СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программирование в Паскале

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Класс»

Тема урока: «Строковые переменные в Паскале»

Цель урока:

  • Познакомить учащихся со строковыми величинами и алгоритмами работы с ними;

  • Формировать навыки и умения составления программ с использованием текстовых данных;

  • Тренировать внимание, усидчивость, умение анализировать;

  • Учиться получать новые знания путем анализа примеров и разобранных задач.

    Задачи:

Образовательные:
Дать понятия символа и строки, рассказать о назначении и использовании основных функций и процедур для работы со строками.

Развивающие:

  • развитие логического мышления при составления программ с использованием текстовых данных;

  • решении уравнений методом программирования;

  • закрепление навыков работы на ПК;

  • познавательного интереса;

  • формирование информационной культуры, потребности в приобретении и применении знаний на практике;



Воспитательные:

  • воспитание познавательного интереса к предметам (информатики и математики); трудолюбие; навыков самоконтроля.

  • воспитание стремления к глубокому усвоению данной темы;

Межпредметные связи: русский язык, математика, информатика.

Тип урока: комбинированный урок.

Мотивация: Раздел программирования в «Информатике и ИКТ» является одним из самых важных, трудных и интересных. Составление программ с использованием текстовых данных всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Пополним свои знания по информатике и математике, русском языке решая поставленные задачи. Задание на символьные и строковые переменные есть в ГИА и ЕГЭ.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, лицензионное программное обеспечение.

Форма проведения урока: Усвоение новых знаний с элементами вовлеченного обучения, самоконтроль, беседа, практическая работа.

Программная поддержка: язык программирования Паскаль, Microsoft PowerPoint, Excel

Учебные места: кабинет информатики

План урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

  2. Беседа «Строковый типы величин. Операции над строками».

  3. Тестирование.

  4. Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель: Здравствуйте! Вы уже знакомы с численными типами данных: целым и вещественным. Большинство пользователей персонального компьютера наибольшее количество времени уделяет работе с текстами. Основными элементами текста являются символы, строки…

Как же можно назвать тип переменных, который будет обозначать данные элементы?
Учащиеся: Вероятный ответ «Символьный и строковый»
Учитель: Сегодня вам предстоит познакомиться с новым типом переменных – строковым. Все операции, которые предусмотрены для работы с текстами, созданы в каких-либо языках программирования. Мы рассмотрим, как эти операции могут быть реализованы в языке Паскаль.

Мотивация: Раздел программирования в «Информатике и ИКТ» является одним из самых важных, трудных и интересных. Составление программ с использованием текстовых данных всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Пополним свои знания по информатике и математике, русском языке решая поставленные задачи. Задание на символьные и строковые переменные есть в ГИА и ЕГЭ.

2. Актуализация знаний учащихся.

Перед изучением новых понятий новой темы «Строки», давайте немного повторим.

Вопрос: Кто мне скажет, что такое переменная?

Ответ: Переменной называют элемент программы, который предназначен для хранения, коррекции и передачи данных внутри неё.

Вопрос: В каком разделе программы мы объявляем переменные и как мы это делаем?

Ответ: Раздел объявления переменных начинается зарезервированным словом Var. Для объявления переменной необходимо указать имя переменной и её тип.
Вопрос: Как записывается «Процедура цикла с параметрами»

Ответ: For - todo

3. Беседа «Символьный типы величин. Операции над строками». (первичное усвоение новых знаний, первичная проверка и закрепление)

Беседа сопровождается показом презентации. Приложение 1.

Учитель: Как вы считаете, какие значения могут принимать строковые величины?

Учащиеся: предполагаемый ответ: Значение величины строкового типа – один символ.

Учитель: Значениями переменных этого типа являются символы: цифры, буквы, знаки препинания, знаки математических действий, пробел, специальные символы, то есть любые символы, закодированные в ASCII таблице. А какие значения характерны для величин строкового типа?

Учащиеся: предполагаемый ответ: Наборы символов входящих в строку.

Учитель: Верно. Строковая величина содержит набор символов. Строки – это один из основных элементов текста. Следовательно, изучая способы преобразования строковых величин, мы знакомимся с логикой построения программ для работы с текстами, т.е. текстовыми редакторами.

Объявление строковых и символьных величин в начале программы на языке Паскаль может выглядеть следующим образом (слайд 2):

var    a: string;

          b: char;

В этом фрагменте программы описываются две переменные: переменная а строкового типа (string – строка) и переменная b символьного типа (char – от «character» - символ).

Очень важно помнить, что строковый тип является более общим, чем символьный. Следовательно переменным строкового типа можно присваивать значение переменных символьного типа, а наоборот – нельзя.

a:=b – так можно,

b:=a – так нельзя.

Какие действия вы выполняете, работая с текстами в текстовых редакторах?

Учащиеся: предполагаемый ответ: набор текста, копирование, удаление, вставка, сохранение текстового файла.

Учитель: первая операция над строковой величиной в языке программирования Паскаль – это склеивание или конкатенация строк. Склеивание выполняется так же, как и сложение чисел. Результат склеивания можно вывести на экран или присвоить другой переменной (слайд 3).
a:=’пар’;

b:=’ход’;

c:= a+’о’+b;

Учащиеся дают ответ пароход

Придумайте свой пример, так чтобы при склеивании двух слов получилось слово, имеющее смысл в русском языке.

Учащиеся высказывают свои идеи.

Учитель: Следующая операция – определение количества символов в строке (слайд 5). Формат записи этой операции: length(a). Результат – число, равное количеству символов в строке а. Его можно присвоить переменной целого или вещественного типа или напечатать на экране.

Пример: Сколько символов содержат следующие словосочетания: ‘ДядяПетя’ и ‘Дядя Петя’?

Учащиеся: предполагаемый ответ: первая строка содержит 8 символов, а вторая – 9, так как пробел тоже считается символом.(пробел ‘ ’)

Учитель: Копирование – операция позволяющая выделить часть строки (слайд 6). Записывается она так: copy(a, n, m) – выделяет из строки а подстроку длиной m, начиная с n-го символа.

Пример: Как записать операцию копирования для строки а:=‘стенография’, чтобы можно было выделить слово ‘граф’.

Предполагаемый ответ: copy(a, 6, 4).

Учитель: Процедура вставки одной строки в другую выглядит следующим образом: insert(s1, s2, k) –процедура, вставляющая подстроку s2 в строку s1 начиная с k-го символа. (слайд 7).
Вставка, как и удаление – самостоятельная операция. Ее результат не может быть выведен на экран или присвоен другой строковой переменной.

Например, чтобы вставить строку s2=’ло’ в строку s1=’ход’ применяем процедуру insert(s2, s1,2 ).

Получим строку ’холод’.

Учитель: Процедура удаления символов из строки записывается так: delete(s2, k, n) – процедура, удаляющая из строки s2, начиная с k-го символа, n символов (слайд 8). Операция удаления является самостоятельной и ее результат можно увидеть лишь после того, как значение редактируемой строки будет выведено на экран.

Пример: каково будет значение строки s2:=’корзина’, после операции delete(s2, 1, 3);?

Предполагаемый ответ: ‘зина’.


Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’, превратить в ‘обработка’?

Предполагаемый ответ: delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);

4. Тестирование. (контроль усвоения)

Учитель: На следующем уроке мы будем решать задачи на строковые величины в оболочке языка Паскаль. Но прежде нам предстоит потренироваться в запоминании команд и принципа их работы. Для этого вам предлагается заполнить кроссворд, созданный в электронной таблице Excel.

5.Физкультминутка
учащиеся тихо встают

Учитель читает и делает совместно с учащимися.

Буратино потянулся,

Вправо – влево повернулся,

Вниз – вверх посмотрел
И на место тихо сел.


Учащиеся садятся и выполняют задание.

Приложение 2.

Удачи!

Учащиеся выполняют задание.

6. Обсуждение итогов урока. Выставление оценок.

7. Домашнее задание (слайд10) Задание 7 и 8 выполняются по желанию учащихся и проверяется на следующем уроке.

Спасибо за урок.

Просмотр содержимого презентации
«строки для урока»

Учитель информатики МОУ «СОШ №9» Кузнецов А.М.

Учитель информатики МОУ «СОШ №9» Кузнецов А.М.

Операции над строками К строковым переменным и константам применима операцию склеивания ( сложения или конкатенации ). Пр :  a:=’ пар ’;  b:=’ ход ’;  c:= a+’ о ’+b; Какое значение примет переменная с ? Какого типа переменные a , b , c ?

Операции над строками

К строковым переменным и константам применима операцию склеивания ( сложения или конкатенации ).

Пр :

a:=’ пар ’;

b:=’ ход ’;

c:= a+’ о ’+b;

Какое значение примет переменная с ?

Какого типа переменные a , b , c ?

Примечания: Все функции в программе должны присваиваться каким-то переменным соответствующих типов. – тип integer , – тип string , - тип byte .

Примечания:

Все функции в программе должны присваиваться каким-то переменным соответствующих типов.

– тип integer ,

– тип string ,

- тип byte .

Теперь рассмотрим основные функции и процедуры работы со строками. 1) Функция Length ( s ) возвращает длину строки. Например, строка s =’ДядяПетя’ и ‘ Дядя Петя ’ Функция length ( s ) возвратит число 8 и 9 ) (т. к. во втором словосочетании есть пробел ‘ ’, а это тоже символ).

Теперь рассмотрим основные функции и процедуры работы со строками.

1) Функция Length ( s ) возвращает длину строки.

Например, строка s =’ДядяПетя’ и ‘ Дядя Петя ’

Функция length ( s ) возвратит число 8 и 9 )

(т. к. во втором словосочетании есть пробел ‘ ’, а это тоже символ).

2) Функция Copy ( s , k , n ) копирует новую строку из строки s , начиная с k -го символа n  символов. Например, строка s =’стенография’. Как получит слово ‘ граф ’ ? Функция С opy ( s , 6, 4) копирует из строки s  4 символа, начиная со 6 -го. Получим строку ’ граф ’.

2) Функция Copy ( s , k , n ) копирует новую строку из строки s , начиная с k -го символа n символов.

Например, строка s =’стенография’.

Как получит слово ‘ граф ’ ?

Функция С opy ( s , 6, 4) копирует из строки s 4 символа, начиная со 6 -го. Получим строку ’ граф ’.

Процедура Insert ( s 2, s 1, k ) вставляет строку s 2 в строку s 1 , начиная с k -го символа. Например, чтобы вставить строку s 2 =’ ло ’ в строку s 1 =’ ход ’ применяем процедуру insert ( s 2, s 1,2 ).  Получим строку ’ холод ’.

Процедура Insert ( s 2, s 1, k ) вставляет строку s 2 в строку s 1 , начиная с k -го символа.

Например, чтобы вставить строку s 2 =’ ло ’ в строку s 1 =’ ход ’ применяем процедуру insert ( s 2, s 1,2 ).

Получим строку ’ холод ’.

Процедура delete ( s 2, k , n ) удаляет из строки s 2 , начиная с k -го символа , n символов .  Процедура удаления является самостоятельной командой и не может быть присвоена другой переменной или выведена на экран. Пример Удаляем 3 буквы начиная с первой получим ‘зина ’ S :=‘ корзина '; Delete(S, 1 , 3 );

Процедура delete ( s 2, k , n ) удаляет из строки s 2 , начиная с k -го символа , n символов .

Процедура удаления является самостоятельной командой и не может быть присвоена другой переменной или выведена на экран.

Пример

Удаляем 3 буквы начиная с первой получим ‘зина

S :=‘ корзина ';

Delete(S, 1 , 3 );

Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’ ,  превратить в ‘обработка’ ? Предполагаемый ответ:  delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);

Пример: какие операции нужно выполнить, чтобы строку a:=’обмотка’ , превратить в ‘обработка’ ?

Предполагаемый ответ: delete(a, 3, 1); insert(‘раб’, a, 3);

Задача №1: Определить длину строки

Задача №1: Определить длину строки "Урок информатики".

Задача №2: Получить из слова "математика" слово "тематика".

Задача №3: Получить из слов "Язык", "Pascal" фразу "Язык Pascal".

Задача №4: Какова позиция буквы "о" в слове "Слон".

Задача №5: Получить из слова "Позитроника" слово "трон".

Задача №6: Получить из слов "Интер", "нет" слово "Интернет".

Задача №7: Вводится слово. Совпадают ли первая и последняя буквы.

Задача №8: Является ли строка палиндромом ( “перевёртышем”).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!