Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками в корне
1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.
1) _______________матери лучше_____________________ греет.
2) ____________________ друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе ____________________________.
4) ___________________ встанешь — мало сделаешь.
5) _____________по чужому счастью сохнет.
Сердце, завистливый, праздник, солнца, поздно, неизвестный
2.Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.
Искусный, пастбища, уздцы, счастливые, чудесный, лепестки, прекрасный, солнце, известны, опасный.
1)Пастбище (пасти), ___________________________________________________
___________________________________________________________________
2) Искусный (искусен), __________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.
Прелестные розы украсили наш прекрастный сад.
______________________________________________________________________
4. Прочитай. Подчеркни слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.
Чувство, небесный, здравствуй, сердце, звёздный, интересный, вкусный, лестница, праздник
5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.
Печ_льный гиган_ский (з_вод)
отлич_ный мес_ный (ж_тель)
здешний прекрас_ый (п_дарок)
огромный грус_ный (взгля_)
6. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква.
Трос_ник, окрес_ность, со_нце, чес_ность
Здра_ствуй, чу_ство, чу_ствовать, учас_вовать
Звёз_ный, сер_це, поз_ний, праз_ник
7. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.
Шёрс__ка, лоша__ка, лес__ница, праз__ник.
П__м__дор, трос__ник, к__ртоф__ль, г__рох.
Опас__ный, интере__ный, доблес___ный, чудес__ный.
Ко__екция, ко__ектив, поез__ка, а__уратный.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подбери заглавие к составленному тексту.
____________
Ст__ят __сенние ненас__ные ден__ки. Т__жёлые тучи закрывают со__нце. С утра до поз___него веч__ра м__росит мелкий дож__ь. Вет__р ярос__но срывает лист__я с д__ревьев. Стало грус__но в лесу.
9. Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.
место —____________________ грусть — ____________________
сердце —____________________ интерес — ____________________
счастье —____________________ известие — ____________________
вкус —____________________ область — ____________________
•Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
10. Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.
________________________
Выглянуло утреннее солнце. Оно осветило лесную окрестность. Кругом мягкая зелёная травка. В блёстках утренней росы сверкали огоньки. Радостно звучали птичьи голоса. В тростнике урчали лягушки. Вылез уж погреться на солнышке.
•Подчеркни в 1-ом предложении грамматическую основу.
• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.
1) ____________________________________________________________________
2) ____________________________________________________________________
3) ____________________________________________________________________
• Подчеркни в записанных словах орфограммы.