Тема урока: «Строковые переменные в Паскале»
Цель урока:
Познакомить учащихся со строковыми величинами и алгоритмами работы с ними;
Формировать навыки и умения составления программ с использованием текстовых данных;
Тренировать внимание, усидчивость, умение анализировать;
Учиться получать новые знания путем анализа примеров и разобранных задач.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятия символа и строки, рассказать о назначении и использовании основных функций и процедур для работы со строками.
Развивающие:
развитие логического мышления при составления программ с использованием текстовых данных;
решении уравнений методом программирования;
закрепление навыков работы на ПК;
познавательного интереса;
формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний на практике;
Воспитательные:
воспитание познавательного интереса к предметам (информатики и математики); трудолюбие; навыков самоконтроля.
воспитание стремления к глубокому усвоению данной темы;
Межпредметные связи: русский язык, математика, информатика.
Тип урока: комбинированный урок.
Мотивация: Раздел программирования в «Информатике и ИКТ» является одним из самых важных, трудных и интересных. Составление программ с использованием текстовых данных всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Пополним свои знания по информатике и математике, русском языке решая поставленные задачи. Задание на символьные и строковые переменные есть в ГИА и ЕГЭ.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, лицензионное программное обеспечение.
Форма проведения урока: Усвоение новых знаний с элементами вовлеченного обучения, самоконтроль, беседа, практическая работа.
Программная поддержка: язык программирования Паскаль, Microsoft PowerPoint, Excel
Учебные места: кабинет информатики
План урока:
Организационный момент. Постановка цели урока.
Беседа «Строковый типы величин. Операции над строками».
Тестирование.
Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте! Вы уже знакомы с численными типами данных: целым и вещественным. Большинство пользователей персонального компьютера наибольшее количество времени уделяет работе с текстами. Основными элементами текста являются символы, строки…
Как же можно назвать тип переменных, который будет обозначать данные элементы?
Учащиеся: Вероятный ответ «Символьный и строковый»
Учитель: Сегодня вам предстоит познакомиться с новым типом переменных – строковым. Все операции, которые предусмотрены для работы с текстами, созданы в каких-либо языках программирования. Мы рассмотрим, как эти операции могут быть реализованы в языке Паскаль.
Мотивация: Раздел программирования в «Информатике и ИКТ» является одним из самых важных, трудных и интересных. Составление программ с использованием текстовых данных всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Пополним свои знания по информатике и математике, русском языке решая поставленные задачи. Задание на символьные и строковые переменные есть в ГИА и ЕГЭ.
2. Актуализация знаний учащихся.
Перед изучением новых понятий новой темы «Строки», давайте немного повторим.
Вопрос: Кто мне скажет, что такое переменная?
Ответ: Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри неё.
Вопрос: В каком разделе программы мы объявляем переменные и как мы это делаем?
Ответ: Раздел объявления переменных начинается зарезервированным словом Var. Для объявления переменной необходимо указать имя переменной и её тип.
Вопрос: Как записывается «Процедура цикла с параметрами»
Ответ: For - to – do
3. Беседа «Символьный типы величин. Операции над строками». (первичное усвоение новых знаний, первичная проверка и закрепление)
Беседа сопровождается показом презентации. Приложение 1.
Учитель: Как вы считаете, какие значения могут принимать строковые величины?
Учащиеся: предполагаемый ответ: Значение величины строкового типа – один символ.
Учитель: Значениями переменных этого типа являются символы: цифры, буквы, знаки препинания, знаки математических действий, пробел, специальные символы, то есть любые символы, закодированные в ASCII таблице. А какие значения характерны для величин строкового типа?
Учащиеся: предполагаемый ответ: Наборы символов входящих в строку.
Учитель: Верно. Строковая величина содержит набор символов. Строки – это один из основных элементов текста. Следовательно, изучая способы преобразования строковых величин, мы знакомимся с логикой построения программ для работы с текстами, т.е. текстовыми редакторами.
Объявление строковых и символьных величин в начале программы на языке Паскаль может выглядеть следующим образом (слайд 2):
var a: string;
b: char;
В этом фрагменте программы описываются две переменные: переменная а строкового типа (string – строка) и переменная b символьного типа (char – от «character» - символ).
Очень важно помнить, что строковый тип является более общим, чем символьный. Следовательно переменным строкового типа можно присваивать значение переменных символьного типа, а наоборот – нельзя.
a:=b – так можно,
b:=a – так нельзя.
Какие действия вы выполняете, работая с текстами в текстовых редакторах?
Учащиеся: предполагаемый ответ: набор текста, копирование, удаление, вставка, сохранение текстового файла.
Учитель: первая операция над строковой величиной в языке программирования Паскаль – это склеивание или конкатенация строк. Склеивание выполняется так же, как и сложение чисел. Результат склеивания можно вывести на экран или присвоить другой переменной (слайд 3).
a:=’пар’;
b:=’ход’;
c:= a+’о’+b;
Учащиеся дают ответ пароход
Придумайте свой пример, так чтобы при склеивании двух слов получилось слово, имеющее смысл в русском языке.
Учащиеся высказывают свои идеи.
Учитель: Следующая операция – определение количества символов в строке (слайд 5). Формат записи этой операции: length(a). Результат – число, равное количеству символов в строке а. Его можно присвоить переменной целого или вещественного типа или напечатать на экране.
Пример: Сколько символов содержат следующие словосочетания: ‘ДядяПетя’ и ‘Дядя Петя’?
Учащиеся: предполагаемый ответ: первая строка содержит 8 символов, а вторая – 9, так как пробел тоже считается символом.(пробел ‘ ’)
Учитель: Копирование – операция позволяющая выделить часть строки (слайд 6). Записывается она так: copy(a, n, m) – выделяет из строки а подстроку длиной m, начиная с n-го символа.
Пример: Как записать операцию копирования для строки а:=‘стенография’, чтобы можно было выделить слово ‘граф’.
Предполагаемый ответ: copy(a, 6, 4).
Учитель: Процедура вставки одной строки в другую выглядит следующим образом: insert(s1, s2, k) –процедура, вставляющая подстроку s2 в строку s1 начиная с k-го символа. (слайд 7).
Вставка, как и удаление – самостоятельная операция. Ее результат не может быть выведен на экран или присвоен другой строковой переменной.
Например, чтобы вставить строку s2=’ло’ в строку s1=’ход’ применяем процедуру insert(s2, s1,2 ).
Получим строку ’холод’.
Учитель: Процедура удаления символов из строки записывается так: delete(s2, k, n) – процедура, удаляющая из строки s2, начиная с k-го символа, n символов (слайд 8). Операция удаления является самостоятельной и ее результат можно увидеть лишь после того, как значение редактируемой строки будет выведено на экран.
Пример: каково будет значение строки s2:=’корзина’, после операции delete(s2, 1, 3);?
Предполагаемый ответ: ‘зина’.
Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’, превратить в ‘обработка’?
Предполагаемый ответ: delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);
4. Тестирование. (контроль усвоения)
Учитель: На следующем уроке мы будем решать задачи на строковые величины в оболочке языка Паскаль. Но прежде нам предстоит потренироваться в запоминании команд и принципа их работы. Для этого вам предлагается заполнить кроссворд, созданный в электронной таблице Excel.
5.Физкультминутка
учащиеся тихо встают
Учитель читает и делает совместно с учащимися.
Буратино потянулся,
Вправо – влево повернулся,
Вниз – вверх посмотрел
И на место тихо сел.
Учащиеся садятся и выполняют задание.
Приложение 2.
Удачи!
Учащиеся выполняют задание.
6. Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.
7. Домашнее задание (слайд10) Задание 7 и 8 выполняются по желанию учащихся и проверяется на следующем уроке.
Спасибо за урок.