Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность. Процессы индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту различных отклонений в поведении подростков.
Основное содержание всех сторон развития подростка – переход от детства к взрослости. С одной стороны, если у окружающих взрослых сохраняется прежнее отношение к подростку как к ребенку, складывается ситуация, порождающая противоречия, в первую очередь, с представлениями подростка о собственной взрослости. Несовпадение в оценке степени взрослости у подростка и взрослых порождает конфликт. При этом, затягиваясь и превращаясь в хронический, он способен тормозить развитие личности, вызывая появление ответных деструктивных, в том числе агрессивнодеспотичных тенденций. С другой стороны, подростковая агрессия – это побочный эффект пубертатного периода, возникающий в ответ на непринятие подрастающим ребенком реальности, в которой несмотря на его ощущения полноправности в мире взрослых, он остается зависимым от них.
В настоящее время проблема агрессивности в поведении подростков особенно актуальна.
Основными причинами возникновения и проявления агрессивности
- изменения прежних взглядов на окружающий мир и отношения к самому себе, которые могут приобретать форму психологического кризиса
- потребность в самоутверждении - принятие агрессии в подростковых сообществах, в которых особое внимание уделяется демонстрации агрессивных форм поведения
- защита себя и других - конфликты между уровнем притязаний и реальным положением подростка в обществе
Таким образом, причины проявления агрессивности могут быть разными, так же как и её роль в поведении подростка, однако многие исследователи обращают внимание на тот факт, что к четырнадцатилетнему возрасту степень интенсивности агрессивных действий и частота их проявлений должна снижаться. На смену агрессивным способам разрешения конфликтов должны все чаще применяться неагрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций, таким образом, постепенно должен происходить переход к более социализированным формам проявления агрессивности: от физической формы к вербальной, косвенной и к негативизму На протяжении последнего десятилетия при проведении научных исследований было зафиксировано наличие данной тенденции. Наряду с тем, что в настоящее время ученые подчеркивают не только постепенное снижение уровня агрессивности при переходе от подросткового к старшему подростковому возрасту, отмечается также тот факт, что во внешнем проявлении агрессивности возникают качественные изменения в сторону вербальных форм проявления агрессии.
При этом высокая интенсивность агрессивных проявлений может быть обусловлена рядом факторов. Согласно исследованиям , факторы можно разбить на три категории: личностные факторы (темперамент, конституционные и характерологические свойства личности), семейные факторы (недостаток, либо неэффективность родительского воспитания, чрезмерный контроль со стороны родителей, конфликтные взаимоотношения родителей, применении в отношении детей жестоких форм воспитания, невыполнение родительских обязанностей), факторы социального окружения вне семьи (социальное отвержение, присоединение к отрицательной группе сверстников, социальная депривация, иллюстрация насилия в средствах массовой информации).
Большее влияние на увеличение интенсивности агрессивных проявлений оказывают следующие факторы: социальное неблагополучие, включающее в себя плохие внутрисемейные взаимоотношения; отсутствие одного или двух родителей; алкоголизм и конфликтность в семье; применение авторитарных методов воспитания с элементами насилия; негативное влияние на подростка девиантных групп [2].
Следует отметить, что данные факторы редко встречаются по отдельности, чаще всего повышенная агрессивность подростка обусловлена многими факторами, которые тесно взаимосвязаны между собой, определяя тем самым индивидуальные черты в характере проявления агрессии со стороны подростка.
Таким образом, агрессивность подростков – это, с одной стороны, поведение личности, с другой стороны – социальная проблема. Анализ причин, лежащих в основе разнообразных форм агрессивного поведения подростков необходим для разработки мер по их профилактике.
Основная цель групповой коррекции агрессивности подростков – снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведения. Для достижения этой цели специалист в процессе коррекции должен решить следующие задачи:
- дать подросткам возможность осознать неконструктивность агрессивного поведения;
- выработать у подростков умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции;
- научить подростков понимать переживания, состояния и интересы других людей;
- способствовать формированию у подростков навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Выполнение данных задач дает возможность подросткам снизить уровень агрессивности до приемлемого, и таким путем добиться более адекватной социализации.
Для поддержания дисциплины и управления образовательным процессом используйте позитивный подход: по мере возможности формулируйте правила поведения и требования к обучающимся в форме «как надо», а не как «не надо» поступать.
Подкрепляйте конструктивное поведение учеников зрительным контактом, одобрительным кивком головы или улыбкой. Привлекайте обучающихся к разным совместным делам, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность к решению общих задач: подготовке мероприятий, дежурству, организации экскурсии, субботника, проведению акций и др.
Поощряйте участие застенчивых и робких детей и подростков. Давайте им задания, в которых они смогут реализовать себя в полной мере и преодолеть застенчивость. Поддерживайте желание учеников помогать друг другу в выполнении домашнего задания, подготовке к контрольной, тренировке навыков для сдачи нормативов по физкультуре и др.
Акцентируйте важность и ценность многообразия (культурного, национального, религиозного и др.), а также различных способностей и умений, вкусов и предпочтений, физических и интеллектуальных возможностей. Подчеркните, что все люди в целом и обучающиеся данного класса (группы) в частности чем-нибудь отличаются друг от друга и именно это придает им неповторимость. При необходимости расскажите о причинах, по которым некоторые обучающиеся ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и играх из-за нарушений развития или болезни.
Не допускайте сами и пресекайте со стороны других любые насмешки, обидные комментарии в адрес обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, особенности в физическом или умственном развитии, внешнем виде, поведении, а также обучающихся, гендерно неконформных, менее успешных в учебе или хуже развитых физически, мигрантов, представителей национальных или религиозных меньшинств, детей, семьи которых имеют низкий социальный и материальный статус.
Не противопоставляйте обучающегося коллективу ни в положительном, ни в отрицательном ключе. Не перехваливайте обучающегося как самого способного, умного, ответственного, чтобы не вызвать к нему зависть. Также не выделяйте обучающегося как единственного, кто не решил задачу, не пробежал дистанцию, не участвовал в мероприятии, чтобы не унизить его и не выставить на смех. В классе (группе) не должно быть «любимчиков» и тех, кого учитель явно недолюбливает. Не обсуждайте и не оценивайте личностных качеств обучающегося перед всем классом (группой): не сравнивайте обучающихся, их способности, умения, достижения, не обсуждайте недостатки и слабые места обучающихся, чтобы не провоцировать над ними насмешки и издевательства.
Поощряйте сотрудничество, а не соперничество. Своим личным примером показывайте уважительное отношение ко всем членам учебного коллектива, разъясняйте обучающимся, как вести и разговаривать (общаться) уважительно. Не оставляйте без внимания ни одного случая неуважительного (дискриминационного) поведения или высказывания, унижающего достоинство человека из за его пола, этнического происхождения, национальности, языка, религиозной принадлежности, социально-экономического положения, наличия инвалидности .