СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления перед родителями обучающихся 5-6 классов.

Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 5-6 классов (Презентация к родительскому собранию)»

Психологические возрастные особенности детей 11-12 лет Педагог-психолог высшей квалификационной категории О.В. Хмельницкая

Психологические возрастные особенности детей 11-12 лет

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

О.В. Хмельницкая

Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака. - Есть ли у вашего ребёнка шахматы,  кошка, лыжи и собака? Или хотя бы хомяк. - Есть ли у вашего ребёнка хоть что-нибудь из этого списка?

Для хорошего самочувствия детям нужны шахматы, кошка, лыжи и собака.

- Есть ли у вашего ребёнка шахматы,

кошка, лыжи и собака?

Или хотя бы хомяк.

- Есть ли у вашего ребёнка

хоть что-нибудь из этого списка?

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:   Предподростковый возраст – 11–12 лет (5 - 6 кл.). Младший подростковый возраст – 13–14 (7-8 кл.). Средний подростковый возраст – 14-15 (8-9 кл.).

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

  • Предподростковый возраст – 11–12 лет

(5 - 6 кл.).

  • Младший подростковый возраст – 13–14

(7-8 кл.).

  • Средний подростковый возраст – 14-15

(8-9 кл.).

Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.   Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем. Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания («Я» - концепции), выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.

Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

  • Ведущая деятельность общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
  • Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания («Я» - концепции), выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней. Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель. Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации, сходный с тем, который был

характерен для начала обучения в первом классе :

  • Резкое изменение условий обучения;
  • Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
  • Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
  • Занятия теперь проходят в новой школе, кабинете. А часто — и в разных кабинетах.
  • В расписании появились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история).
  • И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель.

Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам.  И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание.  Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:

  • они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
  • готовиться к урокам.

И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:

  • опоздания на урок,
  • забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
  • не сделанное задание.

Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе .

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей  не готовы к подобной самостоятельности –  совмещать учебные и организационные стороны  школьной жизни: они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.   Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости!

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни:

  • они испытывают растерянность,
  • всё время всё путают и забывают,
  • не могут сосредоточиться на учёбе.
  • Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь.

Всё это, естественно,

ведёт к

снижению успеваемости!

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :  Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :

Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Основные задачи развития в 5 классе: овладение базовыми школьными знаниями и умениями формирование умения учиться в средней школе развитие учебной мотивации, формирование интересов развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основные задачи развития в 5 классе:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями
  • формирование умения учиться в средней школе
  • развитие учебной мотивации, формирование интересов
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
  • формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Основные задачи развития в 6 классе: формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов формирование интереса к другому человеку как к личности развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа

Основные задачи развития в 6 классе:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
  • формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
  • формирование интереса к другому человеку как к личности
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
Основные задачи развития в 6 классе: развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

Основные задачи развития в 6 классе:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ … Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Разгадывание кроссвордов требует наличия определённых знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребёнка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ … Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ … Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчитывать, какие традиции надо будет соблюдать.
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ … Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян почему-то выросли розовые).
ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ … А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ВМЕСТЕ с ПАПОЙ и МАМОЙ …

  • А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  для родителей   Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем. Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для родителей

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Посоветуйте ребёнку в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать про уроки, делать часть домашних заданий.

Необходимо знать о том, что… Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.  Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так , как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

Необходимо знать о том, что…

Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.

Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так ,

как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят: — к депрессиям; — к агрессии; — к суицидам.
  • В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
  • к депрессиям;
  • к агрессии;
  • к суицидам.
Важно помнить, что Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.  Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.

Важно помнить, что

Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда. Слова порой запутаны Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если всё мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям и словам Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет.

Чем проповедь выслушать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живёшь,

По правде или нет.

Литература: Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!). Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18. Рэй Бредбери. Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8. Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…

Литература:

  • Элинор Портер Поллианна. (в преводе М.Ю. Батищевой!).
  • Уильям Ф. Нолан И веки нам смежит усталость // ШП. 1999. № 18.
  • Рэй Бредбери. Всё лето в один день // ШП. 1999. № 8.
  • Анхель де Куатье. Серия книг «В поисках скрижалей завета» и дальше…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!