеба -23%

Нет -60%

Знакомые, друзья-27%

Предпочтения-20%

Затрудняюсь ответить – 20 %


Родственники (мама, папа и др.) 50%

Затрудняюсь ответить-20%

Родители - 23


Интернет 7 %

Желания - 20 %

Любимые занятия, предпочтения, интересы, способности – 14%



Реклама 18 %



По итогам курса:

ответ на вопрос 1

ответ на вопрос 2

ответ на вопрос 3

ответ на вопрос 4

Да -86%

Сам (сама) 74%

Учёба - 40%

Учеба -53%

Нет -14%

Знакомые, друзья-2%

Предпочтения, интересы - 40%

Затрудняюсь ответить – 5 %


Родственники (мама, папа и др.) 24%

Затрудняюсь ответить-0

Родители - 23 %



Желания -20 %

Любимые занятия. интересы, предпочтения, способности – 42%


Таким образом, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. Большинство участников курса определились с выбором профессии, что является хорошим показателем.

2. Если посмотреть на ответы вопроса, " каким образом ты определился с выбором профессии" больше половины учеников выбрали профессию самостоятельно.

3. В 10 классах учеба и интерес к определенным учебным предметам помогли определиться с выбором профессии.

4. Для того чтобы осуществить данный выбор профессии большая часть ориентирована на учебу.

Из проведенных исследований видно, что по результатам курса выбираемой профессии и требованиям к профессии человека существенно возрастает. Число учащихся, которые определились с профессией, заметно возрастает. Ребята могут сказать, в какой ВУЗ они пойдут учиться и кем хотят стать. Внушительная доля учащихся сочли важным выбирать профессию, которая максимально соответствует их возможностям, и интересную и содержательную работу. Выбор профиля стал более сознательным.

После прохождения курса занятий каждый учащийся имеет обоснованный профессиональный план. На заключительных занятиях каждый учащийся презентует обоснованный профессиональный план работы. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предпрофильной работы проводимой в школе.

Любой выбор будет являться правильным, если он сделан осознанно. Успех в профессии – это не только профессиональные знания, но и компетенции, а также умение эффективно использовать свой потенциал личности.




Приложение 1

Дневник профессионального самоопределения


Таблица заполняется в течение курса.


Требования, которые предъявляются к выбранной профессии

Направленность личности

Соответствие направленности личности выбранной профессии

Темперамент




Самооценка




Внимание и память




Способности




Профессиональные склонности




Воображение




Восприятие и ощущение




Профессиональные интересы




Мои увлечения, хобби




Эмоции




Мышление и речь




Мое здоровье (противопоказания)





Куда движется рынок труда?

Заполни вторую колонку актуальными профессиями с учетом рынка труда.

Новые технологии


Индивидуализация труда и степень ответственности


Повышение безопасности и культуры труда


Проектная деятельность


Удаленная работа


Поливариативность карьеры


Появление смежных профессий на стыке разных сфер



Типы профессий

К какому типу можно отнести следующие профессии?

(человек - природа, человек - человек, человек - знаковая система, человек -природа, человек - художественный образ)

Врач


IT-медик


Программист


Биоинженер


Маркетолог


Психолог


Дизайнер интерфейсов


Инженер-проектировщик различного профиля


Учитель


Архитектор и дизайнер


Менеджер


Технолог


Таргетолог


Логист


Юрист


SEO-специалист


Генный инженер


ЭКОУРБАНИСТ


Журналист


Эколог


ИТ-ЭНЕРГЕТИК


Режиссёр


Алгоритм самостоятельного анализа и выбора профессии


Мои шаги к профессии

Мои действия

Выводы

Школьные предметы, которые я планирую сдавать на ЕГЭ

Комбинации данных предметов помогают сделать большой выбор специальностей


Мои направления

Проводится проверка комбинации предметов и специальностей, составляются возможные вариации


Мои специальности

Определяем, какие специальности возможны


Мои учебные заведения

Определяем, в каких учебных заведениях есть выбранные специальности


Мои профессии

Поиск информации о выбранных профессиях



Навыки будущего


Объясни, как ты понимаешь следующие выражения?


  1. Короткий горизонт равития.

____________________________________________________________________

  1. Дело тем важнее и сложнее, чем больше времени на него отпущено.

____________________________________________________________________

  1. Инженер - человек; способный взять теорию и приделать к ней колеса. Л. Левинсон.

  2. _________________________________________________________________


Приложение 2.

Опросник

1. Что я ожидал(а), начиная посещая цикл занятий «Мой путь к профессии»?

2. а) Насколько совпали мои ожидания с тем, что я увидел(а)?

б) В чем именно совпали?

в) В чем именно не совпали?

3. Что нового я узнал(а) на занятиях?

4.Чем мне помогли профориентационные занятия?

5. Что мне больше всего понравилось?

6. Было ли на занятиях что-то, что меня удивило?

7. Что мне на занятиях не понравилось?

8. Хотел(а) ли бы я снова ходить на подобные занятия?

9. Что бы я еще хотел(а) увидеть, узнать на занятиях?

10. Что в ходе занятий изменилось в моих представлениях о выборе профессии?

11. Какие аргументы я бы привел(а), советуя своим одноклассникам или сверстника для посещения цикла занятий?


Приложение 3

Журнал наблюдений


Ф.И.

Автономность

Информированность

Принятие решений

Планирование

Эмоциональное отношение

1






2






3







+ - на занятии отслеживаются положительные критерии сформированности параметра.

- - на занятии отслеживаются критерии слабой сформированности параметра.


Приложение 4.


Предприятия и организации Орловской области

Предприятия и организации

Деятельность

Профессии

Общество с ограниченной ответственностью "СЕТ-Орел-инвест"

Деятельность холдинговых компаний


ГМС Ливгидромаш



Орловский завод силикатного кирпича (ОЗСК)



Научприбор



Ливенский завод погружных насосов Ливнынасос



Орловская кондитерская фабрика



Завод имени Медведева – Машиностроение



ГК Восток-Сервис



Орловский сталепрокатный завод (ОСПАЗ)



Орелкомпрессормаш



Ливенский завод противопожарного машиностроения



Дормаш



Эксперт-Кабель



Промприбор



Общество с ограниченной ответственностью "СельхозИнвест"










Список литературы:


Для педагога:

1.Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.

3. Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

4. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации/ О.В.Козловский. – Ростов Н/Д: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2006. – 800с. - (библиотека выпускника) Ростов-на-Дону, 1996.

5. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.

6. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.

7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.

9. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.

10. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.

11. Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.

12. Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.

13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.

14.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - 4-е изд. - М.: Генезис, 2010

15. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии// Психологическая наука: проблемы и перспективы. — Киев, 1990.

16. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Из-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001 – 96с. – (Психология для всех).

17. Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.

Для учащихся:

1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.

3. Мир профессий.- М., 1988.

4. Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993

5. Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.

6. Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.

7. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.

8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.


Интернет-ресурсы:


1. http://www.moeobrazovanie.ru/6

2.http://azps.ru/training/indexlr.html

3.teletesting.ru

4.http://www.kommersant.ru 25.http://www.e-xecutive.ru

5.http://gtmarket.ru/news/state/2010/01/15/2482

6.http://gazeta.ru
















54



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!