Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 7-8 классов (Презентация к родительскому собранию)»
Психологические особенности подростков
Педагог-психолог
высшей квалификационной категории
О.В. Хмельницкая
Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
- Предподростковый возраст – 11–12 лет
(5 - 6 кл.).
- Младший подростковый возраст – 13–14
(7-8 кл.).
- Средний подростковый возраст – 14-15
(8-9 кл.).
Несколько общих особенностей подросткового возраста:
- Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
- Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого периода).
- Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
- Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
- Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями).
- Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).
- Формирование абстрактного и теоретического мышления.
- Становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти.
- Развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Необходимо знать о том, что…
Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.
Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так ,
как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.
- В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
- — к депрессиям;
- — к агрессии;
- — к суицидам.
В подростковом возрасте не существует границы
между демонстративным и истинным суицидом!
Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным:
- крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм, протестующий характер поведения по отношению к взрослым
- неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности
- снижение настроения, тревожность
- легко возникающие страхи
Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка :
- не понимают чувств и переживаний других людей;
- не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
- чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
- ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
- эгоцентричны;
- обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»),
- неадекватно оценивают своё поведение;
- во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка :
- легко теряют контроль над собой;
- проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
- демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
- раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
- отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
- намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические симптомы неблагополучия ребёнка :
- страдают головными болями, мускульным напряжением;
- отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
Аутоагрессия — направление агрессии на самого себя.
Аутоагрессия — это не только суициды, но и всевозможные повреждения:
- шрамы,
- наколки,
- да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение.
Аутоагрессивное действие производится подростком для того,
чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу .
Положительные показатели подросткового возраста:
- возрастает самостоятельность ребёнка
- значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми
- значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности
- развивается ответственное отношение к себе
- развивается ответственное отношение к другим людям
Общие рекомендации родителям:
- Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
- Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы, следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось, чтобы говорили с Вами.
- Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день.
- Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, порождает агрессию и ведет к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений.
- Только сильный человек – личность – не боится признавать свои ошибки и, вместе с тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже личность, претендующая на равные отношения и права с Вами. Не бойтесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки – этим Вы покажете, насколько Вы справедливы в оценке себя и других.
Основные задачи развития:
- формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
- развитие воображения
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании
- формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
- формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
- развитие позитивного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
И уж совсем последнее:
Всем нам хочется,
независимо от возраста и пола,
чтобы нас любили не за то,
что мы красивые, умные, успешные и т.д.,
а за то, что мы просто есть.
Просто любите своих детей
и принимайте их такими, какие они есть!
Рекомендуемая литература для заинтересованных родителей:
- Росс Кемпбелл «Как любить своего подростка», «Воспитание в общении»
- В.Кобылецкая, А.Ячевский «О мальчиках и девочках»
- Ред. Г.Г.Аракелова «Учителям и родителям о психологии подростка»