СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Занимательная математика. Работа с информацией»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Решая  проблему  развития  пространственного  мышления   в  русле  методической  концепции  развивающего  обучения  младших  школьников  математике,  данная программа  ориентирована  на  общекультурные  цели  обучения  математике  и  направлена на  развитие  у  учащихся  интуиции,  образного  (пространственного)  и  логического  мышления (приемы  умственной  деятельности:  анализ  и  синтез,  сравнение,  классификация,  аналогия,  обобщение),  формирование  у  них  конструктивно-геометрических  умений  и  навыков,  способности  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  комментировать  ее  на  доступном   детям  данного  возраста  языке.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Занимательная математика. Работа с информацией»»









ПРОГРАММА

«Занимательная математика.

Работа с информацией»

(рассчитана на детей 7-11 лет)

(срок реализации 4 года)









Составитель

учитель начальных классов







г. Магнитогорск



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является программой дополнительного образования. Тип программы – развивающая.

Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с:

  • Федеральным государ­ственным образовательным стандартом начального общего обра­зования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России;

  • Планируемыми результатами начального общего образования.

При разработке программы использованы:

  • Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» Москва «Просвещение» 2011г.

  • Математика: Работа с информацией: Числа и таблицы. Тренировочные задания для формирования предметных и метапредметных учебных действий:1-4 классы/ О.А. Рыдзе, Т.С.Позднева. – Москва: АСТ: Астрель 2015 – (Планета знаний).


Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данная программа ориентирована на общекультурные цели обучения математике и направлена на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.


Цели: формирование и развитие образного логического мышления

Задачи:

  • Дать материал для умственной гимнастики, для тренировки сообразительности и находчивости.

  • Отрабатывать арифметический и геометрический навык;

  • Подготовить ум для более серьезной работе.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данную программу включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

В Концепции модернизации российского образования и введении Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставится задача по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов.



ИКТ: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в Интернете.

Программа «Занимательная математика. Работа с информацией» проводится еженедельно в течение 35 минут.

Характер материала определяет назначение программы:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме.

Характер и назначение материала того или иного вида.

Обоснование актуальности и возможности её реализации.

Программа «Занимательная математика. Работа с информацией» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс).

Формировать у них математические знания и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умении доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через - интересную деятельность, необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие способности.

Принципы реализации программы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;

  • Коллективная работа;

  • Креативность (творчество);

  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;

  • Научность;

  • Сознательность и активность учащихся;

  • Наглядность.

Формы:

Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игр, дидактические игры и упражнения, математические игры (геометрический материал), конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;

  • Поощрение;

  • Наблюдение;

  • Коллективная работа;

  • Игра.

Приемы:

  • Анализ и синтез;

  • Сравнение;

  • Классификация;

  • Аналогия;

  • Обобщение.

  • Программа направлена на формирование следующих УУД:

  • Личностные УУД:

  • -самоопределение (формирование положительного отношения к полученным знаниям)

  • - смыслообразование (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)

  • - нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей)

  • Регулятивные УУД:

  • - саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)

  • - целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)

  • Познавательные УУД:

  • 1) общеучебные:

  • - формулирование цели занятия;

  • - поиск и выделение необходимой информации из данной;

  • - осознанное построение своего ответа;

  • 2) логические:

  • - анализ данных объектов;

  • - классификация данных объектов;

  • - установление связей объектов;

  • 3) постановка и решение проблемы:

  • - формулирование проблемы (например, назвать тему занятия)

  • Коммуникативные УУД:

  • - сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;

  • - разрешение спорных ситуаций;

  • - выражение собственных мыслей по данному вопросу;

  • - управление партнёром и партнёрами в групповых работах;



Содержание курса


  • Множества предметов.

Отношения между предметами

и между множествами предметов

  • Сходства и различия предметов. Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: «больше», «меньше», «одинаковые по размерам»; «длиннее», «короче», «такой же длины» ( ширины, высоты).

  • Соотношения между множествами предметов. Понятия: «больше», «меньше», «столько же», «поровну» (предметов), полипе», «меньше» (на несколько предметов).

Арифметические действия и их свойства

  • Сложение, вычитание, умножение и деление и их смысл.

  • Запись арифметических действий с использованием знаков +, -, *, : .

  • Сложение и вычитание (умножение и деление) как взаимно обратные действия. Названия компонентов арифметических действий (слагаемое, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, раз­ность; множитель, произведение; делимое, делитель, частное).

  • Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

  • Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

  • Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.

  • Умножение многозначного числа на однозначное, на дву­значное и на трёхзначное число.

  • Деление с остатком.

  • Устные и письменные алгоритмы деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

  • Выражения и равенства с буквами. Правила вычисления неизвестных компонентов арифметических действий.

  • Примеры арифметических задач, решаемых составлением равенств, содержащих букву

Величины

  • Длина, площадь, периметр, масса, время, скорость, цена, стоимость и их единицы. Соотношения между единицами од­нородных величин.

  • Сведения из истории математики: старинные меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень, морская миля, верста), массы (пуд, фунт, ведро, бочка). Р1стория возникнове­ния месяцев года.

  • Вычисление периметра многоугольника, периметра и пло­щади прямоугольника (квадрата). Длина ломаной и её вычис­ление. Точные и приближённые значения величины (с недос­татком, с избытком). Измерение длины, массы, времени, пло­щади с указанной точностью. Запись приближённых значений величины с использованием знака

  • Вычисление одной или нескольких долей значения вели­чины. Вычисление значения величины по известной доле её значения.


Работа с текстовыми задачами

  • Понятие арифметической задачи. Решение текстовых арифметических задач арифметическим способом.

  • Работа с текстом задачи: выявление известных и неизвест­ных величин, составление таблиц, схем, диаграмм и других мо­делей для представления данных условия задачи.

  • Планирование хода решения задачи. Запись решения и от­вета задачи.

  • Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на ...», «больше (меньше) в»; зависимости между величинами, характе­ризующими процессы купли-продажи, работы, движения тел.

  • Примеры арифметических задач, решаемых разными спо­собами; задач, имеющих несколько решений, не имеющих ре­шения; задач с недостающими и с лишними данными (не ис­пользующимися при решении).

Геометрические понятия

  • Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой фор­мы. Плоские фигуры: точка, линия, отрезок, ломаная, круг; многоугольники и их виды. Луч и прямая как бесконечные пло­ские фигуры. Окружность (круг). Изображение плоских фигур с помощью линейки, циркуля и от руки. Угол и его элементы вершина, стороны. Виды углов (прямой, острый, тупой). Клас­сификация треугольников (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равносторонние, равнобедренные).

  • Прямоугольник и его определение. Квадрат как прямо- м о м.ник. Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Оси симметрии прямоугольника (квадрата).

  • Пространственные фигуры: прямоугольный параллелепи­пед (куб), пирамида, цилиндр, конус, шар. Их модели, изображение на плоскости, развёртки.

  • Взаимное расположение фигур на плоскости (отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей) в различных комбинациях. Общие элементы (пересечение) фигур. Осевая симметрия. Пары симметричных точек, отрезков, много­угольников. Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии. Построение симметричных фигур на бумаге и клетку.


Логико-математическая подготовка

  • Понятия: каждый, какой-нибудь, один из, любой, все, не все; все, кроме.

  • Классификация множества предметов по заданному при­знаку. Определение оснований классификации.

  • Понятие о высказывании. Примеры истинных и ложных высказываний. Числовые равенства и неравенства как матема­тические примеры истинных и ложных высказываний.

  • Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «ес­ли... то...», «неверно, что...» и их истинность. Анализ структуры составного высказывания: выделение в нем простых высказы­ваний. Образование составного высказывания из двух простых высказываний.

  • Простейшие доказательства истинности или ложности дан­ных утверждений. Приведение примеров, подтверждающих или опровергающих данное утверждение.

  • Решение несложных комбинаторных задач и других задач логического характера (в том числе задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариан­тов).

Работа с информацией

Сбор информации, связанной со счётом, с измерением; фиксирование и анализ полученной информации.

Таблица; строки и столбцы таблицы. Чтение и заполнение таблиц заданной информацией. Перевод информации из текс­товой формы в табличную. Составление таблиц.

Графы отношений. Использование графов для решения учебных задач.

Числовой луч. Координата точки. Обозначение вида А (5).

Координатный угол. Оси координат. Обозначение вида А (2,3).

Простейшие графики. Считывание информации.

Столбчатые диаграммы. Сравнение данных, представлен­ых на диаграммах.

Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур, составленные по определённым правилам. Определение правила составления последовательности.

Универсальные учебные действия:

  • собрать требуемую информацию из указанных источни­ков; фиксировать результаты разными способами;

  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

  • переводить информацию из текстовой формы в таб­личную.

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1 Мотивация к изучению математики.

2 Формирование личностного смысла изучения математики.

3 Готовность слушать собеседника и вести диалог

4 Уметь работать в группах.

5 Уметь доказывать способ правильного решения.

6 Уметь опровергать неправильное направление поиска.

1. Приобретение начального опыта применения математических знаний.

2. Использование начальных математических знаний.

3. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

4.Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

5.Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

6.Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;

7.Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

8.Отличать кривые и плоские поверхности;

9.Уметь читать графическую информацию;

10.Дифференцировать видимые и невидимые линии;

11.Конструировать геометрические фигуры;

12.Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

13.Уметь различать существенные и несущественные признаки.

14.Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.


1 Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха

2 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

3 Овладение способностью принимать и сохранять цели

4 Овладение навыками смыслового чтения текстов

5 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

6 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности




Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Раздел программы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

1 класс

Множества предметов.

Предметы и их свойства

Сходство и различия предметов. Предметы, обладающие или не обладающие указанным свойством



Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

Отношения между предметами

Отношения между предметами,
фигурами

Соотношение размеров предметов (фигур). Понятия: больше, меньше, одинаковые по размерам; длиннее, короче, такой же длины (ширины, высоты)





Сравнивать (визуально) предметы или геометрические фигуры по размерам.

Упорядочивать (располагать) предметы по высоте, длине, ширине в порядке увеличения или уменьшения.

Изменять размеры фигур при сохранении других признаков

Отношения между множествами предметов

Отношения между множествами предметов

Соотношения множеств предметов по их численностям. Понятия: больше, меньше, столько же, поровну (предметов); больше, меньше (на несколько предметов).





















Графы отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел





Сравнивать два множества предметов по их численностям путём составления пар.

Характеризовать результат сравнения словами: больше, чем; меньше, чем; столько же; больше на; меньше на.

Упорядочивать данное множество чисел (располагать числа в порядке увеличения или уменьшения).

Называть число, которое на несколько единиц больше или меньше данного числа.

Выявлять закономерности в расположении чисел и решать обратную задачу: составлять последовательность чисел по заданному правилу.

Моделировать: использовать готовую модель (граф с цветными стрелками) в целях выявления отношений, в которых находятся данные числа, либо строить модель самостоятельно для выражения результатов сравнения чисел

Арифметические действия
и их свойства

Сложение, вычитание, умножение
и деление в пределах 20

Смысл сложения, вычитания, умножения и деления.

Практические способы выполнения действий.

Запись результатов с использованием знаков =, +, –, ·, :. Названия результатов сложения (сумма) и вычитания (разность)





Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметические действия.

Воспроизводить способы выполнения арифметических действий с опорой на модели (фишки, шкала линейки). Различать знаки арифметических действий.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для записи арифметических действий.

Уравнивать множества по числу предметов; дополнять множество до заданного числа элементов.

Моделировать соответствующие ситуации с помощью фишек

Величины

Цена, количество, стоимость товара

Рубль. Монеты достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.

Зависимость между величинами, характеризующими процесс купли-продажи. Вычисление стоимости по двум другим известным величинам (цене и количеству товара)





Различать монеты; цену и стоимость товара


Геометрические величины

Длина и её единицы: сантиметр и дециметр. Обозначения: см, дм. Соотношение:

1 дм = 10 см.

Длина отрезка и её измерение с помощью линейки в сантиметрах, в дециметрах, в дециметрах и сантиметрах. Выражение длины в указанных единицах; записи вида

1 дм 6 см = 16 см,

12 см = 1 дм 2 см.

Расстояние между двумя точками



Различать единицы длины.



Сравнивать длины отрезков визуально и с помощью измерений.

Упорядочивать отрезки в соответствии с их длинами



Оценивать на глаз расстояние между двумя точками, а также длину предмета, отрезка с последующей проверкой измерением

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача и её решение

Понятие арифметической задачи. Условие и вопрос задачи.



Задачи, требующие однократного применения арифметического действия (простые задачи).

Запись решения и ответа.





Составная задача и её решение.

Задачи, содержащие более двух данных и несколько вопросов.





Изменение условия или вопроса задачи.

Составление текстов задач в соответствии с заданными условиями





Сравнивать предъявленные тексты с целью выбора текста, представляющего арифметическую задачу.

Обосновывать, почему данный текст является задачей.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек или схем.

Подбирать модель для решения задачи, обосновывать правильность выбора модели.

Выбирать арифметическое действие для решения задачи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Конструировать и решать задачи с изменённым текстом, а также самостоятельно составлять несложные текстовые задачи с заданной сюжетной ситуацией (в том числе по рисунку, схеме и пр.)

Пространственные отношения.
Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов

Понятия: выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева, над, под, за, между, вне, внутри



Характеризовать расположение предмета на плоскости и в пространстве.

Располагать предметы в соответствии с указанными требованиями (в том числе в виде таблицы со строками и столбцами).

Различать направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх


Осевая симметрия

Отображение предметов в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных фигур (точек, отрезков, многоугольников).

Примеры фигур, имеющих одну или несколько осей симметрии



Находить на рисунках пары симметричных предметов или их частей.



Проверять на моделях плоских фигур наличие или отсутствие у данной фигуры осей симметрии, используя практические способы


Геометрические фигуры

Форма предмета. Понятия: такой же формы, другой формы.

Точка, линия, отрезок, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник. Куб. Шар.

Изображение простейших плоских фигур с помощью линейки и от руки



Различать предметы по форме.



Распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях, окружающих предметах.

Описывать сходства и различия фигур (по форме, по размерам).

Различать куб и квадрат, шар и круг.

Называть предъявленную фигуру.

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Разбивать фигуру на указанные части.

Конструировать фигуры из частей

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятия: все не все; все, кроме; каждый, какой-нибудь, один из любой.

Классификация множества предметов по заданному признаку. Решение несложных задач логического характера



Различать по смыслу слова: каждый, все, один из, любой, какой-нибудь.

Определять истинность несложных утверждений (верно, неверно).

Классифицировать: распределять элементы множества на группы по заданному признаку.

Определять основание классификации.

Воспроизводить в устной форме решение логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблица. Строки и столбцы таблицы. Чтение несложной таблицы.

Заполнение строк и столбцов готовых таблиц в соответствии с предъявленным набором данных.

Перевод информации из текстовой формы в табличную.

Информация, связанная со счётом и измерением.

Информация, представленная последовательностями предметов, чисел, фигур








Характеризовать расположение предметов или числовых данных в таблице, используя слова: верхняя (средняя, нижняя) строка, левый (средний, правый) столбец, фиксировать результаты.Выявлять соотношения между значениями данных в таблице величин.

Собирать требуемую информацию из указанных источников.

Фиксировать результаты разными способами.

Устанавливать правило составления предъявленной информации, составлять последовательность (цепочку) предметов, чисел, фигур по заданному правилу

2 класс

Арифметические действия
в пределах 100 и их свойства

Сложение и вычитание

Частные и общие устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Применение микрокалькулятора при выполнении вычислений



Моделировать алгоритмы сложения и вычитания чисел с помощью цветных палочек с последующей записью вычислений столбиком.

Выполнять действия самоконтроля и взаимоконтроля: проверять правильность вычислений с помощью микрокалькулятора


Умножение и деление

Таблица умножения однозначных чисел; соответствующие случаи деления.

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей числа; нахождение числа по данной его доле.

Правило сравнения чисел с помощью деления.

Отношения между числами «больше в ...» и «меньше в ...».

Увеличение и уменьшение числа в несколько раз



Воспроизводить результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления.

Называть (вычислять) одну или несколько долей числа и число по его доле.



Сравнивать числа с помощью деления на основе изученного правила.

Различать отношения «больше в ...» и «больше на ...», «меньше в ...» и «меньше на ...».

Называть число, большее или меньшее данного числа в несколько раз


Свойства умножения и деления

Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать два числа можно в любом порядке. Свойства деления: меньшее число нельзя разделить на большее без остатка; делить на нуль нельзя; частное двух одинаковых чисел (кроме 0) равно 1





Формулировать изученные свойства умножения и деления и использовать их при вычислениях.

Обосновывать способы вычислений на основе изученных свойств


Числовые выражения

Названия чисел в записях арифметических действий (слагаемое, сумма, множитель, произведение, уменьшаемое, вычитаемое, разность, делимое, делитель, частное).

Понятие о числовом выражении и его значении.



Вычисление значений числовых выражений со скобками, содержащих 2–3 арифметических действия в различных комбинациях.

Названия числовых выражений: сумма, разность, произведение, частное.

Чтение и составление несложных числовых выражений



Различать и называть компоненты арифметических действий.



Различать понятия «числовое выражение» и «значение числового выражения».

Отличать числовое выражение от других математических записей.

Вычислять значения числовых выражений.Осуществлять действие взаимоконтроля правильности вычислений.



Характеризовать числовое выражение (название, как составлено).

Конструировать числовое выражение, содержащее 1–2 действия

Величины

Цена, количество, стоимость

Копейка. Монеты достоинством: 1 к., 5 к., 10  к., 50 к. Рубль. Бумажные купюры:

10 р., 50 р., 100 р.

Соотношение: 1 р. = 100 к.



Различать российские монеты и бумажные купюры разных достоинств.

Вычислять стоимость, цену или количество товара по двум данным известным значениям величин.

Контролировать правильность вычислений с помощью микрокалькулятора


Геометрические величины

Единица длины метр и её обозначение: м. Соотношения между единицами длины:

1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм.

Сведения из истории математики: старинные русские меры длины: вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень. Периметр многоугольника.Способы вычисления периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и их обозначения: см2, дм2, м2.Практические способы вычисления площадей фигур (в том числе с помощью палетки). Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата)



Различать единицы длины.

Выбирать единицу длины при выполнении измерений.

Сравнивать длины, выраженные в одинаковых или разных единицах.

Отличать периметр прямоугольника (квадрата) от его площади.

Вычислять периметр многоугольника (в том числе прямоугольника).

Выбирать единицу площади для вычислений площадей фигур.

Называть единицы площади.





Вычислять площадь прямоугольника (квадрата).

Отличать площадь прямоугольника (квадрата) от его периметра

Работа с текстовыми задачами

Арифметическая задача и её решение

Простые задачи, решаемые умножением или делением.

Составные задачи, требующие выполнения двух действий в различных комбинациях.

Задачи с недостающими или лишними данными.

Запись решения задачи разными способами (в виде выражения, в вопросно-ответной форме).

Примеры задач, решаемых разными способами.

Сравнение текстов и решений внешне схожих задач.

Составление и решение задач в соответствии с заданными условиями (число и виды арифметических действий, заданная зависимость между величинами). Формулирование измененного текста задачи.

Запись решения новой задачи



Выбирать умножение или деление для решения задачи.

Анализировать текст задачи с целью поиска способа её решения.

Планировать алгоритм решения задачи.

Обосновывать выбор необходимых арифметических действий для решения задачи.

Воспроизводить письменно или устно ход решения задачи.

Оценивать готовое решение (верно, неверно).

Сравнивать предложенные варианты решения задачи с целью выявления рационального способа.



Анализировать тексты и решения задач, указывать их сходства и различия.

Конструировать тексты несложных задач

Геометрические понятия

Геометрические фигурыЛуч, его изображение и обозначение буквами. Отличие луча от отрезка. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение луча и отрезка.

Понятие о многоугольнике.Виды многоугольника: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.Элементы многоугольника: вершины, стороны, углы. Построение многоугольника с помощью линейки и от руки.

Угол и его элементы (вершина, стороны). Обозначение угла буквами. Виды углов (прямой, непрямой).Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника. Прямоугольник и его определение.Квадрат как прямоугольник.



Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Число осей симметрии прямоугольника (квадрата). Окружность, её центр и радиус.

Отличие окружности от круга.

Построение окружности с помощью циркуля.

Взаимное расположение окружностей на плоскости (пересечение окружностей в двух точках, окружности имеют общий центр или радиус, одна окружность находится внутри другой, окружности не пересекаются).

Изображение окружности в комбинации с другими фигурами

Читать обозначение луча. Различать луч и отрезок.Проверять с помощью линейки, лежит или не лежит точка на данном луче.Характеризовать взаимное расположение на плоскости луча и отрезка (пересекаются, не пересекаются, отрезок лежит (не лежит) на луче). Характеризовать предъявленный многоугольник (название, число вершин, сторон, углов).Воспроизводить способ построения многоугольника с использованием линейки.Конструировать многоугольник заданного вида из нескольких частей. Называть и показывать вершину и стороны угла. Читать обозначение угла. Различать прямой и непрямой углы (на глаз, с помощью чертёжного угольника или модели прямого угла). Конструировать прямой угол с помощью угольника.Формулировать определение прямоугольника (квадрата).Распознавать прямоугольник (квадрат) среди данных четырёхугольников.Выделять на сложном чертеже многоугольник с заданным числом сторон (в том числе прямоугольник (квадрат). Формулировать свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.Показывать оси симметрии прямоугольника (квадрата).

Различать окружность и круг.

Изображать окружность, используя циркуль.



Характеризовать взаимное расположение двух окружностей, окружности и других фигур.

Выделять окружность на сложном чертеже

Логико-математическая подготовка

Закономерности

Определение правила подбора математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур) данной последовательности.

Составление числовых последовательностей в соответствии с заданным правилом



Называть несколько следующих объектов в данной последовательности


Доказательства

Верные и неверные утверждения. Проведение простейших доказательств истинности или ложности данных утверждений



Характеризовать данное утверждение (верно, неверно), обосновывать свой ответ, приводя подтверждающие или опровергающие примеры.

Доказывать истинность или ложность утверждений с опорой на результаты вычислений, свойства математических объектов или их определения


Ситуация выбора

Выбор верного ответа среди нескольких данных правдоподобных вариантов.

Несложные логические (в том числе комбинаторные) задачи.

Рассмотрение всех вариантов решения логической задачи.

Логические задачи, в тексте которых содержатся несколько высказываний (в том числе с отрицанием) и их решение



Актуализировать свои знания для обоснования выбора верного ответа.

Конструировать алгоритм решения логической задачи.



Искать и находить все варианты решения логической задачи.



Выделять из текста задачи логические высказывания и на основе их сравнения делать необходимые выводы

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Таблицы с двумя входами, содержащие готовую информацию. Заполнение таблиц заданной информацией.

Составление таблиц, схем, рисунков по текстам учебных задач (в том числе арифметических) с целью последующего их решения



Выбирать из таблиц необходимую информацию для решения разных учебных задач.

Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблицы

3 класс

Арифметические действия в пределах 1000

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.





Проверка правильности вычислений разными способами



Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к дейст­виям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результата, перестановку слагаемых, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку


Умножение и деление

Устные алгоритмы умножения и деления.

Умножение и деление на 10 и на 100.

Масштаб. План.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число.

Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число.











Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416).

Деление с остатком.













Деление на однозначное и на двузначное число



Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Различать масштабы 1:10 и 10:1.

Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также применяя перестановку множителей, микрокалькулятор.

Осуществлять взаимопроверку.

Подбирать частное способом проб.



Различать два вида деления (с остатком и без остатка).

Моделировать способ деления с остатком небольших чисел с помощью фишек.

Называть компоненты деления с остатком (делимое, делитель, частное, остаток).

Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления, а также микрокалькулятора; осуществлять взаимопроверку


Свойства умножения и деления

Сочетательное свойство умножения.



Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания)



Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений.

Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений


Числовые и буквенные выражения

Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

Вычисление значений числовых выражений.

Выражение с буквой.

Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв.

Примеры арифметических задач, содержащих буквенные данные. Запись решения в виде буквенных выражений



Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий.

Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила.

Различать числовое и буквенное выражения.

Вычислять значения буквенных выражений.

Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов.

Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи

Величины

Масса и вместимость

Масса и её единицы: килограмм, грамм.

Вместимость и её единица — литр.

Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка

Вычисления с данными значениями массы и вместимости



Называть единицы массы.

Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки.

Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений


Цена, количество, стоимость

Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц



Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1 000


Время и его измерение

Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век.

Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года.

Вычисления с данными единицами времени



Называть единицы времени.

Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды.



Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач


Геометрические величины

Единицы длины: километр, миллиметр.

Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста).

Длина ломаной и её вычисление

Называть единицы длины: километр, миллиметр.

Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины; выбирать единицу длины при выполнении различных измерений.

Вычислять длину ломаной

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача

и её решение

Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами.





Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения

Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения.

Устанавливать зависимости между величинами (ценой, количеством, стоимостью товара; числом предметов, нормой расхода материалов на один предмет, общим расходом материалов; объёмом работы, временем, производительностью труда).

Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий.

Воспроизводить способ решения задачи в разных формах (вопросно-ответная, комментирование выполняемых действий, связный устный рассказ о решении).

Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание.

Обозначение ломаной буквами.

Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная.

Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки.

Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой.

Обозначение прямой.

Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки.

Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях.

Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге.

Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии



Характеризовать ломаную (вид ломаной, число её вершин, звеньев).

Читать обозначение ломаной.

Различать виды ломаных линий.



Конструировать ломаную линию по заданным условиям.

Различать: прямую и луч, прямую и отрезок.

Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита.





Воспроизводить способ деления окружности на 6 равных частей с помощью циркуля.

Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку.

Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Понятие о высказывании.

Верные и неверные высказывания.

Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний.

Свойства числовых равенств и неравенств.

Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания



Отличать высказывание от других предложений, не являющихся высказываниями.

Приводить примеры верных и неверных высказываний; предложений, не являющихся высказываниями.

Отличать числовое равенство от числового неравенства.

Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств.

Конструировать ход рассуждений при решении логических задач

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Получение необходимой информации из разных источников (учебника, справочника и др.).

Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами).

Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач



Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы.



Выбирать необходимую для решения задач информацию из различных источников (рисунки, схемы, таблицы)

4 класс

Арифметические действия с многозначными числами и их свойства

Сложение и вычитание

Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания.



Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)



Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять сумму и разность многозначных чисел, используя письменные алгоритмы сложения и вычитания.

Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами


Умножение и деление

Несложные устные вычисления с многозначными числами.

Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.

Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)



Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Вычислять произведение и частное чисел, используя письменные алгоритмы умножения и деления на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.



Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений изученными способами


Свойства арифметических действий

Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)



Формулировать свойства арифметических действий и применять их при вычислениях


Числовые выражения

Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).

Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями



Анализировать составное выражение, выделять в нём структурные части, вычислять значение выражения, используя знание порядка выполнения действий.



Конструировать числовое выражение по заданным условиям


Равенства с буквой

Равенство, содержащее букву.

Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.

Составление буквенных равенств.

Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные

Различать числовое равенство и равенство, содержащее букву.

Воспроизводить изученные способы вычисления неизвестных компонентов сложения, вычитания, умножения и деления.

Конструировать буквенные равенства в соответствии с заданными условиями.

Конструировать выражение, содержащее букву, для записи решения задачи

Величины

Масса. Скорость

Единицы массы: тонна, центнер.

Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др.

Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S : t, S = v · t, t = S : v



Называть единицы массы.

Сравнивать значения массы, выраженные в одинаковых или разных единицах.

Вычислять массу предметов при решении учебных задач.

Называть единицы скорости.

Вычислять скорость, путь, время по формулам


Измерения с указанной точностью

Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком).

Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,

t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).

Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью




Различать понятия «точное» и «приближённое» значение величины.

Читать записи, содержащие знак.

Оценивать точность измерений.

Сравнивать результаты измерений одной и той же величины (например, массы) с помощью разных приборов (безмена, чашечных весов, весов со стрелкой, электронных весов) с целью оценки точности измерения


Масштаб



Масштабы географических карт. Решение задач



Строить несложный план участка местности прямоугольной формы в данном масштабе.

Выполнять расчёты: находить действительные размеры отрезка, длину отрезка на плане, определять масштаб плана; решать аналогичные задачи с использованием географической карты

Работа с текстовыми задачами

Арифметические текстовые задачи

Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.

Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение.

Понятие о скорости сближения (удаления).

Задачи на совместную работу и их решение.

Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа и числа по его доле.

Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.

Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения



Выбирать формулу для решения задачи на движение.

Различать виды совместного движения двух тел, описывать словами отличие одного вида движения от другого.

Моделировать каждый вид движения с помощью фишек.

Анализировать характер движения, представленного в тексте задачи, и конструировать схему движения двух тел в одном или в разных направлениях.

Анализировать текст задачи с целью последующего планирования хода решения задачи.

Различать понятия: несколько решений и несколько способов решения.

Исследовать задачу (установить, имеет ли задача решение, и если имеет, то сколько решений).

Искать и находить несколько вариантов решения задачи

Геометрические понятия

Геометрические фигуры

Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).

Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).

Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки



Различать и называть виды углов, виды треугольников.

Сравнивать углы способом наложения.

Характеризовать угол (прямой, острый, тупой), визуально определяя его вид с помощью модели прямого угла.

Выполнять классификацию треугольников.

Планировать порядок построения отрезка, равного данному, и выполнять построение.Осуществлять самоконтроль: проверять правильность построения отрезка с помощью измерения. Воспроизводить алгоритм деления отрезка на равные части.Воспроизводить способ построения прямоугольника с использованием циркуля и линейки


Пространственные фигуры

Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.

Прямоугольный параллелепипед.

Куб как прямоугольный параллелепипед.

Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.

Пирамида, цилиндр, конус.

Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).

Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.

Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.

Примеры развёрток пространственных геометрических фигур.

Изображение пространственных фигур на чертежах



Распознавать, называть и различать пространственные фигуры: многогранник и его виды (прямоугольный параллелепипед, пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус) на пространственных моделях.

Характеризовать прямоугольный параллелепипед и пирамиду (название, число вершин, граней, рёбер), конус (название, вершина, основание), цилиндр (название основания, боковая поверхность).

Различать: цилиндр и конус, прямоугольный параллелепипед и пирамиду.









Соотносить развёртку пространственной фигуры с её моделью или изображением.

Называть пространственную фигуру, изображённую на чертеже

Логико-математическая подготовка

Логические понятия

Высказывание и его значения (истина, ложь).

Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.

Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов



Приводить примеры истинных и ложных высказываний.Анализировать структуру предъявленного составного высказывания, выделять в нём простые высказывания, определять их истинность (ложность) и делать выводы об истинности или ложности составного высказывания.

Конструировать составные высказывания с помощью логических связок и определять их истинность.

Находить и указывать все возможные варианты решения логической задачи

Работа с информацией

Представление и сбор информации

Координатный угол: оси координат, координаты точки.

Обозначения вида А (2, 3).

Простейшие графики.

Таблицы с двумя входами.

Столбчатые диаграммы.







Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам

Называть координаты точек, отмечать точку с заданными координатами.Считывать и интерпретировать необходимую информацию из таблиц, графиков, диаграмм. Заполнять данной информацией несложные таблицы.

Строить простейшие графики и диаграммы.

Сравнивать данные, представленные на диаграмме или на графике.

Устанавливать закономерности расположения элементов разнообразных последовательностей.

Конструировать последовательности по указанным правилам


















































Учебно-тематический план

1 класс (66 ч.)

п/п

Тема

Краткое содержание

Количество часов

Дата




Всего

Теория

Практика


Кол-во



66

22

41


1

Взаимное расположение предметов.

Уточняются пространственные отношения "слева-справа", "перед-за" т.д.

2

1

1


2-3

Работа с информацией. Числа.

Работа по правилу. Упражнения с готовым планом решения.

4

1

3


4

Графические диктанты. Решение ребусов.

Закрепление и проверка знаний и пространственных

представлений.

Учатся решать ребусы.

2

1

1


5-6

Поиск и запись информации.

Информация на рисунке. Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


7

Задания на развитие логики, памяти, мышления.


2

1

1


8-9

Информация в тексте

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


10




Поверхности, линии, точки.

У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхности, умение проводить линии и изображать их на рисунках.

2

1

1


11-12

Работа с информацией.

Верно и неверно

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


13

Математические игры.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2

1

1


14-15

Работа с информацией.

Числа.Обобщение

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


16

Занимательные задачи.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2

1

1


17

Обобщающие занятия

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2

1

1


18-19

Работа с информацией.

Таблицы


Справочная информация

4

1

3


20

Линии кривые прямые

Формирование представления о прямой и кривой линии.

2

1

1


21-22

Работа с информацией.

Чтение таблицы


Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


23

Геометрические

фигуры

Знакомство с простыми фигурами круг, треугольник, квадрат

3

1

2


24

Ребусы

Совершенствование в разгадывании ребусов

2

1

1


25-26

Запись информации в таблицу.

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


27

Математические

Игры.

Задачи-шутки

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

3

1

2


28-29

Таблица и разные задания

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


30

Кроссворды

Формирование умения решать кроссворды

2

1

1


31

Головоломки

Формирование умения решать головоломки

2

1

1


32-33

Обобщающие занятия

Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2






2 класс (68 ч.)

п/п

Тема

Краткое содержание

Количество часов

Дата




Всего

Теория

Практика


Кол-во



68

17

51


1

Взаимное расположение предметов.

Закрепление понимание пространственных отношений "слева-справа", "перед-за", верхний левый угол т.д.

2

1

1


2-3

Работа с информацией.

Числа. Запись информации

Упражнения с готовым планом решения. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


4

Графические диктанты. Решение ребусов.

Закрепление и проверка знаний и пространственных

представлений.

Учатся решать ребусы.

3

1

2


5-6

Работа с информацией.

Составление предложений с данными


Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


7

Задания на развитие логики, памяти, мышления.


2


2


8-9

Работа с информацией, представленной по-разному




Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


10




Поверхности, линии, точки.

Закрепление и расширение представления о кривой и плоской поверхности, совершенствование умения проводить линии и изображать их на рисунках.

2

1

1


11

Математические игры.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2


12-13

Работа с информацией. Верно или неверно.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


14

Занимательные задачи.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2


15-16

Работа с информацией.

Таблицы.

Справочная информация.

Работа с таблицей

4

1

3


17

Обобщающие занятия

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


18-19

Работа с информацией.

Чтение таблицы.


Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


20

Линии кривые прямые, сплошные и прерывистые.

Совершенствование представлений о прямой и кривой линии. Формирование понятия сплошных и прерывистых линий.

2

1

1


21

Геометрические

фигуры

Закрепление умений различать и находить данные фигуры круг, треугольник, квадрат.

2

1

1


22-23

Работа с информацией.

Таблицы при решении разных задач. Числа и величины.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


24

Ребусы

Совершенствование в разгадывании ребусов

2

1

1


25-26

Работа с информацией.

Арифметические действия.


Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


27

Математические

Игры.

Задачи-шутки

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


28-29

Работа с информацией.

Текстовые задачи


Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


30

Кроссворды

Формирование умения решать кроссворды

2


2


31-32

Работа с информацией.

Геометрические фигуры.


Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


33

Головоломки

Формирование умения решать головоломки

2

1

1


34

Обобщающее занятие

Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

1


1




3 класс (68ч.)

п/п

Тема

Краткое содержание

Количество часов

Дата




Всего

Теория

Практика


Кол-во



68

11

57


1

Взаимное расположение предметов.

Закрепление понимание пространственных отношений ,

2


2


2-3

Работа с информацией.

Чтение таблицы

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Упражнения для сам.работы

4

1

3


4

Графические диктанты. Решение ребусов.

Закрепление и проверка знаний и пространственных

представлений.

Учатся решать ребусы.

2

1

1


5-6

Работа с информацией

Таблицы.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

Заполнение таблицы.

4

1

3


7

Задания на развитие логики, памяти, мышления.


2


2


8-9

Работа с информацией.

Таблицы.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Решение задач с помощью таблицы.


4

1

3


10




Поверхности, линии, точки. Ломаная.

Закрепление и расширение представления о кривой и плоской поверхности, совершенствование умения проводить линии и изображать их на рисунках.

2


2


11-12

Работа с информацией.

Числа и величины.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


13

Математические игры.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

3

1

2


14-15

Работа с информацией.

Арифметические действия.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


16

Занимательные задачи.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2


17

Обобщающее занятие

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


18

Линии кривые прямые, сплошные и прерывистые.

Совершенствование представлений о прямой и кривой линии. Формирование понятия сплошных и прерывистых линий.

2


2


19-20

Работа с информацией.

Геометрические фигуры.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


21

Геометрические Фигуры.Многоугольники

Закрепление умений различать и находить данные фигуры ,

2


2


22-23

Работа с информацией.

Диаграммы

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Построение столбчатой диаграммы.

4

1

3


24

Ребусы

Совершенствование в разгадывании ребусов

2


2


25-26

Работа с информацией.

Диаграммы

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


27

Математичес-кие Игры.

Задачи-шутки.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


28-29

Работа с информацией.

Решение задач

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


30

Кроссворды

Формирование умения решать кроссворды

2


2


31

Работа с информацией.

Таблицы

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

2


2


32

Головоломки

Формирование умения решать головоломки

2


2


33

Работа с информацией.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

2


2


34

Обобщающее занятие

Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

1


1




4 класс (68ч.)

п/п

Тема

Краткое содержание

Количество часов

Дата




Всего

Теория

Практика


Кол-во



68

8

60


1

Взаимное расположение предметов.

Закрепление понимание пространственных отношений.

2


2


2-3

Работа с информацией.

Таблицы.

Справочная информация.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


4

Графические диктанты. Решение ребусов.

Закрепление и проверка знаний и пространственных представлений.

Учатся решать ребусы.

2


2


5-6

Работа с информацией.

Чтение таблицы

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.Нахождение, сравнение и интерпретация данных.

4


4


7

Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения.

Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

2


2


8-9

Работа с информацией.

Таблицы.

Заполнение таблицы предложенными или самостоятельно найденными данными.

4

1

3


10




Ломаная.

Углы. Многоугольники.

Закрепление и расширение представления о кривой и плоской поверхности, совершенствование умения проводить линии и изображать их на рисунках.

2

1

1


11-12

Работа с информацией.

Таблицы.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Использование таблиц при решении разных задач.

4

1

3


13

Математические игры.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2


14

Занимательные задачи.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2


15-16

Работа с информацией.

Числа и величины.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3


17

Обобщающее занятие

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


18-19

Работа с информацией.

Арифметичес-кие действия.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

4

1

3


20

Линии кривые прямые, сплошные и прерывистые.

Совершенствование представлений о прямой и кривой линии.Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

2


2





21-22

Работа с информацией.

Работа с текстовыми задачами.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


4

1

3



23

Геометрические

фигуры. Шар. Конус.

Цилинд.

Многоугольники

Многогранники

Закрепление умений различать и находить данные фигуры. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры

2


2


24

Работа с информацией.

Геометрические

фигуры.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Пространст-венные отношения.


2


2


25

Работа с информацией.

Геометрические

величины.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.

2


2


26

Ребусы

Совершенствование в разгадывании ребусов

2


2


27-28

Работа с информацией.

Столбчатая диаграмма.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Чтение диаграммы: нахождение, сравнение и интерпретация данных.


4

1

3


29

Математичес-кие

Игры.

Задачи-шутки.

Закрепление полученных знаний и навыков полученных на уроках математики и занятиях кружка

2


2


30

Работа с информацией.

Диаграммы.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой. Построение столбцов диаграммы по заданным данным.


2


2


31

Кроссворды

Формирование умения решать кроссворды

2


2


32

Работа с информацией.

Диаграммы и их применение.

Упражнения с готовым решением. Упражнения с подсказкой.


2


2


33

Головоломки

Формирование умения решать головоломки

2


2


34

Обобщающее занятие

Проверка полученных знаний и навыков полученных на уроках математики

2


2










Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Литература используемая при составлении занятий :

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373.

2. А.Г. Асмолова Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе//Москва "Просвещение" 2011г.

3. .А.Б. Воронцова Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2011г 4. «Веселые задачки»,Остер Г.,М.,2010.

5. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2011.

6. «Дидактические карточки – задания по математике»1кл., ИстоминаН.Б.,М., 2010.

7. «Дидактические карточки – задания по математике»2кл., ИстоминаН.Б.,М., 2010.

8. «Дидактические карточки – задания по математике»3кл., ИстоминаН.Б.,М., 2010.

9. «Дидактические карточки – задания по математике»4кл., ИстоминаН.Б.,М., 2010.

10. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2010.

11. «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2011.

12. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2010.

13. «От игры к знаниям» МинскинЕ.М.,М. «Просвещение»,2010.

14. «Развивающие занятия с детьми», ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», Институт общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2010.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!