СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Русский язык в тестах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может быть реализована обучающимися 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Русский язык в тестах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении

Большеталовская средняя общеобразовательная

школа Зерноградского района


«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеталовской СОШ

Приказ от « 31» августа 2023 года № 203

Е.Н. Каплун /____________/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


По курсу «Русский язык в тестах»


Среднее общее образование, 10 класс

Количество часов по учебному плану 34 ч (1 час в неделю)

Программа будет реализована за 34 часа


Учитель: Сахнюк Инна Геннадьевна












2023-2024 учебный год

РАЗДЕЛ I Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Русский язык в тестах»

В результате изучения внеурочной деятельности «Русский язык в тестах» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно         использовать         лексические         и         грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,  просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования  (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. 

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).



РАЗДЕЛ II Содержание тем внеурочной деятельности

«Русский язык в тестах»



п.п

Темы

Кол-во часов

1

Лексические образные средства речи

15 ч

2

Стилистические фигуры

18 ч

3

Подведение итогов

1 ч

4

итого

34



I. Лексические образные средства речи (15 часов)

Понятие «троп». Использование тропа в художественной речи. Общеязыковые тропы и авторские тропы. Роль тропов в речи.

Аллегория. Общеязыковая и индивидуально – авторская аллегория. Роль аллегории в тексте.

Гипербола. Ее средства. Роль в тексте. Общеязыковая и индивидуально – авторская гипербола.

Ирония. Средства ее выражения.

Литота. Средства литоты. Общеязыковая и литературная литота.

Метафора. Общеязыковая метафора. Близость метафоры к сравнению. Развернутая метафора. Роль метафоры в тексте.

Метонимия. Типы переносов по смежности.

Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике. Перифраза. Общеязыковая и индивидуально – авторская перифраза. Использование перифразы в научно – популярном стиле.

Синекдоха. Виды синекдохи. Отличие метонимии от синекдохи.

Сравнения. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение. Развернутое сравнение.

Эпитет. Постоянные эпитеты. Способы выражения эпитетов.

II. Стилистические фигуры (18 часов)

Понятие о стилистической фигуре.

Анафора. Словообразовательная и лексическая анафора. Эпифора.

Антитеза. Разные типы конструкций, имеющих значение антитезы.

Градация. Восходящая и нисходящая градация.

Именительный представления. Роль в тексте.

Инверсия. Роль инверсии в тексте.

Лексические повторы. Их роль в тексте.

Оксюморон. Употребление в художественном и публицистическом стиле.

Парцелляция. Роль в тексте.

Риторический вопрос. Роль в тексте.

Риторическое восклицание. Роль в тексте.

Риторическое обращение. Функции обращения.

Синтаксический параллелизм. Роль в тексте.

Эллипсис. Связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами. Функции в тексте.

III. Подведение итогов (1 час)



РАЗДЕЛ III Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Русский язык в тестах»

Тема

кол.

часов

дата

факт


Лексические образные средства речи

(15 часов)



1-2

Понятие «троп». Использование тропа в художественной речи. Общеязыковые тропы и авторские тропы. Роль тропов в речи.

2

06.09

13.09


3

Аллегория. Общеязыковая и индивидуально – авторская аллегория. Роль аллегории в тексте.

1

20.09


4

Гипербола. Ее средства. Роль в тексте. Общеязыковая и индивидуально – авторская гипербола.

1

27.09


5

Ирония. Средства ее выражения.

1

04.10


6

Литота. Средства литоты. Общеязыковая и литературная литота.

1

11.10


7-8

Метафора. Общеязыковая метафора. Близость метафоры к сравнению. Развернутая метафора. Роль метафоры в тексте.

2

18.10

25.10


9

Метонимия. Типы переносов по смежности.

1

08.11


10

Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

1

15.11


11

Перифраза. Общеязыковая и индивидуально – авторская перифраза. Использование перифразы в научно – популярном стиле

1

22.11


12

Синекдоха. Виды синекдохи. Отличие метонимии от синекдохи.

1

29.11


13-14

Сравнения. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение. Развернутое сравнение.

2

06.12

13.12


15

Эпитет. Постоянные эпитеты. Способы выражения эпитетов.

1

20.12


II. Стилистические фигуры (18 часов)


16

Понятие о стилистической фигуре.

1

27.12


17-18

Анафора. Словообразовательная и лексическая анафора. Эпифора. Роль в тексте.


2

10.01

17.01


19-20

Антитеза. Разные типы конструкций, имеющих значение антитезы. Предназначение антитезы.

2

24.01

31.01


21

Градация. Восходящая и нисходящая градация.

1

07.02


22

Именительный представления. Роль в тексте.

1

14.02


23

Инверсия. Роль инверсии в тексте.

1

21.02


24

Лексические повторы. Их роль в тексте.

1

28.02


25-26

Оксюморон. Употребление в художественном и публицистическом стиле.

2

07.03

14.03


27

Парцелляция. Роль в тексте.

1

21.03


28

Риторический вопрос. Роль в тексте.

1

04.04


29

Риторическое восклицание. Роль в тексте.


1

11.04


30

Риторическое обращение. Функции обращения.


1

18.04


31

Синтаксический параллелизм. Роль в тексте.


1

25.04


32-33

Эллипсис. Связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами. Функции в тексте.


2

02.05

16.05


34 III. Подведение итогов (1 час) 23.05






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Большеталовской СОШ

от 31.08.2023 года №_1__

Руководитель МС

___________/_О.В. Захарюта__



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

_____________ И.В. Горбоконь

31.08.2023 года

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!