СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация «Проектная технология на уроках ИЗО»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикация «Проектная технология на уроках ИЗО»»

филиал МКОУ Зюзинской СОШ Казанцевская ООШ





Выступление на заседании

районного методического объединения учителей ИЗО

по теме:

«Проектная технология на уроках ИЗО»



Подготовил:

Ветринский Вячеслав Юрьевич

учитель изобразительного искусства

1 квалификационная категория











2018 год.

«Проектная технология на уроках ИЗО»

Самая актуальная проблема на сегодняшний день - что ожидает наших учеников в будущем? Всем известно, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.
Школа будущего- школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, быстро находить, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет себе разные педагогические технологии -обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность.
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.
Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками. Уроки ИЗО должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовалась опытом использования проектного метода.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой  активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.
Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям. Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися  в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.  
Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно- прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, вышивка, декоративная роспись, аппликация , мягкая игрушка, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление разных декоративных панно и т.д. 
Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным  материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия  лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. 
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, разные поделки выражают ту самую тоску рук по рукоделию и радость души от неё, которая издревле жила в народе и выражалась в разных ремеслах. Стимулом для дальнейшего творчества для них как раз и является конечный результат (удачная, радующая его  глаз и душу его собственная рукотворная вещь). 
Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.
Остановлюсь на общих подходах к структурированию ученического проекта:
I этап - характеризуется актуализацией знаний по выбранной тематике, определением конкретной идеи, образованием групп (если это групповой или коллективный проект).
Начинать работу над творческим проектом надо с выбора темы. К выбору темы проекта предъявляются определенные требования:

- объект проекта должен быть ученику хорошо знаком, понятен, а главное интересен;

- ученик должен быть уверен, что выбранный объект позволит реализовать себя в творчестве, что он ему по силам, что он справится с поставленными задачами;

- нет необходимости в оригинальности темы – пусть объектами проектирования будут простые вещи;

допустимо, если в классе темы будут повторяться, в процессе проектирования ученик поймет, что двух одинаковых проектов не бывает.

II этап - представляет собой самостоятельное исследование, на котором формулируются задачи, происходит определение источников информации, разработка творческого проекта.
На этом этапе проектирования образцов будущего изделия разрабатывается банк идей. Я детям уточняю, что «отчасти из них, может быть придется отказаться, однако некоторые детали, нюансы, находки могут ещё пригодиться в дальнейшем. Образцы будущего изделия лучше всего, конечно, передает рисунок. На первых порах не следует пренебрегать рабочими зарисовками.
Не беда, если ученик не слишком хорошо рисует, - чем больше ученик будет стараться передать свою мысль на бумаге, чем больше его это будет увлекать, тем скорее придет умение рисовать
Тема проекта выбрана. Затем она утверждается учителем, исходя из интересов и возможностей ученика.
Проекты учащиеся чаще всего любят выполнять индивидуальные, но проектные работы могут быть и групповыми, и коллективными. При выполнении групповых и коллективных проектов необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнением проекта в целом (дети сами выбирают руководителя проекта). Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей.
Затем учащиеся продолжают работать по плану:
1. Выбор материала.

Материал для изготовления изделия следует выбирать по критериям:

- возможность декоративной обработки материала;

- прочность, долговечность;

- стоимость материала.
2. Планирование процесса изготовления. Разработка вариантов технологического процесса.
3. Корректировка плана в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных учеником решений.
4. Оценка стоимости готового изделия.
5. Оценка стоимости готового изделия.
Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других. 

Приложение:

1.pedsovet.su- "Метод проектов на уроках искусства"
2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
 4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
5.aihal-sch23.schsite.ru- Использование метода проектов на уроках
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/16188-vystuplenie-na-shmormo


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!