Программа воспитательной работы «Моё здоровье»
Пояснительная записка
Воспитание у подростков психологических установок нравственного и физического здоровья должно составлять единый методологический комплекс, и только такой подход может обеспечить сколько-нибудь успешное решение этой важнейшей воспитательной задачи.
Актуальность. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии:
14 % детей практически здоровы;
50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги современной молодежи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
Направления работы:
Пропаганда здорового образа жизни и формирование нравственного поведения учащихся, способных к позитивной социализации своей личности и готовых удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам асоциального и опасного для здоровья поведения. (7 класс)
Формирование осознанного понимания опасности (8 класс)
Организация совместно с учащимися, их родителями и заинтересованными организациями и учреждениями массовых акций по пропаганде здорового образа жизни и нравственного поведения с учетом социокультурных традиций. (9 класс)
Цель программы — формирование у обучающихся второй ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи:
отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
создать информационный банк о состоянии здоровья подростков;
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и учителями-предметниками;
формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья подростков.
Основные блоки программы:
педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
психологический (работа педагога-психолога);
социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
блок двигательной активности (физическое развитие).
Методы и формы работы:
беседа;
ролевая игра;
тренинг;
дискуссия;
методы самовыражения (в рисунках, в создании образов).
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы ожидается:
снижение заболеваемости или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
апробирование элементов методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
увеличение числа детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработка программы по здоровьесбережению;
разработка рекомендаций для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
Содержание программы
№ | Название блока | Задачи блока | Формы взаимодействия |
1 | “Здоровье – это победа над собой!” (7 класс) под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”; | Помощь учащимся в осознании личностной значимости собственного «я». Показать величие человека как существа мыслящего, творческого, нравственного. Вскрытие основных противоречий, окружающих человека: жизнь-смерть, добро-зло, истинное-ложное, умный-глупый, прекрасное-безобразное. Разрешение нравственных проблем | – Практикум-тестирование; – ролевые игры; – беседа-экспромт; – конкурс; – нравственный диктант и его обсуждение; – инсценировка пословицы |
2 | 8 класс – “Здоровье – это умение общаться!” под девизом “Для успеха в жизни умение общаться с людьми не менее важно, чем обладание талантом”; | Объяснение учащимся категорий добра и зла, милосердия. Беседа о вредных привычках, безнравственном поведении. Предотвращение негативных явлений. Воспитание толерантности, помощь учащимся в определении цели в жизни | – Этико-психологический тренинг; – ситуации выбора; – классный час-размышление; – работа с тетрадью «Доверие»; – психологические упражнения |
3 | 9 класс – “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”. | Воспитание негативного отношения к вредным привычкам, стремления к здоровому образу жизни, к этичному отношению к другим людям. Привитие умения сказать «нет» | – Беседа; – психологический практикум; – просмотр кинофильма; – ситуация выбора; – суд |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
этап реализации программы | цель | участники | направления деятельности |
Подготовительный | | | |
Корректировочный | | | |
Внедренческий | | | |
Обобщающе – прогностический | | | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Содержание деятельности (Что?) | Сроки проведения (Когда?) | Уровень реализации (Где?) | Ответственный (Кто?) |
1 | Диаграмма «Мои жизненные ценности» День Здоровья | 1 четверть (7 класс) | | Классный руководитель Классный руководитель и учитель физической культуры |
2 | Психологическая игра «На пути к образованному человеку» | 2 четверть (7 класс) | | Классный руководитель и педагог-психолог |
3 | Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?» Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов Родительское собрание «Семейное воспитание и здоровье наших детей» | 3 четверть (7 класс) | | Классный руководитель и медицинские работники Классный руководитель и родители |
4 | Собрание «За здоровый образ жизни» | 4 четверть (7 класс) | | Классный руководитель и родители |
5 | Анкетирование: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека» | 1 четверть (8 класс) | | Классный руководитель Классный руководитель и педагог-психолог |
6 | Встреча с врачом-офтальмологом | 2 четверть (8 класс) | | Классный руководитель и медицинские работники |
7 | Анкета: употребление алкоголя, сигарет, наркотиков. Классный час «Наркотики – мой яд!» Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» | 3 четверть (8 класс) | | Классный руководитель, инспектор ПДН, социальный педагог |
8 | Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья». Мониторинг показателей здоровья обучающихся | 4 четверть (8 класс) | | Классный руководитель и медицинские работники |
9 | Театрализованная игра «Суд над сигаретой» Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья» | 1 четверть (9 класс) | | Классный руководитель Классный руководитель и медицинские работники |
10 | Собрание «Не дай нам Бог судьбу ребенка увидеть на конце иглы» | 2 четверть (9 класс) | | Классный руководитель и родители |
11 | Беседа «Законы жизни». Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем» | 3 четверть (9 класс) | | Классный руководитель Классный руководитель и медицинские работники |
12 | Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» | 4 четверть (9 класс) | | Классный руководитель и педагог-психолог |
НОРМОТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫ:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
- закон РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”;
- закон РФ “Об образовании”;
- письмо Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования”;
- письмо Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7;
- приказ Минобразования, Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах по улучшению охраны здоровья детей в РФ” // Официальные документы в образовании 20/2002;
- письмо Минобразования “О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению “Здоровьесберегающие технологии””// Официальные документы в образовании - 2002, №26;
9 класс
«Здоровье – это жизнь!»
(план работы)
Успешный человек тот,
кто научился учиться и знает,
как изменить себя
№ п/п | Сотрудничество | Учебные четверти |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Классный руководитель | Поездка в бассейн |
Беседа «Законы жизни». | Анкета информированности по вопросам ВИЧ – СПИДа | Беседа для девочек «Влияние стиля жизни на репродуктивное здоровье женщины» | Игра «Степень риска» |
2 | Классный руководитель и педагог-психолог | Курс по выбору «Культура эмоций» | Курс по выбору «Конфликтология» |
| Классный час с элементами тестирования «Лидер на все времена» | Классный час с элементами тестирования «Стрессоустойчивость» | Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки |
3 | Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии) | ОБЖ. Распространение буклетов среди обучающихся о необходимости употребления витаминов, 1-11кл | ОБЖ. «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. Основы здорового образа жизни. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Понятие о привычках здорового образа жизни», 9 класс. | Обществознание. Урок «Семья и наркотики», 9 класс. | Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 11кл. Химия. Урок «Оксид углерода (II) и оксид углерода (IV)» (образование угарного газа при курении и действии его на организм), 9 класс |
4 | Классный руководитель и медицинские работники | Проведение профилактических прививок. |
Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Беседа врача- гинеколога «Заболевания, передающиеся половым путем» | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Анкетирование «Личный опыт школьников, относительно одурманивающих веществ». | Мониторинг показателей здоровья обучающихся 1 - 11 классов. Беседа «История контрацепции, виды контрацепции». Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья», 7 - 11 классы. | Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся. Беседа школьного врача «Правильное питание – залог здоровья», 1 - 11кл. |
5 | Классный руководитель и родители | Вечер «Твое свободное время и твое здоровье» | Конференция «Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма» | Собрание «Жизненный ценности подростков» (психолог) | Беседа «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?» |
6 | Классный руководитель и педагог-организатор, ПДО | Ток – шоу «Большая перемена» (о проблеме табакокурения) | Беседа «Причины пристрастий» | Беседа инспектора ОПДН «Как не стать жертвой преступления» | Беседа «Свобода выбора – это уход от зависимости» |
7 | Классный руководитель и учитель физической культуры | День здоровья. Научно-спортивная экспедиция «В мире здоровья» | День здоровья. Игровая программа «Все дело в спорте» | День здоровья. Школа выживания. | День здоровья. День спортивной семьи. |