Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждении
Большеталовская средняя общеобразовательная
школа Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Большеталовской СОШ
Приказ от « 31» августа 2023 года № 203
Е.Н. Каплун /____________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
По курсу «Русский язык в тестах»
Среднее общее образование, 10 класс
Количество часов по учебному плану 34 ч (1 час в неделю)
Программа будет реализована за 34 часа
Учитель: Сахнюк Инна Геннадьевна
2023-2024 учебный год
РАЗДЕЛ I Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Русский язык в тестах»
В результате изучения внеурочной деятельности «Русский язык в тестах» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
РАЗДЕЛ II Содержание тем внеурочной деятельности
«Русский язык в тестах»
№ п.п | Темы | Кол-во часов |
1 | Лексические образные средства речи | 15 ч |
2 | Стилистические фигуры | 18 ч |
3 | Подведение итогов | 1 ч |
4 | итого | 34 |
I. Лексические образные средства речи (15 часов)
Понятие «троп». Использование тропа в художественной речи. Общеязыковые тропы и авторские тропы. Роль тропов в речи.
Аллегория. Общеязыковая и индивидуально – авторская аллегория. Роль аллегории в тексте.
Гипербола. Ее средства. Роль в тексте. Общеязыковая и индивидуально – авторская гипербола.
Ирония. Средства ее выражения.
Литота. Средства литоты. Общеязыковая и литературная литота.
Метафора. Общеязыковая метафора. Близость метафоры к сравнению. Развернутая метафора. Роль метафоры в тексте.
Метонимия. Типы переносов по смежности.
Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике. Перифраза. Общеязыковая и индивидуально – авторская перифраза. Использование перифразы в научно – популярном стиле.
Синекдоха. Виды синекдохи. Отличие метонимии от синекдохи.
Сравнения. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение. Развернутое сравнение.
Эпитет. Постоянные эпитеты. Способы выражения эпитетов.
II. Стилистические фигуры (18 часов)
Понятие о стилистической фигуре.
Анафора. Словообразовательная и лексическая анафора. Эпифора.
Антитеза. Разные типы конструкций, имеющих значение антитезы.
Градация. Восходящая и нисходящая градация.
Именительный представления. Роль в тексте.
Инверсия. Роль инверсии в тексте.
Лексические повторы. Их роль в тексте.
Оксюморон. Употребление в художественном и публицистическом стиле.
Парцелляция. Роль в тексте.
Риторический вопрос. Роль в тексте.
Риторическое восклицание. Роль в тексте.
Риторическое обращение. Функции обращения.
Синтаксический параллелизм. Роль в тексте.
Эллипсис. Связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами. Функции в тексте.
III. Подведение итогов (1 час)
РАЗДЕЛ III Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Русский язык в тестах»
№ | Тема | кол. часов | дата | факт |
| Лексические образные средства речи (15 часов) | | |
1-2 | Понятие «троп». Использование тропа в художественной речи. Общеязыковые тропы и авторские тропы. Роль тропов в речи. | 2 | 06.09 13.09 | |
3 | Аллегория. Общеязыковая и индивидуально – авторская аллегория. Роль аллегории в тексте. | 1 | 20.09 | |
4 | Гипербола. Ее средства. Роль в тексте. Общеязыковая и индивидуально – авторская гипербола. | 1 | 27.09 | |
5 | Ирония. Средства ее выражения. | 1 | 04.10 | |
6 | Литота. Средства литоты. Общеязыковая и литературная литота. | 1 | 11.10 | |
7-8 | Метафора. Общеязыковая метафора. Близость метафоры к сравнению. Развернутая метафора. Роль метафоры в тексте. | 2 | 18.10 25.10 | |
9 | Метонимия. Типы переносов по смежности. | 1 | 08.11 | |
10 | Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике. | 1 | 15.11 | |
11 | Перифраза. Общеязыковая и индивидуально – авторская перифраза. Использование перифразы в научно – популярном стиле | 1 | 22.11 | |
12 | Синекдоха. Виды синекдохи. Отличие метонимии от синекдохи. | 1 | 29.11 | |
13-14 | Сравнения. Способы выражения сравнения. Отрицательное сравнение. Развернутое сравнение. | 2 | 06.12 13.12 | |
15 | Эпитет. Постоянные эпитеты. Способы выражения эпитетов. | 1 | 20.12 | |
II. Стилистические фигуры (18 часов) | |
16 | Понятие о стилистической фигуре. | 1 | 27.12 | |
17-18 | Анафора. Словообразовательная и лексическая анафора. Эпифора. Роль в тексте. | 2 | 10.01 17.01 | |
19-20 | Антитеза. Разные типы конструкций, имеющих значение антитезы. Предназначение антитезы. | 2 | 24.01 31.01 | |
21 | Градация. Восходящая и нисходящая градация. | 1 | 07.02 | |
22 | Именительный представления. Роль в тексте. | 1 | 14.02 | |
23 | Инверсия. Роль инверсии в тексте. | 1 | 21.02 | |
24 | Лексические повторы. Их роль в тексте. | 1 | 28.02 | |
25-26 | Оксюморон. Употребление в художественном и публицистическом стиле. | 2 | 07.03 14.03 | |
27 | Парцелляция. Роль в тексте. | 1 | 21.03 | |
28 | Риторический вопрос. Роль в тексте. | 1 | 04.04 | |
29 | Риторическое восклицание. Роль в тексте. | 1 | 11.04 | |
30 | Риторическое обращение. Функции обращения. | 1 | 18.04 | |
31 | Синтаксический параллелизм. Роль в тексте. | 1 | 25.04 | |
32-33 | Эллипсис. Связь художественного эллипсиса с разговорными оборотами. Функции в тексте. | 2 | 02.05 16.05 | |
34 III. Подведение итогов (1 час) 23.05 | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Большеталовской СОШ от 31.08.2023 года №_1__ Руководитель МС ___________/_О.В. Захарюта__ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _____________ И.В. Горбоконь 31.08.2023 года |