СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 6 КЛАССЕ "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК" (2016 - 2017 учебный год)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.

Занятия проводятся с постоянным составом детей 1 раз в неделю по 1 часу.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 6 КЛАССЕ "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК" (2016 - 2017 учебный год)»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Предлагаемая образовательная программа «Занимательный русский язык» общеинтеллектуального направления для работы с обучающимися 6 класса по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры обучающихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Содержание программы построено на чередовании теоретических занятий с практическими. В качестве дидактического материала используются различные лингвистические словари, научно-популярные книги о русском языке, материалы для бесед, тесты, презентации по темам занятий.

Программа содержит возможности для дифференцированного и индивидуального подхода, построена по принципу от простого к сложному. Соблюдается исторический подход к слову, его истокам.

Программа «Занимательный русский язык» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

Программа имеет большое практическое значение: её средствами повышается культура речи, развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей. Занятия способствуют формированию у учащихся интереса к работе исследователя языка и вырабатывают профессиональный интерес к занятиям лингвистикой.

Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности школьников 6 классов, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Занятия проводятся с постоянным составом детей человек 1 раз в неделю по 1 часу.

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.

Цель программы:

углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок.

2. Развивающие:

- развитие языковых компетенций обучающихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному.

3. Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности;

- воспитание толерантности.

Формы занятий:

- групповые;

- индивидуальные.

Виды деятельности педагога и детей:

теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, КВНы, подготовка сообщений, выполнение проектов);
индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов), проведением практических занятий с элементами игр и игровых элементов, использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

Методы:

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи:

- русский язык;

- литература;

- история;

- музыка;

- живопись;

- английский, латинский язык

- биология;

- география;

- краеведение.

Внутрипредметные связи:

- фонетика, орфоэпия, орфография;

- лексика, орфография, этимология;

- морфология, орфография, этимология;

- морфология и стилистика.









II . РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные универсальные учебные действия:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

-учебно-познавательный интерес к предмету;

-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;

-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха;

-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

-развитие морально-этического сознания;

-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение учитывать установленные правила в планировании;

-умение решать проблемы творческого характера;

-умение адекватно воспринимать оценку;

-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой

ситуации.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение добывать новые знания;

-умение перерабатывать информацию;

-умение строить суждения в простой форме;

-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

-интерес к познанию природы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-умение договариваться;

-умение работать в паре, группе, коллективе;

-умение адекватно использовать речевые средства;

-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.



III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема 1. Язык – вековой труд поколений. (3ч). 
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (1ч.) 
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Тема 3. Не все годится, что говорится. (2ч.) 
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (2ч.) 
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. 
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».
Тема 5. Каков человек, такова его и речь. (2ч.) 
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке. Фонетический КВН.
Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!» (3 ч.)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев». 
Тема 7. Различай и отличай. (2 час.).
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?(2 час.)
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Викторина «Узнай меня». Работа с текстами.
Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (4 час)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир. Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна. (4 ч.) 
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (1 ч.)
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность. 
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Тема 12. В многословии не без пустословия. (2ч.) 
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность. 
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.
Тема 13. По речи узнают человека. (2ч.) 
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Конкурс знатоков речи.
Тема 14. Что в имени тебе моем? (3 ч.)
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.
Тема 15. Итоговое занятие. (1ч.)
Аукцион знаний. 






IY. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности

Дата проведения

планируемая

фактическая


Тема 1. Язык – вековой труд поколений.

3




1

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

1

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.



2

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1



3

Лингвистическая игра «Происхождение слов».

1




Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово.

1




4

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.




Тема 3. Не все годится, что говорится.

2





5

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».

1




Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах. Использование приёмов ознакомительного и просмотрового чтения



6

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».


1




Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

2




7

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

1

Использование в собственной речи фразеологических оборотов, синонимов, антонимов и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).



8

Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1




Тема 5. Каков человек, такова его и речь.

2




9

Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском литературном языке.

1

Осознание роли языка в жизни человека.

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

Овладение основными правилами литературного произношения и ударения.



10

Фонетический КВН.

1




Тема 6. «С русским языком можно творить чудеса!»




3




11

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

1



Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.




12

Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке

1



13

Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

1




Тема 7. Различай и отличай.

2




14

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

1




Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.



15

Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

1




Тема 8. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

2




16

Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова

1

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.



17

Работа с текстами. Викторина «Узнай меня».

1




Тема 9. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4




18

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.


1






Составление алгоритмов на распознавание частей речи.



19

Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир.


1



20

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.


1



21

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.


1




Тема 10. Нет той тайны, чтобы не была явна.

4




22

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1





Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета



23

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1



24

Знакомство с жанром лимерика. Лимерики.


1



25

Игры с рифмой. Создание лимериков по школьной тематике.






Тема 11. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

1




26

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

1

Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения




Тема 12. В многословии не без пустословия.

2




27

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

1

Изучение правил подготовки ответа-монолога: определение темы сообщения; подбор материалов на данную тему; выделение важных мыслей, подбор примеров, цитат; расположение мыслей в логической последовательности; обобщение высказывания, вывод.

Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.



28

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.


1




Тема 13. По речи узнают человека.


2




29

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

1



Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы.

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре



30

Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Конкурс знатоков речи

1




Тема 14. Что в имени тебе моем?

3




31

История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.


1

Овладение основными понятиями антропонимики.

Понимание роли слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширение своего лексикона. Выполнение проекта о происхождении имен.



32

Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.


1



33

Защита проекта «Что в имени тебе моем?»


1




Тема 15. Итоговое занятие.


1




34

Аукцион знаний.

1

Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний».






22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!